Борьба с экономическими преступлениями в России 2019 год

На данном этапе развития нашего государства является очевидным, что экономическая безопасность Российской Федерации находится под угрозой, лица, совершающие преступления, обнаруживают всё новые сферы деятельности, методы и способы реализации задуманного. После распада Советского Союза власти начали активно заниматься обеспечением экономической безопасности, но, к сожалению, как показывает статистика, число экономических преступлений в России не снижается, а имеет тенденцию к повышению, что, конечно же, влияет на экономическую безопасность нашей страны и национальную безопасность в целом.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, экономика, борьба с экономической преступностью, профилактика преступности.

Процессы преобразований, осуществляемых в России в связи с переходом к системе рыночных отношений и рядом государственных реформ, наряду с определёнными позитивными сдвигами в экономике, политике и социальной сфере сопровождаются противоречиями и негативными явлениями, в числе которых наиболее опасным является экономическая преступность.

На современном этапе в условиях либерализации общественной жизни, прежде всего, в экономической сфере, получила новые стимулы криминальная активность, которая стала быстро распространяться, генерируя новые, ранее не известные правоохранительной практике виды посягательств против собственности, правопорядка в сфере экономики, законности предпринимательства. Среди них, в частности: монополизм и недобросовестная конкуренция, фиктивное и преднамеренное банкротство, злоупотребления при кредитовании и выпуске ценных бумаг, нецелевое использование государственных кредитов и др.

Уровень экономической преступности настолько возрос, что стал препятствовать развитию производственной сферы, лишать бюджет страны значительной части доходов, сдерживать приток инвестиций, провоцировать инфляцию, мешать нормальной деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур, обострять социально-экономические проблемы, сводить на нет усилия по реформированию общества, стабилизации экономики, выходу из кризиса и, в целом, угрожать национальной безопасности государства.

Преступность в сфере экономики всё более организуется, вооружается, внедряется в прибыльные сферы деятельности, извлекает и отмывает незаконные доходы, устанавливает преступные связи не только внутри страны, но и за её пределами. Более того, экономическая преступность сращивается с общеуголовной.

Выражается это, в первую очередь, в восприятии и активной эксплуатации многими предпринимателями «ценностей», «традиций» и норм поведения преступной среды. Использование средств и способов, преимущественно, не правового, а имущественного и силового характера, «проплаченного», так называемого административного ресурса стало превалирующим в деловых отношениях, и всё чаще воспринимается самими предпринимателями как обыденное явление. В который раз при этом вспоминается ставшая уже крылатой фраза профессора А.М. Яковлева о «системообразующей формуле» преступлений в сфере экономической деятельности — «обмане или злоупотреблении доверием», которые превратились в самые распространённые способы получения доходов. В этой связи существует угроза ещё не сформировавшейся деловой этике, психологии нормальной экономической деятельности и соответствующим закону правилам ведения дел. И, как результат, данный процесс неумолимо ведёт к характерным изменениям деловой среды в целом [1, с. 35].

Криминально-экономическая среда вовлекает в свою преступную деятельность работников госаппарата, представителей депутатского корпуса, коррумпируя их, стремится проникнуть в структуры власти и управления.
Важно также отметить, что растущая криминализация экономики, преступное «выкачивание» из неё доходов и сосредоточение крупных капиталов в руках криминальных элементов привели к снижению жизненного уровня основных масс граждан, обусловили расслоение людей на очень богатых и людей, находящихся за чертой бедности, что является постоянным источником социальной напряжённости в стране.

На рост экономической преступности влияют не только недостатки правового обеспечения деятельности правоохранительных органов, несовершенство уголовного законодательства, регулирующего вопросы ответственности за новые виды противоправных действий в сфере экономики, но и дефицит научных разработок и рекомендаций по борьбе с экономической преступностью в настоящий период.

Важнейшим направлением борьбы с экономической преступностью является её предупреждение. Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, её порождающие.

Основную роль в предупреждении преступлений в сфере экономики играет система мер общесоциального уровня, которая включает следующее: требуется выход из ситуации политического и экономического кризиса, в котором оказалась Россия. Необходимо добиться подъёма промышленного и сельскохозяйственного производства, взять под контроль инфляцию, осуществить переход от «дикого» рынка к цивилизованному, обеспечить добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, создать эффективную инфраструктуру рыночной экономики. Помимо этого необходимо обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения её эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определённых слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Для улучшения положения в стране, помимо мер общесоциального уровня, важными являются социально-криминологические меры, к которым можно отнести:
— установление контроля государства за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств;
— проведение закупок товаров, предоставления услуг по государственным заказам через открытые конкурсы, обеспечение открытости в расходовании бюджетных средств;
— реформирование налоговой системы в целях создания благоприятных условий для предпринимательства и активизации инвестиционных процессов;
— ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;
— разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;
— усовершенствование системы бухгалтерского учёта, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;
— усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение её чрезмерной либерализации;
— осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.

Большое значение также имеют и так называемые правовые меры, которые заключаются в принятии комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранении противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и др. отраслей законодательства; восполнении пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовом обеспечении механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечении стабильности правовых запретов, использовании в полной мере превентивных возможностей закона; своевременном и адекватном реагировании на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния: использовании предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению; разработке и внедрению стандартов безопасности от правонарушений и др.

В системе общегосударственного механизма противодействия преступности немаловажную роль играют законодательные органы и администрации субъектов Российской Федерации, осуществляющие правовое регулирование общественных отношений на уровне субъектов Российской Федерации, принимающим нормативные правовые акты по отдельным вопросам, исходя из особенностей (социально-экономических, степени криминогенности и т.п.) конкретных регионов, в том числе направленных на наведение порядка в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности [3, с. 29].

Предупреждением преступлений в сфере экономики занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений. Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономической деятельности. Деятельность этих подразделений направлена: на выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

Это интересно:  Как быстро продать машину - советы и рекомендации 2019 год

Главное в предупреждении экономических преступлений, которое осуществляется правоохранительными органами, — своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:
— выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;
— установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;
— обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.
Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой,
материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надёжной правовой и социальной защищённости их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономики требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия.

Одной из его форм является чётко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами — важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономики.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих органов, правоохранительных органов и общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в РФ.

Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учётом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.

Среди основных направлений такой программы необходимо выделить: совершенствование законодательного регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на её осуществление. К правовым мерам относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственность за криминальную экономическую деятельность. Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений.

Речь идёт не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки её результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое количество её субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля за развитием экономических отношений в целом.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, федеральные программы борьбы с преступностью. Нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые отрасли законодательства.

Таким образом, эффективность борьбы с экономической преступностью зависит от ряда факторов, прежде всего, от правового регулирования новых экономических отношений, подвергшихся криминализации: устранения противоречивости правовой базы и отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов; создания условий для развития экономики, укрепления социально-экономической стабильности общества.

Для усиления борьбы с экономической преступностью большое значение также имеет повышение эффективности профилактической деятельности следственного аппарата и осуществления профилактических функций общего прокурорского надзора, а также совершенствование координации деятельности правоохранительных органов, их взаимодействия с контролирующими органами и структурами исполнительной власти.

1. Алиев В.М. Современные тенденции в распространении экономической преступности // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 34-36.
2. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/analytics.
3. Ларичев В.Д. Правовые меры предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. № 1. С. 27-31.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

Активная борьба с экономическими преступлениями ведется не первый год. Преступления в сфере экономики в последние годы происходят всё чаще. Средства массовой информации едва ли не каждый день сообщают о громких делах, фигурантами которых становятся, преимущественно, чиновники. Экономике государства наносится большой урон, но предпринимаются всяческие попытки свести к минимуму возможные потери.

Экономическим преступлением называется любое опасное деяние, которое наносит урон экономике государства. Это может быть неуплата налогов, мошенничество, взяточничество, изготовление фальшивых денежных купюр, производство нелегальных товаров, контрабанда и т.д.

В нашей стране активную борьбу с экономическими преступлениями ведет ОБЭП – специально созданная организация в структуре МВД, которая помогает предотвратить противоправные деяния. Если же преступление уже совершено, — выявить нарушителей, собрать доказательства их вины (причастности). Однако эксперты утверждают, что многое зависит и от профилактики, то есть мер предупреждения противоправных действий в данной области.

Ученые-теоретики делят эти меры на две группы: общие (они лишь косвенным образом помогают достичь желаемой результата) и целенаправленные. Существует разделение мер и по сфере применения:

  • экономические;
  • политические;
  • правовые;
  • психологические;
  • организационные;
  • технические.

Приведем примеры некоторых из них. Экономические меры, по мнению ученых, — это преодоление последствий экономического кризиса, сдерживание роста инфляции; реализация программ, помогающих восстановить финансовое положение тем юридическим и физическим лицам, которые пострадали от действий нарушителей.

Политические – снижение уровня коррупции в органах гос. власти, борьба с теневым бизнесом на государственном уровне.

Правовые – устранение противоречий, наблюдаемых в правовом регулировании экономических отношений, внесение необходимых поправок в статьи Уголовного кодекса.

Психологические – воспитание в гражданах отрицательного отношения к неисполнению своих обязательств, например, неуплате налогов; информирование граждан о том, каким может быть наказание за то или иное экономическое преступление.

Организационные – забота о том, чтобы бюджет всех уровней был «прозрачным» для граждан; разработка специальных программ борьбы с отдельными видами экономических преступлений.

Технические – использование современной техники, которая помогала бы препятствовать незаконному присвоению чужого имущества; создание компьютерных программ, которые помогут принимать верные управленческие решения и тем самым предупреждать риск совершения экономических преступлений.

Противоправные деяния в сфере экономики совершаются по разным причинам. Одни нарушители действуют из корыстных побуждений (в целях наживы), другие стремятся всеми возможными способами как можно быстрее взобраться по служебной лестнице. Третьи просто халатно относятся к исполнению своих служебных обязанностей.

Поскольку существует несколько разновидностей противоправных действий в сфере народного хозяйства, методика расследования экономических преступлений будет разной в зависимости от состава преступления и ряда других факторов. Так, работая над делом, которое было совершено из личных побуждений, сотрудник правоохранительных органов станет выяснять следующую информацию:

  • была ли у обвиняемого личная заинтересованность в совершении данного деяния;
  • в чем это выразилось;
  • какую цель преследовал обвиняемый;
  • когда, где, что и каким способом он попытался сделать;
  • какую пользу для себя он из этого извлек;
  • были ли его действия тщательно спланированы.

Большую сложность представляет расследование дел, связанных с обрушением зданий, массовым отравлением, авиакатастрофами. Поскольку изначально очень мало информации о том, каким образом всё произошло и кто виновен в случившемся, отрабатываться начинают три версии: нарушение техники безопасности (технологии приготовления пищи); чья-то месть (умышленно); стечение обстоятельств.

  • сбор данных о времени, месте, обстоятельствах произошедшего;
  • выяснение истинных причин совершенного экономического преступления;
  • установление, какое действие или бездействие послужило причиной;
  • установление личности правонарушителя, его мотива, цели и т.д.

Не меньшую сложность вызывают и дела, связанные с незаконным предпринимательством. Расследуя их, сотрудники правоохранительным органов поступают следующим образом:

  • выявляют личности участников незаконной группировки;
  • устанавливают размеры (количество, вес, товарооборот) выпущенной ими продукции;
  • выясняют, причастен ли этот правонарушитель к совершению других, аналогичных преступлений;
  • устанавливают, какую цель преследовали нарушители и другую информацию.

Кроме того, проводятся допросы подозреваемых, пострадавших и свидетелей, проводится экспертиза изъятой продукции (если имели место отравление или гибель людей) и т.д.

Итак, в нашей стране ведется активная борьба с экономическими преступлениями, в частности с коррупцией. Используются профилактические меры. Если преступление уже совершено, то в каждом отдельном случае проводятся оперативные мероприятия, направленные на выяснение всех обстоятельств и установление виновных лиц, их мотивов, цели.

Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.

Это интересно:  Отвод адвоката в уголовном процессе: основания, ходатайство 2019 год

На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.

После 1985 года, переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.

В феврале 1992-го в результате объединения МВД СССР и РФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах; в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.

Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году посредством ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачей её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главные управления по борьбе с экономическими преступлениями по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованная впоследствии в Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).

В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБу стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.

Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления и отделы. Например, в Москве этой работой занимается ГУ МВД РФ по г. Москве (УЭБиПК), также отделы в каждом из административных округов (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП.

Таким образом, структура подразделений ОВД по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:

ГУЭБиПК в составе МВД России;

УЭБиПК в составе Главных управлений МВД РФ;

ОЭБиПК в составе управлений, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;

ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.

В структуре Главного управления ЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:

в сферах финансовой деятельности и банкротства;

в сферах машиностроения и металлургии;

в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.

Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует.

Следует иметь в виду, что указанное деление подразделений в зависимости от отрасли экономики и направлений деятельности является формальным, и на практике не редко возможно отступление от этого деления при распределении руководителем для проведения проверки конкретных материалов.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :

Федеральный закон «О полиции»;

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.

Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.

Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.

Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.

Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.

Это интересно:  Как увеличить уровень продаж с помощью веб-сайта 2019 год

Борьба с экономическими преступлениями является важной и неотъемлемой частью обеспечения функционирования государственного механизма. Ведь она позволяет поддерживать в тонусе костяк структуры общества — служащих и хозяйственно активных граждан. В чем же заключается борьба с экономическими преступлениями? Какие органы и структуры занимаются ею? Насколько они успешны? Эти и множество других подобных вопросов будет освещено в рамках этой статьи.

Занимается этой проблемой следственный комитет Российской Федерации, в структуре которого выделен отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Есть свои подразделения и в рамках Министерства внутренних дел. Также этой проблемой интересуется Федеральная служба безопасности. По субъектах РФ счет заявлений о подобных правонарушениях идёт на тысячи в год. Пальму первенства держат так называемые коррупционные преступления. За ними идут правонарушения в налоговой сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, которые заняли соответственно второе и третье место. Хотя наметилась довольно опасная тенденция увеличения количества заявлений, которые связаны с рейдерством.

Для следственного комитета Российской Федерации борьба с экономическими преступлениями является приоритетным направлением. Следует отметить, что подобные дела являются довольно специфическими и они, как правило, сложны в расследовании. При этом необходимо отметить, что, увы, только незначительная часть средств, расхищаемых преступниками, изымается в пользу государства. И здесь нет ничего удивительного, ведь они делают всё возможное, чтобы припрятать свои деньги.

Поэтому и был создан отдел по борьбе с экономическими преступлениями, в котором работают специалисты именно в этой сфере. Следует отметить, что в следственный комитет часто направляются материалы из ФСБ и МВД по борьбе с экономическими преступлениями. Результатом общей качественной работы оперативных работников и следователя является уголовное дело, которое направляется в суд.

Борьба с экономическими преступлениями интересует не только исполнительную власть. В неё включены и Государственная Дума, и Совет Федерации. Существуют различные комитеты и группы, которые занимаются этой проблемой. В их задачи входит обеспечение законности. Так, одним из пионеров в этой области, к примеру, является такой известный человек, как Наталья Поклонская, – безусловно, харизматичный и уверенный в себе ранее прокурор, потом государственный советник юстиции, а сейчас глава профильного комитета Государственной Думы. Эта женщина жестко выступает против таких негативных явлений, как экономические преступления. Но, увы, не видно задоринки со стороны депутатов – профильный комитет Госдумы под её руководством в полном составе ни разу так и не собирался.

Со стороны может показаться, словно правоохранительные органы ничего не делают. Это, конечно же, совершенно не так. Любое управление по борьбе с экономическими преступлениями недаром ест свой хлеб. Так, ежегодно выявляются десятки тысяч только коррупционных случаев. И более десяти тысяч коррупционеров постоянно привлекается, в том числе и высокопоставленные должностные лица.

Так что борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией уделяется значительное внимание. Но, увы, об этом довольно плохо информируются широкие слои населения, из-за чего возникает ощущение, что никто ничего не делает. Конечно, это не так. Да, в правоохранительных органах есть лица, которые портят их репутацию, но большинство служащих более-менее честно выполняют возложенные на них задачи.

При внимательном изучении доказательной базы часто возникают определённые сомнения и фиксируются случаи превратного толкования ситуации. Давайте рассмотрим небольшой пример. Кто идёт в предприниматели? Люди, которые желают заработать. Логично предположить, что наиболее популярными статьями должно стать укрывательство доходов и неуплата налогов, за что полагаются штрафы и взыскания. Но на практике всё выглядит по-другому. Как оказалось, наиболее популярной является статья за мошенничество. Что само по себе довольно странно. К тому же почти две трети (а если говорить точнее – то 64 % предпринимателей) теряют свое дело.

Увы, но в такой ситуации не приходится рассчитывать на массовый возврат капитала из-за границы. А как нам это необходимо! Ведь деньги выводятся не только для минимизации налогообложения, но из-за опасения владельцев, что в Российской Федерации они могут лишиться своих средств.

Несколько лет назад было решено упразднить подразделения, которые занимались организованной преступностью. Официальная причина – она побеждена. Но, увы, как показало дело, это не так. Сейчас этим одновременно занимаются уголовный розыск и подразделения по вопросам экономической безопасности и противодействия экстремизму. При этом получить четких и внятных объяснений, где у них разграничения, не получается. Ведь у преступников, которые занимаются организованной преступной деятельностью, всегда в основе лежит получение финансовой или же иной материальной выгоды. Поэтому служба по борьбе с экономическими преступлениями не всегда действует с максимально возможной эффективностью.

Но и это не всё. Довольно часто можно услышать критику, что правоохранительные органы укрывают часть информации. Так, к примеру, регулярно фиксируются миллионы нарушений (в годовом выражении) во время приёма и регистрации сообщений о преступлениях. Это можно сказать и про отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Так, к примеру, счет дел, которые были формально отправлены в суд, но фактически никуда так и не поступили, идёт на сотни в годовом выражении. Согласитесь, это немало.

Но если послушать правоохранительные органы, то ситуация не так уж и плоха. Так, ими считается, что примерно 4/5 предприятий малого и среднего бизнеса находится под преступными группировками. Из-за этого криминализируется экономика, скрываются налоги, растут цены на услуги и товары. К тому же из-за оттока преступных денег Российская Федерация ежегодно теряет десятки миллиардов долларов.

Довольно часто в полицейской среде можно услышать призывы о предоставлении значительных полномочий для наведения порядка в стране. Не отстаёт в этом и отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Так, он предлагает передать ему возможности для борьбы с ценовыми сговорами и спекулянтами. Кому верить и чью позицию занимать – это пускай решает каждый читатель самостоятельно.

Вот так обстоит борьба с преступностью на просторах огромной Российской Федерации. Хотя и ведётся определённая деятельность, но проблем всё так же хватает. А что можем сделать мы? Отпраздновать день борьбы с экономическими преступлениями, который приходится на шестнадцатое марта, морально поддержать тех честных и принципиальных служащих, которые выполняют взятые на себя обязанности. Ведь необходимо способствовать всему хорошему, постоянно работать над улучшением уже имеющегося – и тогда мы будем жить в успешной и богатой стране, в которую будет хотеть попасть множество иных людей. А рядовым гражданам просто будет приятно жить, рожать и воспитывать детей.

Но всё это нам ещё предстоит. Ведь следует помнить, что никто хорошую жизнь нам за красивые глазки не обеспечит. За всё необходимо бороться. Не обязательно брать автомат в руки и стрелять во всех подряд. Нет, чтобы жить в цивилизованном мире достаточно просто вести себя соответственно, заражая тех людей, которые находятся вокруг нас. И тогда каждый сможет сказать, что он живет в успешной и привлекательной Российской Федерации, стране, которую не стыдно оставить своим детям.

Статья написана по материалам сайтов: vuzirossii.ru, saldovka.com, www.advokat-sarkisov.ru, businessman.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий