+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что такое дотация, назначение и значение дотаций 2019 год

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.

Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

Это интересно:  Управляющий по банкротству: назначение и полномочия. ФЗ о банкротстве 2019 год

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов — доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.

В современной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием, как дотация. Известно, что это финансовая помощь со стороны государства. В том, что такое дотация, чем она отличается от субсидии, кто имеет право на такие выплаты и как их получить, разберемся более подробно.

Итак, что такое дотация? Это денежное пособие, которое выплачивается из государственного бюджета предприятиям, организациям, органам местной власти, физическим лицам с целью возмещения понесенных убытков, безвозмездно и безвозвратно. Значение слова дотация» в переводе со средневекового латинского dotatio — «дар», «пожертвование».

Такие выплаты приносят существенную пользу для экономики и помогают определенным слоям населения, но у этой медали есть и другая сторона. Так как для данных целей расходуются средства государственного бюджета, это может привести к его дефициту. Денег в казне не хватает, а значит, нужно ее пополнить. Вариант решения проблемы — эмиссия, вследствие которой государственная валюта обесценивается. А затем возникает инфляция.

Источники доходов муниципальных образований довольно неравномерны. Уровень поступления средств в органы местного управления зависит от численности населения административной единицы, величины налога на землю и на имущество физических и юридических лиц. Эти доходы могут отличаться в десятки, а иногда и в сотни раз.

Разберемся, что такое дотация выравнивания. Федеральный бюджет может выделять средства (трансферты) в региональные бюджеты, а они, в свою очередь, в местные, в виде дотаций. Целью таких выплат является выравнивание финансовой обеспеченности муниципальных образований. Органам местной власти дотации предоставляются для покрытия разницы между расходами и доходами.

Такие трансферты выступают в роли дополнительного источника пополнения бюджетных средств. Местная власть самостоятельно, под свою ответственность принимает решение насчет того, для чего они будут использованы.

Такие выплаты дают возможность органам власти выполнять в полном объеме и в должном качестве свои обязанности, независимо от того, в каком размере поступают доходы от налогов в казну. Они помогают сократить разрыв между бюджетами разных регионов, оставляя стимул для их дальнейшего самостоятельного развития.

Дотации обеспечивают предсказуемость размера поступлений в местные бюджеты, что дает возможность планирования расходов. Они гарантируют стабильность функционирования системы органов самоуправления каждой административной единицы.

Межбюджетные трансферты имеют несколько видов. Что такое дотация, мы уже знаем. Ее особенность в том, что она предоставляется для возмещения убытков и не имеет целевого назначения.

Другим видом трансферты является субсидия. Разберемся, что это и в чем заключаются ее особенности.

Главной отличительной чертой субсидии является ее целевое назначение. Эти средства не могут быть использованы в других направлениях. Второе отличие заключается в долевом участии бюджета, в который поступили предоставленные суммы.

Например, производится строительство объекта в области. Федеральный бюджет предоставляет субсидию на его финансирование. В этом случае он оплачивает часть расходов на возведение постройки, а вторую часть оплачивает областной бюджет.

Дотации предоставляются преимущественно производителям, которые имеют важное значение для экономики, а их затраты на изготовление и реализацию товара превышают полученную прибыль. Средства распределяются государственным или местным бюджетом.

Эти выплаты не имеют строгого целевого назначения и выдаются на безвозвратной основе. Данная мера помогает предприятиям избежать банкротства, повышения розничных цен на товары или услуги (частично покрывается дотацией). Большая часть выплат, в настоящее время, направляется на поддержание сельского хозяйства и науки; учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры. Дотации предоставляются и жилищно-коммунальным предприятиям, они регулируют стоимость их услуг.

Такие выплаты, в большей своей части, предназначаются предприятиям с государственной формой собственности. Частные фирмы вынуждены сами себя окупать и финансировать.

Защищая предприятия от банкротства, данная мера сохраняет рабочие места для большого количества граждан, благодаря чему уровень безработицы в стране понижается.

Дотации могут предназначаться конкретному работнику, если это не противоречит законодательству и оговорено в трудовом договоре. Это могут быть средства для возмещения затрат на проезд к месту работы или на питание, а также содержание несовершеннолетних детей.

Так как некоторые слои населения не в состоянии оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, государство частично покрывает эти затраты. Это улучшает финансовое положение граждан и государству обходится дешевле, чем финансировать предприятие — поставщика данных услуг.

Государственные выплаты определенным слоям населения могут быть направлены на возмещение затрат на приобретение социальных товаров или медикаментов. К ним относятся и различные пособия, а также финансирование организаций ветеранов и сообществ людей с ограниченными возможностями. Помощь может оказываться ежемесячно или единоразово. Выплаты могут осуществляться в фиксированном размере или меняться по мере необходимости.

Выплаты из бюджета для населения назначаются в определенных законодательством случаях и предназначаются для поддержки конкретного человека, пребывающего в тяжелом материальном положении, или членов его семьи. Помощь оказывается лицам, наиболее нуждающимся в этом.

Какие дотации положены гражданам? Это пособие по безработице, если человек лишился места работы и был взят на учет в органах службы занятости. Людям, временно утратившим трудоспособность, оплачиваются дни недуга при наличии больничного листа. Государство оказывает помощь женщинам по беременности и родам.

Если в семье возрастает уровень расходов, также можно надеяться на денежные выплаты. Например, в случае рождения ребенка.

Если в семье кто-то умер, родственникам предоставляется денежная помощь на погребение.

Федеральные бюджеты оказывают поддержку гражданам, которые имеют заслуги перед Отечеством и получили звания или награды. На дотации могут рассчитывать также ветераны и инвалиды труда; реабилитированные граждане; одинокие пенсионеры; инвалиды; многодетные или малоимущие семьи; дети-сироты или оставшиеся без одного кормильца; студенты, обучающиеся на дневном отделении и воспитывающие детей; люди, которые ухаживают за инвалидом.

Для получения дотации необходимо обратиться в соответствующие органы социальной защиты или к своему работодателю. Для этого нужно собрать пакет документов, который установлен действующим законодательством.

Для ускорения и облегчения данного процесса лучше обратиться в МФЦ по месту проживания. Сотрудники центра окажут помощь в оформлении всех необходимых справок и смогут рассчитать предполагаемый размер пособия.

Это интересно:  Биржевой брокер: специфика профессии 2019 год

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.

Этимология слова «дотация» — от латинского «пожертвование», «дар»- определяет характер данного вида финансового поступления. Это определенная денежная сумма, которая передается получателю на безвозмездной основе и не предполагает целевого использования. Возвращать дотацию так же не нужно. Она направлена на покрытие расходов получателя, его поддержку и компенсацию понесенных им убытков.

Это интересно:  Трудовая инспекция в Тавде 2019 год

По определению, в качестве «донора» может выступать только вышестоящий бюджет. Как правило, им становится федеральная казна.

В зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

  • Трансферты из федерального бюджета для поддержки бюджетов другого уровня – межбюджетные трансферты;
  • предоставление денежных средств предприятиям и организациям, в случае если их доходы не покрывают издержки на производство и реализацию продукции;
  • пособия, предоставляемые гражданам для покрытия их убытков, доплата.

Наряду с другими формами межбюджетных трансфертов, в которым относятся субсидии, субвенции, иные безвозмездные перечисления, а так же бюджетные кредиты, дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ.

Порядок предоставления дотаций регулируется бюджетным Кодексом РФ, этот же законодательный документ определяет и условия, на которых тот или иной регион может подучить дотацию из федерального бюджета. Правительством разработана специальная единая методика, на основании которой дотации распределяются между субъектами России, нуждающимися в государственной поддержке. Федеральное финансирование может быть предоставлено субъектам для осуществления последующих межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

К основным видам дотаций, которые федеральный бюджет предоставляет регионам, являются:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации первого вида предоставляются с целью выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Региональные различия в нашей стране весьма значительны по многим причинам: это и географическое положение, и размер территории, и отраслевая направленность, и масштабы налоговых отчислений, которые субъект производит в федеральный, а не в свой собственный, бюджет. За счет дотаций регионы-реципиенты — так еще называют получателей бюджетных трансфертов — решают насущные социально-экономические вопросы, обеспечивают гражданам необходимый уровень жизни и социальные гарантии.

Дотации, которые государственный бюджет выделяет для выравнивания обеспеченности образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Отметим, что получателей за счет средств фонда ежегодно оказывается немало. Так например, в 2013 году в список дотационных попали 79 из 83 субъектов РФ. К числу регионов- реципиентов теперь попали и присоединенные Крым и Севастополь.

Отметим, что оставаться до бесконечности реципиентом у региона вряд ли получится. Законодательством предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые «засиделись» в дотационных. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляла более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, регион вынудят принимать специальные меры по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого назначения (в отличие от субсидий) и не предполагают возврата, порядок расходования этих средств четко контролируется Счетной Палатой РФ. Субъекты-нарушители, не исполнившие свои обязательства, рассчитывать на дотационную поддержку государства в будущем году уже не могут.

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на реализацию конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в данном субъекте федерации. Например, дотации выделялись на строительство спортивных объектов в олимпийском Сочи или на создание онкологических центров на севере страны.

Государственные дотации могут получать отрасли хозяйства или отдельные производства. За счет дотаций компенсируются повышенные издержки, нивелируются убытки производства. Государственную поддержку получают предприятия, имеющие большое значение для региона или страны в целом, а так же те, чья продукция входит в необходимый потребительский минимум, и ее удорожание (за счет справедливого формирования цены с учетом всех производственных издержек) привело бы к социальному коллапсу. Как правило, это предприятия с низкой рентабельностью. Таким образом государство, с одной стороны, защищает предприятие от неизбежного банкротства, а с другой – сдерживает рост потребительских цен. Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости. Причем это не только российская, но и мировая практика – за исключением слаборазвитых стран, где позиция государственного невмешательства привела к краху отрасли. Так же дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т.п.

Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Однако, дотирование производства со стороны государства ни в коей мере не следует считать панацеей. Напротив, это значительно повышает нагрузку на государственный бюджет, вызывает его дефицит и, в конечном итоге, может привести к усилению инфляции. Именно поэтому ведущие экономисты и аналитики предлагают делать ставку на оптимизацию производств, применения наукоемких технологий, повышение инвестиционной привлекательности бизнеса, а не на финансирование из государственной казны. Показательно, что в странах с развитой рыночной экономикой государственное дотирование гораздо менее распространенное явление, и прибыль бизнес-организациям предлагается получать за счет выхода на самоокупаемость и самофинансирование.

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если им удастся подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории. Для того чтобы получить поддержку, необходимо не только соблюдение ряда обязательных условий, но и его документальное подтверждение. Например, право получить дотацию на жилье возможно только в том случае, если ваша квартира не превышает нормы социального жилья в вашем регионе. В качестве мер поддержки, работодателем может производиться дотация на питание, на проезд к месту работы, доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения дотаций работником предприятия как правило оговаривается в трудовом договоре.

Достаточно распространена практика предоставления дотаций студентам ВУЗов, обучающимся за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, студенты из многодетных семей, сироты, инвалиды. При ежегодном предъявлении необходимого пакета документов дотацию можно получать в течение всего периода обучения.

Так же как и в случае с межбюджетными трансфертами, дотации, полученные гражданами возврату не подлежат. Право на получение дотаций носит заявительный характер.

Статья написана по материалам сайтов: brace-lf.com, businessman.ru, www.audit-it.ru, utmagazine.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector