Декларация пожарной безопасности объекта: оценка пожарного риска, оформление и регистрация 2019 год

Мы предлагаем следующие услуги по декларации пожарной безопасности:

  • разработку и регистрацию деклараций пожарной безопасности
  • внесение изменений в декларации пожарной безопасности в связи с изменением характеристик объекта защиты (объемно-планировочных решений, функционального назначения и т.д.)
  • исправление неверно составленных деклараций
  • расчеты пожарного риска

Декларации пожарной безопасности представляются:

  • На проектируемые объекты и на объекты, готовящиеся к вводу в эксплуатацию — в течение года со дня ввода в эксплуатацию
  • На действующие объекты пожарная декларация должна была быть представлена в Госпожнадзор не позднее 1 мая 2010 года
  • На объектах реконструкции вносятся изменения в существующую декларацию или разрабатывается новая декларация, в зависимости от степени и характера изменений объекта защиты

Услуга по разработке и заполнению декларации пожарной безопасности включают:

  1. обследование объектов защиты, анализ проектной и технической документации
  2. разработка декларации — определение перечня пунктов нормативно-правовых актов по пожарной безопасности, применимых к объекту защиты
  3. оформление декларации
  4. регистрация декларации пожарной безопасности в Госпожнадзоре

При необходимости проведения оценки пожарного риска стоимость расчетов определяется исходя из сложности объекта. Работы по оценке пожарного риска выполняются по отдельному договору на основании свидетельства об аккредитации МЧС РФ на проведение независимой оценки рисков в сфере пожарной безопасности.

  • собственник объекта защиты или
  • лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

1. На практике если орган ГПН проверяет Ваше помещение в качестве отдельного поднадзорного субъекта (отдельного арендуемого помещения) и выдает предписание на устранение недостатков в обеспечении ПБ, то Вам необходимо будет разрабатывать и декларацию ПБ на это помещение. Если же в качестве поднадзорного объекта в органе ГПН зарегистрировано здание в целом (включая и Ваше помещение) и его собственнику выдается общее предписание на все здание, то он должен представлять и общую декларацию ПБ в целом на здание.

2. Предприниматели, арендующие помещения у КУГИ, должны самостоятельно готовить декларации пожарной безопасности (по информации заместителя начальника Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Беляев Ю.А. на конференции, состоявшейся 09.04.2010 в Доме предпринимателя)

Ответственность: непредставление декларации, непредставление декларации в срок, неполнота/неверность сведений, указанных в декларации рассматривается как нарушение федерального закона и правил пожарной безопасности и влечет наложение штрафных санкций.

Декларация пожарной безопасности включает следующие разделы

I. Оценка пожарного риска. (Раздел оформляется в случае невозможности выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности).

II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. (Приводятся результаты оценки возможного ущерба или реквизиты документов страхования). Существует два варианта разработки этого раздела декларации:

2.1. В первом случае ответственность за возможный ущерб берет на себя сам собственник (владелец) помещения.

2.2. Во втором — он страхует свои риски. Страхование позволит обеспечить оценку потенциального ущерба и предпринять меры противопожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства.

III. Перечень статей федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты. (Перечень выполняемых на объектах требований законодательных и нормативных документов по пожарной безопасности).

Что следует знать о пожарной декларации

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (п.1, ст. 64 Закона). Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

2. Юридическим лицом — собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Закона (п. 5, ст. 6 Закона). Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

3. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4, ст. 6 Закона).

4. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу, то есть до 01 мая 2010 года (п.7, ст. 64 Закона).

5. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности (п.6, ст. 6 Закона).

6. С июля 2012 декларация может быть подана в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг или официальные сайты МЧС России.

Сделать заказ на разработку декларации пожарной безопасности или получить дополнительную информацию, узнать о стоимости работ Вы можете, обратившись к нашим специалистам.

Проконсультируем, ответим
на вопросы, рассчитаем стоимость.

Декларация пожарной безопасности объекта представляет собой документ, в котором присутствуют сведения о мерах, ориентированных на обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере ПБ. Разработка акта осуществляется по правилам ст. 64 ФЗ № 123. Основанием для составления документа выступает Приказ 91 МЧС.

Данный документ составляется в отношении строений, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусматривается проведение обязательной государственной экспертизы. Исключение составляют:

  1. Отдельно стоящие дома (жилые), высота которых не более 3 эт. Они должны использоваться для проживания 1 семьи.
  2. Сооружений, высота которых не больше 3 эт., состоящих из 10 и менее блоков. При этом в каждом из них может проживать одна семья, присутствует 1 или несколько общих стен без проемов. Такое сооружение должно располагаться на отдельном участке и иметь выход на общую территорию.
  3. Многоквартирные дома не выше 3 эт., включающие 1 или несколько блок-секций. Число последних не должно быть больше 4. В каждой блок-секции допускается размещение нескольких квартир и общих помещений и обязательно наличие отдельного подъезда с выходом во двор.
  4. Объекты капстроительства не выше 2 эт., площадь которых не больше 1,5 тыс. м 2 . Эти сооружения не должны использоваться для проживания людей и ведения производственной деятельности. Исключение составляют строения, представляющие особую опасность, являющиеся уникальными либо технически сложными.
  5. Отдельно стоящие сооружения, высота которых не больше 2 эт., площадью не больше 1,5 тыс. м 2 , предназначенные для ведения производственной деятельности, но для которых не требуется создание СЗЗ или для которых в границах участка эти защитные зоны установлены. Исключение составляют строения, относящиеся к категориям особо опасных, технически сложных или уникальных.

Декларация пожарной безопасности оформляется также:

  1. Для зданий ДОУ.
  2. Специализированных домов для инвалидов и престарелых. При этом они не должны быть квартирными.
  3. Спальных корпусов интернатов и детских учреждений.
  4. Больниц.

Декларация пожарной безопасности образовательного учреждения или иного заведения, здания которого входят в обязательный список, составляется как на весь комплекс в целом, так и на отдельные сооружения, включенные в его состав. Разработка и представление осуществляется собственником либо субъектом, у которого недвижимость находится по праву наследуемого пожизненного владения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении, а также на ином законном основании. Декларация пожарной безопасности на проектируемое сооружение оформляется застройщиком или лицом, уполномоченным на подготовку документации. Для таких зданий нормативный акт представляется до введения в эксплуатацию.

Декларация пожарной безопасности организации разрабатывается вновь либо уточняется при изменении информации, присутствующей в ней, либо требований, установленных в сфере ПБ. Субъект, составляющий документ, ответственен за достоверность и полноту данных. Законодательством предусмотрена обязательная регистрация декларации пожарной безопасности. Данная процедура выполняется уполномоченным органом власти. При принятии документов служащие инстанции обязаны проверить достоверность и полноту информации. Перечень деклараций ведет подразделение МЧС. Учет осуществляется на бумажных носителях и в электронном виде. Необходимые сведения должны вноситься в документацию в течение рабочего дня с даты присвоения регистрационного номера.

Декларация пожарной безопасности направляется в уполномоченную структуру в 2 экз. Она должна быть подписана субъектом, ответственным за ее составление. Документ может передаваться лично сотрудникам уполномоченного органа или отправляться по почте. Проверка сведений, предоставленных декларантом, осуществляется в пятидневный срок с даты их принятия. В случае выявления несоответствий установленным законодательством требованиям документ возвращается заявителю. При этом ему направляется также письменное сообщение, в котором указываются мотивированные причины отказа в принятии. Если нарушений выявлено не будет, декларация регистрируется в установленном порядке. Процедура осуществляется путем внесения необходимой информации в перечень. В трехдневный срок с даты присвоения регистрационного номера 1 экз. документа направляется декларанту, а второй остается в уполномоченном органе МЧС.

Декларация пожарной безопасности имеет определенный код. Он включает в себя несколько частей. В первой указывается код региона и населенного пункта, в границах которых располагается сооружение. Сведения об этом следует брать из Общероссийского классификатора, действующего на момент представления документации. Вторая часть выступает как порядковый номер декларации, третья указывает на контрольно-наблюдательный отдел, в котором она находится на хранении. Код региона и населенного пункта в соответствии с классификатором включает в себя 8 цифр. Между 2-й и 3-й, а также 5-й и 6-й проставляют пробелы.

Соответствующее решение принимается органом МЧС в следующих ситуациях:

  1. Изменились характеристики сооружения, влияющие на информацию, содержащуюся в документе, при этом заявитель не уведомил об этом уполномоченную инстанцию.
  2. Заявитель предоставил недостоверные сведения.
  3. Собственник или другое лицо, у которого находится недвижимость в пожизненном владении, оперативном управлении, хозяйственном ведении или на иных законных основаниях, изменился.

Должностные лица уполномоченного органа МЧС вносят в базу данных информацию о:

  1. Номере документации и дате его присвоения.
  2. Сокращенном и полном названии эксплуатирующего предприятия (заказчика проекта), проектной организации, собственника либо иного лица, во владении которого находится сооружение на законных основаниях.
  3. Функциональном назначении строения.
  4. Разработчике. В этой части указывают Ф. И. О., должность лица.
  5. Электронном и полном почтовом адресе, телефонах/факсах ответственных субъектов.
  6. Состоянии декларации. Здесь ставят отметку «Действует» или «Отменена».
Это интересно:  Вступили в силу профстандарты 2019 год

Эта процедура считается наиболее трудоемким этапом в оформлении документа. Чтобы провести расчет пожарного риска, необходимо иметь достаточно глубокие познания в сфере ПБ. В этой связи зачастую оформление данного раздела доверяется профессионалам. На практике применяются два метода, в соответствии с которыми может выполняться оценка пожарного риска. Выбор варианта зависит от целевого назначения сооружения. Так, для производственных зданий применяется методика, утвержденная по Приказу МЧС № 404, для прочих строений — № 382.

Оценка пожарного риска будет зависеть от того, к какой категории относится сооружение. Выделяют следующие классы опасности:

1. Ф1. В эту группу включены сооружения, используемые для временного пребывания и постоянного проживания граждан. К ним в том числе относят:

  • здания ДОУ, специализированных домов инвалидов и престарелых, спальные корпуса интернатных и прочих детских учреждений;
  • общежития, гостиницы, места ночлега в санаториях, домах отдыха, мотелях, пансионатах, кемпингов;
  • жилые многоквартирные сооружения;
  • одноквартирные дома для проживания, блокированные в том числе.

2. Ф2. Сооружения культурно-просветительских и зрелищных учреждений. К ним в том числе относят:

  • выставки, музеи, танцевальные залы и пр. в закрытых помещениях;
  • кинотеатры, театры, концертные площадки, цирки, клубы, спортсооружения с трибунами, библиотеки, прочие заведения с расчетным количеством посадочных мест на открытых территориях;
  • выставки, танцевальные залы, музеи и иные аналогичные заведения под открытым небом.

3. Ф3. Сооружения предприятий, осуществляющих обслуживание граждан. К ним в том числе относят:

  • строения торговых фирм;
  • поликлиники, амбулатории;
  • сооружения общепита;
  • вокзалы;
  • помещения, используемые посетителями организаций коммунального и бытового обслуживания с нерасчетным количеством мест.
  • Физкультурно-оздоровительные сооружения без трибун, бани, бытовые площади.

4. Ф4. Строения, занятые научными и образовательными учреждениями, проектными компаниями, органами управления. К ним в том числе следует относить:

  • сооружения заведений общего, дополнительного, начального/среднего профобучения;
  • строения вузов и заведений, осуществляющих повышение квалификации;
  • здания органов управления научных организаций, контор, банков, офисов, редакционно-издательских, информационных компаний, проектно-конструкторских бюро;
  • пожарные депо.

5. Ф5. Пожарные отсеки складского/производственного назначения, включенные в сооружения классов Ф1-Ф4. К ним в том числе относят:

  • производственные сооружения, здания, мастерские, лаборатории;
  • автостоянки без ремонта и техобслуживания;
  • здания сельскохозяйственного назначения.

Законодательство устанавливает наказание для субъектов, не оформивших и не зарегистрировавших декларацию. Мера ответственности будет зависеть от тяжести последствий неисполнения установленных требований. Так, при причинении ущерба здоровью или жизни людей виновный может получить уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Как самостоятельно оформить декларацию

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (далее – декларация) – это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500 кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства

Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Какую информацию включают в декларацию

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

начальник отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности ООО «Серконс» (Москва)

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
  • свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
  • СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
  • ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
  • Правил устройства электроустановок;
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
  • свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
  • свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
  • свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
  • свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
  • свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
  • свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
  • свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
  • свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
  • свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 – здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 – многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 – одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 – здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 – здания организаций торговли;
  • Ф3.2 – здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 – вокзалы;
  • Ф3.4 – поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 – помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 – физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 – здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 – здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 – здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 – здания пожарных депо;
  • Ф5 – пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • – Ф5.1 – производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 – стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 – сельскохозяйственные здания.
Это интересно:  Выбираем оборудование для производства сухих строительных смесей: что нужно учесть 2019 год

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное – соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности, то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения мож ет только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.

Вопросы пожарной безопасности: о применении декларирования и оценки пожарного риска.

– руководитель отдела пожарного аудита -методического центра «Компас».

Федеральным законом Российской федерации от 01.01.2001 г. в Федеральный закон Российской федерации от 01.01.2001 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) внесены существенные изменения, в том числе, связанные с областью применения указанного Федерального закона.

Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 и ч. 4. ст. 4 Технического регламента, положения указанного Федерального закона Российской Федерации обязательны для исполнения, в том числе и при эксплуатации объектов защиты, за исключением случаев, когда положениями Технического регламента (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента (в этом случае применяются ранее действовавшие требования).

Из контекста указанных положений следует, что требования Технического регламента применяются к объектам защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу как до, так и после дня вступления в силу указанного Технического регламента.

Таким образом, учитывая, что условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены исключительно ст. 6 Технического регламента и предусматривают, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты необходимо обеспечить соблюдение обязательных требований, содержащихся в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» и:

Вариант 1 — подтвердить расчетом, что пожарный риск не превышает допустимых значений;

Вариант 2— в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом, в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности указанные выше способы обеспечения пожарной безопасности объектов приведены именно в такой последовательности. Очевидно, что в таком виде последовательность во взаимосвязи определяет и приоритетность, т. е. первый вариант приоритетней при проектировании и эксплуатации, причем приоритет установлен законодательно.

К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно ч. 3 ст. 4 Технического регламента, относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования по­жарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечи­вает соблюдение требований настоящего Федерального закона (Технического регламента).

Перечень таких нормативных документов, в результате применения кото­рых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Феде­рального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасно­сти», установлен приказом Ростехрегулирования от 16 апреля 2014 г. № 000.

Соответственно, при построении системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты по «второму» варианту соответствия объектов защиты требова­ниям пожарной безопасности необходимо выполнять требования Сводов Правил и Гостов в полном объеме, что практически невозможно на любом объекте защиты, т. к. перчень нормативных документов содержит 250 Сводов Правил и ГОСТов.

Если обратиться к Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, то из него следует (в соответствии с требованиями п.26, Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», подпункт «м»), что при невыполнении требований нормативных документов по пожарной безопасности в полном объеме необходимо и достаточно выполнить «расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества» .

Пожарный риск уничтожения имущества можно рассчитать в случае необходимости по «Методике расчета экономических потерь от пожара», которая приведена в приложении 4 ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

В соответствии с требованиями статьи 144 Технического регламента устанавливается:

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности, проводится в одной из форм:

2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) НОР;

Это интересно:  Пожизненная земельная рента. Рента - это... 2019 год

3) федерального государственного пожарного надзора ;

4) декларирования пожарной безопасности;

Содержание проверок, осуществляемых органами федерального государственного пожарного надзора, входит, как минимум, две составляющие:

Первая, это выявление всех имеющихся нарушений требований пожарной безопасности (далее ТПБ) на момент проверки.

Вторая, это правовое воздействие на ответственных лиц, что без сомнений является государственной функцией. А вот первая составляющая – «выявление всех имеющихся нарушений ТПБ на момент проверки», фактически является оценкой состояния — экспертизой.

Поэтому форма оценки, по программе НОР или декларирования пожарной безопасности не может быть истолкована в том смысле, что организации могут выбирать себе проверяющего: либо государственного инспектора, либо частного эксперта.

Государство всегда было, есть и будет «проверяющим». Освобождение органами ГПН от проверок организаций по программе НОР или декларирования пожарной безопасности — это выполнение задачи уменьшения участия государства в системе обеспечения ПБ, а не условие по выбору себе проверяющего.

Практически пожарные инспектора из 100 % нарушений замечает процентов 10–15, а опытный инспектор ГПН — 20–25 %, а остальные нарушения так и остаются незамеченными. Причины в следующем:

первая отсутствуют методики или нормативные документы определяющие порядок проведения такой проверки (экспертизы) для федерального государственного пожарного надзора;

— вторая, инспектор не имеет опыта и образования в строительном проектировании, т. е. не являясь инженером-проектировщиком, сразу назначается экспертом!

— третья, отсутствие на объекте проектной документации с описанием пожарно-технической классификации объекта.

При этом «Федеральный государственный пожарный надзор» при проведении проверок в очередной раз, как будто бы находит, дополнительные нарушения требований пожарной безопасности. Так может длится годами от одной проверки до другой.

В редких случаях на объектах имеется проектная документация, в том числе и декларация по пожарной опасности с проведением оценки пожарного риска, примерно 5% эксплуатируемых объектов.

При этом Техническим регламентом установлены требования, которые позволяют построить и обеспечить систему обеспечения пожарной безопасности на объекте, а именно:.

Разработка пожарно-технических характеристик объекта по противопожарной защите установлена требованиями статьи 78 и статьи 92 ФЗ РФ от 22 июля 2008 года, «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Для полного выполнения требований технических регламентов в соответствии с требованиями статьи 144 Технического регламента собственнику необходимо провести оценку соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в остальных формах:

1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) НОР; 4) декларирования пожарной безопасности;

Фактически оценку соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности по первому варианту (условию) (п/п1,ч.1 статьи 6 Технического регламента выше изложена) можно провести в следующих формах: декларирования пожарной безопасности или независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности, далее НОР).

Первый вариант — декларирование пожарной безопасности с проведением оценки пожарного риска.

Требования к форме и содержанию декларации по пожарной безопасности содержаться в статьях 64 и 79 Технического регламента и Постановлении правительства РФ г. «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», где в статье 1 устанавливается следующее: настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при составлении декларации пожарной безопасности.

Т. е. фактически при оценке соответствия объектов защиты путем декларирования пожарной безопасности, в случае необходимости, исходя из требований п/п 1, ч.1 статьи 6 Технического регламента для выполнений условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проводится расчет по оценке пожарного риска.

При этом в соответствии с требованиями статьи 64 Технического регламента собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, не обязан иметь аккредитацию для составления декларации по пожарной безопасности.

Отчет по оценке пожарного риска является приложением к разделу проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Т. е. выполняется проектной организацией, при этом иметь допуск в СРО для проектирования отдельного раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» не требуется для эксплуатируемых объектов.

Отчет по расчету пожарного риска в данном случае прилагается к декларации по пожарной безопасности, которая подписывается собственником или иным лицом владеющим объектом защиты на праве хозяйственного ведения. Декларация пожарной безопасности и приложенный отчет по оценке пожарного риска регистрируется в структурном подразделении территориального органа МЧС РФ.

Расчеты по оценке пожарного риска и декларация пожарной безопасности действительны на весь период эксплуатации, до изменения объемно-планировочных решений или изменения функционального назначения объекта защиты в соответствии с требованиями ч.3 статьи 80 Технического регламента.

Оценка соответствия объекта защиты в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) проводится организацией аккредитованной на выполнение данных работ в добровольном порядке.

Требования и правила к форме и содержанию заключения условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) устанавливаются в Постановлении правительства РФ г.

При этом расчеты по оценке пожарного риска путем независимой оценки пожарного риска (НОР) действительны на срок три года.

При выполнении работ в форме независимой оценки пожарного риска проектная документация не разрабатывается.

В данном случае все зависит от квалификации и подготовки должностного лица, проводящего НОР, который по условиям получения квалификационного свидетельства (аккредитации) в настоящее время может даже не иметь профессионального образования в области пожарной безопасности.

Как правило, в основном проводят расчеты пожарного риска, не принимая во внимание, что необходимо проводить оценку пожарного риска, при этом обязательно описывая пожарно-техническую квалификацию объекта. Соответственно и выявленные нарушения ТПБ, также находятся в диапазоне 20% процентов.

Если в течении трех лет на объекте защиты произошли изменения объемно-планировочных решений или изменения функционального назначения объекта защиты, необходимо заново проводить независимую оценку пожарного риска. Если таких изменений не проводилось, заключение НОР продлевается заключением нового договора.

Отличие разных форм соответствия заключается в следующем:

При декларировании с проведением расчетов пожарного риска:

— на объекте проводится анализ требований пожарной безопасности, где проводится пожарно-техническая классификация объекта и в соответствии с которой в дальнейшем собственник эксплуатирует объект;

-разработанная декларация по пожарной безопасности и отчет по оценке пожарного риска регистрируется в надзорном органе;

— надзорный орган проводит проверку исходных данных применяемых при проведении расчетов по оценке пожарного риска и в случае несогласия готовит аргументированный ответ. В случае отсутствия замечаний по выполнению расчетов по оценке пожарного риска установленным требованиям, надзор не осуществляет проверку по исполнению требований ФЗ РФ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»;

— надзорный орган в дальнейшем проводит проверку соответствия объекта защиты требованиям «отчета по оценке пожарного риска» и ограничен в возможности предписывать нарушения ТПБ, более чем установлены в декларации пожарной безопасности на объект и отчете по оценке пожарного риска;

— собственник объекта в дальнейшем при эксплуатации руководствуется требованиями Правил противопожарного режима в РФ, установленными Постановлением правительства РФ № 000 от 01.01.2001 г.

— собственник объекта больше не получает предписаний технического характера при плановой и внеплановой проверке. На данный момент после прихода инспектора ГПН МСЧ РФ, кроме штрафа, собственник объекта вынужден выделять большие денежные средства на противопожарную защиту объекта. При этом в большинстве случаев выполнять такие требования в предписании нет необходимости, если есть проектная документация и декларация по пожарной безопасности с проведением расчетов по оценке пожарного риска.

При проведении оценки соответствия путем независимой оценки пожарного риска.

— заключение НОР не проверяется и принимается в полном объеме в соответствии с требованиями п.31 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ № 000 от 01.01.2001 г. При этом органы пожарного надзора в течении трех лет вообще не проводят проверку объекта по исполнению требований «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», в том числе не включают в план проведения проверок.

— через три года после истечения срока действия заключения НОР собственнику необходимо снова выделять денежные средства на проведение НОР на объекте, при этом он так и остается в неведении, какие требования ПБ он нарушает в полном объеме.

Для объектов всех форм собственности с целью обеспечения требований пожарной безопасности необходимо выполнить следующее

1. Разработать декларацию пожарной безопасности объекта с обязательным проведением расчетов по оценке пожарного риска.

2. Отчет по оценке пожарного риска оформить приложением к декларации пожарной безопасности или заключением НОР.

Приоритетней вариант разработки декларации по пожарной безопасности с проведением расчетов по оценке пожарного риска, установленный Постановлении правительства РФ г. «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

Для выполнения в полном объеме требований статьи 78 или 92 Технического регламента необходимо проводить пожарно-техническую классификацию объекта и в случае необходимости, для производственных объектов разрабатывать отдельный раздел проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

3. При оценке соответствия объекта в форме НОР, данное обязательное требование не выполняется и не учитывается.

4. При выполнении предложений указанных выше собственнику объекта остается в процессе эксплуатации выполнять требования Правил противопожарного режима в РФ.

Иных дополнительных затрат по противопожарной защите далее собственнику выполнять не требуется, за исключением технического перевооружения технических средств противопожарной защиты в установленные сроки эксплуатации.

Затраты на изменение объемно-планировочных и конструктивных решений более выполнять на объекте не требуется. В какой форме будет проводится оценка соответствия объекта требованиям пожарной безопасности определяет собственник объекта.

-методический центр «Компас»,

г. Ижевск, пл. 50 лет Октября, оф. 302

Статья написана по материалам сайтов: expert-01.com, businessman.ru, ptm-dist.ru, pandia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий