+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Должностное лицо: обязанности, деятельность, полномочия 2019 год

Человек, согласно состоявшимся выборам или по назначению постоянно или временно осуществляющий деятельность представителя власти в госучреждениях, в организациях, на предприятиях, а также в партиях и на общественных должностях, исполняющий распорядительные, организационные, административные или хозяйственные обязанности, — это должностное лицо. То есть это человек, имеющий специальные полномочия.

Статьи УК РФ определяют должностное лицо как особу, наделённую функциями представителя власти и осуществляющую их в распорядительных, организационных, хозяйственных или административных областях государственных органов, а также в местном самоуправлении, муниципальных или государственных учреждениях или корпорациях, в Вооружённых Силах РФ и остальных воинских формированиях.

Государственные должности — это только те, которые установлены Конституцией РФ и федеральными законами для несения полномочий гос. органов. Должностное лицо, занимающее государственные должности в субъектах РФ, — это особа, которая занимает установленную конституциями или уставами данных субъектов должность. То есть эти люди непосредственно исполняют все полномочия государственных органов.

Служащие государственных органов и местного самоуправления из тех, кому не даны полномочия должностных лиц, в данной статье не рассматриваются. Они даже уголовную ответственность несут только в тех случаях, которые специально предусмотрены соответствующими статьями. Однако если человек осуществляет представительские властные функции даже временно или уполномочен на это специально, а значит, наделён распорядительными полномочиями в законном порядке, то он в случае административного правонарушения будет нести и уголовную ответственность.

Сюда же относится и должностное лицо, исполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции во всех органах и организациях, включая ВС РФ. Даже временно исполняя обязанности, человек наделён властными полномочиями, а потому за свои действия должен нести ответственность.

Руководители, совершающие административные правонарушения при выполнении своих обязанностей, несут в первую очередь административную ответственность. Должностные лица РФ, к которым это относится: члены наблюдательных советов и советов директоров, правлений, дирекций, ревизионных, ликвидационных и счётных комиссий, — юридические лица, а также руководители организаций с полномочиями единоличных исполнительных органов. Это же касается и функционеров из конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, которые созданы муниципальным или государственным заказчиком или уполномоченным органом.

Предприниматели, не образовавшие юридическое лицо, но административное правонарушение совершившие, тоже несут такую же административную ответственность, если иное не установлено Уголовным или Гражданским кодексом РФ. Не должным образом выполненные обязанности должностного лица и результативность исполнительных функций не подпадают под понятие административного правонарушения, если не нанесён ущерб, однако разработаны нормативные и правовые акты относительно оценки эффективности служебной деятельности руководящего звена. Об этом нужно рассказывать более широко, поскольку очень часто пресса упоминает о тех или иных преступлениях, которые совершило то или иное бывшее должностное лицо. Случайные люди нередко попадают в аппарат государственной власти, и, чтобы этого не случалось, необходим реальный механизм оценки деятельности каждого чиновника.

Прежде всего нужен подробный анализ деятельности, чтобы рассмотреть по целевым показателям результативности служебную деятельность должностных лиц. Для этого должны быть определены критерии оценки всех уровней профессиональной подготовки и личностных качеств, которые необходимы для служебной деятельности должностного лица на соответственном уровне управленческой иерархии. А также должны быть урегулированы нормативные правовые акты, где разграничиваются предметы служебной деятельности для каждого из уровней управления.

В анализ входит и типологизация работ, выполняемых в подразделениях, — по содержанию, по их получателям и по основным результатам. И так каждое решение должностного лица по тем функциям, которые были им возложены на подчинённые подразделения. Характер служебной деятельности подразделений должен соответствовать возложенным на них обязанностям. Разработанная система критериев оценки показателей результативности чрезвычайно важна, но проведена только апробация её, подготовлены рекомендации методического характера по внедрению. Возможно, в недалёком будущем действия должностного лица действительно будут контролироваться строже, нежели это происходит теперь.

Должностные лица обеспечивают обоснованное, целесообразное, справедливое привлечение нарушителей правопорядка к ответственности и назначение административного наказания. Для этого определён круг государственных органов (это и есть должностные лица), которые полномочны вести дела об административных нарушениях. Система этих органов построена по территориальному и отраслевому принципам, и потому для неё характерна неоднородность субъектов.

Например, шестьдесят разнообразных органов надзора и инспекции рассматривают именно административные правонарушения, коих, судя по новому КоАП РФ, более четырёхсот видов. ОВД имеют для рассмотрения дела с пятьюдесятью видами, в которые входят и порядок работы транспорта, и вообще дорожного движения, и охрана общественного порядка. Есть такие органы управления, где многие должностные лица имеют право рассматривать административные правонарушения, а в ОВД — только руководители и заместители руководителей.

Кроме руководителей и их заместителей в ОВД могут налагать взыскания и вообще рассматривать дела о правонарушениях следующие должностные лица:

  • Начальник (заместитель) отделения (отдела, управления) ГИБДД, командир подразделения ДПС, его заместитель, государственный инспектор ДПС и работники ГИБДД со специальными званиями.
  • Участковые уполномоченные полиции.

Начальник ОВД и его заместитель могут рассматривать следующие дела:

  • мелкое хулиганство;
  • распитие спиртного в общественных местах;
  • появление в пьяном виде;
  • нарушение правил безопасности движения и пользования транспортными средствами;
  • нарушение правил пребывания в пограничной зоне;
  • многие другие.

Административные проступки также единолично рассматривают и разрешают в органах внутренних дел. Власть должностного лица ОВД не беспредельна, но действует достаточно широко во всех сферах общественной жизни.

Законодательством установлено, что дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в суде. Какое должностное лицо вправе его решать?

  • Мировой судья. Это судьи общей юрисдикции, и им может быть поручено любое не противоречащее закону о мировых судьях дело, однако только в пределах территории своего участка, которая определена местными законодательными органами и где население не превышает тридцати тысяч человек. Иначе говоря, это судья для разрешения чисто житейских вопросов (о расторжении брака, например). Также в первой инстанции мировой судья решает те уголовные дела, где наказание более трёх лет лишения свободы не предусматривается. Гражданские дела рассматриваются по точному перечню.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссии эти тоже работают по месту жительства, и их компетенция также определена в соответствии с законодательством РФ. Тем не менее ими предупреждается безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественная деятельность несовершеннолетних, выявляются и устраняются причины и условия, которые этому способствуют. Также комиссии обеспечивают защиту прав и интересов несовершеннолетних, проводят социально-педагогическую реабилитацию находящихся в социально неблагополучном положении детей и подростков, особенно связанных с употреблением наркотиков и психотропных веществ. В обязанности таких комиссий также входит исполнение многих других функций: выявлять и пресекать вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия, например.
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ.
  • Коллегиальные органы — административные комиссии.
  • ОВД.
  • Налоговые и таможенные органы, военные комиссариаты, пограничные службы, а также многие другие должностные лица.

Должностные лица РФ относятся либо к федеральным, либо к государственным органам. Далее необходимо определить точное место, где госслужащий исполняет служебные обязанности. Это может происходить в четырёх видах органов государственного аппарата:

  • Законодательных (или представительных) органах государственной власти, например, Совете Федерации или Государственной Думе.
  • Судебных органах власти.
  • Прокуратуре.
  • Органах исполнительной власти.

Все гос. служащие имеют квалификационные разряды по результатам аттестации или экзамена. Таким образом, замещаются следующие должности:

  1. Высшие должности — разряд 1, 2, 3-го класса. Действительный государственный советник — руководитель исполнительной власти федеральных органов, руководящий работник в аппарате правительства и так далее.
  2. Главные должности — разряд тот же, но государственного советника. Например, таков референт президента.
  3. Ведущие должности. Разряд советника также по трём классам. С такой квалификацией можно быть специалистом-экспертом.
  4. Старшие должности — советник государственной службы одного из трёх классов.
  5. Младшие должности — референт государственной службы.

Действительным государственным советником и просто государственным советником можно стать только от руки президента РФ, остальные присваиваются соответствующими государственными органами. Разные виды гос. службы имеют очень часто собственные квалификационные разряды, звания и ранги, а также классные чины. Чаще всего этому сопутствует и введение форменной одежды: Вооружённые Силы, дипломатический корпус, прокуратура, налоговая полиция и так далее.

Есть множество оснований для классификации гос. служащих по юридическому критерию, то есть по характеру и масштабу тех полномочий, которыми они наделены. Любое лицо, которое занимает должность в негосударственной или государственной организации, является должностным — это факт, и все попытки пресечь это естественное понимание понятия должностного лица ограничивает понимание категории служащий». Но служащий человек и есть то самое лицо, которое занимает должность. Определённые обязанности должностных лиц, их объём, полномочия и права способствуют другой классификации служащих.

Федеральный закон о государственной службе подробно описывает обязанности и права служащих, но ни слова не говорит о характере полномочий, которые вытекают из самого факта замещения этим лицом конкретной государственной должности. А это является главным элементом юридической характеристики, правового статуса, а в должности исполнительной власти — административно-правового тоже. Все знают, что у действительного государственного советника полномочий больше, чем у простого советника РФ, и объём их и значение куда выше. Но в характеристике разрядов это не фиксируется. Значит, чтобы составить полное представление о полномочиях, нужно изучать должностные инструкции, таким образом и выявить различия между должностными лицами и государственными служащими.

Это интересно:  Интернет-мерчант: что это такое? 2019 год

Здесь много вариантов юридических полномочий. Одно должностное лицо, например, имеет только дисциплинарные служебные отношения — как руководитель с подчинёнными. Другое — за пределами чисто аппаратных отношений, поскольку контролирует все нижестоящие подразделы системы — как федеральное министерство или ведомство. Третье должностное лицо адресует полномочия даже тем, кто никак не связан с ним подчинённостью. И наконец, существуют юридические и физические должностные лица без полномочий властного характера, но по роду службы действующие настолько значимо, что приводят ко всевозможным юридическим последствиям.

Различия в правовом статусе помогают определить и виды должностных лиц в этой плоскости.

  1. Государственные служащие, которые непосредственно реализуют внешние полномочия гос. органов. В первую очередь это президент — высшее должностное лицо. Эта категория должностных лиц наделена самыми значимыми полномочиями и юридически властными, с помощью которых они представляют страну во всех видах внешних отношений. Они — представители публичной власти.
  2. Должностные лица с внутрисистемными полномочиями, которые направлены находящимся в служебной зависимости работникам и нижестоящим органам. Это руководители учреждений и предприятий.
  3. Должностные лица с полномочиями, направленными на обеспечение деятельности гос. органов. Их полномочия часто не имеют юридически властного характера, поскольку они связаны с внутриаппаратной работой. Например, служащие департамента правительства не могут сами издать юридический акт, но могут посодействовать тому, что в конечном итоге он будет издан, поскольку любой приказ главы администрации или постановление министра потребует всевозможной юридической подготовки, а именно этим и занимаются такие служащие.

Сегодня все высшие должности в разных субъектах РФ именуются тоже разнообразно: глава Республики, президент, председатель правительства, губернатор (края, области, автономии, города федерального значения), глава администрации, мэр. Должность может быть выборной либо её занимают в связи с назначением соответствующими органами. Органами местного самоуправления, обычно выборными, называются учреждения, образованные в соответствии с Федеральным законом, а также законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований.

Достаточно часто в деловой речи используется понятие «должностные лица». Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:

  1. Характер обязанностей и полномочий, возложенных на гражданина.
  2. Юридическое основание приобретения соответствующего статуса.
  3. Перечень органов, организаций, учреждений, в которых субъект ведет трудовую деятельность.

В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

  1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
  2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
  3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия «должностное лицо» целесообразнее оперировать такими категориями, как «права», «функции», «ограничения», «ответственность», «запреты», «обязанности», «компетенция», «полномочия» и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.

Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.

Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.

Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.

Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.

Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:

  1. Проверять личность физлица, полномочия и личность других служащих, представителей сторонних субъектов для допуска их к совершению юридически значимых действий.
  2. Истребовать материалы, документы, иные доказательства, которые необходимы для установления всех обстоятельств по конкретному делу. К примеру, в рамках административного производства запрос может быть направлен как частным лицам, так и другим государственным или муниципальным структурам.
  3. Проверять соблюдение закрепленной в законодательстве формы, срока действия документа, отсутствие исправлений, приписок, подчисток, соответствие копий оригиналу или надлежащее их оформление.

В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.

Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.

Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.

Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств – должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований. Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы. Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.

Это интересно:  До какого возраста дают ипотеку: главные условия 2019 год

Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.

В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.

Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.

С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:

  1. Реализацией гражданских прав.
  2. Охраной имущества.
  3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
  4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
  5. Связью и информацией.
  6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
  7. Налогами и финансами.
  8. Предпринимательством.
  9. Таможенным делом.
  10. Воинским учетом.
  11. Порядком управления.
  12. Деятельностью органов госвласти.

Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.

Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).

Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.

К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.

Понятие «должностное лицо» люди слышат постоянно, но мало кто знает его значение. Многие знают только, что эти субъекты занимают высокие посты. Что такое должностное лицо, каковы его обязанности и права, зафиксировано в Кодексе об административных правонарушениях.

Российские граждане, осуществляющие функции представителей власти, именуются должностными лицами. Человеку может быть присвоен такой статус, если он занимает руководящую позицию в политической партии, в организации, в учреждении общественного характера и т. д.

В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях. Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений. В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.

В статье 2.4. Кодекса дано развернутое определение, что такое должностное лицо. Им является гражданин, наделенный определенными полномочиями властного характера в пределах, установленных правовыми нормами. При этом влияние субъекта распространяется на людей, которые не находятся от него в зависимости по служебному положению.

В большинстве случаев в перечень функций субъектов входит административно-хозяйственная и организационно-распорядительная работа. Эти лица осуществляют предоставленные им полномочия в следующих сферах:

  • местное самоуправление;
  • вооруженные силы страны;
  • муниципальные и государственные организации.

Ответственность этих субъектов за нарушения возложенных обязанностей и предоставленных полномочий устанавливается соответствующими статьями Кодекса.

Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.

Эти действия властные субъекты совершают только в период исполнения государственных служебных обязанностей, либо до окончания срока, указанного в нормативном акте или распоряжении.

Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.

Эти граждане принимают решения, обязательные для выполнения организациями и гражданами любой формы собственности и подчиненности ведомственного типа. На местном уровне указанные полномочия осуществляются только в пределах исполнительно-распорядительных негосударственных муниципальных органах.

В сфере работы юридических лиц действующими нормами права устанавливается три типа периодов исполнения служебных обязанностей в коммерческих или некоммерческих организациях уполномоченными лицами:

  • Постоянный.
  • Временный.
  • Период исполнения обязанностей по специальному распоряжению.

    Содержание функций управления указанных лиц совпадает с объемом полномочий, установленных для сотрудников муниципальных и государственных органов.

    Для полноценного определения, что такое должностное лицо, необходимо определить статус этого субъекта. Он регламентирован присвоенными полномочиями по нормам права. Статус гражданина не зависит от реализации возложенных обязанностей в объективном смысле.

    Должностное лицо вправе реализовывать свои права или воздерживаться от этого. Но от выполнения обязанностей в период работы оно отказаться не вправе. Поэтому в этой сфере соотношение диспозитивных и императивных начал равное.

    Должностное лицо может объединять в своей работе публичную и частноправовую деятельность в пределах выполняемых полномочий. Такое объединение имеет место только в административной сфере. В иных областях властные субъекты осуществляют только один тип деятельности. Например, в сфере уголовного права можно реализовывать только полномочия публичного типа.

    Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.

    Ответственность на указанных лиц может налагаться в административной и других сферах. Часто гражданину назначается наказание по нормам уголовного права. УК РФ определяет таких субъектов как граждан, постоянно или временно реализующих функции представителей власти. Эти нормы закреплены тридцатой главой Кодекса.

    В административном праве определение того, что такое должностное лицо организации или государственного органа, шире и объемнее. По нормам КоАП РФ, субъект ответственности – лицо, которое совершило правонарушение в области возложенных на него полномочий. Санкции применяются в отношении начальников, представителей руководящего состава и иных государственных работников, которые реализуют распорядительные, хозяйственные и административные функции.

    При определении понятия, что такое должностное лицо организации или государственного органа, важно рассмотреть отличия этих субъектов от простых граждан. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, властные субъекты — граждане, которые работают в органах государственной власти и осуществляют административно-хозяйственные функции.

    В эту группу также входят физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предпринимательства, — индивидуальные предприниматели. В настоящее время ответственность этих субъектов относится к группе юридических лиц, несмотря на попытки выделения их в отдельную категорию из-за того, что правонарушения ИП опираются на дела организаций. У них отличаются мотивы, составы правонарушений, характер поступков и т. д.

    Больше двух четвертей особенной части в Административном кодексе составляют правонарушения, совершенные властными субъектами. Большая часть статей посвящена организационно-хозяйственной и предпринимательской деятельности граждан.

    Правонарушения, рассматриваемые Кодексом, совершаются в следующих областях:

    • посягательство на права граждан (пятая глава, пятьдесят статей);
    • охрана собственности (седьмая глава, двадцать девять статей);
    • природопользование, экология и защита окружающего мира (восьмая глава, тридцать восемь статей);
    • мелиорация, сельское хозяйство и ветеринария (десятая глава, четырнадцать статей);
    • информация и связь (тринадцатая глава, двадцать три статьи);
    • строительство, энергетика и промышленность (девятая глава, четырнадцать статей);
    • налоги и финансы, деятельность индивидуальных предпринимателей (четырнадцатая и пятнадцатая главы, пятьдесят девять статей);
    • сфера таможни (шестнадцатая глава, двадцать одна статья);
    • посягательство на государственные властные органы (семнадцатая глава, десять статей);
    • учет воинского типа (двадцать первая глава, четыре статьи);
    • порядок управления (девятнадцатая глава, девятнадцать статей).

    Таким образом, санкции в отношении указанных лиц применяются в разных областях жизни граждан и государства.

    Согласно нормам Административного кодекса, за совершаемые нарушения должностные лица несут ответственность тех же видов, что и другие субъекты. В отношении указанных чаще всего применяются следующие типы санкций:

    Это интересно:  Конкуренция с работодателем 2019 год

    Дисквалификация – лишение возможности нанимать конкретную должность в течение установленного судом промежутка времени.

    Выявление правонарушения административного характера влечет также дисциплинарную ответственность в форме увольнения (в редких случаях – выговора).

    Размеры и сроки наказаний зависят от тяжести совершенного деяния и наличия смягчающих (отягчающих) вину обстоятельств.

    Не всегда просто определить, что такое государственные должностные лица и кто входит в эту группу. Часто при трудоустройстве граждане не понимают, являются ли они обычными сотрудниками или ответственными лицами.

    Основное правило для ответа на этот вопрос – изучение зафиксированных в документах организации обязанностей и прав работника. Например, если сотрудник подписывает договор о материальной ответственности, он приобретает статус должностного лица. Аналогичная ситуация, если у работника в документе будут зафиксированы полномочия распорядительного характера по выдаче и приемке товара.

    Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.

    Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.

    Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов. Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.

    Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.

    Например, обязанности должностных лиц в административной сфере как части одного из приблизительно шестидесяти органов надзора, — рассматривать дела о правонарушениях в этой области. Правонарушений в этой сфере насчитывается около четырехсот.

    К примеру, отдел по внутренним делам занимаются расследованием около пятидесяти видов нарушений, в которые входит охрана правопорядка, сфера движения на дорогах и прочее. В органах внутренних дел в группу указанных лиц входят руководители, заместители начальников. При выявлении нарушений, их расследованием занимаются именно эти субъекты.

    Перед государственными должностными лицами стоит множество задач. Они разделяются по органам, реализующим определенные полномочия, а также по сферам деятельности. Большая часть охранительных функций в сфере пресечения и профилактики правонарушений реализуется органами внутренних дел.

    Сотрудники ОВД рассматривают следующие типы дел:

    • нарушение порядка пребывания в районе государственной границы;
    • хулиганство мелкого типа;
    • распитие алкогольных напитков;
    • появление на общественной территории в нетрезвом состоянии и распитие в неположенных местах алкогольных напитков;
    • нарушение безопасности при движении на дорогах.

    Помимо рассмотренных задач, перед властными субъектами ставится много других.

    Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. Разделение субъектов происходит не только по сфере правонарушений, но и по их тяжести.

    Группировка органов происходит следующим образом:

  • Налоговые и таможенные органы, пограничные службы, военкоматы.
  • Исполнительные властные органы.
  • ОВД.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних граждан.
  • Мировые, районные, областные судьи.

    Полномочия и обязанности указанных лиц четко регламентированы различными актами. За любые нарушения указанные субъекты отвечают по всей строгости.

    Напомним, что должностным лицом называют лицо, осуществляющие функции представителя руководства (власти), занимающее временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо лицо, выполняющее эти функции по специальному полномочию.
    Хотя формально по действующему порядку все служащие занимают ту или иную должность, нас будут интересовать только ответственные должностные лица. Это понятие (сходное с аналогичным понятием “ответственный работник”) не является юридическим понятием, но широко применяется на практике для именования лиц, занимающих важные ответственные должности, характеризующие и представляющие те или иные функции той организации, где он работает.
    Обязанности должностных лиц можно разделить на стандартные трудовые обязанности (соблюдение дисциплины труда, требований охраны труда и т. п.) и должностные обязанности по выполнению функций организации.
    Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.
    На практике иногда трудно бывает понять: есть или нет “неисполнение” (а то и “преступное неисполнение”) своих должностных обязанностей ответственным должностным лицом.
    Напомним, что “неисполнение” – это не совершение определенных действий, которые работник должен предпринимать для выполнения задачи, поставленной перед ним, т. е. фактически “неисполнение” – это бездействие. Но, “неисполнением” может быть и активное действие, на совершение которого установлен запрет. В любом случае “неисполнение” может обернуться правонарушением.
    Правонарушение – это действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. Правонарушения подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские преступления.
    За совершение правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность, которая подразделяется на дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную. Виновно ли должностное лицо в “неисполнении” или правонарушении? Ответ на этот вопрос можно найти, сравнивая реальную деятельность должностного лица с его должностной инструкцией. Для этого при составлении должностной инструкции в ней необходимо закрепить различия между “неисполнением” должностных обязанностей и ненадлежащим исполнением таковых, а также указать возможные правонарушения.
    Критерием ненадлежащего исполнения, по общему правилу, является исполнение обязанностей не в полном объеме, с нарушением отведенных для этого сроков, вследствие чего результат не соответствует первоначальной цели исполнения. Однако, не всегда несвоевременность исполнения должностных обязанностей предполагает опоздание, задержку. Ненадлежащим исполнением должностных обязанностей может быть и опережение отведенных сроков, например, отправление документов до согласования действий и т. д.
    За неисполнение должностных обязанностей должностные лица несут персональную ответственность в рамках своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством.

    Часть 23 статьи 19.5КоАП РФ будет выглядеть следующим образом: Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
    Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
    Уголовная ответственность – наиболее суровый вид ответственности. Она наступает

    за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.
    В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ “Нарушение правил охраны труда” нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    Помимо статьи 143 Уголовный кодекс РФ содержит и другие статьи, прямо не говорящие об охране труда, но косвенно с ней связанные.

    Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, www.syl.ru, 4fo.ru, lektsii.org.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector