Доследственная проверка: порядок проведения 2019 год

Как уже отмечалось, стадия возбуждения уголовного дела состоит из нескольких самостоятельных, но неразрывно связанных между собой этапов. Поскольку по окончании данной стадии согласно общим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно быть вынесено законное, мотивированное и обоснованное постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, закон неизбежно предполагает обязательную проверку сообщения о преступлении. Строго говоря, именно такая проверка и составляет содержание интересующей нас стадии, позволяет говорить о ней как о развернутом во времени производстве. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения. Такую проверку часто называют «доследственной». Этот термин не имеет легального определения, но в силу его краткости и соответствия фактически складывающимся на стадии возбуждения уголовного дела правоотношениям часто используется как в научной литературе, так и практикующими юристами.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ субъектами проверки сообщения о преступлении являются дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, т.е. те лица, которые уполномочены возбуждать уголовное дело (отказывать в его возбуждении). Они обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной уголовно-процессуальным законом компетенции принять по нему решение. В силу предусмотренных ч. 1 ст. 39 УПК РФ общих полномочий руководитель следственного органа, кроме того, отвечает за организацию рассмотрения сообщений о преступлениях, поручает проведение проверки конкретному следователю, а при необходимости вправе лично рассмотреть сообщение и иным образом участвовать в его проверке.

Доследственная проверка может не потребовать производства каких-либо процессуальных действий, например, когда из заявления о преступлении и прилагаемых к нему материалов явно усматриваются признаки преступления. В этом случае проверка будет заключаться в анализе сообщения о преступлении и поступивших совместно с сообщением материалов на предмет наличия оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако в подавляющем большинстве случаев для принятия законного, обоснованного и мотивированного постановления, отвечающего требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, дознавателю, следователю недостаточно информации о преступлении, которая содержится в сообщении. В этом случае для проверки сообщения возможно выполнение довольно широкого круга проверочных (их результаты по общему правилу не являются доказательствами), следственных и иных процессуальных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ в ходе проверки сообщения о преступлении следователь, дознаватель вправе получать объяснения (наиболее распространенное проверочное действие), образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов. Необходимой гарантией своевременности производства проверочных действий является обязательность предъявленных следователем, дознавателем в пределах своих полномочий требований, поручений, запросов, которые, согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. За умышленное неисполнение законных требований указанных должностных лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 17 7 КоАП РФ).

Законодатель также закрепил право следователя, дознавателя при проверке сообщения о преступлении изымать предметы и документы в порядке, установленном УПК РФ. Однако уголовно-процессуальный закон предусматривает изъятие предметов и документов только в ходе следственных действий. В то же время производство таких следственных действий, как обыск и выемка, в рамках доследственной проверки исключено. Это приводит в большинстве случаев к недопустимости принудительного изъятия предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела.

Следователь, дознаватель также вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, полномочия лица, проводящего доследственную проверку, все больше «сближаются» с полномочиями дознавателя, следователя, расследующего уголовное дело, что вряд ли можно оценить положительно.

Помимо собственно проверочных непроцессуальных действий в ходе доследственной проверки допускается и производство некоторых следственных действий. С момента принятия УПК РФ их количество имеет тенденцию к постоянному увеличению. В отличие от УПК РФСФР и УПК РФ в редакциях, действовавших до марта 2013 г., их производство уже не связано с какими-либо условиями (например, «в случаях, не терпящих отлагательства»), В настоящее время на стадии возбуждения уголовного дела дознаватель, следователь вправе производить шесть следственных действий:

— 1) назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;

— производить 2) осмотр места происшествия, 3) документов, 4) предметов, 5) трупов;

— 6) производить освидетельствование.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов стадии возбуждения уголовного дела является объем прав участников процессуальных действий. На этой стадии нет подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Однако широкий круг как проверочных процессуальных, так и следственных действий предполагает необходимость соблюдения интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства еще до возбуждения уголовного дела. Поэтому наделение их формально определенными процессуальными правами представляется необходимым.

Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств (ч. 1 2 ст. 144 УПК РФ). В ч. 1 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрены специальные гарантии от злоупотреблений при собирании доказательств в ходе доследственной проверки, каковыми являются гласный характер процессуального действия с обязательным разъяснением участвующим в его производстве лицам их прав и обязанностей. Дознаватель и следователь обязаны в том числе разъяснить участникам процессуальных действий их право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться помощью адвоката (защитника, представителя), а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в установленном уголовно-процессуальным законом порядке 1 Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. Однако видна явная несогласованность норм уголовно-процессуального и уголовного законодательства, так как согласно ч. 2 ст. 161 УПК РФ следователь, дознаватель предупреждает участника уголовного процесса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, о чем берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. В диспозиции указанной статьи уголовного закона содержится указание на криминализацию только разглашения данных предварительного расследования, но не разглашения данных досудебного производства, включающего в себя и стадию возбуждения уголовного дела. Это исключает уголовную ответственность участника уголовного процесса за разглашение информации, ставшей известной в ходе доследственной проверки, даже в случае предупреждения о недопустимости таких действий (аналогия уголовного закона исключена). . При необходимости применяется такая мера безопасности как сохранение в тайне данных о личности, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

В качестве одной из гарантий, необходимых для соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, является их участие в вопросах назначения экспертизы. В связи с отсутствием в стадии возбуждения уголовного дела указанных участников после возбуждения уголовного дела сторона защиты или потерпевший вправе заявить ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы. По смыслу ч. 1 2 ст. 144 УПК РФ такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению, несмотря на то, что в ст. 207 УПК РФ названное основание для назначения дополнительной или повторной экспертизы отсутствует 2 Вероятно, имеет место не банальная несогласованность норм уголовно-процессуального закона, а невозможность такого согласования в связи с «искусственностью» наполнения стадии возбуждения уголовного дела процессуальными формами, что в принципе невозможно без предоставления заинтересованным участникам процесса соответствующих статусов (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший) и необходимого объема прав при производстве следственных действий. А это уже фактически предварительное расследование преступления в процессуальных формах, а не проверка сообщения о наличии признаков преступления. . Также отметим, что полученное в стадии возбуждения уголовного дела заключение эксперта остается в числе допустимых доказательств даже в случае проведения повторной или дополнительной экспертизы. Кроме того, заявление ходатайств стороной защиты предполагает ее обязательную процессуальную активность, что не в полной мере соответствует положению ч. 2 ст. 14 УПК РФ, согласно которой обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Важным фактором, обеспечивающим доступ заинтересованных лиц к правосудию и достижение других задач уголовного судопроизводства, является соблюдение установленных законом сроков разрешения сообщений о преступлениях . С учетом ограниченных задач, которые стоят перед стадией возбуждения уголовного дела (установление наличия оснований для возбуждения уголовного дела при отсутствии оснований для отказа в принятии такого процессуального решения), законодатель предусматривает краткий срок проведения доследственной проверки. По общему правилу, решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении должно быть принято в течение трех суток (что при наличии повода и основания не исключает принятие решения и сразу после регистрации сообщения о преступлении). В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ этот общий срок может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя до 10 суток . Мотивы продления срока в законе не указаны и определяются исходя из конкретной ситуации. Для дальнейшего продления срока проверки сообщения о преступлении установлены не подлежащие расширительному толкованию основания — необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. Срок проверки до 30 суток может быть продлен руководителем следственного органа по мотивированному ходатайству следователя. Решение о продлении срока проверки дознавателю принимается уже не начальником органа дознания, а прокурором.

Это интересно:  Запрет на регистрационные действия автомобиля: что это значит и куда обращаться 2019 год

Возможность продления срока доследственной проверки свыше 30 суток законом не предусмотрена. Однако в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и его последующей отмены срок дополнительной проверки также может быть продлен в общем порядке. Это превращает стадию возбуждения уголовного дела фактически в стадию «без срока». Один из возможных вариантов решения этой проблемы видится в следующем: при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела по истечении максимального срока проверки сообщения (соответственно 10 или 30 суток) уголовное дело должно быть возбуждено.

Некоторыми особенностями обладает проверка сведений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ такие проверки проводятся по поручению прокурора органом дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователем. Указанной нормой закона редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязываются передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Исключения составляют случаи, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации, что соответствует требованиям законодательства о средствах массовой информации.

  • заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  • информацию о проведении налоговой проверки, по результатам которой решение еще не принято или не вступило в законную силу;
  • информацию об отсутствии сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Однако ни один из указанных документов не имеет для следователя обязательного значения. Согласно ч. 9 ст. 144 УПК РФ процессуальное решение должно быть принято по результатам рассмотрения заключения в течение 30 суток, но при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения заключения или информации . Таким образом, специальный режим возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям не является императивным. По усмотрению следователя уголовное дело может быть возбуждено и без учета мнения налогового органа, т.е. в общем порядке, что соответствует принципу самостоятельности следователя при принятии процессуального решения.

По результатам рассмотрения любого сообщения о преступлении компетентным должностным лицом (органом) в обязательном порядке должно быть принято одно из трех возможных процессуальных решений , предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Заявитель уведомляется о любом принятом решении с разъяснением порядка его обжалования.

Проведение доследственной проверки считается крайне важной стадией уголовного процесса. С этого этапа фактически начинается вся деятельность правоохранительной структуры по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Эта стадия связана с требованиями ФЗ, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

Доследственная проверка, сроки которой ограничены тремя, десятью и тридцатью днями, выполняется правоохранительными органами для выявления признаков правонарушения или отсутствия состава преступления. На данной стадии осуществляется опрос свидетелей. Материал доследственной проверки (протоколы, документы и прочие бумаги), согласно УПК, процессуально не являются доказательствами. Тем не менее впоследствии он станет неотъемлемым элементом уголовного дела. Доследственная проверка позволяет установить взаимосвязь между действиями лица и последствиями, наступившими в их результате.

Доследственная проверка осуществляется согласно правилам, изложенным в ст. 144 УПК. В ходе мероприятия орган дознания, дознаватель, руководитель уполномоченного отдела должны принять и установить достоверность сообщения о готовящемся либо уже совершенном правонарушении. Решение о дальнейших действиях должно быть принято в течение 72 часов с того момента, как поступило заявление.

Доследственная проверка осуществляется по:

  • Явке с повинной.
  • Сообщению или заявлению о правонарушении.
  • Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.

По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:

  1. Возбудить уголовное дело.
  2. Направить сообщение по подследственности.
  3. Отказать в начале производства.

В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:

  • Ознакомление с материалами доследственной проверки.
  • Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
  • Назначение судебной экспертизы.
  • Получение заключения исследований.
  • Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
  • Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
  • Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Все, кто участвует в производстве процессуальных мероприятий, имеют определенные юридические возможности. В частности, они могут реализовать свои права в той области, где могут затрагиваться их интересы. Это касается возможности воспользоваться адвокатской помощью, отказаться свидетельствовать против родственников или себя. Участники мероприятий могут также обжаловать поведение (бездействие либо действие) следователя, органов дознания и прочих уполномоченных лиц. Это право установлено гл. 16 УПК.

По ст. 161 УПК все лица, привлеченные к доследственной проверке, предупреждаются о неразглашении сведений производства. После того как будет принято сообщение, при наличии необходимости обеспечивается безопасность участников. Защита свидетелей и прочих лиц осуществляется по установленным правилам.

Все данные, полученные в ходе проверки, могут использоваться в качестве доказательства при соблюдении условий, предписанных в ст. 89 и 75 УПК. В случае поступления от защиты или потерпевшего ходатайства об осуществлении дополнительных мероприятий или повторной экспертизы, оно должно быть удовлетворено даже после возбуждения производства.

Такие заявления проверяются по поручению прокурора органом дознания. По первому требованию редакция СМИ обязана предоставить все имеющиеся у нее данные, если источник не предоставил сведения на условиях анонимности. Могут быть истребованы материалы, документы, фотографии, информация о лице, сообщившем о преступлении.

При подаче заявления лицо получает соответствующий документ. В нем проставляется время и дата, а также сведения о лице, которое приняло сообщение. Согласно ст. 125 и 124 УПК, при отказе в приеме сообщения заявитель вправе обжаловать поведение должностного лица. В ст. 318 установлены правила рассмотрения судьей сообщения от потерпевшего либо его представителя. О решении, принятом по заявлению, органы, уполномоченные на доследственную проверку, сообщают лицу, его подавшему, в соответствии с предписаниями закона. Кроме этого, гражданину разъясняются правила обжалования принятого решения по сообщению.

Он приобретается лицом, заявившем о преступлении, совершенном в отношении него, или чьи интересы и права были нарушены, после того, как будет возбуждено производство по уголовному делу и вынесено постановление. С этого момента у гражданина появляются соответствующие обязанности и права, предусмотренные статьями 42-45.

Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по «горячим следам» удастся задержать нарушителей.

На практике не всегда возможно сразу сообщить о случившемся. В любом случае необходимо постараться запомнить как можно больше деталей. Если удалось разглядеть лицо преступника, то следует рассказать все его особенности. Изложение фактов лучше осуществлять в хронологической последовательности. Начать нужно с времени, места, пути следования. Если нарушители что-то говорили потерпевшему, нужно постараться воспроизвести их слова как можно точнее. Также нужно указать тот момент, когда было совершено нападение.

Это интересно:  Для чего и как электронную подпись установить на компьютер 2019 год

Сложно преувеличить то значение, которое имеет для правоохранительных и судебных органов доследственная проверка. Именно на этой стадии формируется и затем оформляется первичная информация о произошедшем событии. Все полученные сведения впоследствии будут использованы в ходе расследования. Эти данные приобретают определенную процессуальную форму. Вся информация имеет доказательственное значение, позволяющая выявить, пресечь преступную деятельность правонарушителя, привлечь его к ответственности за содеянное. Вследствие этого от того, как будет оформлена и проанализирована принятая информация и обстоятельства в ходе проверки, определенным образом будет зависеть и дальнейший ход дела. Правоохранительные органы, в свою очередь, должны адекватно отреагировать на сообщение о преступлении или его угрозе. Сотрудники должны со всем вниманием отнестись к гражданину и информации, которую он предоставляет. Наиболее полную картину можно получить, задавая потерпевшему вопросы, касающиеся обстоятельств происшествия. Чем больше будет получено данных, тем легче впоследствии установить личность преступника и найти его.

Расследование преступлений – это всегда сложный и многоэтапный процесс. Отправной точкой любого уголовного процесса будет являться доследственная проверка. Что она подразумевает и каковы сроки проведения доследственной проверки – читайте в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки. В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.

Стоит заметить, что сам вид преступления не играет особой роли, так как решение должно приняться в указанный срок вне зависимости от основания преступления.

Тем не менее, фактически, время проверки, предворяющей следствие, может растянуться намного дольше. Это связано с тем, что по указанию соответствующего должностного лица сроки могут быть продлены сначала до 10 суток, а затем, при необходимости, до 30 суток. Такое возможно в случае, если следственным органам необходимо обработать достаточно большое количество информации и улик.

Важно! Временные рамки проверки начинают отсчитываться с даты внесения в реестр сообщения о преступлении, которая не всегда совпадает с днем, когда такое заявление было подано.

Согласно закону, доследственная проверка может осуществляться следующими сотрудниками правоохранительных органов:

  • дознавателем;
  • органами, проводящими дознание;
  • следователем;
  • начальником следственного комитета.

Органы дознания включают в себя всех, кому на законном основании разрешено проводить расследование в форме дознания, а именно: органы МВД, судебных приставов, таможенных работников, пожарную службу, пограничников.

Все они имеют полномочия на проведение ряда мероприятий в рамках доследственной проверки:

  • проведение опросов;
  • изучение информации, относящейся к делу;
  • проведение сравнительного анализа;
  • запрос необходимых документов;
  • осуществление судебной экспертизы;
  • исследование места преступления, вещей, документов, причастных к делу;
  • запрос на подключение узконаправленных специалистов;
  • проведение розыскных мероприятий.

Соответственно, все улики, добытые во время доследственной проверки, могут приниматься во внимание в ходе дальнейшего разбирательства.

Для запуска процесса доследственной проверки правоохранительные органы должны зафиксировать одно из оснований для ее назначения.

Основание может быть нескольких типов:

  1. Поступление в полицию заявления о преступлении.
  2. Прибытие виновного с повинной.
  3. Доклад о совершившемся или возможном противоправном деянии, полученном от третьих лиц.
  4. Решение прокурора о предоставлении соответствующих документов предварительному следствию по делам уголовного преследования.
  5. Заявление ЦБ России о фальсификации документов финансового характера.

После выявления одного из таких обстоятельств, прокурор или следователь могут вынести решение об:

  • открытии уголовного дела;
  • отказе в начале разбирательства;
  • передаче материалов по подследственности.

Как уже было сказано, после принятия правоохранительными органами сообщения о преступлении, необходимо провести его регистрацию.

Сообщение принимается полицией в любое время суток. Оно может быть получено в письменной или устной форме, письмом, по телефону, факсу и тд. Каждое письмо получает собственный номер и заносится в журнал. Затем информация проверяется начальником, которым выносится решение о старте доследственной проверки.

Внимание! Как и в какие сроки можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела можно посмотреть, пройдя по ссылке.

Если сообщение было предоставлено в устном виде, то его содержание заносится в протокол. Регистрация сообщения заключается в фиксировании всей полученной информации по преступлению:

  • дата получения заявления;
  • личные данные лица, предоставившего его;
  • само содержание нарушения в краткой форме;
  • должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
  • результат проверки запроса;
  • принимаемое решение.

Лицо, которое предоставило сообщение, получает специальный документ о том, что заявление было принято.

После регистрации заявления начинается сам процесс доследственной проверки, в процессе которого уполномоченные осуществляются проверку поступившей информации, общаются со свидетелями, задают им вопросы, касающиеся совершенного правонарушения.

Также могут быть подключены экспертные службы, которые выносят вердикт о тех или иных обстоятельствах по делу. Производится осмотр помещений, транспортных средств, места проживания предполагаемого преступника, а также каких-либо вещей, причастных к делу. Если преступление повлекло за собой смерть лиц, то происходит осмотр трупов и опознание.

Важно! Итогом мероприятий становится окончательное решение о перемещении дела в суд или же его несостоятельности и закрытии на данном этапе.

Несмотря на то, что к моменту такой проверки дело еще не считается открытым, предполагаемый преступник уже имеет право на защиту.

Так, лица, которых затрагивает проверка, могут:

  1. Отказаться свидетельствовать против родных, супругов, детей и прочих членов семьи.
  2. Не давать показаний против самого себя.
  3. Обратиться за помощью к адвокату.
  4. В случае нарушения органами дознания правил проведения процедур – подавать на них жалобы в соответствующие инстанции.

Считается, что к адвокату стоит обратиться уже на этом этапе, чтобы не допустить неправомерных действий правоохранительных структур, которые могут безосновательно вынести постановление о начале или об отказе в возбуждении дела уголовного характера.

Кроме того, адвокат подскажет, как правильно вести себя во время опросов и досмотров, которые проводятся в течение доследственной проверки.

Такое мероприятие как доследственная проверка, является достаточно важным этапом в процессе решения уголовных преступлений, так как именно она позволяет выявить, имело ли место реальное преступление или же дело не стоит разбирательств.

Несмотря на заявленные в законодательстве короткие сроки ее проведения, проверка зачастую может затянуться, что не всегда хорошо сказывается на дальнейшем процессе рассмотрения дела.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Адвокат в Новосибирске — Новости — Статьи адвоката по уголовным делам — Публикации по статье 146 УК РФ — Статья 146 УК РФ. Тактика защиты до возбуждения уголовного дела (на этапе доследственной уголовно-процессуальной проверки)

Статья 146 УК РФ. Тактика защиты до возбуждения уголовного дела (на этапе доследственной уголовно-процессуальной проверки)

В данной статье будут рассмотрены особенности защиты лица, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия в рамках ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее по тексту – УПК РФ), для решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 2 или ч. 3 ст. 146 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту – УК РФ).

Что же такое доследственная уголовно-процессуальная проверка (далее по тексту также – доследственная проверка). В действующем УПК РФ нет такого юридического понятия, однако есть понятие «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», регламентированный ст. 144 УПК РФ. Данная процедура и называется доследственная уголовно-процессуальная проверка, так как проводится последняя до возбуждения уголовного дела и несет в себе цель – установить юридически значимые обстоятельства, необходимые для принятия соответствующего решения (вынесения постановления о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела).

Это интересно:  Предварительное слушание по уголовному делу: суть, особенности проведения 2019 год

Общая характеристика рассматриваемого этапа.

1. Права лица, в отношении которого проводится доследственная проверка.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Таким образом, применительно к статье 146 УК РФ, на данном этапе лицо, в отношении которого проводится проверка, вправе:

— Давать объяснения либо отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ.

— Пользоваться услугами адвоката.

— Заявлять ходатайства и отводы лицу, в производстве которого находятся материалы доследственной проверки.

— Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

2. Срок доследственной проверки. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой ст. 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Таким образом, максимальный срок проверки составляет 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении. После истечения указанного срока лицо, в производстве которого находится материал проверки, должно принять одно из трех решений, указанных в ст. 145 УПК РФ, а именно: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.

Однако истечение 30 суточного срока вовсе не означает, что проверочных мероприятий больше осуществляться не будет, так как прокурор, руководитель следственного органа может отменить вынесенное постановление в пределах своих полномочий и направить материал на дополнительную проверку.

3. Лицо, уполномоченное на проведение доследственной проверки. Как правило, уголовно-процессуальную проверку по рассматриваемому деянию с признаками преступления, может проводить как следователь, так и сотрудник органа дознания (применительно к материалу по ст. 146 УК РФ вероятнее всего проверку будет проводить сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями либо сотрудник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации).

4. Действия, предпринимаемые лицом, проводящим доследственную проверку. По рассматриваемому деянию, лицом, проводящим проверку, будут выполнены следующие мероприятия: опрос лиц, принимавших участие в ходе оперативно-розыскного мероприятия (далее по тексту – ОРМ) «Проверочная закупка», ОРМ «Оперативный эксперимент»; опрос лица, установившего программы; опрос правообладателя программных продуктов (представителя правообладателя); установление стоимости установленных программных продуктов (путем истребования сведений от правообладателя, официальных дилеров, проведения соответствующей экспертизы); проведение компьютерно-технической экспертизы с целью установления наличия либо отсутствия признаков котрафактности программных продуктов, установленных лицом в отношении которого проводилось ОРМ.

Кроме того, лицо, проводящее доследственную проверку, должно оценить возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД), полученных в ходе проведенного ОРМ, на предмет возможного их использования для установления юридически значимых обстоятельств на данном этапе производства по материалу.

Тактика защиты на данном этапе производства по делу.

1. Право воспользоваться услугами адвоката. Лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, имеет право воспользоваться услугами адвоката. Такое право предусмотрено ч. 1.1 ст. 144 и п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ. Соответственно, лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, имеет возможность согласовать тактику защиты с адвокатом, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию его права на защиту и получение квалифицированной юридической помощи.

2. Дача объяснений. На данном этапе лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, вправе давать объяснения по существу проверки либо отказаться от дачи каких-либо объяснений, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ. При этом следует отметить, что данные объяснения в случае в возбуждения уголовного дела не могут быть использованы в качестве доказательств, а служат лишь ориентирующей информацией.

3. Назначение и проведение компьютерно-технической экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ на данном этапе производства по делу может быть проведена судебная экспертиза. Экспертиза проводится в порядке, регламентированном ст. 195, ст. 198 УПК РФ, а соответственно лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, и его защитник вправе: знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту, знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение.

Также необходимо знать, что согласно ч. 1.2. ст. 144 УПК РФ, полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 УПК РФ. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

4. Определение стоимости программных продуктов. Лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, а также его защитник, реализуя свои права, могут походатайствовать об истребовании сведений о стоимости программных продуктов из различных источников, а также самостоятельно истребовать указанные сведения и в дальнейшем походатайствовать об их приобщении к материалам проверки.

5. Использование заключения специалиста. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ защитник вправе привлекать специалиста в соответствии со статьей 58 УПК РФ. На данном этапе специалист, обладающий специальными познаниями, может помочь определить стоимость установленных программных продуктов, перечень вопросов, необходимых для постановки эксперту и т.п. Как правило, заключение специалиста оформляется в письменном виде и может быть приобщено к материалам проверки на основании ходатайства лица, в отношении которого проводится проверка и его защитника.

Таким образом, на стадии доследственной проверки лицу, в отношении которого проводится проверка, может быть оказана юридическая помощь, которая, в свою очередь, может помочь надлежащим образом защитить его права и законные интересы, а также не допустить злоупотреблений со стороны лиц, проводящих данную проверку.

Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, businessman.ru, prava.expert, xn—-7sbahcid5aaq2bfgbjroq.xn--p1ai.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий