Езда по обочине: штраф и главные особенности нарушения 2019 год

Если у вас есть собственный автомобиль, ездить на нем желательно непосредственно по дороге общего пользования. Если вы решите проехать на своем авто там, где это делать запрещено законом, придется уплатить штраф. Пока в большинство городов России штраф придется платить только в том случае, если свидетелем вашей езды по обочине станет инспектор ГИБДД, остановит вас и выпишет протокол. В больших городах действуют системы автоматической фиксации нарушения на многих участках дороги, что позволяет рассылать «письма счастья» с немалыми штрафами.

Сегодня мы поговорим о целесообразности, природе, а также размере штрафа при езде по обочине. Эта финансовая санкция может быть наложена, согласно нынешним правилам дорожного движения и положениям КоАП, на любого водителя, который решил объехать препятствие по обочине или просто движется на своем автомобиле по этой самой обочине. Здесь есть несколько противоречащих факторов.

В КоАП прекрасно расписали сумму штрафа и процесс его наложения, но вот о технических моментах явно не подумали. К примеру, водитель может запросто получить штраф за езду по обочине, если он парковал свой автомобиль на этой самой обочине, вполне соблюдая правила дорожного движения. Ведь в правилах есть пункт, который позволяет парковать авто на тротуаре и в пешеходной зоне, если для движения пешеходов остается достаточно места.

Тем не менее, этот пункт правил очень сложно доказать инспектору, который после введения штрафов за езду по обочине активно старается найти нарушителей этой сравнительно новой нормы. Кстати, придумали данную норму правил и провели инициирование ее внедрения общественные организации, так что народ сам себе подставил неприятные моменты в следующих случаях:

  • водитель паркует автомобиль на обочине в положенном для этого процесса месте;
  • при выезде с данной обочины оказывается, что рядом находится инспектор ГИБДД;
  • инспектор вполне законно останавливает водителя и предъявляет обвинение в нарушении ПДД;
  • выходит, что стоять на обочине можно, а вот двигаться по ней запрещено;
  • водитель получает протокол с обязательством уплатить определенную сумму денег;
  • теперь абсолютно невиновный владелец авто стал беднее на немалую сумму штрафа.

Такие особенности действительно делают механизм наложения штрафа несколько непонятным. Большинство инспекторов закрывают глаза на проявления съезжания с обочины, но помните, что сотрудник дорожной полиции имеет все права для остановки водителя в том случае, если он производит движение по обочине в любом проявлении такого правонарушения.

Тем не менее, такая норма закона диктовалась необходимостью разгрузки движения в больших городах. Объезжая пробки, многие принимали решение ехать по тротуарам, чем сильно мешали движению пешеходов, а также обостряли аварийную обстановку. Тем не менее, подобные решения должны быть качественно продуманы со стороны государства, а не просто внедрены без должного согласования с иными законами.

Пока прецедентов автоматической фиксации подобного нарушения не было известно. Тем не менее, камеры на дорогах настроены на улавливание таких нарушителей. Зачастую штрафы выписываются за движение по тем обочинам, ширина которых не превышает четыре метра. В таком случае водитель при выезде на подобный тротуар однозначно нарушает правила дорожного движения.

Размер штрафа является фиксированным и составляет 1500 рублей. Согласитесь, немалая сумма за привилегию поездить по пешеходной зоне. Выписать штраф может любой инспектор ГИБДД, находящийся при исполнении служебных обязанностей. Введение такого положения, конечно, несколько усложняет жизнь российского автомобилиста, но вместе с тем происходит и некоторое облегчение дорожной ситуации, благодаря такому действию закона:

  • достаточно большая сумма штрафа предупреждает водителей от выезда на обочину;
  • с момента внедрения данного положения количество травм пешеходов от авто на обочинах реально снизилось;
  • пробки перестали создавать парализованное движение по всей ширине проезжей и пешеходной части;
  • для пешеходов гарантируется комфорт и безопасность передвижения по улицам города;
  • решилась проблема с парковкой на пешеходных зонах, где совсем не остается места для людей;
  • при согласовании с остальными нормами закона данная поправка будет работать действительно хорошо.

Единственным недостатком такого положения для общества является несогласование с другими положениями о штрафах и нарушениях дорожных правил. Тем не менее, положительный эффект от внедрения такого запрета присутствует. Если законодательное действие имеет реализацию в снижении количества травм на дорогах и прочих видов дискомфорта в отношениях водителя и пешехода, значит, оно выполняет свои главные задачи.

Современные правила нацелены на создание равноправной и комфортной обстановки на дороге. Но власти больших городов должны параллельно решать возникшие проблемы перенасыщения улиц транспортом. Для этого следует строить новые дороги, вводить запреты на въезд в центральные части города и регулировать количество машин прочими методами. Штрафы — это не самый действенный вариант. Правда, иногда езда по обочине оказывается не самым лучшим вариантом ускорения поездки, как в следующем варианте:

Одним из главных положительных эффектов запрета на движение по обочинам стало снижение ДТП с участием пешеходов и автомобилей. Такая тенденция говорит о том, что поправка принималась не зря. Тем не менее, техническая реализация инициативы не слишком качественная, потому возникают определенные проблемы с соответствием принятого текста в КоАП уже существующим положениям.

Заплатить штраф в 1500 рублей имеют все шансы и те, кто совершенно не нарушает правила дорожного движения. Обратите внимание, при патрулировании на выездных участках инспекторы ГИБДД нередко останавливают свой автомобиль на обочине. До этого им приходилось однозначно ехать по этой обочине, так что напарник инспектора, который пребывал за рулем, должен по закону оштрафовать своего коллегу. Попадали ли вы под действие этой относительно новой нормы?

Иногда можно понять водителей, которые выезжают на обочину. Пробки и заторы на дорогах России – это актуальная проблема не только в крупных, но и в небольших городах. Однако стоит понимать, что за езду по обочине штраф полагается, равно как и лишение прав. Поэтому нужно хорошенько подумать, прежде чем совершать подобный маневр. Давайте попробуем разобраться, какой возможен штраф за езду по обочине, есть ли вероятность и вовсе лишиться прав.

Водителю, чтобы не нарушать правила, нужно понимать, что такое обочина по ПДД. Данным термином обычно обозначают участки, располагающиеся по бокам основной дороги. В ПДД данное понятие определяется как находящаяся у проезжей части территория. Она не только обладает другим видом покрытия, но и обозначается специальной разметкой. Следовательно, если разметки нет, то прилегающий участок дороги нельзя считать обочиной.

В пункте 9.9 ПДД указывается, что движение по разделительным полосам и обочинам запрещено. Допускается выезд на обочину только для парковки транспорта. Чаще всего это правило касается правой стороны дороги, однако иногда автомобиль можно остановить на обочине слева. Это возможно в следующих случаях:

  1. При однополосном движении с каждой стороны (при этом не должно быть трамвайных путей посередине).
  2. На трассах с односторонним движением возможна только остановка грузового транспорта для загрузки или разгрузки. В противном случае также стоит ожидать штрафа.

Езда по обочине допускается только автомобилям, которые принадлежат коммунальным или городским дорожным службам. Также это касается и грузовых автомобилей, которые могут подвезти груз к объекту только через пересечение обочины.

Также в ПДД предусматривается движение по обочинам следующих видов транспорта:

  1. Велосипедов, если нет специальных велосипедных дорожек или возможности перемещаться по правой стороне проезжей части.
  2. Мопедов, объем двигателя которых не больше 50 куб. см.
  3. Животных (верховых) и гужевых повозок.

Всем остальным видам транспорта запрещена езда по обочине.

При нарушении этого правила и фиксации его инспектором или камерой выписывается штраф. Не так давно его размер составлял 500 рублей, однако затем его подняли до 1000 рублей. Сегодня размер штрафа за езду по обочине составляет 1500 рублей.

Учитывая небольшой размер штрафа, многие водители смело съезжают с дороги и пытаются объехать пробку или даже просто небольшую очередь на светофоре. Так что в скором времени возможно увеличение штрафа. Езда по обочине в этом случае станет менее распространенным явлением.

Это интересно:  Как можно самостоятельно восстановить трудовую книжку, если она утеряна 2019 год

В первую очередь отметим, что в случае нарушения водителем сразу нескольких правил дорожного движения размер штрафов будет суммироваться. На него будет оформлен протокол, в котором указываются все нарушенные правила. Иногда водителя могут привлечь даже к уголовной ответственности. Это возможно, если тот собьет пешехода. Степень наказания будет определена судом, и состояние пострадавшего в данном случае будет играть ключевую роль при определении степени наказания для нарушителя.

Сам же протокол составляется инспектором ГИБДД на месте остановки. Если нарушение обнаруживается камерами, то постановление о штрафе придет по почте нарушителю. К документу будет прилагаться фотография, на которой зафиксировано само нарушение, а также номера автомобиля.

Учитывая то, какой штраф за езду по обочине, можно сделать вывод, что он представляет собой меньшую опасность. Самое страшное – это другие последствия. В частности, водитель рискует сбить пешехода, и тогда он не отделается простым штрафом. Также нередки случаи, когда из-за неровности на дорогах или мягкой почвы водитель теряет управление, и это может привести в возникновению ДТП. Распространены случаи, когда машина нарушителя съезжает в кювет при попытке объехать пробку по обочине.

Важно понимать, что есть левая и правая обочины. Если водитель выезжает на нее с левой стороны, то наказание в таком случае будет более серьезным. Дело в том, что езда по левой стороне относительно направления движения – это нарушение сразу нескольких правил, включая и выезд на встречную полосу. К тому же в ПДД (в пункте 11.2) указано, что обгон совершать запрещено, если при его окончании водитель возвращается обратно или создает опасность для других участников движения.

Размер штрафа за выезд на встречную обочину будет составлять 5 тысяч рублей. Также возможно лишение ВУ на срок 4-6 месяцев. Если подобное правонарушение будет совершено повторно, то по решению инспектора водителя могут лишить прав на срок до 12 месяцев. При фиксации нарушения камерами водителю по почте придет постановление об уплате штрафа (5000 рублей).

Отметим, что многие пытаются оспорить решение инспектора, ссылаясь на статью 12.5, согласно которой объезд препятствия по встречной полосе движения наказывается штрафом в размере 1500 рублей. Однако пробка не является препятствием, об этом стоит помнить. Так что нужно быть готовым к тому, что при выезде на обочину штраф не заставит себя долго ждать. Сегодня в крупных городах массово устанавливаются системы фиксации нарушений ПДД, благодаря которым скрыть факт правонарушения от инспекции практически невозможно. Особенно много подобных камер появляется в Санкт-Петербурге, Москве. Поэтому при совершении такого нарушения где-нибудь на МКАДе штраф за езду по обочине последует обязательно.

Отметим, что в статье 12.15 КоАП есть некое противоречие. Согласно правилам, водитель не имеет права передвигаться по обочине, но может на ней стоять. Следовательно, если сотрудник автоинспекции остановит нарушителя на обочине, то можно попытаться ему доказать, что причиной такого выезда была остановка, а не объезд пробки. Впрочем, практика показывает, что подобное оправдание слишком слабо, и штраф в таком случае все равно выписывают. Однако попытаться в любом случае стоит. Как минимум можно попросить у инспектора представить доказательства и свидетелей того, что вы передвигались по обочине. И даже в том случае, если протокол оформлен, его можно обжаловать в течение 10 дней. Правда, для этого придется доказать свою невиновность, что сложно.

Помните, что в нынешнем или начале следующего года планируют увеличить штраф, что станет мотивом для водителей не совершать подобные нарушения. Вполне возможно, теперь им придется платить не 1500, а 5000 рублей. В качестве альтернативного наказания у водителя могут изымать права на срок 1-3 месяца. Теперь вы знаете, сколько штрафа за езду по обочине придется заплатить при совершении подобного нарушения. Возможно, иногда имеет смысл постоять в пробке, ведь даже час сэкономленного времени может обойтись в целых 5000 рублей или еще хуже.

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

В соответствии с пунктом 1.2 настоящих Правил, обочина – это часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. При этом она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.

Назначение данного отрезка дороги следующее:

  • Создание устойчивого дорожного полотна.
  • Передвижение пешеходов, а также велосипедистов.
  • Остановка и стоянка транспортных средств (в специально отведенных местах).
  • Использование при чрезвычайных ситуациях.

Получается, что для автомобильного движения обочина не предназначена и передвигаться по ней на машине запрещено законом. Однако многие водители пренебрегают подобным ограничением, даже при наличии риска получения наказания.

Особенно часто это происходит во время пробок, когда, передвигаясь по краю проезжей части, водитель пытается обогнать другие машины.

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Согласно пункту 9.9 ПДД, передвижение автотранспорта по обочинам, тротуарам и разделительным полосам запрещено. При этом нужно учитывать, что бордюр, как разграничительный элемент дорог, имеет значение большее, нежели разделительная полоса 1.2.1 (п. 38, б)) именуемая сплошной линией внешнего края дороги, пересекать которую допускается в некоторых случаях.

Внешний край некоторых дорог, особенно городских, вместо обочин имеет непосредственное примыкание к газону или тротуару. Если при этом дорога имеет бордюрное разграничение, то даже заезд одним колесом на бордюр, за которым сразу начинается тротуар или газон, может привести к штрафу по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ – 2000 руб. за езду по тротуару.

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо лишение водительских прав на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД, нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки/знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП, штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП, влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Это интересно:  Как устроиться работать в полицию в РФ – требования и нормативы 2019 год

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновенияДТП, например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • Мопедами относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайтГИБДД, выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Это интересно:  Для прохождения диспансеризации работникам будет предоставляться дополнительный выходной 2019 год

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Если у вас есть вопросы или дополнения, пишите в комментариях. Не забудьте поделиться ссылкой на статью с друзьями и подписаться на обновления блога. Всем зеленого света!

Автомобиль может въезжать на обочину только для остановки или стоянки в случае, когда для этого нет более подходящего места. Ездить по обочине машинам запрещено Правилами дорожного движения (ПДД РФ).

Согласно п.1.2 ПДД РФ, «обочина» — крайняя часть дороги, отличающаяся от проезжей части типом покрытия или выделенная разметкой 1.2.1 либо 1.2.2.

Именно по обочине наиболее нетерпеливые водители стремятся объехать автомобильные «пробки». Нередко создавая опасность для тех, кому по этой части дороги двигаться разрешено (пешеходов, велосипедистов и т.д.).

Пытаясь с обочины вновь вернуться в «свой» ряд, нарушители создают помехи движению и еще более увеличивают затор. За такие маневры с нарушением ПДД РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ предусматривает наказание от штрафа в 1500 рублей до лишения водительского удостоверения (ВУ).

П. 9.9 ПДД РФ запрещает движение транспортных средств (ТС) по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них разрешен исключительно для остановки и стоянки (12.1 ПДД РФ), на правой стороне дороги. На левой стороне остановка и стоянка разрешены в населенных пунктах на дорогах:

  • с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине;
  • с односторонним движением (грузовым автомобилям массой более 3,5 т — лишь остановка для загрузки или разгрузки).

По обочине разрешается движение машин

  • коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
  • подвозящих грузы к объектам (в том числе торговым), расположенным непосредственно у обочин, если нет других подъездов.

По обочине допускается не создающее помех пешеходам движение:

  • велосипедистов старше 14 лет, если нет велосипедной и велопешеходной дорожки или возможности двигаться по ним, либо по правому краю дороги (п.24.2, п.24.6 ПДД РФ);
  • мопедов (п.24.7 ПДД РФ);
  • гужевых повозок, верховых и вьючных животных (только в один ряд возможно правее), п.25.2 ПДД РФ.

1. Проезд и обгон по правой обочине трактуются как нарушения маневрирования и правил обгона и по ст.12.15, п.1 КоАП РФ наказываются штрафом в 1500 рублей.

2. Обгон транспорта, чаще всего автомобильных заторов, по левой обочине (обочине встречной полосы) наказывается более серьезно. Так как к нарушениям правил маневрирования и обгона добавляется движение по встречной полосе. Здесь действуют все запреты ПДД РФ, связанные с обгоном и выездом на «встречку».

Кроме того, согласно п.11.2 ПДД РФ, запрещено совершать обгон, если по завершении обгона водитель не сумеет, не создав опасности для движения и помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

За нарушение водителю грозит по ст.12.15, п.4 КоАП РФ

При повторном правонарушении, по ст.12.15, п.5 КоАП РФ

  • штраф в 5000 рублей (если правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации);
  • или лишение ВУ до 1 года.

Некоторые водители оправдывают свой въезд на обочину тем, что выехав и не найдя подходящего места для остановки, вынуждены были продолжить движение по ней. Но никто не мешал им, подыскивая подходящее для остановки своего авто место на обочине, двигаться в своем ряду.

От езды несознательных автомобилистов по обочинам

  • пробки увеличиваются;
  • возрастает нервозность водителей;
  • мелкие ДТП случаются чаще.

Видео: Езда по обочине

Видеоролик с Приозерского шоссе (Санкт-Петербург) за 4 минуты без слов убеждает в неизбежности наказания за езду по обочине.

Видео: Езда по встречной обочине

Автомобильный затор сродни очереди в магазине, попытки «самых умных» с помощью проезда по обочине «влезть без очереди» вызывают законное раздражение у сознательных граждан, некоторые из которых могут умело «отмстить» торопыгам, банально заблокировав дальнейший путь по обочине.

Например, так как, как сделано в этом видеоролике. Хотя вряд ли нарушители сделали из этого правильные выводы.

Справедливость и безопасность на дороге должны охранять сотрудники ГИБДД, используя предусмотренные законом вполне конкретные наказания за запрещенное правилами движение автомобилей по обочине. Но и внутренняя культура водителя, и соблюдение им ПДД РФ не отменяются.

Статья написана по материалам сайтов: avto-flot.ru, businessman.ru, kulikavto.ru, auto-lawyer.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий