+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Федеральный закон о социальном обеспечении граждан 2019 год

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено, что наше государство имеет социально направленный характер. Что это означает? Ответ находится в Федеральном законе О социальном обеспечении», который будет разобран в этой статье.

Каждый гражданин Российской Федерации должен быть обеспечен набором качественных услуг в самых разных сферах. Государство должно закреплять организационные, экономические и правовые основы социального обслуживания. Как получатели, так и поставщики услуг должны своевременно и эффективно реализовывать свои обязанности и права.

Под социальным обслуживанием в Законе «О социальном обеспечении» понимается деятельность государственных властей по оказанию различных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается определенное полезное действие в области народного обеспечения.

Социальное обслуживание в нашей стране базируется на ряде важных принципов. Здесь стоит выделить равный доступ граждан к услугам, добровольность, адресность, приближенность поставщиков к местам жительства нуждающихся и многое другое.

Согласно главе 2 Закона «О социальном обеспечении граждан» как федеральные, так и региональные органы власти обладают рядом важнейших полномочий в социальной сфере. Для начала нужно обратить внимание на функции федеральных органов. Здесь стоит выделить:

  • формирование и установление государственной политики в области социального обслуживания;
  • утверждение методических рекомендаций и примерного перечня услуг;
  • управление необходимой для социального обслуживания собственностью, находящейся в федеральном ведении;
  • реализацию федерального надзора за качеством оказания услуг.

В статье 8 Федерального закона «О социальном обслуживании» рассказывается про полномочия региональных властей. Надо сказать, что функции государственных органов субъектов РФ мало чем отличаются от функций федеральной системы. Здесь стоит выделить всю ту же работу с собственностью (но уже региональной), разработку планов и контроль за их реализацией.

Получателем услуг является человек, на которого направлена работа государства по социальному обеспечению. Получатель обладает рядом важных прав, среди которых стоит выделить:

  • уважительное отношение к поставщикам услуг;
  • свободный выбор поставщика;
  • возможность отказа от получения услуг;
  • участие в формировании программ индивидуального характера;
  • требования по соблюдению санитарных, гигиенических и прочих норм, а также многое другое.

В обязанности получателя услуг входит своевременное информирование поставщиков об отказе в получении работ или же изменении ряда обстоятельств. Получатель должен соблюдать условия заключенного договора, а также предоставлять государственным органам всю необходимую для получения услуг документацию.

На что имеют право представители государственных органов, именуемые поставщиками? Согласно главе 11 Закона «О социальном обеспечении» поставщики имеют право на отказ в предоставлении той или иной услуги, на включение субъектов РФ в специальные реестры, а также на реализацию запроса в органы государственной власти или инстанции местного самоуправления.

Обязанностей у поставщиков услуг гораздо больше, чем у получателей. Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • реализация своей деятельности в соответствии с законодательством РФ;
  • качественное и своевременное предоставление социальных услуг получателям;
  • в случае необходимости предоставление услуг срочного характера;
  • использование информации о получателях услуг — но только в отдельных, регламентированных законом случаях;
  • обеспечение сохранности личного имущества получателя;
  • исполнение прочих обязанностей, закрепленных в статье 12 Федерального закона «О социальном обеспечении в РФ».

Поставщики не имеют права ограничивать свободы, права или интересы получателей услуг, а также применять психологическое или физическое насилие в отношении обслуживаемых лиц.

Согласно Закону «О социальном обеспечении», услуги социального характера могут выступать в нескольких формах: на дому, в стационарной или полустационарной формах.

Самым распространенным видом услуг является домашнее обслуживание. Например, к пожилому или недееспособному человеку приходят работники из органов социальной опеки. Они снабжают физически или психически неполноценного человека медикаментами, помогают с хозяйством, выполняют отдельные просьбы обслуживаемого гражданина.

Полустационарная форма предполагает предоставление услуг в определенное время суток. Услуги все те же. Если речь идет о стационарной форме, то стоит вспомнить лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В целях безопасности за такими гражданами устанавливается административный надзор. Граждане обязаны посещать стационарные инстанции и получать там специальные услуги. Помимо бывших заключенных, речь также идет о некоторых нездоровых или недееспособных гражданах.

Кто занимается организацией деятельности в сфере социального обслуживания? Это специальные государственные инстанции, осуществляющие обслуживание на дому или в стационарах. Вся деятельность таких инстанций строится на основе методических рекомендаций. Рассчитываются потребности российских субъектов, учитывается развитие сети социальных услуг. В соответствии с установленными организационными правилами все сферы социального обслуживания, а также их подразделения реализуют свою работу.

В каждой государственной инстанции, занимающейся социальным обслуживанием, должны быть созданы попечительские советы. Порядок формирования, сроки работы, структура и компетенция таких советов определяются в строгом соответствии с уставом организации, а также рядом законов о праве социального обеспечения.

В главе 8 Закона «О государственном социальном обеспечении» рассказывается про финансовое обеспечение рассматриваемой системы. В законе указываются источники финансирования. Здесь стоит выделить:

  • благотворительные пожертвования и взносы;
  • средства получателей платных услуг;
  • доходы от деятельности предпринимательского характера, которую может реализовывать инстанция по социальному обеспечению;
  • средства из российской бюджетной системы.

Согласно законам в области социального обеспечения, порядок расходования получаемых из бюджета денежных средств устанавливается исполнительным федеральным или уполномоченным региональным органом власти в РФ.

Социальное обеспечение в Российской Федерации основано на положениях ст. 39 Конституции РФ[28]. Социальное обеспечение является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Чертами социального обеспечения являются:

• объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т. д. );

• наличие специальных фондов как источников социального обеспечения;

• особые способы предоставления средств к существованию;

• закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Законодательную базу социального обеспечения в России составляют следующие основные законы : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166‑ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173‑Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. ), а также: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468‑1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей» (с изм. ), Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5‑ФЗ «О ветеранах» (с изм. ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. ), Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122‑ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195‑ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изм. ), Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (с изм. ), Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. ), Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Положения перечисленных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов. Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам разнообразных пенсий, пособий и более ста видов льгот и услуг.

В рассматриваемом федеральном законодательстве, нашли правовое закрепление следующие положения :

• всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и путем создания новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ‑инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т. д. );

• применение дифференцированного, адресного подхода в обеспечении различных социально‑демографических групп и слоев населения;

• использование комплексных мер по социальной защите населения;

• стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;

• демократизация условий назначения и получения социальных выплат;

• предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Для создания и функционирования эффективной системы социального обеспечения необходима адресность социальных выплат, льгот и услуг . При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации :

• учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, государственная служба, судейская практика и др. );

Это интересно:  Валютный арбитраж: понятие, принципы и виды 2019 год

• категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80‑летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы); здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важной положительной чертой законодательства России в этой области являетсяпринцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку на приобретение лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т. д.

Ведущими организационно‑правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что в России созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Все эти фонды являются самостоятельными финансово‑кредитными учреждениями; денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации, и их акты подлежат государственной регистрации. Частью 2 Налогового кодекса РФ, введен единый социальный налог, включающий и уплату сумм работодателями в Пенсионный фонд РФ. Ставка налога дифференцирована в зависимости от размера налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. По тем же правилам исчисляются и платежи налога в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования, а дотации государства в названные фонды также значительны. Для всех этих фондов аккумулирование средств происходит и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

Провозглашенные в Конституции цели политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, с развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Следовательно,развитие системы социального обеспечения, как составной части социальной защиты населения, является необходимым условием осуществления целей социального государства.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др. ), предоставление гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. Хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает ч. 2 ст. 39 Конституции, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция закрепляет право каждого на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными. Согласно Федеральному закону от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“» (с изм. ), государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости – выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию. К гарантиям социальной поддержки безработных Закон относит и оплату периода их временной нетрудоспособности.

Перечисленные выплаты безработным относятся к выплатам, осуществляемым в рамках системы социального обеспечения.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. ) в Российской Федерации устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных Законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования. Им предусматривается:

• обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

• возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

• обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Право на обеспечение по социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая. При этом право на получение страховых выплат, в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая, имеют:

• нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

• ребенок умершего, родившийся после его смерти;

• один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико‑социальной экспертизы или лечебно‑профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

• лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Страховые суммы возмещения вреда в случае смерти застрахованного выплачиваются строго определенному кругу лиц:

• несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;

• учащимся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

• женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, – пожизненно;

• инвалидам – на срок инвалидности;

• одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими возраста 14 лет либо до изменения состояния здоровья.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Обеспечение по страхованию осуществляется в различных формах:

• в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• в виде страховых выплат: единовременной выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

• ежемесячных выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

• в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

Это интересно:  Приказ о проведении обучения по охране труда работников организации, руководителей и специалистов, рабочего персонала: скачать образцы 2019 год

• санаторно‑курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;

• протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту;

• обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче‑смазочные материалы;

• профессиональное обучение (переобучение).

Конституционная норма ч. 3 ст. 39 закрепила уже сложившийся опыт функционирования в России иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. ), который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. Дальнейшим нормативным развитием деятельности указанных фондов стал Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75‑ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. ). В нем было установлено, что эти фонды осуществляют свою деятельность независимо от системы государственного пенсионного обеспечения и что выплаты из этих фондов производятся наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и предоставления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, которое заключается на основании утвержденного примерного договора.

В числе различных организационно‑правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения , т. е. обеспечения, предоставляемого предприятиями (хозяйствующими субъектами). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения , которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинского обслуживания.

11 августа 1995 г. принят Федеральный закон № 135‑Ф3 «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях» (с изм. ), который впервые в России дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки . Приоритетными целями благотворительной деятельности Закон называет:

• социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных;

• социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

• подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

• оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, детства и отцовства.

Различные благотворительные фонды многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей‑сирот, по приспособлению среды обитания для удовлетворения нужд инвалидов, по оказанию содействия в развитии малого бизнеса с целью снижения уровня безработицы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Создание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

Статья 39 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность[1] .

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Понятие пособия и его отличие от иных видов социального обеспечения, виды пособий и их общая характеристика

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— социальное пособие на погребение[2] .

Пособие по временной нетрудоспособности является основным по системе социального обеспечения. Оно назначается всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора), а также иным лицам, если они в период работы подлежали обязательному государственному социальному страхованию. Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения, а также в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.

Российское законодательство содержит комплекс правовых норм, предусматривающих права и льготы беременным женщинам, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни.

Единовременное пособие при рождении ребенка – один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка и выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет выдается:

— матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию;

— матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;

— матерям, проходящим военную службу по контракту и в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и др.

Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка – оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве. Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).

На территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством.

В настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями). Он предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение и устанавливает перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно[3] .

Это интересно:  Свой бизнес: производство перчаток с подогревом. Оборудование для производства перчаток 2019 год

Еще одним видом социальной поддержки населения является выплата безработным пособия по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном Законом РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения[4] .

Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы в каждом месяце исходя из среднего размера пособия. Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

2. Пособие по временной нетрудоспособности. Круг лиц, имеющих права на это пособие, порядок назначения и выплаты, размеры пособия по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности – выплата, предоставляемая в случаях, когда выполнение работы или иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья, в размерах, пропорциональных заработку, иному доходу или в твердой сумме, финансируемая за счет средств Фонда социального страхования РФ, Фонда занятости населения РФ или из других источников.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют:

— граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, работающие на предприятиях, организациях и учреждениях РФ, независимо от формы собственности;

— граждане, у которых нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам;

— граждане, признанные безработными и состоящие на учете в территориальных органах труда и занятости населения;

— бывшие военнослужащие, уволенные со срочной службы из Вооруженных Сил РФ при наступлении нетрудоспособности в течение месяца после увольнения[5] .

Существуют следующие страховые случаи для выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

1. Заболевание или травма, которая связана с утратой нетрудоспособности. Здесь применяются дифференцированные правила в зависимости от вида: профессиональное заболевание, трудовое увечье или бытовая травма, общее заболевание. Если профессиональное заболевание или трудовое увечье, то пособие выплачивается с первого дня заболевания до восстановления трудоспособности или установления инвалидности. Если это не трудовое увечье, а бытовая травма или общее заболевание, то пособие выплачивается, начиная с 6-го дня нетрудоспособности, но есть и исключения: в том случае, если травма явилась следствием стихийного бедствия или анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается по общим правилам, т.е. без выжидательного срока.

2. Санаторно-курортное лечение.

Пособие при таком страховом случае выдается при условии, если очередного или дополнительного отпусков недостаточно для проезда в санаторий и обратно. Таким образом, пособие выдается за весь срок лечения, но за вычетом основного и дополнительного отпусков.

3.Пособие при карантине. Выдаётся в том случае, когда органами санитарно-эпидемиологического надзора работник отстраняется от выполнения трудовых обязанностей, если кто-то из его родственников заболел инфекционным заболеванием.

4. Пособия при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием. Это пособие может быть выплачено не более чем за два месяца. Пособие исчисляется по общим правилам, но так чтобы вместе с зарплатой по новой работе, оно не превышало заработок по прежней работе.

Социальная защита населения — это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерацией.

Под общественным обслуживанием понимается деятельность служб, которые предоставляют поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Поддержка состоит из следующих видов услуг, предоставленных пожилым людям и инвалидам:

Учреждения и предприятия, которые предоставляют услуги обществу (пожилым людям и инвалидам), называются социальными службами. Их деятельность регулируется общепринятым Российским законодательством о пожилых людях в РФ.

В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.

Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:

  • Конституция РФ. Она гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение;
  • ФЗ №178 «О государственной социальной помощи» регулирует правовые основы для следующих категорий граждан:
    • Малоимущих семей;
    • Одиноко проживающих жителей;
    • Других категорий граждан, которые предусматриваются в настоящем ФЗ;
  • Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он создает государственную политику в отношении пожилых граждан и инвалидов, цель которой является обеспечение равных прав на защиту с другими гражданами РФ;
  • ФЗ №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Основная цель ФЗ — обеспечение защитой инвалидов и пожилых граждан. В настоящий момент утратил силу.

Федеральный закон №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утратил свою силу. Теперь вместо него действует закон №442 «Об основах социального обслуживания». Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Последние изменения были внесены 21 июля 2017 года.

ФЗ №442 определяет:

  • Обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц;
  • Вопросы в экономической, правовой и организационной сфере;
  • Права учреждений, которые занимаются государственной деятельностью;
  • Обязанности/права инвалидов и пожилых людей.

Настоящий Федеральный закон действует в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан с постоянным местом жительства на территории РФ. Также под действия ФЗ попадают индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые оказывают поддержку гражданам.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей.

Краткое содержание ФЗ №442:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего ФЗ;
  • Глава 2 — Перечисляет полномочия органов государственной власти РФ в области социального обеспечения;
  • Глава 3 — Перечисляет обязанности и права получателей социальных услуг (пожилые люди и инвалиды);
  • Глава 4 — Перечисляет права и обязанности поставщиков;
  • Глава 5 — Описывает способы предоставления обслуживания;
  • Глава 6 — Перечисляет формы и виды услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 7 — Описывает способы организации предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 8 — Перечисляет способы оплаты за предоставленную общественную поддержку;
  • Глава 9 — Осуществляет контроль за качественным обслуживанием социальных нужд общества;
  • Глава 10 — Описывает переходные и заключительные положения.

Правила обслуживания пожилых людей и инвалидов перечислены в Конституции Российской Федерации. Они направлены на соблюдение прав человека и уважение достоинства и личности каждого гражданина РФ.

Основные принципы Федерального закона №442:

  • Предоставление социального обслуживания всем лицам, вне зависимости от:
    • Возраста;
    • Национальности;
    • Языка;
    • Расы;
    • Происхождения;
    • Отношения к религии;
    • Места жительства.
  • Предоставление обслуживания на дому;
  • Сохранение привычной обстановки при оказании социальных услуг пожилым и инвалидам;
  • Конфиденциальность;
  • Добровольность.

Личная информация о гражданине, которому оказывается поддержка, является конфиденциальной. Ее запрещается передавать третьим лицам. За разглашение конфиденциальной информации служба привлекается к ответственности, которая предусматривается настоящим Федеральным законом. Распространять подобные данные можно только после предоставления согласия от получателей соц. услуг пожилых и инвалидов.

Чтобы скачать Федеральный закон №422 с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон №442 были внесены 21 июля 2017 года.

Ст 7 была дополнена пунктом 7.1. В нем говорится о том, что для оценки качества предоставляемых услуг создается независимая организация социального обслуживания.

Ст 8 была дополнена пунктом 24.1. В нем говорится о том, что для организации, которая проводит независимую оценку, создаются специальные условия.

Ст 13 была дополнена пунктом 12.1. Его суть состоит в том, что решение о проведении независимой оценки принимает федеральный орган исполнительной власти.

Ч 4 статьи 13 была полностью изменена. Теперь для того чтобы выразить собственное мнение или оставить отзыв после оказания услуг пожилым и инвалидам, можно зайти на официальный сайт и выразить свое мнение в письменной форме.

Ст 23.1 появилась после внесения последних изменений. В ней также говорится о предоставлении независимой оценки качества оказания услуг. Показатель качества — это один из методов контроля, благодаря которому появляется возможность увеличить эффективность предоставляемых услуг пожилым и инвалидам.

Критерии для оценки качества:

  • Открытость информации;
  • Комфортные условия в период предоставления услуг;
  • Время ожидания;
  • Компетентность, вежливость и доброжелательность сотрудников компании, которая обеспечивает качественным обслуживанием.

Независимая оценка качества оказанных услуг осуществляется в порядке, который предусматривается настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или другое государственное управление могут самостоятельно создавать общественные советы, которые будут оценивать эффективность их деятельности.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, studopedia.ru, mirznanii.com, 210fz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector