+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Картельный сговор. Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции 2019 год

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

1. Уясняя значение термина «конкуренция», следует обратиться к п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.12.2012) , согласно которому конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2007. N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 27. Ст. 3126; N 45. Ст. 5141; 2009. N 29. Ст. 3601, 3610, 3618; N 52 (ч. 1). Ст. 6450, 6455; 2010. N 15. Ст. 1736; N 19. Ст. 2291; N 49. Ст. 6409; 2011. N 10. Ст. 1281; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 50. Ст. 7343; 2012. N 31. Ст. 4334.

В понятии конкуренции использованы специальные юридические термины «хозяйствующие субъекты», «товарный рынок». В комментируемой статье эти термины именно в приведенном виде не используются, хотя говорится о товарах и просто о рынке. Соответствующие определения содержатся в п. п. 4 и 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (в ред. от 03.02.2012) , определяются географические границы товарного рынка, дается понятие федерального, межрегионального рынков и т.д. Таким образом, действия, приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и, далее, к причинению крупного ущерба, могут состоять, скажем, в ограничении доступа на местный (локальный) рынок при том, что у пострадавшего хозяйствующего субъекта сохранится возможность деятельности на рынке региональном.
———————————
БНА. 2010. N 34; 2012. N 17.

2. В Федеральном законе «О защите конкуренции» триада нарушений: недопущение, ограничение, устранение конкуренции упоминается многократно, однако разъясняется только понятие ограничения конкуренции. Очевидно, потому что именно термин «ограничение» может в силу неопределенности вызвать проблемы при толковании, тогда как недопущение и устранение конкуренции — это такие результаты незаконных действий, которые или полностью препятствуют возникновению соперничества хозяйствующих субъектов (при недопущении), или полностью его прекращают (при устранении). Признаки ограничения конкуренцииприведены в п. 17 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Первым видом недопущения, ограничения либо устранения конкуренции в ст. 178 УК названо заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Соглашение, согласно п. п. 18 и 19 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; здесь же дано понятие «вертикального» соглашения.

О понятии картеля см. ст. 11 названного Закона.

4. Исходя из указания в числе квалифицирующих признаков обсуждаемого преступления на насилие, уничтожение имущества, угрозу совершения таких действий, следует заключить, что действия, приводящие к промежуточному (отсутствие, ограничение конкуренции) и к итоговому (крупный ущерб, извлечение дохода в крупном размере) результату, могут выходить за пределы собственно незаконных антиконкурентных соглашений, согласованных действий, но эти действия: насилие и т.д. — обязательно совершаются наряду с действиями (бездействием), предусмотренными ч. 1 комментируемой статьи.

5. Вторым видом недопущения, ограничения или устранения конкуренции является неоднократное злоупотребление доминирующим положением, которое выражается в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Понятие неоднократного злоупотребления доминирующим положением дано в п. 4 примеч. к комментируемой статье. Формулировка «более двух раз» означает, что соответствующее нарушение должно быть совершено не менее чем в третий раз в пределах трех лет (ср., например, с п. «а» ч. 2 ст. 18 УК), причем для привлечения к уголовной ответственности нет необходимости, чтобы злоупотребления и в первый, и во второй раз причиняли крупный ущерб либо в результате их совершения был бы извлечен доход в крупном размере. Однако и за первое, и за второе злоупотребления лицо должно быть привлечено к административной ответственности.

Понятие монопольно высоких или монопольно низких цен дается в ст. ст. 6 и 7 Федерального закона «О защите конкуренции»; о том, что нельзя разделять рынок по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), вывод можно сделать из п. 3 ч. 1 ст. 11 и п. 3 ст. 16 Закона; об ограничении доступа на рынок — из п. 8 ст. 4 Закона.

Вывод о необоснованности отказа или уклонения от заключения договора может быть сделан с учетом положений, содержащихся в ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающей для такой оценки соответствующие критерии. В частности, запрещен экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

6. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции является промежуточным негативным результатом перечисленных в комментируемой статье действий. Промежуточный он в том смысле, что в итоге отсутствие экономического соперничества (при недопущении либо устранении конкуренции) либо наличие соперничества в меньшей степени, нежели это имело бы место без незаконных действий посягателя (при ограничении конкуренции), само должно повлечь причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. Оба признака определены в примеч. к комментируемой статье.

7. Субъективная сторона — прямой или косвенный умысел. Последнее означает, что умыслом лица не обязательно охватывается полный круг лиц, которым может быть причинен крупный ущерб, о некоторых из них виновное лицо может даже и не знать, однако исходя из характера незаконных действий становится ясно, что он допускает причинение этими действиями крупного ущерба всяким субъектам (как получится). Следовательно, такому лицу следует вменять любой причиненный в результате его заведомо незаконных действий ущерб.

8. Субъект преступления — специальный, им является индивидуальный предприниматель, руководитель юридического лица либо лицо, уполномоченное на совершение действий от имени юридического лица.

9. О понятии использования лицом своего служебного положения см. коммент. к ст. 174. О понятиях уничтожения или повреждения чужого имущества, а также вымогательства см. коммент. к ст. ст. 167 и 163 УК.

Квалификация деяния по ч. 2 комментируемой статьи по признаку уничтожения и повреждения чужого имущества не требует дополнительной квалификации по ст. 167 УК.

10. Понятие особо крупного ущерба и дохода в особо крупном размере дано в примеч. к ст. 178 УК.

Под насилием в судебной практике понимается не только физическое воздействие, но и его результат в виде боли или вреда здоровью, физическое воздействие, связанное с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).

11. Истязание, побои, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда охватываются ч. 3 комментируемой статьи, если сопряжены с деяниями, предусмотренными ч. ч. 1 и 2 этой статьи, и самостоятельной квалификации не требуют. Однако умышленное причинение при таких же обстоятельствах тяжкого вреда здоровью или смерти требует квалификации по совокупности: по ч. 3 комментируемой статьи (даже в отсутствие иных особо квалифицирующих признаков данного преступления, поскольку насилие было применено) и, соответственно, ст. ст. 111 или 105 УК.

Угроза применения насилия включает в себя угрозу физического воздействия с целью причинения боли, любого вреда здоровью или смерти.

12. Если лицо, совершая преступление, предусмотренное комментируемой статьей, угрожало применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, требуя передать чужое имущество или право на имущество, а равно совершить другие действия имущественного характера, то такая угроза требует квалификации содеянного не по ч. 2 комментируемой статьи, а по ст. 163 УК (наряду с этим деяние будет также квалифицировано по комментируемой статье без указанных квалифицирующих признаков).

Это интересно:  Директор магазина: обязанности, функции, требования 2019 год

13. В п. 3 примеч. к комментируемой статье предусмотрены специальные основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ч. 2 ст. 75 УК). По смыслу закона, лицо, даже совершившее иные преступления, за которые оно станет отвечать, безусловно, освобождается от ответственности по комментируемой статье, если выполнит условия, названные в данном примечании.

Текущая редакция ст. 178 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения, возникающие в связи с гарантированными Конституцией РФ (ч.1 ст. 8) единством экономического пространства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, поддержкой конкуренции, свободой экономической деятельности, а также (ч.2 ст. 34) недопустимостью экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; дополнительный — отношения, возникающие в связи с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, здоровьем человека, отношениями собственности;
2) объективная сторона: действия (бездействия), выражающиеся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции посредством:
а) заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля);
б) неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся:
— в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
— в необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Обязательным условием данного преступного посягательства являются общественно-опасные последствия в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечения дохода в крупном размере;
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (это может быть индивидуальный предприниматель, руководитель юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации), их представители). По п.а» ч.2 ст. 178 УК РФ — лицо, совершившее преступное посягательство с использованием своего служебного положения;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел).

Преступление считается оконченным после наступления общественно-опасных последствий (причинение крупного ущерба — более 1 млн. рублей; извлечение дохода в крупном размере — более 5 млн. рублей), а до их наступления при наличии умысла квалифицируются как покушение на совершение преступления.

К квалифицирующим признакам (ч.2 ст. 178 УК РФ) преступления относятся характеризируемые по ч.1 ст. 178 УК РФ деяния:
1) совершенные лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание к ст. 201, 285 УК РФ);
2) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (см. комментарий к ч.2 ст. 35 УК РФ). Дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ не требуется;
3) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.

Преступление, квалифицируемое по ч.2 ст. 178 УК РФ, считается оконченным после наступления общественно-опасных последствий (использование служебного положения; сопряженное с уничтожением или повреждением чужого имущества либо угрозой этого; причинением особо крупного ущерба (более 3 млн. рублей) либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере (более 25 млн. рублей), а до их наступления при наличии умысла квалифицируется как покушение на совершение преступления.

Особо квалифицированный состав преступления предусмотрен в ч.3 ст. 178 УК РФ — совершение деяний, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 178 УК РФ, с применением насилия или с угрозой его применения. Состав преступления, предусмотренный ч.3 ст. 178 УК РФ охватывает нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ и комментарий к ней), умышленное причинение легкого (ст. 115 УК) и средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). Причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ с комментариями), а также умышленное причинение смерти другому человеку (статья 105 УК РФ с комментариями) требуют дополнительной квалификации.

Пункт 3 примечания к комментируемой статье предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лица, его совершившего. Для этого необходимо, чтобы оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных комментируемой статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ст. 8 — в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; ст. 34 — каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

2) ФЗ «О защите конкуренции»;
3) КоАП РФ (ст. 14.9, 14.31);
4) ЛК РФ (ст. 50);
5) ГрК РФ (ст. 55.5);
6) ВК РФ (ст. 40);
7) ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 10);
8) ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 14.1);
9) ФЗ «О естественных монополиях»;
10) постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
11) постановление Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов»;
12) приказ Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»;
13) приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Если у вас остались вопросы по статье 178 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Кинев Александр Юрьевич, начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, кандидат юридических наук.

Цель статьи — рассмотрение порядка привлечения к уголовной ответственности за картели, анализ правоприменения по ст. 178 УК РФ и судебных решений по уголовным делам об ограничении конкуренции.

Ключевые слова: антиконкурентные соглашения, картель, уголовная ответственность, антимонопольные органы, суды общей юрисдикции, правоохранительные органы, ФАС России.

Criminal responsibility for cartels: practice of application of article 178 of the Criminal code of the Russian Federation

The purpose of the article is to consider the procedure of bringing to criminal responsibility for cartels, the analysis of law-application under article 178 of the Criminal Code of the RF and judicial decisions on criminal cases on limitation of competition.

Key words: anticompetition agreements, cartel, criminal responsibility, antimonopoly bodies, courts of general jurisdiction, law-enforcement agencies, the Federal Antimonopoly Agency of Russia.

Экономическая теория предполагает индивидуальное поведение хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Антиконкурентные соглашения признаются самым мощным ограничителем свободному действию рыночных сил и «главным злом конкуренции», т.к. дезавуируют естественные рыночные регуляторы. Во многих странах такие соглашения — картели — приравнены к мошенничеству.

Встав на рыночный путь развития, экономика Российской Федерации неизбежно столкнулась с этим негативным явлением. Картели препятствуют ее развитию, что в конечном итоге негативно сказывается на уровне жизни всех граждан Российской Федерации.

  1. Уголовная ответственность за картели.

Учитывая совокупность негативных последствий деятельности картелей, за нарушение антимонопольного законодательства в этой части предусматривается уголовная ответственность, которая определена ст. 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ или Уголовный кодекс).

Это интересно:  Моральные ценности и их роль в обществе 2019 год

Впервые уголовная ответственность за «монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен» появилась в Уголовном кодексе 1996 г. (вступил в силу 1 января 1997 г.).

В качестве квалифицирующих обстоятельств в ч. 2 этой статьи были указаны: группа лиц по предварительному сговору и организованная группа.

При этом ответственность за антиконкурентные соглашения не предусматривалась, но при определенных обстоятельствах за раздел рынка, а также ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен группой лиц по предварительному сговору и организованной группой участников антиконкурентных соглашений можно было привлекать к уголовной ответственности.

До 2003 г. состав преступления был формальным, в 2003 г. появился такой элемент состава преступления, как крупный ущерб.

В 2009 г. в уголовном законодательстве впервые была установлена ответственность за антиконкурентные соглашения. Кроме этого, в число квалифицирующих признаков состава преступления был включен незаконно полученный доход. По мнению МВД России, это должно было способствовать резкому повышению эффективности ее применения.

Законопроект о внесении соответствующих поправок в УК РФ был принят Федеральным Собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации») при непосредственной поддержке Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. 30 октября 2009 г. этот Закон вступил в силу.

Важнейшие новеллы, касающиеся вопросов ответственности за антиконкурентные соглашения, появились в ст. 178 УК РФ в ходе работы над «третьим антимонопольным пакетом» и вступили в силу в 2012 г.

По инициативе ФАС России при принятии «третьего антимонопольного пакета» были сделаны серьезные шаги по либерализации уголовного законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительная часть нарушений антимонопольного законодательства была декриминализирована.

В диспозиции части первой ст. 178 УК РФ слова «заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий» были заменены словами «заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)».

Это означает, что действие ст. 178 УК РФ отныне распространяется только на участников картелей — ограничивающих конкуренцию соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами.

Таким образом, из Уголовного кодекса была исключена норма об уголовной ответственности за все антиконкурентные соглашения, кроме картелей, а также за согласованные действия и соглашения с участием органов власти.

Норма об уголовной ответственности за согласованные действия была изъята из Уголовного кодекса в рамках общей тенденции по либерализации мер ответственности за экономические преступления с целью исключения объективного вменения, излишних неопределенностей и рисков для бизнеса ввиду «виртуальности» данного понятия. Уголовная ответственность за иные антиконкурентные соглашения была исключена в связи с их невысокой общественной опасностью, а за антиконкурентные соглашения с участием органов власти — с целью исключения дублирования другими статьями Уголовного кодекса, предусматривающими ответственность за должностные преступления.

Еще одна важная поправка была внесена в примечание 3 к ст. 178 УК РФ и касается вопроса освобождения от уголовной ответственности для участников картелей.

Слова «возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный» были заменены словами «возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный».

Нынешняя редакция примечания 3 к ст. 178 УК РФ фактически означает, что главное условие освобождения от уголовной ответственности лица, являющегося участником картеля, — это вывод правоохранительных органов о том, что данное лицо способствовало раскрытию преступления и загладило причиненный его действиями вред путем оказания содействия следствию.

Есть надежда, что в таком виде норма об освобождении от уголовной ответственности для участников картелей будет более активно применяться правоохранительными органами, что позволит повысить уровень доказательной базы в делах о картелях.

Сегодня ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» звучит следующим образом:

«1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

  1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двадцать пять миллионов рублей.
  2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом — три миллиона рублей.
  3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
  4. Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности».

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

«Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».

Запрет на картели является безусловным (запрет «per se») — правоприменителю требуется доказать только наличие запрещенного соглашения, и нет необходимости доказывать, что его реализация привела к ограничивающим конкуренцию последствиям.

  1. Порядок привлечения к уголовной ответственности за картели.

Для нарушителей антимонопольного законодательства — участников картелей установлена и административная, и уголовная ответственность.

Работа уполномоченных органов по привлечению их к ответственности на основании ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ (назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо) идет в двух направлениях — в отношении юридических и физических лиц.

В отношении юридических лиц ФАС России возбуждается дело об административном правонарушении. Далее — по процедуре, регламентированной КоАП РФ (ст. 28.1, ст. 23.48), вплоть до наложения на них «оборотных» штрафов.

В отношении должностных (физических) лиц возможны два сценария:

  1. Если в их действиях содержатся признаки преступления, т.е. превышены пороги, указанные в ст. 178 УК РФ (ущерб — более 1 млн. руб., доход — более 5 млн. руб.), материалы в отношении этих лиц направляются ФАС России в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Органы внутренних дел в соответствии со своей компетенцией рассматривают представленные материалы и далее по соответствующей процедуре ведут уголовное производство.

  1. Если в результате нарушения законодательства о конкуренции причиненный ущерб или полученный виновными лицами доход установить невозможно, либо этот ущерб или доход меньше пределов, указанных в Уголовном кодексе, либо когда правоохранительными органами вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, Федеральная антимонопольная служба решает вопрос о привлечении виновных должностных (физических) лиц к административной ответственности (см. рис. 1).

Рис. 1. Технология привлечения к ответственности

Решая вопрос о применении мер административной и уголовной ответственности к нарушителям антимонопольного законодательства, работникам антимонопольных и правоохранительных органов приходится сталкиваться с серьезной проблемой, которая заключается в следующем.

Законодатель напрямую объединил законодательство о защите конкуренции и законодательство об административной ответственности (ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ).

Факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, и фиксируется в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Вступление данного решения в силу является, в соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 данного Кодекса. То есть при отсутствии решения антимонопольного органа возбудить дела по данным статьям КоАП РФ невозможно.

Это интересно:  Трудовая инспекция в Благовещенске (Амурской области), официальный сайт, адрес и телефон 2019 год

К сожалению, подобной «связки» нет между законодательством о защите конкуренции и нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). То есть, несмотря на то что только антимонопольный орган уполномочен выносить решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства, поводом к возбуждению уголовного дела по ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» решение антимонопольного органа не является , учет его мнения для правоохранительных органов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела также не обязателен.

В ходе работы над «третьим антимонопольным пакетом» ФАС России предлагала законодательно урегулировать данный вопрос.

В частности, в УПК РФ предлагалось внести поправки, устанавливающие порядок возбуждения уголовных дел за нарушение антимонопольного законодательства, аналогичный порядку возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Их суть: поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 178 УК РФ должно являться решение комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Предлагавшийся порядок возбуждения уголовных дел по картелям исключал бы произвольное возбуждение таких дел органами предварительного следствия, т.к. основанием для их возбуждения стали бы вступившие в законную силу квалифицированные и мотивированные решения антимонопольного органа.

При этом функциями уголовного преследования ФАС России не наделяется.

К сожалению, эти предложения антимонопольных органов, представителей бизнеса и юридического сообщества, направленные на совершенствование законодательства о конкуренции, не были реализованы в «третьем антимонопольном пакете».

Несомненно, рано или поздно это произойдет. ФАС России продолжит активную работу в этом направлении.

  1. Применение статьи 178 УК РФ.

Как уже было сказано выше, правовая основа для участия правоохранительных органов, в первую очередь МВД России (учитывая, что ст. 178 УК РФ по подследственности относится к органам внутренних дел), в работе по противодействию антиконкурентным соглашениям (картелям) путем привлечения к уголовной ответственности их участников появилась в 1996 г.

Все это время ст. 178 УК РФ применялась крайне редко.

Юристы называют такие статьи спящими.

Этот вывод подтверждается данными, представленными Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее — СД ВС РФ) в ответ на запрос ФАС России о применении на практике данной нормы, в т.ч. о количестве рассмотренных судами общей юрисдикции уголовных дел, возбужденных по ст. 178 УК РФ.

В соответствии с письмом СД ВС РФ от 17.02.2012 N СД-АГ/243 за период с 1 января 1997 г. по 1 полугодие 2011 г. к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ было привлечено 66 человек.

В том числе: 43 человека по делам, по которым ст. 178 УК РФ являлась основной статьей квалификации совершенного преступления; 23 человека по делам, по которым ст. 178 УК РФ являлась дополнительной статьей квалификации совершенного преступления.

Указанные приговоры были вынесены в 14 субъектах Российской Федерации. Среди них: г. Москва, Астраханская, Брянская, Ивановская, Мурманская, Новгородская, Орловская, Рязанская, Самарская, Тамбовская, Тверская области, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ.

В региональных судах данных субъектов Российской Федерации ФАС России были запрошены копии приговоров по делам по ст. 178 УК РФ.

К сожалению, в ходе данной работы выяснилось, что статистика СД ВС РФ неточна. Анализ полученных из региональных судов сведений и приговоров (ответы на письмо ФАС России от 18.05.2012 N АЦ/15708) показал, что по ст. 178 УК РФ было вынесено всего 8 приговоров, согласно которым к уголовной ответственности было привлечено 15 человек (см. таблицы 1, 2).

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими обязательными признаками:

1) общественно опасным деянием — недопущением, ограничением или устранением конкуренции;

2) способом — заключением ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлением ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократным злоупотреблением доминирующим положением;

3) последствием — крупным ущербом (свыше 1 млн. руб.) гражданам, организациям, государству или извлечением дохода в крупном размере (свыше 5 млн. руб.).

2. Понятия «конкуренции», «соглашения», «доминирующее положение», «злоупотребления доминирующим положением» раскрываются в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Понятие «неоднократного злоупотребления доминирующим положением» содержится в примечании 4 к комментируемой статье.

3. Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает:

— цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

— сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара признается цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже:

— цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

— суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов (ст. ст. 6 и 7 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Необоснованным является отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами.

4. Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Ограничение доступа на рынок — совершение различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к товарному рынку или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может выражаться, например, в уничтожении или повреждении товаров, запрете на производство тем или иным хозяйствующим субъектом определенных товаров или услуг, введении необоснованных запретов на реализацию продукции из одного региона в другом, установлении или поддержании единых высоких или низких цен.

5. Действия должностного лица, использующего свои должностные полномочия для недопущения, ограничения или устранения конкуренции перечисленными в законе способами, квалифицируются по ч. 2 ст. 178 УК и дополнительной квалификации по ст. ст. 169, 285 или 286 УК не требуют.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает уголовное наказание за нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

7. В отличие от вымогательства рассматриваемое преступление не связано с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в данном случае направлен на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

8. В примечании 3 к ст. 178 УК содержится указание на специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, oukrf.ru, wiselawyer.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector