+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Коммерческая тайна: определение, история, требования, санкции 2019 год

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)

О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.

Для особой информации – особый режим…

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.

Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.

Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.

Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.

Нюансы внедрения режима коммерческой тайны

На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!

Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.

Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).

В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Это интересно:  Ст 284 ТК РФ 2019 год

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

Любая компания вправе сама решить, какие ценные по её мнению сведения следует объявить коммерческой тайной организации.

Перечень же общих сведений, подлежащих неразглашению указан в ст. 5 Закона «О коммерческой тайне».

Какая ответственность грозит работнику за разглашение коммерческой тайны в 2019 году? Об этом – далее.

В ФЗ-№ 98 от 29.07.2004 г. содержится определение, согласно которому, коммерческая тайна есть некая ценная информация, неизвестная третьим лицам.

Данное понятие не следует путать с понятием «конфиденциальная информация». По сути коммерческая тайна является её подвидом.

К конфиденциальной информации относятся:

  • личные данные;
  • профессиональная тайна (к примеру, врачебная);
  • тайна следствия, судопроизводства;
  • служебная тайна;
  • данные об открытиях или изобретениях;
  • коммерческая тайна.

Все сведения, относящиеся к коммерческой тайне, являются конфиденциальными, но в то же время не вся конфиденциальная информация может составлять коммерческую тайну.

Согласно вышеупомянутому закону, составлять коммерческую тайну может только информация, соответствующая следующим критериям:

  • сведения действительно имеют коммерческую ценность и неизвестны сторонним лицам;
  • у третьих лиц нет свободного доступа к данной информации;
  • обладатель ценных сведений ввёл в их отношении режим коммерческой тайны.

Приведём примерный список сведений, которые потенциально можно отнести к коммерческой тайне:

  • данные из управленческой отчётности;
  • сведения по бюджету;
  • список клиентов и планируемых сделок;
  • условия заключённых договоров;
  • стратегические планы;
  • методика и принцип ценообразования;
  • инвестиционные проекты;
  • деловая переписка;
  • сведения о зарплате сотрудников.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения следующего характера:

  • содержащиеся в учредительных документах юрлица, внесённых в государственные реестры;
  • дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • экологического характера (например, о загрязнении окружающей среды), а также информация, касающаяся состоянии противопожарной безопасности, радиационной и санитарно-эпидемиологической обстановки, безопасности пищевых продуктов и пр.;
  • о составе и численности работников, о системе оплаты, условиях, охране труда, о наличии вакантных мест, о показателях производственного травматизма;
  • о задолженности работодателей по выплате зарплаты;
  • о размерах и структуре доходов, а также о расходах организаций;
  • об условиях конкурсов по приватизации объектов собственности;
  • о составе имущества государственных предприятий и об использовании ими бюджетных средств (ст. 5 ФЗ — № 98).

Не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности в силу ч.11 ст. 13 ФЗ — № 402 от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учёте».

Ключевое условие обеспечения защиты коммерческой тайны — это введение в организации режима коммерческой тайны. С этой целью создаётся пакет необходимой документации и проводится ряд мероприятий, направленных на защиту секретной информации.

Только при наличии данного условия с соблюдением требований, обозначенных в ФЗ — № 98, организация сможет защитить свои права согласно действующему законодательству.

Содержание компонентов режима коммерческой тайны фирма разрабатывает самостоятельно и фиксирует во внутренних нормативных документах (приказах, положениях, распоряжениях). Большинство компаний разрабатывает Положение о коммерческой тайне, затем утверждает его у руководителя.

В данном нормативном акте необходимо:

  • Чётко определить перечень информации, составляющий коммерческую тайну организации.
  • Обозначить порядок работы с данной информацией.
  • Установить круг лиц, имеющих доступ к секретной информации.
  • Указать, на кого будет возложена функция контроля.
  • Определить меру ответственности за разглашение коммерческой тайны.

После утверждения Положения следует:

  1. Внести соответствующие изменения в другие распорядительные документы компании (должностные инструкции сотрудников, трудовые договоры и т.д.).
  2. Ознакомить всех сотрудников с утверждёнными документами под роспись.
  3. Взять у сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне, письменное обязательство по сохранению конфиденциальности.
  4. Создать все необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны (хранить документы в запираемых шкафах, сейфах, обеспечить персональный доступ к компьютеру и т.д.).

В договоры с контрагентами следует включить условие о том, что все сведения являются конфиденциальными и не подлежат передаче и разглашению сторонним лицам без обоюдного соглашения сторон.

Состав данного преступления формальный с наличием прямого умысла.

Квалификационные признаки подобного преступления обозначены в ст. 183 УК РФ. Рассмотрим их далее:

  • Коммерческая тайна открыта сторонним лицам без согласия владельцев.
  • Виновный преследовал корыстные цели.
  • Нанесение крупного ущерба от разглашения.
  • Тяжкие последствия (к примеру, пострадали люди).

Если в действиях обвиняемого ничего из перечисленного нет, то ответственность будет только административной (ст. 13.4 КоАП).

Чтобы доказать состав преступления, необходимо собрать доказательства факта разглашения информации тем или иным сотрудником.

Для этого необходимо собрать документы, в которых содержится указание на допуск подозреваемого к конфиденциальной информации, как то:

  • Приказ о защите секретной информации.
  • Утверждённый порядок допуска к коммерческой тайне.
  • Подписи о неразглашении и т.д.

Затем необходимо собрать доказательства против предполагаемого разгласителя, а именно:

  • условия и обстоятельства разглашения (случайно, намеренно, под угрозой);
  • способ передачи информации (устно, посредством электронных носителей, по почте);
  • причины и мотивы совершения преступления (месть, вознаграждение и пр.);
  • любые другие сведения, подтверждающие обвинение.

Если разгласитель случайно узнал о коммерческой тайне и поделился ею неумышленно, то его нельзя обвинить в рассматриваемом нами преступлении.

За разглашение коммерческой тайны действующим законодательством предусмотрено несколько вариантов наказаний.

Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ — № 98, виновное лицо привлекается к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Если раскрытие коммерческой тайны нарушило внутренний распорядок предприятия, то применяется дисциплинарное наказание. Провинившегося работника накажут замечанием выговором или увольнением (согласно п. 6 «в» ст. 81 ТК РФ).

Административная ответственность устанавливается согласно КоАПу и предполагает штраф от 500 до 1000 рублей для физлица и от 4 до 5 тысяч рублей для организации.

Куда более сурова уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны. Штрафы в этом случае могут достигать 1-1,5 миллионов рублей либо в размере 2-хлетнего дохода виновного.

К штрафу может добавиться запрет на занятие определёнными видами трудовой деятельности или каких-либо должностей.

Статья 183 УК РФ предусматривает также исправительные/принудительные работы (до 2/5 лет соответственно) или до 7 лет лишения свободы.

Разглашение коммерческой тайны — одно из весомых оснований для увольнения сотрудника по инициативе руководства. Данная возможность предусмотрена в п. 6 «в» ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Но чтобы работодатель мог уволить сотрудника на законных основаниях, он должен позаботиться о выполнении ряда условий.

Приведём основные из них:

  • наличие чётко определённого перечня сведений, включённых в коммерческую тайну;
  • письменное уведомление работников об особом статусе определённой информации;
  • собранные доказательства факта разглашения;
  • наличие разработанных ранее мер по охране информации и ограничению к ней доступа сторонних лиц;
  • утверждение списка лиц, имеющих доступ к секретной информации;
  • наличие материального носителя, маркированного грифом «коммерческая тайна».

Категории работников, не подлежащих увольнению:

  • беременные женщины;
  • несовершеннолетние граждане;
  • сотрудники, находящиеся на больничном или в отпуске.

Процедура увольнения состоит из следующих этапов:

  1. Фиксация факта разглашения.
  2. Сбор доказательств.
  3. Вручение письменного запроса работнику на получение объяснений (под роспись или заказным письмом).
  4. Получение объяснений от сотрудника (в течение 2 рабочих дней после вручения запроса).
  5. Составление акта (если работник не дал объяснений).
  6. Оценка полученных от работника объяснений специально созданной комиссией и составление протокола с выводами и рекомендациями относительно дальнейшей судьбы сотрудника.
  7. Издание приказа об увольнении работодателем с указанием основания и ссылки на соответствующую статью ТК РФ.
  8. Ознакомление сотрудника с приказом.
  9. Согласие работника с увольнением под роспись; в случае отказа – составление акта.
  10. Внесение записи об увольнении в трудовую книжку с указанием основания (разглашение коммерческой тайны) и ссылки на статью.
  11. Расчёт с работником и выдача трудовой книжки.

Наказание в виде увольнения может быть применено в течение 6 месяцев с момента совершения правонарушения и 1 месяца со дня обнаружения факта проступка.

Кроме увольнения, работодатель вправе привлечь виновного сотрудника к материальной ответственности. В этом случае его могут обязать возместить ущерб, нанесённый компании в результате его действий.

Однако работодатель вправе потребовать к возмещению только те средства, которые реально были потеряны организацией. При этом нельзя взыскать с виновного размер упущенной выгоды.

Если разглашение коммерческой тайны имело место уже после увольнения сотрудника, то применение к бывшему подчинённому определённых мер ответственности также возможно.

К примеру, если после увольнения бывший сотрудник перешёл работать к конкурентам и открыл им секретную информацию прежнего работодателя, то с него можно потребовать выплаты неустойки или возмещения ущерба работодателю (включая и упущенную выгоду). Суммы будут определены в судебном порядке.

Судебная практика в отношении данного преступления показывает, что самым важным условием для вменения наказания за разглашение коммерческой тайны является наличие доказательств.

Довольно сложно бывает зафиксировать нарушение, даже если работодатель осведомлён о случившемся факте и точно знает, кто виновник.

Поэтому при увольнении сотрудника стоит реально оценить шансы. Если доказательств недостаточно, то стоит найти другой способ решения проблемы, иначе работник может оспорить его в суде.

Это интересно:  Как правильно установить испытательный срок для сотрудников при приеме на работу 2019 год

Итак, наказать работника за разглашение коммерческой тайны можно только при соблюдении всех условий и порядка действий, представленных выше в статье.

Охрана служебной и коммерческой тайны (ниже «КТ») защищена современным законодательством большинства стран.

Сведения, относимые к КТ, в разных государствах различны, как и ответственность за их разглашение.

В СССР защита коммерческой тайны отсутствовала, так как считалась пережитком капитализма. Перевод к рыночной экономике сопровождался введением законов, охраняющих КТ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Рассмотрим, что является коммерческой тайной предприятия и каково отличие с конфиденциальной информацией.

Определение коммерческой тайны. Это режим секретности определенных сведений, устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды.

Понятие «коммерческая тайна» называют и сами засекреченные организацией сведения.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (образец можно скачать ниже), должен быть:

  1. Потенциально или реально ценным для обладателя.
  2. Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных.
  3. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным. Засекречиваемая информация не должна входить в список сведений, которые не могут быть признаны КТ (статья 5 ФЗ «О коммерческой тайне»).

Режимы государственной, банковской, служебной тайн регулируются отдельными нормами.

Банки, как разновидность коммерческих организаций, наряду с общим устанавливаемым государственными органами для всех банков РФ списком банковских тайн, вправе собственными решениями вводить режим КТ согласно 98 ФЗ «О коммерческой тайне» (действующая редакция по ссылке выше) для иных сведений, не входящих в перечень БТ, регулируемых специальными законами о банковской деятельности.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, банк вправе установить для информации, обеспечивающей его конкурентные преимущества перед другими банками.

Это могут быть оригинальная методика работы с клиентами, применяемые компьютерные программы и технологии, данные о разрабатываемых новых продуктах и т.п.

Регистры бухучета – это информация, составляющая коммерческую тайну банка по умолчанию.

Соблюдается коммерческая тайна предприятия поддерживается обычными правовыми процедурами.

По содержанию перечень информации, составляющей коммерческую тайну, может быть следующего содержания:

  • секреты производства;
  • экономические, в том числе финансовые тайны;
  • иная интеллектуальная собственность, в том числе охраняемая авторским правом.

Узнаем, что относится к коммерческой тайне по видам носителей. КТ устанавливается в отношении:

  • письменных и печатных документов;
  • компьютерных баз данных;
  • данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
  • устройств и механизмов;
  • материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

Такой перечень сведений коммерческой тайны утверждается руководителем организации в соответствии с ФЗ №98.

Режим КТ не применяется к данным, перечисленным в пятой статье данного закона:

  1. Содержание учредительных, регистрационных, правоустанавливающих документов.
  2. Об имуществе, финансовой деятельности бюджетных организаций, условиях их приватизации.
  3. О данных, затрагивающих безопасность граждан.
  4. Об имеющихся вакансиях, кадровом составе, системе и условиях оплаты труда.
  5. О фактах нарушений работодателем норм права, трудовых договоров.
  6. О деятельности некоммерческих организаций.
  7. О списке лиц, действующих от имени юр. лица.
  8. Сведения, которые обязательно раскрываются или не могут быть закрытыми по другим правовым нормам.

Персональные данные, в том числе сведения о доходах работника без его согласия не разглашаются согласно статье 3 ФЗ №152 от 27.07.2006. За их распространение виновный может быть уволен по статье 81 ТК (ч. 1, п. 6, пп «в») при соблюдении работодателем иных условий, предусмотренных ФЗ №152 и статьей 193 ТК. Формулировок, связанных с раскрытием КТ, в таком приказе быть не должно, иначе суд восстановит работника по его жалобе.

Таким образом, заработная плата не является коммерческой тайной в РФ. Однако, следует отметить, что по законодательству, традициям некоторых зарубежных стран зарплата работника относится к сведениям, которые обязан хранить в секрете, в том числе он сам.

Например, компании США принимают серьезные меры по ее защите: в отделах человеческих ресурсов (кадров и зарплаты) для переговоров по трудовым договорам отводятся изолированные звуконепроницаемые помещения.

Принимаются меры, чтобы ограничить общение работников таких отделов с прочими сотрудниками, даже во внерабочее время. Сами работники дают подписку о неразглашении собственной зарплаты.

Такие меры решают ряд вопросов: затрудняют деятельность профсоюзов, конкуренцию по переманиванию работников, активность персонала по требованиям к администрации.

Дочерние компании западных корпораций, действующие в РФ, практикуют аналогичные методы. Российские коллеги перенимают у них «опыт». В РФ список мотивов дополняется стремлением утаить от коллектива зарплату топ менеджеров и приближенных к ним лиц, которая иногда на порядок-два отличается от средней по фирме.

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается в организации с соблюдением всех требований, предусмотренных 98 ФЗ о служебной и коммерческой тайне, иначе он не будет признан таковым судом при рассмотрении конкретного дела.

В частности, доступ к сведениям, охраняемых режимом КТ, обязательно отражается в трудовых договорах с работниками, гражданских – с иными контрагентами, которых с ней знакомит обладатель тайны.

Он должен доказать, что данные сведения представляют ценность для организации, связь их разглашения с понесенными фирмой убытками или неполученными доходами.

Для введения режима КТ на предприятии его руководитель обязан утвердить положение о коммерческой тайне, которым определить список сведений, охватываемых данным режимом и лиц, допущенных к ним.

Коммерческая тайна, перечень сведений должны размещаться на носителях с грифом «Коммерческая тайна» с реквизитами обладателя (полное название юр. лица, ФИО граждан, их местонахождение).

В трудовые и гражданские договоры вносятся соответствующие изменения.

Принимаются меры, пресекающие несанкционированный допуск к включенной в КТ информации, упорядочивающие санкционированный.

Работники должны быть оповещены об ответственности за разглашение коммерческой тайны, ознакомлены со списком сведений, охватываемым данным режимом.

Режим КТ на предприятии считается введенным после надлежащего оформления документации.

Документы с коммерческой тайной:

  • «положение о КТ», утвержденное приказом руководителя с росписями всех имеющих допуск лиц об ознакомлении с ним;
  • список лиц, имеющих допуск;
  • внесения дополнений, соответствующих пунктов в трудовые, гражданские договоры лицами, имеющими доступ;
  • переноса сведений, охваченных режимом, на носители с грифом «Коммерческая тайна».

Обладатель КТ принимает исчерпывающие меры, пресекающие допуск к засекреченным сведениям третьих лиц.

  1. Хранение сведений КТ в сейфах, отдельных охраняемых помещениях, у ответственных лиц, на компьютерах, защищенных паролем.
  2. Выделение для знакомства с данными, включенными в КТ, мест, исключающих несанкционированную утечку информации.
  3. Разработка и соблюдение процедуры ознакомления с секретными данными.
  4. Ознакомление персонала предприятия со всем особенностями режима КТ.

Срок коммерческой тайны устанавливает руководитель организации согласно «Положении о КТ». Об этом говорит гражданский кодекс, коммерческая тайна (ГК РФ ст. 1470 п. 2).

Хранить КТ бывший работник обязан и при увольнении с предприятия весь предписанный «Положением» срок.

За разглашение КТ законами РФ предусмотрены все виды правовой ответственности. Независимо от них (или в дополнение) к виновному применяются санкции в рамках материальной ответственности.

Ст. 183 УК предусматривает для виновных в нарушении режима КТ наказание до десяти лет заключения в зависимости от тяжести наступивших последствий. Гражданская, материальная ответственность теоретически могут наступить в размере понесенных убытков, упущенной выгоды. КоАП (ст. 13.14) предусматривает за такие действия штраф от пятисот до пяти тысяч рублей.

Более того, статья 6 ФЗ «О коммерческой тайне» требует безусловного предоставления включенных в КТ компаниями данных неопределенному кругу госорганов и ОМС.

А статья 19.7 КоАП предусматривает штрафы от ста до пяти тысяч рублей за непредставление такой информации.

После передачи секретных данных в упомянутые органы предотвратить и доказать их утечку заинтересованным конкурентам становится невозможным, тем более привлечь не только чиновников, но даже обычных граждан к ответственности.

Руководители компаний ограничиваются увольнением виновных. Хотя и такое действие успешно оспаривается в суде (Разъяснению Пленума ВС от 17.03.2004 N 2 п. 43).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 марта 2004 г. N 2

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. В случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

Зарубежные компании тратят миллионы долларов на защиту конфиденциальной информации, в итоге сберегают миллиарды. В РФ подобная деятельность пока находится в зачаточном состоянии.

Прецеденты суровых приговоров в данной сфере пока не известны. Правовые нормы, охраняющие коммерческую тайну, правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Институт коммерческой тайны в российском законодательстве имеет давнюю и интересную историю, которая, к сожалению, не всегда развивалась линейно. Именно поэтому, на сегодняшний день, существуют некоторые недоработки в действующих законах, касающиеся, преимущественно, защиты таких сведений, а также ответственности за разглашение коммерческой тайны. Здесь стоит отметить взаимосвязь института коммерческой тайны и патентного права, которое, в связи с обозначенной выше проблемой, не может охраняться должным образом. Аккумулируя сведения, дошедшие до нас из кодексов стран-предшественниц Российской Федерации, проанализировав накопленный веками опыт, мы можем приступить к совершенствованию законодательства путем устранения «белых пятен» и путаницы в понятийном аппарате, определив новую, прогрессивную парадигму в истории данного вопроса.

Нормы, которые регулировали коммерческую тайну, существовали в законодательстве Российской империи еще задолго до того, как это понятия стало фигурировать в кодексах. Так, предметом законодательной охраны, согласно разделу YIII «О преступлениях и проступках против общественного устройства и благочиния» («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», 1845г.), считались:

— тайна кредитных установлений;

Соответственно, статьи 1157, 1187 и 1355 «Уложений», устанавливали законодательную ответственность за разглашение этих сведений. За такое преступление нарушитель получал реальный срок: например, за разглашение фабричного секрета — от 4 до 8 месяцев лишения свободы. Также предусматривалось взыскание с нарушителей убытков.

Эти меры предпринимались государством для создания условий добросовестной конкуренции, уже тогда, на пике промышленной революции, в условиях активного развития мануфактур и банковских учреждений, возникла потребность в соблюдении и защите коммерческой тайны.

Институт коммерческой тайны продолжил свое формирование в связи с принятием 22 марта 1903 года Уголовного уложения (частично), в котором появилась отдельная глава, касающаяся различных видов тайн, и устанавливающая ответственность за их разглашение. По некоторым политическим и юридическим причинам она, наряду с другими отдельными главами «Уголовного уложения», так и не была ратифицирована Императором Николаем II. Раздел XXIX «Об оглашении тайн» содержал 6 статей. Документ давал определение некоторым понятиям, встречавшимся еще в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных». Так, фабричной тайной считались «особые, употребляемые на заводе, фабрике или в заведении, или предположенные к употреблению приёмы производства» [2]; под кредитной тайной подразумевались «сведения, заведомо составлявшие тайну сих (кредитных) учреждений, не подлежащие огласке».

Здесь же мы впервые встречаемся с понятием коммерческой тайны. Закон не истолковывает это понятие, однако, исследователь темы проф. Г.Ф. Шершеневич утверждал, что законотворцы имели ввиду сохранение тайны сведений, содержащихся в купеческих книгах. Купеческие книги считаются аналогом бухгалтерских отчетов, куда вносилась информация о финансовых операциях. Попав в руки конкурентов, такие сведения могли нанести серьезный урон предприятию, поэтому, вполне справедливо считать их коммерческой тайной. Как мы видим, защита конфиденциальных сведений в те времена осуществлялась, преимущественно, при помощи норм уголовного права.

В СССР институт коммерческой тайны был упразднен за ненадобностью. Экономическая система, установленная советской властью, не предусматривала какие-либо коммерческие операции. Вероятность того, что предприятие может содержать нечто в тайне, отвергалась и связывалась исключительно с возможными экономическими преступлениями со стороны руководства предприятий. Тем не менее, необходимость в сохранении некоторых сведений в секрете существовала, особенно на фоне усиливавшегося противостояния с капиталистическими странами. Прежде всего, такая необходимость существовала в отношении передовых разработок в области военной техники, а также определенных сведений, которые по каким-то причинам не должны были быть преданы огласке. В широком смысле это реализовывалось в виде цензуры. Однако, некоторые действия в рамках такой политики имели прикладное значение. Так, в 1925 году Главлит под грифом «Совершенно секретно» опубликовал «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР». Год спустя ВЦИК утвердил список секретов, которые делали невозможным разглашение информации, обладающей экономической ценностью, в первую очередь, это производственная и коммерческая тайны.

Понятие защиты коммерческой тайны обрело полноценный смысл только после принятия в 1990 году Закона СССР «О предприятиях», который содержал в себе расшифровку этого определения, что само по себе возвещало о новом витке развития института коммерческой тайны. Согласно статьи 33 документа, коммерческая тайна — это сведения «не являющиеся государственными секретами , связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами, и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам».

Чуть позже, в том же году был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в котором содержалась статья, которая приравнивала секреты производства к охраняемым объектам интеллектуальной собственности. Примерно в это же время был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР», который устанавливал в виде правовой нормы право компаний на коммерческую тайну. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца» было отнесено к видам недобросовестной конкуренции. И, наконец, документом Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик, который вступил в силу на территории уже Российской Федерации 4 августа 1992 года, а был принят еще ранее Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года, статьей 151 провозглашалось следующее:

«Обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.

Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений». Документ действовал в течение почти десяти лет и утратил силу в 2001 году.

Коммерческая тайна как институт гражданского права была окончательно закреплена в законодательстве в 1994 году, когда был принят Гражданский кодекс РФ.

Тем не менее, говорить о том, что институт коммерческой тайны сформирован окончательно и полностью отвечает потребностям практической юриспруденции, рано. Современное законодательство нуждается в значительной проработке в данной области, в силу того, что оно, по большей части, выполняет декларативную и отслоенную функции. Этого недостаточно для того, чтобы полноценно осуществлять защиту коммерческой информации, а также применять законы в той части, где речь идет о наказании за разглашение и определение урона за такое нарушения и меры компенсации субъекту-правообладателю.

Например, Гражданский кодекс РФ вменяет в обязанность коммерческому представителю после исполнения поручения, хранить в тайне полученную им информацию о торговых сделках (ст.184, п.3). О сроке хранения и об ответственности при нарушении этого обязательства в Законе речи не идет, что, конечно же, является серьезным упущением. Это лишь один из множества примеров.

В соответствии со статьей 128 ГК РФ, объектом гражданских прав является информация. Это, в сущности, одно из важных достижений российского законотворчества, так как оно само по себе дает основание считать информацию, составляющую коммерческую тайну, объектом защиты и регулирования государства. Статья 139 подает признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, указывает на основания и формы ее защиты. При этом, статья содержит одно важное упущение: законотворцы не подали определения, или хотя бы критерии различия между двумя понятиями — «коммерческая тайна» и «служебная тайна». И это порождает определенные теоретические и практические проблемы, в частности, в вопросах защиты этих различных видов информации.

Существует также серьезный законодательный пробел в той части, где институт конфиденциальной информации пересекается с патентным правом. В соответствии со статьей 139 ГК РФ, существует два типа информации: служебная и коммерческая. Коммерчески ценная или потенциально коммерчески ценная информация создает конкурентное преимущество на рынке. Они также потенциально пантентноспособны, но в Российской Федерации, из-за несовершенства действующего законодательства, большинство разработчиков и изобретателей не патентуют свои технические изобретения, дабы не раскрывать детали и особенности конкурирующим компаниям. Таким образом, косвенно формируется недобросовестная конкуренция. Очевидно, что такие новинки должны охраняться законодательством, посредством защиты коммерческой тайны. Однако в России существуют некоторые сложности для реализации такого сценария: например, не описана законодательно схема ограничения доступа к информации. Закон описывает механизм взаимодействия между органами государственной власти и компаниями в той части, где речь идет о предоставлении коммерчески тайных сведений по запросу, предположим, для проверки. Но при этом, не устанавливает ущерб и процедуру его возмещения должностным лицом, разгласившим сведения, полученные им вследствие такого взаимодействия, по отношению к предприятию. Законодательные нормы регулируют ответственность лишь сотрудником Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации за разглашение конфиденциальной информации, хотя, очевидно, что не только это учреждение получает доступ к сведениям на разных этапах взаимодействия государственных органов с коммерческими предприятиями. Такие же нормы должны быть установлены, как минимум, и в отношении Федеральной налоговой службы, а также ряда других государственных органов, проводящих проверки, сопряженные с доступом к коммерческой информации.

Несовершенство современного законодательства в отношении института коммерческой тайны, несмотря на богатую его историю, очевидно, а поэтому требует серьезной проработки.

Статья написана по материалам сайтов: www.klerk.ru, ugolovnyi-expert.com, 101million.com, zakon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector