Коучинг: что это такое, виды. Технологии и методы тренингов по развитию и достижению целей 2019 год

Практически в каждом человеке заложены ресурсы, с помощью которых он может достичь любых целей и осуществить самые смелые мечты. Но часто они скрыты, и отыскать их в себе самостоятельно под силу далеко не всем. Мешают этому стереотипы, страхи, привычки, негативный опыт и, как следствие, неуверенность в себе.

Когда человек чувствует, что жить по-прежнему уже не может, что пришло время что-то кардинально изменить, но не знает, как это сделать, он прибегает к помощи особого вида психологического консультирования под названием «коучинг». Что это такое?

С английского языка коуч» переводится как «наставник», «тренер», то есть человек, который ведет к достижению планируемого результата. Как правило, это профессиональный психолог, который как раз и помогает найти обратившимся к нему людям их скрытые резервы. А отыскав их, ведет клиента к поставленной им же самим цели. Ведь задача коуча – не навязывать свои идеи и не предлагать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации, а создать психологические условия для того, чтобы человек смог сделать это самостоятельно. Для этого специалист помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, словесно сформулировать цели и желания, причем сделать это достаточно четко – так, чтобы человек сам разобрался в том, чего на самом деле хочет. И только после этого можно начинать путь к их достижению.

Коуч по сути своей скорее не наставник, а внимательный собеседник. Ведь он не обучает и советов никаких не дает. То, что профессиональный психолог-коуч дает клиенту, гораздо больше, чем просто психологический тренинг. Это коучинг. Что это такое, постараемся рассказать в этой статье.

В процессе консультирования профессиональный коуч задает клиенту такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации. После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса под названием «коучинг». Что это такое? Простыми словами описать его можно как метод консультирования профессионалом, который помогает своему клиенту четко обрисовать его намерение и наметить пути к его достижению.

Таким образом, даже самый неуверенный в себе человек, находящийся на жизненном распутье, сможет принять наиболее правильное решение и выработать стратегию поведения, позволяющую действовать в сложившейся ситуации эффективно и гибко.

Особенность коучинга в том, что он не навязывает клиенту готового решения, а помогает человеку разработать собственный стиль эффективности. Коучинг как вид психологических тренингов опирается на психологию успеха и оптимизма. После работы с коучем клиенты начинают понимать, что уже сейчас у них имеется достаточный потенциал для достижения поставленных целей и решения возникших жизненных вопросов.

Работа с коучем предполагает новые позитивные сдвиги в жизни и работе человека, обратившегося к нему за помощью. Эффективность этого вида психологического консультирования выражается в конкретных достигнутых результатах после совместной проработки проблемы.

Рассмотрим теперь, что означает слово «коучинг», что это такое с точки зрения языкознания.

Термин этот английский, в переводе означает «наставлять», «обучать», «воодушевлять» или «тренировать».

В XVI веке «коучем» называли… повозку или карету. В более близком к настоящему пониманию этого слова смысле его впервые применили в Оксфордском университете в 1830 году. Тогда «коучем» на молодежном сленге стали называть человека, который помогал студенту в подготовке к экзамену.

Казалось бы, что общего между грузовым транспортным средством и репетитором? Однако такая общность при внимательном анализе прослеживается: и тот, и другой переносит что-то. Первый – грузы к месту назначения, второй – обучающегося на новый уровень знаний. В современном понимании «коуч» тоже переносит людей – туда, где они хотят быть, в новую реальность, к которой они стремятся. То есть коуч – это тот, кто доставляет своего клиента к цели, помогает ему двигаться вперед.

Первоначально коучинг начал практиковаться в области психологии спорта. В 90-х годах XIX века слово «коуч» вошло в лексикон как название тренера спортсменов. Затем им стали называть уже любого наставника или инструктора. Коучинг как вид психологической помощи возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства. Постепенно этот вид деятельности развился в коучинг по достижению результатов в жизни.

В 2001 году в США профессия коуча признана официально. В наше время направление продолжает совершенствоваться и развиваться, находит новые области применения. В развитых странах в штатном расписании практически каждого предприятия официально предусмотрена должность тренера-коуча. По крайней мере, в тех, которыми руководят дальновидные люди. Ведь расходы на содержание такого специалиста окупаются сторицей.

Со стороны коучинг и психологическое консультирование очень схожи: специалист беседует с клиентом, помогая ему в решении проблем. Но по сути это совершенно разные виды психологической помощи.

Если консультирование направлено на решение определенной проблемы, для чего психолог обращается к прошлому клиента, то вопросы коуча направлены в будущее – коучинг ориентирован прежде всего на цель, которая формулируется только на позитиве, говорить о проблемах при этом категорически запрещено. То есть, вместо того чтобы обсудить, чего клиент не хочет, говорят о том, к чему он стремится. Коуч помогает человеку, имеющему желания и мечты, осознать их и сделать более конкретными, четкими.

Среди задач этого особенного вида психологического тренинга можно выделить такие, как помощь клиенту в принятии себя, создании установок и ценностей. Коучинг призван также научить клиента разобраться в себе, поверить в свои силы, доверять окружающим. Все это поможет человеку найти способы эффективного решения поставленных задач.

Это только на первый взгляд кажется, что психолог просто разговаривает с клиентом. На самом деле он проводит огромную работу, пользуясь своими профессиональными знаниями, жизненным багажом, а также специальными методами и техниками.

Работая с клиентом, коуч пользуется различными психологическими методами, которые зависят как от поставленных целей, так и от профессионализма самого наставника. Среди них:

• метод постановки сильных вопросов;

• психология разрешения конфликтов;

• методы построения и управления командой;

• технологии эффективного управления персоналом;

• коуч-сессии (индивидуальные и групповые);

• тренинги по навыкам эффективной коммуникации.

Инструментами коуча также могут быть анкетирование, проективные методики, элементы глубинной психологии и многие другие.

Коуч-профессионал пользуется в работе с клиентами различными техниками, которые способствуют эффективному достижению человеком поставленных им целей. Среди них:

  • наводящее перефразирование;
  • слушание;
  • уточнение, помогающее клиенту увидеть новые средства достижения его цели.

Эти техники коучинга помогают людям достигать успехов, поднявшись над собой сегодняшним, позволяют помочь клиенту в разных областях. Они применяются практически в любой разновидности коучинга.

По количеству клиентов, с которыми одновременно работает специалист, различают индивидуальный и групповой коучинг.

Сейчас насчитывается около полутысячи видов подобного тренинга: от VIP-коучинга до социальной работы. Он развивается по таким направлениям:

• коучинг здорового образа жизни, который помогает клиентам с хроническими или неизлечимыми болезнями научиться жить с ними.

В Америке существуют даже тренинги домохозяек и беременных.

Остановимся подробнее на некоторых видах.

Личный, или индивидуальный коучинг включает в себя несколько видов, среди которых лайф-коучинг и коучинг для людей с дефицитом внимания. В чем их суть?

Лайф-коучинг призван помочь клиенту конкретизировать собственные устремления и желания, оформить личные цели.

Особый тип личного коучинга – помощь людям, страдающим синдромом дефицита внимания. Его цель — уменьшение влияния дисфункции целенаправленной деятельности. Специалист помогает таким людям организоваться для постановки и достижения целей. Очень важно в этом виде тренинга помочь клиентам выявить свои сильные стороны.

Конечно, коучи – не врачи, они не лечат обратившихся к ним людей с синдромом дефицита внимания, а лишь помогают им упростить повседневную жизнь.

Целью бизнес-коучинга является улучшение эффективности работы учреждения или предприятия. Коучи помогают клиентам в достижении профессиональных целей, работают над улучшением навыков коммуникации, эффективностью разрешения конфликтов. Существенна помощь профессионалов и в создании единой команды, способной дружно и продуктивно работать за счет того, что цели — личные и корпоративные — становятся более осознанными, в коллективе создается творческая атмосфера, и трудовой потенциал сотрудников используется максимально эффективно. Такой вид коучинга помогает определить в коллективе лидеров, а также дает возможность руководству мотивировать подчиненных нематериальными стимулами. Люди после психологического тренинга начинают трудиться с большим интересом, и отдача от такой работы становится более высокой.

Относительно новой формой подобной деятельности является финансовый коучинг. О чем речь? Программа коучинга призвана помочь клиенту в преодолении психологических препятствий на пути к достижению финансовых целей. Такой коуч помогает клиенту сформировать правильное отношение к деньгам.

Помогает приобрести навыки успешности обучения. Это особый коучинг: обучение после его проведения становится более продуктивным за счет того, что у клиента изменяется отношение к учебе в целом. Специалист не является репетитором по какому-либо отдельному предмету, а работает именно с отношением к процессу получения знаний. После такой проработки учащиеся раскрывают свой потенциал и начинают добиваться высоких результатов. Коучинг помогает сформировать стремление к саморазвитию, а также построить сам процесс обучения с учетом индивидуальных личностных качеств конкретного человека. Такой коучинг обучение делает осознанным и приятным.

Это интересно:  Ответ трудовой инспекции 2019 год

Итак, подведем итоги. Одним из методов психологического консультирования является коучинг. Что это такое, простыми словами можно объяснить так: это создание коучем в ходе работы с клиентом таких условий, при которых он самостоятельно находит способы достижения собственных целей, предварительно их четко сформулировав. И вперед – к новым жизненным победам!

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 448 раз

На сегодняшний день понятие «коучинг» оказывается одним из востребованных в менеджменте и консалтинге. Консалтинг — это консультирование людей, занимающих управленческие должности в вопросах деятельности компании. Менеджмент — это процесс, направленный на эффективное планирование основных ресурсов организации, работая как единая целая система, ориентируясь на основные цели организации, исследуя человеческий ресурс, социум, общество.

Изучение процесса коучинга и тренинга стоит начать с определений этих понятий. У коучинга существует множество определений:

  1. В работе организации — это непрерывный процесс общения руководителя и подчиненного, который способен, помимо реализации успешной деятельности компании, оказывать стимулирование профессионального роста сотрудника в постоянно меняющихся условиях работы.
  2. Это процедура, направленная на достижение целей в различный аспектах жизни личности.
  3. Это технология, позволяющая переместить ситуацию из зоны проблемы в зону эффективного её решения.
  4. Это система, позволяющая определить и понять новые подходы и возможности, раскрыть человеческий потенциал и систематизировать все аспекты жизни.
  5. Это партнерское взаимодействие, в котором специалист не дает советов и не диктует план действий для достижения целей.

В коучинге существуют следующие основные понятия:

− Коуч — специалист, помогающий людям в достижении целей в различных областях деятельности.

− Коучируемый — клиент, которым могут быть как организации, так и отдельные личности.

− Сессии коучинга — регулярные встречи коуча с коучируемым.

Основная особенность коучинга — специалист лишь помогает человеку найти самостоятельное решение вопросов, а не решает её за него.

Коучинг служит для помощи клиента при определении в приоритетах, поддержки в достижении целей и ответственности при осуществлении задуманного. Коуч фокусирует свою деятельность на определении и достижении целей, а также на создании результата. Потребитель его работы — это человек, желает идти к собственным целям. Особенностью коучинга является тот факт, что он не интересуется прошлым, главное его направление из настоящего в будущее.

О коучинге стоит помнить, что этот процесс актуален для всех– от предпринимателей до домохозяек. С самого начала клиенту стоит определиться с ответом на вопрос: «Чего именно он хочет?», в случае, если ответ не определен, коуч выявит истинные желания и поможет в обретении этой истины.

Специалист не показывает коучируемому, как делать, а создает условия для самостоятельного осознания требуемых действий, способов, с помощью которых обучаемый сможет достичь желаемого. В коучинге присутствует принцип самостоятельного клиента, суть которого заключается в самоопределении приемлемого способа действия и определении основных этапов достижения целей клиента.

Центральной задачей корпоративного коучинга является конкретизация персональных целей коучируемого, установление допустимости включения их в цели компании и возможность достижения личных целей клиента при условии работы в организации.

Коучинг применяется не только в масштабах компаний, но и в качестве планирования, управления и улучшения собственной жизни человека. Главным намерением в этом случае является создание самого себя как личности, имеющей требуемые качества в социальном, духовном, материальном и личностном аспектах жизни.

Основные принципы коучинга:

  1. Принцип осознанности и ответственности: основная задача коучинга — это добиться, чтобы клиент брал на себя ответственность как в области профессиональной деятельности, так и за все, что происходит в его жизни. Рассматриваемый процесс чтобы клиент самостоятельно осознал, какую цель он преследует и следовал по пути её достижения.
  2. Принцип отсутствия экспертной позиции: ввиду того, что основная особенность коучинга заключается в свободе клиента в выборе путей достижения целей, коуч не выступает в качестве эксперта, не дает советы и готовые решения. Существует возможность передачи от коуча опыта путем рассказа истории из жизни, но при условии, что в нем не будет конкретных шагов к действию.
  3. Принцип взаимосвязи: когда человек работает над решением проблем взаимосвязей с коллегами в компании, это непременно оказывает влияние на другие сферы деятельности. Коучинг, действующий в направлении осуществления целей учитывает воздействие плана на все сферы жизни человека.
  4. Принцип сопротивления: общеизвестный факт, что любые изменения влекут за собой возражения окружающих. Это объясняется тем, что перемены воспринимаются как неизвестность и вызывают страх опасности. Именно поэтому коучу с клиентом следует разработать стратегию постепенного установления новой стратегии.
  5. Принцип поэтапного развития: цели должны быть масштабными, а этапы для её достижения исполнимыми. При переходе с низшей ступени к более высокой следует совершать небольшие действия, то есть преодолевать путь постепенно и маленькими шагами, а не сразу кардинальными изменениями. Коучу следует тщательно контролировать и не позволять ставить клиенту недостижимые на данном этапе цели.
  6. Принцип равенства: поскольку коучинг базируется на партнерских взаимоотношениях между специалистом и коучируемым, то и в компаниях, где он внедрен следует придерживаться коммуникативного сотрудничества между начальником и подчиненным.
  7. Принцип мониторинга: проблемы клиентов и их прошлое не интересны коучингу. Он направлен на достижение поставленных целей в будущем и поэтапные действия для их достижения в настоящем или оценка событий прошлого, с целью извлечения уроков, которые помогут более продуктивно двигаться на данный момент.
  8. Принцип иерархичности развития: в своем развитии каждая личность проходит три основных этапа. Первый — эгоцентрический, на котором все окружающие рассматриваются лишь как средства для достижения личных целей. Основной стиль поведения на этом этапе — манипуляция (психологический прием, который способен заставить человека осуществлять какие-либо действия наперекор собственным интересам). К сожалению, некоторые личности останавливаются на этом этапе развития. Второй — группоцентрический, в котором человек идентифицирует себя с определенной компанией людей, причем люди которые не разделяют её интересы группой отторгаются. Главным направлением деятельности на этом этапе является достижение целей в интересах группы. Третий — общечеловеческий, при котором главным является сотрудничество со всеми людьми и стремление направить свою деятельность на благо даже не знакомых людей.

Технология коучинга приспосабливает организацию и сотрудников к возможности конкурировать на рынке. Преимущественно уровень эффективности и продуктивности компании оказывается большим ресурсов, используя который не требуется жесткая борьба с конкурентами.

Чтобы достичь определенной цели нужно обладать соответствующими навыками. Тренинг — процесс обучения, который направлен на развитие и приобретение определенных навыков, выявление и разработка методов для преодоления конкретных затруднений. В процессе тренинга у участника появляется возможность рассмотреть свою проблему со стороны и разработать определенный алгоритм действий для её решения. Поскольку тренинги в большинстве своем предполагают заранее осведомленность участников о его теме и цели, а соответственно обладание базовыми знаниями в рассматриваемой области, перед тренером встает задача выработки конкретных умений и развитие практических навыков, которые требуются на текущий момент. Отличительной чертой тренингов от стандартных форм обучения является концентрация внимания на практических заданиях.

Существует множество вариантов проведения тренингов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Группы саморазвития — опираются на совершенствование собственного уровня развития, составляют систематизированный порядок действий в различных ситуациях.
  2. Обучение действием — хотя обучение и проходит в контексте саморазвития, однако в процессе решения, происходит взаимодействие участников и обмен знаниями.
  3. Специальные навыки — выполнение заданий, которые требуют развития конкретных навыков.

На тренингах могут решаться такие задачи, как:

− Доведение до автоматизма навыков работы

− Достижение сноровки работы в команде

− Формирование новых профессиональных качеств и совершенствование личностных

− Генерирование новшеств с целью увеличения эффективности деяний

− Устранение недостатков в деятельности сотрудников организации.

Главной проблемой тренинга заключается в том, что у участника прошедшего его и вернувшегося на производство появляется необходимость суметь применить полученные знания в реальной жизни. Преградой для этого является тот факт, что ни один тренинг не даст решений для абсолютно всех каждодневных ситуаций, которые требуют незамедлительного решения.

Одной из главнейших целей любого обучения является стремление побудить участника самому извлекать требуемые знания. При её достижении замотивированные участники сами будут сотрудничать с тренером и обмениваться опытом, с целью накопления знаний для решения рабочих проблем.

Коуч-тренинг нужен, когда имеющихся у сотрудников знаний и навыков уже не достаточно для преуспевающей деятельности компании и появляется необходимость быстрого их обучения, но без отрыва от производства, чтобы те смогли быстро внедрить полученные умения и повысить прибыльность компании.

  1. Огнев А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг. — СПб.: Речь, 2003.
  2. Парслоу М. Рэй. Коучинг в обучении: практические методы и техники. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Смирнова Н. К., Самарина О. Г., Астахова Т. А. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление. — М.: Бератор-Паблишинг, 2008. — 192 с.

Коучинг (от англ. coaching — наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) — это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Основная задача коучинга — содействие принятию и реализации человеком осознанных и ответственных решений по проблемным вопросам.

Это интересно:  Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей 2019 год

Широкое применение в менеджменте коучинг получил в начале 1990-х гг. как:

  • o технология, перемещающая человека из зоны проблемы в зону ее эффективного решения;
  • o система, которая позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, раскрыть потенциал обучающегося, найти нестандартное решение проблемы;
  • o особое взаимодействие обучающегося и коуча (человека, занимающегося коучингом), где последний не выступает в роли консультанта, не дает советов и рекомендаций по решению задачи, а способствует раскрытию потенциала обучаемого;
  • o процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и основанный на знаниях, логике, жизненном опыте.

Таким образом, основной целью коучинга как креативного метода является помощь обучаемому в том, чтобы он самостоятельно нашел решение поставленной задачи. Отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает обучаемому найти собственное решение, а не решает задачу за него. Следовательно, коуч не обязательно должен быть экспертом в области исследуемых проблемных ситуаций, но он должен быть экспертом в том, как помогают другим в раскрытии их собственных возможностей.

Коучинг — прежде всего инструмент для повышения личной эффективности сотрудника. Этот термин объединяет два разных направления, которые имеют много общего, но тем не менее отличаются друг от друга. Первое — коучинг как стиль управления в компании. Он подразумевает особые взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Роль коуча здесь выполняет сам руководитель. Цель — повысить эффективность работы сотрудников.

Другое направление — executive coaching (управленческий коучинг), особо популярный метод индивидуальной работы с менеджерами высшего звена. Как правило, для него приглашают специалиста-коуча со стороны. Отчасти его популярность объясняется тем, что такую услугу активно продвигают консалтинговые компании. Кроме того, многим топ-менеджерам требуется стимул или подсказка для дальнейшего развития, но, к примеру, тренинговые фирмы не могут удовлетворить подобные потребности — основная масса тренингов рассчитана в лучшем случае на средний менеджмент. Альтернативой могли бы стать программы Executive MBA западных бизнес-школ, по далеко не все менеджеры свободно владеют английским языком. Обсуждать же свои проблемы с членами команды многие руководители просто не готовы. В таком случае имеет смысл использовать коучинг. Считается, что коуч помогает понять, в чем человек неэффективен, и вместе с ним находит возможности развития.

Коучинг построен на открытиях, которые в основном сделаны в других областях. Его условно можно считать интегрированным собранием эффективных принципов, технологий, приемов и методов обучения решению задач.

Коучинг берет начало в консультировании и терапии, наставничестве, тренинге, менеджерском консалтинге. Однако он направлен не на разбор проблем и трудностей, а на поиск решений и улучшение результатов профессиональной деятельности.

В XXI в. коучинг широко распространился во всех экономически развитых странах. Особенно он нашел применение в сфере управления человеческими ресурсами (НК-менеджмент). Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг развивается по нескольким направлениям: личный коучинг, профессиональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.

При этом, несмотря на определенное сходство с другими видами обучения, коучинг занимает свое обособленное место в данной системе. Сравнительный анализ различных методов повышения результативности и подготовки работников представлен в табл. 4.5.

Таблица 4.5. Сравнительное описание основных методов повышения результативности

Главные результаты коучинга — это:

  • o построение такой жизнедеятельности, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели, обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни;
  • o обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовлетворение результатами труда — вот что обычно сопровождает этот процесс;
  • o достижение и увеличение благосостояния за счет личного труда. Еще Вольтер заметил, что труд освобождает человека от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, паша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми, и более успешными благодаря высокопроизводительному труду;
  • o преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки — быть преодолены. Это наиболее эффективный путь;
  • o прояснение своих целей и сосредоточение па приоритетах. Если мы четко знаем, чего именно хотим от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на будущее позволяют нам сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится па пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.

Основной принцип коучинга заключается в том, что каждый человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения. Этот принцип применим и для организации в целом.

Исходные положения коучинга базируются на том, что:

  • o все люди обладают способностью к развитию;
  • o люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому;
  • o наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью;
  • o то, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши достижения;
  • o мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров);
  • o люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс;
  • o мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее;
  • o для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.

Коучинг систематичен. Используется строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.

Коучинг целенаправлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.

Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точки зрения, а предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно.

Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы выбора клиента. В основном коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого — вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента.

Коучинг ориентирован па личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие. Его основными инструментами служат активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга и др.

Дж. Уитмор в своей книге, посвященной коучингу, выделяет следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности.

  • o Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.
  • o Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.
  • o Быстрое обучение без отрыва от работы, причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
  • o Улучшение взаимоотношений в коллективе.
  • o Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
  • o Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.
  • o Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.
  • o Большая гибкость и адаптивность к изменениям.

В будущем потребность к гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.

В процессе коучинга исследование препятствий, целей, ресурсов и других составляющих отношения человека к ситуации является одним из инструментов «нахождения своей игры», т.е. своего, уникального способа решения конкретной проблемы сотрудником. Коучинг возможен, если сотрудник принимает и реализует самостоятельные решения. Иначе говоря, человек должен обладать правом принятия решений (или влияния на них) и нести ответственность за результат. Подход «делай, как я говорю» пли «делай в соответствии с процедурой» редко способствует «присвоению» ответственности за итоговый результат исполнителем и гасит творчество. В ситуации рутинной работы это может быть допустимо, однако если вы ожидаете от сотрудников «олимпийской результативности» и стоящие перед ними задачи новы и амбициозны, необходим подход с позиций коучинга.

Это интересно:  Когда выписывается счет-фактура? Когда выписывается счет-фактура на аванс? Особенности оформления 2019 год

От классического консультирования или тренинга коучинг отличается тем, что в нем нет жестких рекомендаций или советов. Коуч ищет решение проблемы вместе с клиентом. От психологического консультирования coaching отличается установкой мотивации, достижения нужной цели в работе или жизни.

Существует много определений коучинга. Это и тренинг личной самореализации, где тренер в форме беседы ведет клиента к желаемым целям. Еxecutive coaching (персональный консультант) создает условия для всестороннего совершенствования личности человека. Коучинг, это и система реализации социального и творческого потенциала всех участников обучения. Существует четыре базовых ступени coaching:

  • постановка жизненных целей;
  • проверка реальности направления;
  • выстраивание путей их реализации;
  • достижение результата (этап воли).

Couch – это специалист, профессионально помогающий своим клиентам достигать поставленных целей. Коуч-тренер – это состоявшийся в жизни, успешный человек, который постоянно совершенствует свои знания, работает над собой, владеет техниками развития кадрового потенциала. Бизнес-коучер должен получить образование в одной из мировых сертифицированных школ, которые выдают разрешение на оказание услуг по коучингу. Персональный коучер:

  • работает с клиентом на определение собственного потенциала;
  • учит правилам саморегуляции;
  • мотивирует человека на личностный и профессиональный рост.

На сегодняшний день имеется несколько разновидностей коучинга. Основная классификация построена на основе количественного состава клиентов. По области применений различают такие виды коучинга:

  1. Индивидуальный коучинг. Консультант работает с клиентом один на один. В ходе сотрудничества решаются индивидуальные задачи, затрагивающие разные сферы жизни человека: карьера, бизнес, здоровье, взаимоотношения, семья.
  2. Командный коучинг (групповой). Бизнес-коучер работает с группой людей. Особенность коуч-сессии состоит в том, что у нескольких человек имеется общая задача. Они могут быть семьей, бизнес-партнерами, спортивной командой или общественной организацией.
  3. Организационный коучинг. Консультант взаимодействует с первым лицом организации. Обучение предполагает применение системных методик, направленных на выявление потенциала руководителя, сотрудников или всего предприятия. Отличие организационного коучинга от других заключается в затрагивании интересов всей компании, а не ее отдельных лиц.

Один из самых важных блоков работы лайф-коучинга – это постановка цели. Главное в работе с клиентом – научить его четко понимать то, чего он действительно хочет. Во время обучения человек глубже познает себя, появляется уверенность в своих действиях, повышается осознанность. Коучинг не имеет отношения ни к психологии, ни к психотерапии. Человек работает в настоящем для создания желаемого будущего. Итак, лайф-коучинг – что это такое и когда он необходим?

Темп жизни современного человека не оставляет шансов на реализацию большинства планов. Ведь когда выпадает свободная минутка, люди ждут покоя и тишины, желают ни о чем не думать. Персональный лайф-коучер помогает не только управлять временем, но и позволяет клиенту самому оценивать каждую область своей жизни. Тренинги содействуют равновесию между карьерой, здоровьем, финансовым благополучием, личной жизнью.

Методики coaching успешно применяются в образовании. Ученик раскрывает свой потенциал, добивается высоких результатов в обучении без принуждения. Что такое коучинг в образовании? Тренинг формирует готовность обучаемых к саморазвитию, проектирует образовательную среду вуза или школы, помогает строить процесс обучения с учетом личностных качеств ученика. Преподаватели тоже получают пользу от коучинга. Они по-новому смотрят на процесс обучения, ориентируясь на свободную реализацию нестандартных подходов. Педагог помогает формироваться ответственной личности.

Coaching изначально был сформирован для бизнес-среды. Для предпринимательской деятельности технологии тренинга адаптированы лучше всего. Коучинг в бизнесе применяют, чтобы вывести человека на новый уровень, помочь сформулировать цели. Бизнес-коучер помогает не только сделать выбор карьеры, но и ускорить карьерный рост. Профессиональный коучинг далек от специализации человека. Курсы помогают обучаемому находить умные решения сложных проблем. Руководители организовывают коучинг для своего персонала, чтобы сделать деятельность компании эффективнее.

Метод консалтинга и тренинга применяется и в спорте. Это особый мир, где существуют правила, направленные на достижение победы. Коучинг в спорте помогает участникам научиться управлять своими эмоциями, развить сильные стороны, добиваться профессиональной цели. Фитнес-коуч консультирует топ-спортсменов, которые выступают на мировых первенствах, помогают убирать страхи, становиться упорнее в достижении высоких результатов.

Это индивидуальная работа с клиентом, когда коуч-консультант помогает ему достигать поставленных целей максимально эффективно. Задача тренера – убрать у человека влияние прошлых разочарований и неудач на сегодняшние успехи. Обучаемый перестает принижать свои способности, обретает уверенность, начинает понимать свою уникальность и ценность. Индивидуальный коучинг помогает консультируемому повысить свои доходы, ведь, как правило, неверие в себя и страхи мешают их увеличивать.

Все больше руководителей для улучшения работы своих организаций приходят к менеджменту с философией коучинга. Этот стиль состоит из двух методик. Первая включает в себя менеджмент с планированием, мотивацией, коммуникацией, принятием решений. Коучинг в управлении персоналом помогает устранить ограничения, расширить потенциал сотрудников. Второй метод можно охарактеризовать, как структурирование отношений в коллективе. Коучинг-менеджмент учит сотрудников действовать инициативно и ответственно.

Классическим учебником по раскрытию личностных качеств человека является не книга по психологии, а работа «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора. Она интересна не только для индивидуального обучения, но и для корпоративного. Эффективный коучинг – это искусство, которое требует понимания и большой практики. Книга учит преодолевать неправильные представления о бизнесе, помогает по-новому взглянуть на управление и на людей. Она рассказывает не только о финансовом коучинге, но и об отношении с окружающими.

Существует несколько техник coaching, с помощью которых можно заглянуть в будущее и предусмотреть все варианты развития событий. Хотя мотивы у всех разные, но достичь их можно, если придерживаться базовых принципов тренинга. Основные техники коучинга:

  1. Со всеми все хорошо. Самый важный принцип, который учит не вешать ярлыков и не ставить диагнозов.
  2. У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Надо убирать из себя убеждение о недостаточной компетентности или необразованности в том или ином вопросе.
  3. Люди всегда делают самый лучший выбор из всех возможных. Принцип дает хорошую возможность примириться с принятыми решениями и их последствиями.
  4. Основу каждого поступка составляют только позитивные намерения. Каждый человек стремится к любви и счастью, но применяет для этого разные действия.
  5. Изменения неизбежны. Процесс этот не зависит от наших желаний, ведь организм обновляется каждые семь лет. Какими будут изменения завтра, зависит от того, чем человек занимается сегодня.

Профессия коучера не требует детального знания психологии и вопросов нейробиологии. Ему необязательно быть экспертом во всех проблемах, с которыми к нему будут обращаться. Консультант просто задает вопросы, помогая активизировать исследовательскую или познавательную деятельность человека. Как стать коуч-тренером? Прежде человек должен для себя решить следующее: способен ли он развивать регулярно навыки общения и является ли желание истинным.

Стать профессионалом в этом деле – неординарный шаг. Нужно жить в полной ясности относительно своего будущего, привести свою жизнь в полный порядок и установить личные цели. Многие коучи начинали со следующих шагов:

  • тестировали готовность стать профессионалом с помощью специальных тестов;
  • осваивали знания под руководством ментор-коуча по подготовительной программе и получали сертификат;
  • находили новых клиентов, опираясь на полученные знания;
  • после первых 100 платных сессий принимали решения инвестировать в дальнейший карьерный рост.

В России существует уникальная академия коучинга Мак, которая онлайн обучает профессионалов своего дела, выдает сертификат специалиста международного образца. Компания предоставляет обучение при помощи электронных средств и инновационных технологий. Курс проводится дистанционно понятным языком, поэтому подходит как новичкам, так и тем, кто уже развивается в этой области. Академия регулярно проводит различные мастер-классы по развитию навыков. Здесь можно обучиться детскому или подростковому тренингу, а также пройти курс коучинга для людей с СДВГ.

В интернете легко найти огромное количество курсов, которые предлагают обучаться профессии и поднимать свой уровень. Любой коучинг-центр предоставляет обучающимся видео и аудиоматериалы, книги, живое общение с профессионалами. В числе самых популярных тем – основы, инструменты и технологии коучинга. Курсы полезны как для руководителей предприятий, так и для простых людей, которых интересует, как жить в гармонии с окружающими и с собой.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, moluch.ru, studme.org, sovets.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий