Красный диплом: как получить и требования 2019 год

Почти два года назад в июле 2017 года после получения диплома о высшем образовании и приложения к нему практически сразу, только мельком взглянув на приложение, я обнаружила ошибки в оценках. Передо мной замаячил вопрос, как исправить ошибки и получить дубликат диплома. Тогда я и понятия не имела, как осуществлется выдача дубликата диплома. Пару недель назад тема была окончательно закрыта, я получила положенный мне красный диплом, то есть документ о высшем образовании с отличием. Когда я изучала вопрос на тему — в приложении допущены ошибки, получение дубликата, поняла, что таких, как я, много в России, что в некоторых вузах страны царит халатность и разгильдяйство, неуважение к студентам и выпускникам. Решила не только опубликовать в сети личную историю, но и подробно описать алгоритм выдачи дубликата диплома и приложения, чтобы каждый заинтересованный, прочитав данную статью, понял, на какие факты опираться в диалогах с ректором, деканом факультета, как беседовать с секретарями, которые, на мой взгляд, являются крепкими винтиками бюрократической машины вуза.

Когда я решила получить второе высшее образование, не ставила цель закончить факультет практической психологии с отличием. Мне было интересно учиться настолько, что я оставила работу, стала во второй раз студенткой, с удовольствием посещала лекции, выполняла студенческие работы, покупала книги, читала их, разбиралась с новыми для меня понятиями, готовилась к экзаменам и зачётам, с интересом занималась исследованиями, дополнительно училась, посещала мастер-классы, семинары, конференции.

Сразу после получения документов на руки, рассмотрев приложение, я увидела две неверные отметки. Впоследствии ошибок в оценках было обнаружено пять штук, и ещё один подлог выяснился при расследовании. Результат ошибок — я не получила диплом с отличием.

Я сразу заявила об ошибках проректору по контролю качества образования и молодежной политике по совместительству преподавателю факультета. Понятно, что это было устное заявление. Потом пришлось приезжать в институт специально для того, чтобы написать письменное заявление о расследовании.

Уважаемые читатели материала, не тратьте время на устные разборки, объяснения, выяснения. Ни к чему позитивному они не приведут. Что сделано, то сделано. Точка. Нормальный диплом вам уже не получить. Только дубликат. И не нужно расстраиваться по этому поводу: дубликат — законный документ о высшем образовании в РФ.

Сразу же пишите письменное заявление об инициации расследования по ошибкам, допущенных сотрудником/сотрудниками вуза в ваших документах. Важно написать два экземпляра заявления с присвоением им номера после регистрации в специальной книге учёта входящих документов. Один экземпляр нужно оставить себе. Таков порядок делового документооборота. Сохраните данные, результаты проведенного расследования для себя. Это первый необходимый шаг в череде действий. После ошибок в документах о высшем образовании доверие к институту заканчивается и лучше действовать по принципу — доверяй, но проверяй.

Второй шаг: нужно лично написать рукописное заявление на имя ректора или декана факультета, в котором вы просите начать процесс замены диплома и приложения с ошибками на соответствующие дубликаты.

  1. Лично написать рукописное заявление на имя ректора или декана
  2. Приложить к нему копию диплома и приложения

Я написала заявление так:
Шапку не представляю, ибо у каждого разные данные институтов, университетов, фамилии ректора или декана.

Заявление на выдачу дубликата диплома и/или приложения — образец

Ректору института/университета, его/её фамилия в дательном падеже, укажите инициалы

ваша фамилия в родительном падеже, укажите инициалы

закончившей факультет в таком-то году.

Прошу Вас выдать мне дубликаты документов о высшем образовании (диплом бакалавра, диплом магистра, диплом специалиста — выберите нужное), приложения к нему взамен оригиналов в связи с доупущенными ошибками в приложении и неполучением мной диплома с отличием. Ошибки допущены по дисциплинам: (Перечислите предметы. Если ошибки сделали в имени, фамилии, отчестве, дате рождения, назовите их). Расследование было проведено (запишите фамилию и инициалы того, кто занимался расследованием.) К заявлению прилагаю копию диплома и приложения. При получении дубликатов обязуюсь вернуть первоначальные документы. Контакты: укажите номер мобильного телефона и адрес вашей электронной почты. Дата и личная подпись.

После этого у вуза есть 30 дней, чтобы осуществить замену и выдачу. Повторяю: не полгода, как иногда пишут пользователи в сети, а 30 дней, не рабочих, а календарных, в которые входят и выходные в виде субботы и воскресенья.

К заявлению на выдачу дубликата диплома желательно приложить ксерокопию диплома и всех страниц приложения.

  • личное заявление на имя ректора института/университета или декана факультета,
  • копия диплома и/или приложения,
  • копия паспорта (если вы запрашиваете дубликат в связи с ошибками в личных данных: фамилия, имя, отчество, дата рождения),
  • копия свидетельства о перемене имени, копия свидетельства о браке, копия паспорта с новой фамилией (если вы запрашиваете дубликат в связи с переменой имени, отчества, фамилии по браку).

Когда я изучала вопрос в интернете, обнаружила множество жалоб бывших студентов на то, что руководство и секретариат требует сдать диплом и приложение с ошибками одновременно с заявлением. После же тянут с выдачей готовых документов о высшем образовании.

Отдавать оригиналы не нужно. Требования администрации вуза не правомочны. На переговорах вы можете опираться на государственный документ, который является базой в вопросе порядка выдачи дубликата диплома и приложения — Приказ Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2014 № 31540) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2017). Приказ — основа ответа на вопрос, как получить дубликат диплома и приложения. Кстати, в данном приказе описан порядок заполнения не только диплома, но и дубликата диплома. В вопросе выдачи дубликата вы можете опираться на пункт 31 из Приказа:

31. В случае порчи диплома и (или) приложения к нему либо порчи дубликата, в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа, а также в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома у обладателя диплома при выдаче дубликата изымаются сохранившийся диплом и (или) приложение к диплому (дубликат диплома и (или) дубликат приложения к диплому). Указанные документы в установленном порядке уничтожаются организацией, выдавшей дубликат.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2016 N 352)

Ключевые слова в пункте 31 — ПРИ ВЫДАЧЕ ДУБЛИКАТА

И в приказе ни слова не говорится о том, что бывший студент должен сдать испорченные или документы о высшем образовании с ошибками до получения дубликатов. Необходимо отдать старые документы в ОБМЕН на новые, то есть вы приезжаете в назначенный день в секретариат, проверяете готовность дубликатов, проверяете бумаги в том числе на новые ошибки, получаете дубликаты в обмен на то, что передаёте испорченные документы.

В моём случае деловая некомпетентность достигла смешного масштаба, когда секретарша предложила мне сдать оригиналы диплома и приложения в обмен на то, что она напишет мне расписку о принятии ею документов. Помните, что секретарь не имеет права получать от вас оригиналы. Таким правом обладает только руководитель образовательного учреждения либо лицо, которому ректор дал нотариально заверенную доверенность с перечислением действий, в числе которые выдача гарантийного письма с гарантией вернуть принятые диплом и приложение, если дубликаты таковых не будут вам выданы в срок. Но это так гипотетическое рассуждение. Не попадайтесь на удочку невежества. И о гарантийном письме в Приказе речь не идёт тоже. Это просто из моей истории проделки. В Приказе чётко записано ПРИ ВЫДАЧЕ ДУБЛИКАТА первоначальные документы изымаются. Да, ведь вы сдадите их сами. Правда?

Кстати, если вы потеряли диплом, он случайно сгорел, его украли, залили кофе, то вы тоже имеете право получить дубликат. И никакие походы в полицию, размещения в газете объявления о признании диплома более недействительным не нужны. В Приказе от 13.02.2014 года нет ни слова об этом. Свою историю с утратой можно кратко описать в личном заявлении, являющимся пусковым моментом в истории получения дубликата диплома.

С чем может столкнуться бывший студент, ныне специалист, в процессе обмена документов — диплома с ошибками на дубликат

Прежде всего с вузовской бюрократической машиной, с попытками управлять вами, с манипулированием, запугиванием, игнорированием, избеганием общения с вами, хамством, повышением на вас голоса, давлением на жалость, совесть, стыд. В ход может пойти манипуляция, которую Виктор Шейнов называет хозяин — барин. В основе данной манипуляции неуважительное отношение к студентам, выпускникам вуза, то есть к людям, которые платили за своё обучение и давали возможность вузу зарабатывать деньги, практически существовать, сотрудникам жить на заработанные финсредства, обеспечивая себя и свои семьи. Манипуляция базируется на некомпетентности, незнании положений документа, произвольного установления требований вуза к процессу выдачи дубликата, попытке диктовать вам свои условия, пользуясь отсутствием у вас правовых знаний. Если по-честному, то вуз опасается, что вы не отдадите испорченные документы, а они отчитываются и должны их уничтожить. Но разве это ваша проблема? Нет, это проблема вуза за халатность, безответственность при заполнении документов и невыполнение пункта 15 из Приказа. Смотрите его ниже.

Почему речь идёт о манипулятивных действиях? Дело в том, что как только вы передадите в секретариат свои документы с ошибками, вы становитесь зависимы от воли руководства вуза, исполниетеля, занимающегося вашим делом. И в российском сегменте интернета есть значительное количество историй о том, как добросовестные люди сдавали дипломы, приложения в вуз, а потом имели проблемы, так как руководство и серетариат избегали контактов, переносили встречи, не выдавали правильные документы до полугода, невзирая на строго регламентированный срок в 30 дней, людям хамили, иронизировали, предлагали жаловаться в различные вышестоящие инстанции, хоть Путину В.В. Поэтому чтобы противостоять подобной манипуляции, действуйте строго в рамках Приказа, именно он регламентирует все вопросы, связанные с получением как диплома, так и дубликата.

Мишень воздействия такой манипуляции — поставить другого человека в зависимое положение и с высоты собственной власти управлять им. Такая манипуляция выгодна тому, кто недобросовестно выполняет служебные обязанности. Кроме того, манипулятор таким образом может наполняться за счёт управления, унижения другого человека, укреплять ненадолго собственное чувство достоинства. Что-то есть в его внутреннем мире, что заставляет его поступать именно так.

Что делать, если выдача дубликата диплома и приложения затягивается и ничего не помогает, то есть разгильдяйство и бюрократия в вузе зашкаливают?

Есть смысл обратиться в РОСОБРНАДЗОР, который находится по адресу: Москва, улица Садово-Сухаревская, дом 16. На сайте РОСОБРНАДЗОРа есть общественная приемная, куда можно написать о случае, изложив кратно, логично, понятно личную историю. Можно отправить письмо по почте России на указанный выше адрес. Чтобы письмо дошло быстрее, в качестве адресата укажите ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Но будет лучше и быстрее, если есть возможность, написать два одинаковых заявления на имя руководителя РОСОБРНАДЗОРа, кратко изложив проволочки. Вам не только ответят, но и потребуют от вуза побыстрее закрыть вашу тему. Вот график работы специального окна в РОСОБРНАДЗОРЕ, где ваше заявление зарегистрируют, присвоят номер. Расположено в холле справа от входной двери.

Бюрократическая машина во всём мире пытается создавать кузницу жертв. Не будьте жертвами, с уверенностью добивайтесь того, что вам положено, не только в вопросе выдачи дубликата диплома, но и любого документа. К сожалению, вместо профессионализма и компетентности в аппарате вузов можно встретить людей, занимающих позицию обыкновенного издевательства над человеком вместо качественного решения вопроса. Бюрократия и некомпетентность готовы захватить каждого своей ненасытной пастью. Будьте бдительными, не поддавайтесь на уловки, у вас всё обязательно получится, как у меня.

Конечно, стоит рассматривать общение с вузовскими сотрудниками вынужденным, временным. Если оно трудное, присутствует игнорирование, с попытками избегания решения вопроса, управления вами с позиции власти, важно понять, что к вам лично действия тех людей не имеют никакого отношения, что сложности однажды завершатся. Мне помогало представление, что меня пытаются втянуть в игру, что-то типа цирка. Такое представление вызывало улыбку.

Это интересно:  Малогабаритные буровые установки: технические характеристики и инструкция по установке 2019 год

В заключении назову ошибки, которых может избежать каждый, кому предстоит выдача дубликата диплома и приложения.

В моём случае не было возможности ПРОВЕРИТЬ диплом и приложение на ошибки. После торжественной части все участники, «бросились» в аудиторию получать приложение, а его давали под роспись в «амбарной книге». Я поступила, как все, расписалась в книге учёта, потом получила приложение на руки. Лишь после проверила. В этот момент лучше не торопиться, пропустить толпу, взять документ, проверить в присутствии секретаря, а потом расписаться. Это хорошая привычка — ставить личную подпись только после ознакомления с тем, под чем расписываетесь. Я знала о ней, использовала её в собственной жизни, но фактор доверия к вузу подвёл меня. Я даже и представить не могла, что получу документы с «кучей» ошибок, буду разбираться с подлогом, связываться с научным руководителем по поводу отметки за преддипломную курсовую работу.

Когда я столкнулась с многочисленными ошибками в приложениии и как результатом неполучением диплома с отличием, я не знала, с чего начать, как действовать. Интуитивно написала личное заявление о расследовании, понимая, что устно подобные дела не решаются. Важно не обвинять себя в незнании. Сегодня вокруг современного человека так много информации и она так часто меняется, что знать всё просто нереально. Вам в помощь интернет и соответствующие поисковые запросы типа: ошибки в дипломе, в приложении допущены ошибки, в дипломе допустили ошибки что делать, дубликат вкладыша, выдать дубликат диплома и другие.

Мне безвозмездно помог знакомый юрист, приславший по электронной почте полный текст Приказа № 122 (полное название записала выше в статье), который пришлось изучать самой, переводя положения с бюрократического языка на простой. Конечно, действовать в рамках описанного там алгоритма. Если захотите, найдёте документ в интернете.

Есть и некомпетентность вузовских работников, пренебрёгших пунктом 15 из названного мною выше приказа. Он гласит:

15. После заполнения бланков они должны быть тщательно проверены на точность и безошибочность внесенных в них записей. Бланки, составленные с ошибками или имеющие иные дефекты, внесенные при заполнении, считаются испорченными при заполнении и подлежат замене. Испорченные при заполнении бланки уничтожаются в установленном порядке.

Нормально так. Даже Приказ предусматривает факт, что люди не машины, могут сделать ошибку, описку, допустить неточность. Но он не может предусмотреть безответственность. Кроме того, в институте на факультете практической психологии не было сверки, о которой нам сказали после защиты дипломных работ. Сверка заключается в том, что каждый выпускник получает личный перечень дисциплин с отметками и зачётами (черновик), выверяет и расписывается, если всё верно. В вузе, где училась я, такая сверка была лишь обещана, но не выполнена на практике.

Данной статьёй я хочу привлечь внимание Министерства образования и науки, Рособрнадзора к бюрократии, халатности, разгильдяйству, некомпетентности, которая встречается в вузах России. Достаточно сделать соответствующие запросы в поиске Яндекса, как поисковик выдаёт тысячи статей на тему — выдача дубликата диплома и приложения, какие только истории о взаимоотношениях с вузами не описывают пользователи сети.

Описанное в теме бюрократии, некомпетентности, разгильдяйства относится к тем, кто отвечает за заполнение дипломов, приложений выпускников института, соблюдения положений Приказа № 112. Ни в коей мере не затрагивает многих замечательных преподавателей, имена которых я с благодарностью вспоминаю.

Платить за выдачу дубликатов не нужно. Основание — Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. Пункт 16 — За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

Если вуз взимает плату за бланки диплома или дубликата, то это подлинное самоуправство и пренебрежение к закону.

И последнее. Выдача дубликата диплома не имеет срока давности. Вы можете начать процесс получения дубликата сразу, как заметили ошибки. Можете сделать тогда, когда у вас есть время и вам комфортно заняться этим вопросом.

Как выглядит дубликат диплома. Вот фото моего дубликата диплома:

В некоторых случаях выдача дубликата диплома может стать шоу. Будьте смелыми, настойчивыми, добивайтесь того, что вам положено по праву. Теперь вы знаете, как получить дубликат диплома и приложения. Желаю вам успеха на нелёгком пути столкновения с бюрократией. Будьте уверенными в себе и у вас всё завершится удачно.

Отношение к высшему образованию в России противоречивое. С одной стороны, число получивших его людей растет: по последним данным Росстата, диплом вуза в 2015 году имели почти 30,3% россиян в возрасте от 25 до 64 лет, а в 2005 году таких было около 20,2%.

В то же время все больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена, и сомневаются, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры. Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу. А некоторые сервисы по поиску работы подумывают о том, чтобы убрать графу «образование» для некоторых вакансий. Значит ли это, что диплом вскоре превратится в бесполезную бумажку, а университеты закроются?

Кому не нужен диплом

Лояльное отношение к «корочке» отчасти связано с меняющимися требованиями на рынке труда. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков говорит, что работодатели все больше воспринимают сотрудников как носителей определенного набора навыков — skill set — и при приеме на работу оценивают именно это, а не то, чему учился соискатель в институте.

«Любая система образования, будь то российская или западная, никогда не сумеет поддерживать этот skill set актуальным. Сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки, оценивать разрыв между своими возможностями и новыми потребностями работодателей, стремиться этот разрыв закрыть», — сказал он.

Поэтому в некоторых сферах диплом может не играть никакой роли при приеме на работу. Это, к примеру, области, связанные с оказанием интеллектуальных и прочих услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, торговля. Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов. То же касается и новых специальностей, для которых вузовских программ пока не существует. Например, SMM или некоторые направления IT.

Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность, говорит Жуков, — в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе.

Самоучка в облаке

Создатели облачной платформы Voximplant считают, что в IT высшее образование — не главное, и при подборе кандидатов на джуниорские позиции о дипломе даже не спрашивают; на более высокие позиции также могут взять хорошего специалиста без высшего. Сейчас почти 30% разработчиков компании не имеют профильного образования.

Как объясняет сооснователь и СТО Voximplant Андрей Коваленко, в вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы, и наличие диплома не гарантирует профессионализм сотрудника. «С другой стороны, для сферы IT особенно свойственна высокая скорость изменений, поэтому все учебные планы в университетах устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения. Для нас сейчас наличие высшего образования у кандидата говорит только о том, что у него хватило дисциплинированности и базовых знаний, чтобы получить диплом», — говорит он.

Тимлид команды backend-разработки Voximplant Дмитрий Иванейчик — один из тех сотрудников, кто начал работать, не имея высшего образования. Еще в школе он увлекся информатикой, учился по книгам. Потом пошел в армию и попал в отделение программирования, что помогло не забыть навыки. Отслужив, устроился на работу: сначала занимался телефонными и компьютерными сетями, потом ушел в небольшую студию веб-дизайна, через год перешел в системный интегратор, а затем уже в Voximplant. «Ни на одном месте работы у меня не потребовали диплом, но почти везде были тестовые задания», — вспоминает он.

Несколько лет назад Иванейчик «для успокоения души» получил высшее образование. Теперь его красный диплом менеджера МЭСИ «лежит на всякий случай». Он признается, что учеба в вузе пока ничего ему не дала: в работе пригодились различные курсы, а характер сформировался в армии. Сфера IT, говорит он, в целом открыта для людей без диплома, которые увлечены своим делом и готовы постоянно учиться, но на некоторых направлениях высшее образование все же нужно. Например, в сфере финтеха или машинного обучения.

Диплом в спешке

По данным опроса Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Причем это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Как следует из исследования НИУ ВШЭ, каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.

Евгению Куропаткину диплом инженера-энергетика Камышинского технологического института ни разу в жизни не пригодился. В студенчестве он начал играть в КВН и к учебе охладел. Но вуз окончил и пошел работать в городской комитет по молодежной политике, затем — на местное телевидение и радио. Потом был переезд в Москву и актерские курсы. Сейчас Куропаткин периодически играет в театре, занимается озвучкой рекламы, но в основном ведет различные мероприятия. Заказчики ни разу не спросили его о дипломе. «Достаточно показать свою работу. Сейчас, особенно в Москве, людям важен результат. Их интересует только то, какую пользу вы им можете принести. А бумажки нужны только для понтов», — считает он.

Не пригодились оба полученных диплома и бизнесмену Александру Кайгородову, бакалавру МФТИ по системному анализу и управлению и РАНХиГС — по экономике. Он поступал в вуз потому, что все его одноклассники туда шли, и вскоре разочаровался в учебе. Еще в институте устроился в банк в отдел трейдеров. «Я смотрел на людей в банке, которым 40 с небольшим, — ипотека, семья, появляющийся живот, потухший взгляд. Я не хотел стать таким же и решил, что мне нужно что-то более яркое», — вспоминает он.

В итоге Кайгородов прошел бизнес-курсы и запустил интернет-магазин товаров для копчения. Сейчас он доволен, что работает на себя, сам устанавливает график и ни от кого не зависит. Он считает, что в вузах дают только hard skills (англ. — «жесткие навыки», которым можно обучить и которые можно измерить), но не учат зарабатывать деньги, заводить друзей и работать с внутренними состояниями. «Поэтому образование не всегда ключевой фактор успеха», — поясняет он.

В поисках альтернативы

Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, считает психолог Ольга Твардовская. Сейчас, по ее оценкам, около 40% школьников старших классов не понимают, куда идти. «Есть много людей, которые шли по накатанной и вдруг поняли, что занимаются не своим делом», — говорит она.

Кроме того, в обществе сохраняется восприятие диплома как «путевки в жизнь», добавляет директор по разработке и исследованиям компании «Профилум» Виталий Алтухов. По его словам, многие поступают, руководствуясь стереотипом о том, что без диплома карьеру не построить, либо поддаваясь давлению родителей. В итоге специалистов, которые осознанно получали профессию и тщательно выбирали вуз, мало.

Ситуация усугубляется тем, что ряд программ высшего образования не соответствует реалиям современного рынка труда — либо устарели, либо очень теоретичны. «Получается, что знания, умения и компетенции, которые важны для рынка, не формируются в вузе. Есть проблема и с soft skills (коммуникация, критическое мышление, креативность), которые значимы для работодателей, но редко осваиваются в вузе», — говорит он. Поэтому «корочку» приходится подкреплять дополнительным образованием.

В то же время и психологи, и хедхантеры, и работодатели согласны, что обучение в вузе дает ряд преимуществ: широкий кругозор, умение учиться и систематизировать информацию, способность посмотреть на проблему с разных точек зрения и спрогнозировать развитие событий, а также более развитый эмоциональный интеллект. По словам Твардовской, это помогает, даже если человек по специальности потом не работает.

Это интересно:  Медосмотр учителей при приеме на работу: обязательно ли проходить предварительный, как часто проводится периодический осмотр для педагогических работников 2019 год

«Пройдя через конкурентную среду вуза, люди лучше социально интегрируются. Им проще услышать разные точки зрения, реагировать на критику, проявлять сочувствие и эмпатию, вообще работать в команде. И это серьезные преимущества, которые дает высшее образование по сравнению с простым накоплением специальных навыков», — поясняет Жуков из HeadHunter.

Вузы готовятся к интеграции

В вузах заметили меняющийся настрой школьников. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что старшеклассники стали разворачиваться в сторону среднего профобразования и терять интерес к некоторым вузовским направлениям подготовки, например экономике, сервису, менеджменту, политтехнологиям.

Но от изменений на рынке труда вузы отчасти защищены новыми профессиональными стандартами, которые с 2020 года должны быть внедрены в компаниях с госучастием от 50%. Это набор параметров для каждого вида деятельности, включая описание трудовых функций и уровень квалификации — от первого (неквалифицированный труд) до девятого (руководители страны). Требование иметь диплом бакалавра прописано уже в шестом квалификационном уровне, к которому относятся специалисты среднего звена.

Но вузам тоже придется подстраиваться. «Здесь работа вузов строится на том, чтобы создавать интегрированные длинные программы, начиная работать со школьниками, предлагая программы среднего профессионального образования, а потом программы высшего образования, удобные для совмещения с работой», — говорит Абанкина. Она считает, что вузам нужно налаживать тесное партнерство с работодателями, помогать им в продвижении сотрудников, которые достигли определенной квалификации и нуждаются в повышении уровня образования.

Такие программы уже появляются. Например, в 2018 году в Инженерной школе Дальневосточного федерального университета в партнерстве с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта и судостроительным комплексом «Звезда» открылась магистратура «Энергокомплексы и оборудование морской техники», а в 2019 году планируется первый набор на бакалавриат «Кораблестроение». Тульский госуниверситет совместно с производителем товаров для гигиены и здоровья Essity запустил магистерскую программу «Автоматизация научных исследований, испытаний и экспериментов». В основном в создании длинных программ заинтересованы крупные компании.

А как за границей?

«Кризис диплома» затронул многие западные страны, говорит Абанкина. По ее словам, в Германии, например, переориентировали систему высшего образования на короткие, трехлетние, программы, которые позволяют выпускникам сразу трудоустроиться, а потом уже, если будет желание, продолжить учебу.

В Австралии нашли иные способы поддержать престиж образования и компенсировать снижение востребованности специалистов с дипломами на рынке труда. С одной стороны, власти сократили поддержку обучения за счет госбюджета, но при этом видоизменили систему образовательных кредитов: если выпускник вуза смог трудоустроиться, то, как и раньше, сам выплачивает долг, а если он успешно усвоил программу, но работу найти не сумел, государство возмещает кредит за него. Кроме того, в стране отрабатывают технологию контракта на человеческий капитал, когда любой частный инвестор может оплатить образование студента в обмен на часть его доходов в будущем. «Да, есть риск, что он потом не устроится на работу, но считается, что риски сопоставимы», — поясняет Абанкина.

Снижение ценности фундаментального образования для некоторых профессий — глобальный тренд, соглашается Жуков из HeadHunter. В основном это касается продаж и других рабочих позиций в производстве. «Если вы знаете свою отрасль и умеете продавать, ваше образование, скорее всего, отойдет на второй план к вашей успеваемости и полученному вами доходу», — говорит он. Кроме того, степень уже не так впечатляет из-за появления на рынке все большего числа выпускников колледжей.

Как и в России, компании за рубежом трепетно относятся к дипломам, когда речь идет о должностях, требующих определенной степени, лицензии или сертификата для легального трудоустройства: от здравоохранения до права, инженерии и некоторых технических должностей.

По мнению Алтухова из «Профилум», адекватной альтернативы вузам пока нет. Так что дипломы не «вымрут», а вузы еще долго будут оставаться базой, где человек не просто получает знания, но и развивается как личность, приобретает культурный и социальный капитал.

Ася Сафиуллина

Российские работодатели стали легче принимать на работу сотрудников без высшего образования. В каких сферах это проявляется и как отражается на вузах — в материале ТАСС

Отношение к высшему образованию в России противоречивое. С одной стороны, число получивших его людей растет: по последним данным Росстата, диплом вуза в 2015 году имели почти 30,3% россиян в возрасте от 25 до 64 лет, а в 2005 году таких было около 20,2%.

В то же время все больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена, и сомневаются, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры. Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу. А некоторые сервисы по поиску работы подумывают о том, чтобы убрать графу «образование» для некоторых вакансий. Значит ли это, что диплом вскоре превратится в бесполезную бумажку, а университеты закроются?

Кому не нужен диплом

Лояльное отношение к «корочке» отчасти связано с меняющимися требованиями на рынке труда. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков говорит, что работодатели все больше воспринимают сотрудников как носителей определенного набора навыков — skill set — и при приеме на работу оценивают именно это, а не то, чему учился соискатель в институте.

«Любая система образования, будь то российская или западная, никогда не сумеет поддерживать этот skill set актуальным. Сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки, оценивать разрыв между своими возможностями и новыми потребностями работодателей, стремиться этот разрыв закрыть», — сказал он.

Поэтому в некоторых сферах диплом может не играть никакой роли при приеме на работу. Это, к примеру, области, связанные с оказанием интеллектуальных и прочих услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, торговля. Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов. То же касается и новых специальностей, для которых вузовских программ пока не существует. Например, SMM или некоторые направления IT.

Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность, говорит Жуков, — в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе.

Самоучка в облаке

Создатели облачной платформы Voximplant считают, что в IT высшее образование — не главное, и при подборе кандидатов на джуниорские позиции о дипломе даже не спрашивают; на более высокие позиции также могут взять хорошего специалиста без высшего. Сейчас почти 30% разработчиков компании не имеют профильного образования.

Как объясняет сооснователь и СТО Voximplant Андрей Коваленко, в вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы, и наличие диплома не гарантирует профессионализм сотрудника. «С другой стороны, для сферы IT особенно свойственна высокая скорость изменений, поэтому все учебные планы в университетах устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения. Для нас сейчас наличие высшего образования у кандидата говорит только о том, что у него хватило дисциплинированности и базовых знаний, чтобы получить диплом», — говорит он.

Тимлид команды backend-разработки Voximplant Дмитрий Иванейчик — один из тех сотрудников, кто начал работать, не имея высшего образования. Еще в школе он увлекся информатикой, учился по книгам. Потом пошел в армию и попал в отделение программирования, что помогло не забыть навыки. Отслужив, устроился на работу: сначала занимался телефонными и компьютерными сетями, потом ушел в небольшую студию веб-дизайна, через год перешел в системный интегратор, а затем уже в Voximplant. «Ни на одном месте работы у меня не потребовали диплом, но почти везде были тестовые задания», — вспоминает он.

Несколько лет назад Иванейчик «для успокоения души» получил высшее образование. Теперь его красный диплом менеджера МЭСИ «лежит на всякий случай». Он признается, что учеба в вузе пока ничего ему не дала: в работе пригодились различные курсы, а характер сформировался в армии. Сфера IT, говорит он, в целом открыта для людей без диплома, которые увлечены своим делом и готовы постоянно учиться, но на некоторых направлениях высшее образование все же нужно. Например, в сфере финтеха или машинного обучения.

Диплом в спешке

По данным опроса Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Причем это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Как следует из исследования НИУ ВШЭ, каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.

Евгению Куропаткину диплом инженера-энергетика Камышинского технологического института ни разу в жизни не пригодился. В студенчестве он начал играть в КВН и к учебе охладел. Но вуз окончил и пошел работать в городской комитет по молодежной политике, затем — на местное телевидение и радио. Потом был переезд в Москву и актерские курсы. Сейчас Куропаткин периодически играет в театре, занимается озвучкой рекламы, но в основном ведет различные мероприятия. Заказчики ни разу не спросили его о дипломе. «Достаточно показать свою работу. Сейчас, особенно в Москве, людям важен результат. Их интересует только то, какую пользу вы им можете принести. А бумажки нужны только для понтов», — считает он.

Не пригодились оба полученных диплома и бизнесмену Александру Кайгородову, бакалавру МФТИ по системному анализу и управлению и РАНХиГС — по экономике. Он поступал в вуз потому, что все его одноклассники туда шли, и вскоре разочаровался в учебе. Еще в институте устроился в банк в отдел трейдеров. «Я смотрел на людей в банке, которым 40 с небольшим, — ипотека, семья, появляющийся живот, потухший взгляд. Я не хотел стать таким же и решил, что мне нужно что-то более яркое», — вспоминает он.

В итоге Кайгородов прошел бизнес-курсы и запустил интернет-магазин товаров для копчения. Сейчас он доволен, что работает на себя, сам устанавливает график и ни от кого не зависит. Он считает, что в вузах дают только hard skills (англ. — «жесткие навыки», которым можно обучить и которые можно измерить), но не учат зарабатывать деньги, заводить друзей и работать с внутренними состояниями. «Поэтому образование не всегда ключевой фактор успеха», — поясняет он.

В поисках альтернативы

Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, считает психолог Ольга Твардовская. Сейчас, по ее оценкам, около 40% школьников старших классов не понимают, куда идти. «Есть много людей, которые шли по накатанной и вдруг поняли, что занимаются не своим делом», — говорит она.

Кроме того, в обществе сохраняется восприятие диплома как «путевки в жизнь», добавляет директор по разработке и исследованиям компании «Профилум» Виталий Алтухов. По его словам, многие поступают, руководствуясь стереотипом о том, что без диплома карьеру не построить, либо поддаваясь давлению родителей. В итоге специалистов, которые осознанно получали профессию и тщательно выбирали вуз, мало.

Ситуация усугубляется тем, что ряд программ высшего образования не соответствует реалиям современного рынка труда — либо устарели, либо очень теоретичны. «Получается, что знания, умения и компетенции, которые важны для рынка, не формируются в вузе. Есть проблема и с soft skills (коммуникация, критическое мышление, креативность), которые значимы для работодателей, но редко осваиваются в вузе», — говорит он. Поэтому «корочку» приходится подкреплять дополнительным образованием.

В то же время и психологи, и хедхантеры, и работодатели согласны, что обучение в вузе дает ряд преимуществ: широкий кругозор, умение учиться и систематизировать информацию, способность посмотреть на проблему с разных точек зрения и спрогнозировать развитие событий, а также более развитый эмоциональный интеллект. По словам Твардовской, это помогает, даже если человек по специальности потом не работает.

«Пройдя через конкурентную среду вуза, люди лучше социально интегрируются. Им проще услышать разные точки зрения, реагировать на критику, проявлять сочувствие и эмпатию, вообще работать в команде. И это серьезные преимущества, которые дает высшее образование по сравнению с простым накоплением специальных навыков», — поясняет Жуков из HeadHunter.

Это интересно:  Как построить график безубыточности: пошаговая инструкция. Экономика предприятия 2019 год

Вузы готовятся к интеграции

В вузах заметили меняющийся настрой школьников. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что старшеклассники стали разворачиваться в сторону среднего профобразования и терять интерес к некоторым вузовским направлениям подготовки, например экономике, сервису, менеджменту, политтехнологиям.

Но от изменений на рынке труда вузы отчасти защищены новыми профессиональными стандартами, которые с 2020 года должны быть внедрены в компаниях с госучастием от 50%. Это набор параметров для каждого вида деятельности, включая описание трудовых функций и уровень квалификации — от первого (неквалифицированный труд) до девятого (руководители страны). Требование иметь диплом бакалавра прописано уже в шестом квалификационном уровне, к которому относятся специалисты среднего звена.

Но вузам тоже придется подстраиваться. «Здесь работа вузов строится на том, чтобы создавать интегрированные длинные программы, начиная работать со школьниками, предлагая программы среднего профессионального образования, а потом программы высшего образования, удобные для совмещения с работой», — говорит Абанкина. Она считает, что вузам нужно налаживать тесное партнерство с работодателями, помогать им в продвижении сотрудников, которые достигли определенной квалификации и нуждаются в повышении уровня образования.

Такие программы уже появляются. Например, в 2018 году в Инженерной школе Дальневосточного федерального университета в партнерстве с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта и судостроительным комплексом «Звезда» открылась магистратура «Энергокомплексы и оборудование морской техники», а в 2019 году планируется первый набор на бакалавриат «Кораблестроение». Тульский госуниверситет совместно с производителем товаров для гигиены и здоровья Essity запустил магистерскую программу «Автоматизация научных исследований, испытаний и экспериментов». В основном в создании длинных программ заинтересованы крупные компании.

А как за границей?

«Кризис диплома» затронул многие западные страны, говорит Абанкина. По ее словам, в Германии, например, переориентировали систему высшего образования на короткие, трехлетние, программы, которые позволяют выпускникам сразу трудоустроиться, а потом уже, если будет желание, продолжить учебу.

В Австралии нашли иные способы поддержать престиж образования и компенсировать снижение востребованности специалистов с дипломами на рынке труда. С одной стороны, власти сократили поддержку обучения за счет госбюджета, но при этом видоизменили систему образовательных кредитов: если выпускник вуза смог трудоустроиться, то, как и раньше, сам выплачивает долг, а если он успешно усвоил программу, но работу найти не сумел, государство возмещает кредит за него. Кроме того, в стране отрабатывают технологию контракта на человеческий капитал, когда любой частный инвестор может оплатить образование студента в обмен на часть его доходов в будущем. «Да, есть риск, что он потом не устроится на работу, но считается, что риски сопоставимы», — поясняет Абанкина.

Снижение ценности фундаментального образования для некоторых профессий — глобальный тренд, соглашается Жуков из HeadHunter. В основном это касается продаж и других рабочих позиций в производстве. «Если вы знаете свою отрасль и умеете продавать, ваше образование, скорее всего, отойдет на второй план к вашей успеваемости и полученному вами доходу», — говорит он. Кроме того, степень уже не так впечатляет из-за появления на рынке все большего числа выпускников колледжей.

Как и в России, компании за рубежом трепетно относятся к дипломам, когда речь идет о должностях, требующих определенной степени, лицензии или сертификата для легального трудоустройства: от здравоохранения до права, инженерии и некоторых технических должностей.

По мнению Алтухова из «Профилум», адекватной альтернативы вузам пока нет. Так что дипломы не «вымрут», а вузы еще долго будут оставаться базой, где человек не просто получает знания, но и развивается как личность, приобретает культурный и социальный капитал.

Красный диплом: его значение для студента, общие требования и условия получения, когда он нужен и не нужен

И в нашем блоге, и на телеграм-канале мы всегда во весь голос кричим: образование – это хорошо! Получать образование можно и даже нужно, если для этого есть возможности и условия.

Многие студенты решают пойти дальше – не просто отучиться, но сделать это с блеском, получив красный диплом.

Что это за зверь такой – красный диплом? Зачем и кому он нужен? Всем ли стоит стремиться его получить? Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.

Что дает красный диплом в колледже или университете? При каких оценках дают красный диплом?

Красный диплом или диплом с отличием – это свидетельство того, насколько огромные усилия и упорство студент прилагал на протяжении всей учебы.

Как мы знаем, в конце учебы каждому успешно защитившему ВКРстуденту выдается диплом об окончании данного учебного заведения. К нему прилагается вкладыш со всеми отметками на протяжении всего срока обучения.

Красный диплом – это документ особого образца, который могут получить лишь выпускники, окончившие вуз с максимально высоким баллом. Кроме отметки «с отличием» есть и другие особенности: особый шрифт (полужирный Lazurski), бронзовая краска с желто-зеленым отливом при попадании ультрафиолета.

Ранее считалось, что такой документ станет счастливым билетом во взрослую жизнь. Ведь он был явным доказательством недюжинного ума, большого багажа знаний и бесценных навыков. Благодаря всему этому можно было получить практически любое место сразу после окончания университета.

Еще лет 30 назад получить красный диплом было вполне возможно любому, кто старался. Для этого вовсе не обязательно было быть круглым отличником. Даже если за весь период обучения были четверки, но их количество не превышало 25% от общего числа оценок, вы могли стать счастливым обладателем диплома с отличием. И еще одним важным требованием для его получения было получение оценки «отлично» за защиту дипломного проекта.

Однако те времена прошли, а с ними исчезли и те ясные и простые требования, необходимые для получения красного диплома. Давайте разбираться, когда сегодня дают красный диплом в вузе (а не в школе), дают ли красный диплом с одной четверкой, за что можно его получить и какие преимущества он дает студенту.

Почему студенты так зациклены на получении красного диплома? Дело в том, что для будущего работодателя этот документ станет наглядным доказательством целеустремленности недавнего выпускника, а также высокого уровня знаний.

Но до того, как получить красный диплом в институте (например, в медицинском университете) придется знатно попотеть. Ведь есть определенные требования, без соблюдения которых диплома с отличием не видать:

  1. В зачетной книжке студента число максимальных отметок должно составлять не меньше 75% от общего количества. В зависимости от учебного плана конкретного вуза может меняться количество предметов, которые нужно будет сдать на высший балл.
  2. В листе успеваемости не должно присутствовать отметок «удовлетворительно».
  3. Студент должен получать высший балл при сдаче всех государственных экзаменационных работ.
  4. Выполнение на «отлично» выпускной квалификационной работы.

Не стоит переживать из-за зачетов, так как при подсчете общего среднего балла участвуют лишь отметки, полученные на экзаменах, ГОСах, при сдаче курсовой и диплома. Результаты зачетови коллоквиумов заносятся в зачетку по принципу «сдал/не сдал».

Многих также интересует вопрос, дают ли красные дипломы на заочном отделении. Ведь студент видится с преподавателем совсем мало, а знаний нужно усвоить так много.

Дружелюбные отношения с одногруппниками и преподавателями, посещение всех лекций и семинаров, активная работа в библиотеке и читальном зале – все это способствует получению заветного красного диплома

Не переживайте, заочники в этом плане имеют такие же права на получение диплома с отличием, как и студенты дневного отделения.

Для получения диплома с отличием придется прилагать огромные усилия на протяжении всего срока обучения. Это значит, что студенту необходимо поддерживать свою репутацию с самых первых дней обучения в вузе.

Вот некоторые требования, без соблюдения которых вряд ли удастся стать обладателем заветного красного диплома:

  1. Диплом с отличием «светит» лишь отличникам. То есть с самых первых дней студент должен отчетливо понимать, что хочет его получить, и всегда помнить о поставленной цели. Не стесняйтесь ставить преподавателей в известность, что вы метите на красный диплом.
  2. Задача будущего отличника – сдавать все контрольные, курсовые, экзамены, зачеты вовремя! Ни одна сессия не должна быть провалена. Если чувствуете, что не получится сдать сложный зачет с первого раза, постарайтесь договориться с преподавателем о повторной сдаче до начала основного периода экзаменов.
  3. Получение высшей оценки при защите диплома по специализации и государственных экзаменов – обязательное условие для получения диплома с отличием.

Чтобы стать счастливым обладателем красного диплома, студент должен проявлять интерес и старания с самых первых дней первого курса. Чёткое выполнение всех домашних заданий, аккуратность, внимательность при прослушивании лекций и ведении конспектов – все это помогает добиться цели.

Хронический недосып, сложная ситуация в семье, сильная загруженность на учебе могут негативно сказаться на оценках. Чтобы в зачетке не было отрицательных отметок, вам понадобится соблюдать ряд правил:

  • подружиться с преподавателями. Никогда не знаешь, чья помощь и в какой момент может понадобиться. Хорошо, если удастся заполучить преподавателей на свою сторону;
  • пересдать экзамены. Учащийся должен сдавать все сессии без «хвостов». Студенту предоставляется 3 пересдачи только на пятом курсе в период зимней сессии. Обычно студенту не стоит сильно переживать, так как на пересдачах экзаменаторы более мягкие, чем в основной период, особенно если нужно заменить отметку «удовлетворительно» на «хорошо»;
  • не допускать прогулов и пропусков;
  • не забывать об активном взаимодействии с преподавательским составом: благодарить его за знания, просить о личных консультациях, оказывать содействие в проведении занятий. Это поможет наладить личный контакт;
  • обращаться в сервис помощи студентам при серьезных проблемах и помехах в написании студенческих работ.

Статистика утверждает, что при прочих равных условиях красный диплом оказывает решающее значение при рассмотрении кандидата при приеме на работу. Почему так? Просто преподаватель видит высокую мотивированность в получении данного места, выборе профессии в целом. Кроме того, этот документ будет показателем трудолюбия.

Однако сила красного диплома действует только при условии, что соискатель еще молод. Если его обладателю далеко за 40, здесь важны не его отметки и теоретические знания, а практический опыт.

Статистика показывает, что обладатели диплома с отличием добиваются в жизни больших высот, чем выпускники вуза с обычной успеваемостью.

Но оказалось, что красный диплом важен отнюдь не во всех профессиональных сферах. Так, наличие этого документа играет мало значения в следующих случаях:

  • если в силу специфики какой-то специальности получить определенные знания невозможно в институте,
  • если профессия слишком быстро развивается,
  • если речь идет об интернет-маркетинге или творческих профессиях.

В этих случаях выпускник добьется гораздо больших высот, обучаясь у опытных коллег, а не изучая теорию на занятиях.

А вот в сфере юриспруденции или медицины наличие такого свидетельства сыграет большое значение. В целом, хорошие отметки оказывают положительное влияние на развитие культуры личности, а также его отношение к труду.

Если учеба дается легко, диплом с отличием станет прекрасным дополнением к резюме и украшением личной истории. Если же на написание работ и сдачу экзаменов нет ни времени, ни сил, всегда можно обратиться в сервис студенческой помощи, где опытные специалисты помогут дотянуть до красного диплома. Ну или хотя бы просто сдать сессию – кому что нужно.

Впрочем, не переживайте, если красный диплом все же не дали. При умной голове и золотых руках он совсем не нужен.

Статья написана по материалам сайтов: psicologa.ru, www.news2mail.ru, nangs.org, zaochnik.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий