Отсрочка по уплате налога — это что такое? Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога 2019 год

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Это интересно:  Замена свидетельства о рождении: как поменять свидетельство о рождении 2019 год

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6. иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

При отсутствии обстоятельств уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов. Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых.

В соответствии с положениями действующего НК РФ, понятие предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора означает определенное изменение, которое касается непосредственного срока уплаты того или иного налога.

Действующий порядок устанавливает, что срок, на который отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены, не должен превышать один календарный год. В особом порядке рассрочка или отсрочка могут быть предоставлены на срок до трех лет, если такое решение было принято Правительством РФ.

Порядок предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сборов требует наличия оснований, предусмотренных налоговым законодательством РФ. В эти основания входят следующие:

  • причинение лицу определенного материального ущерба в результате непреодолимой силы и особенных обстоятельств, например, стихийной силы;
  • в случае задержек в финансировании лица их бюджета, либо, если данное лицо оплатило государственный заказ;
  • существование угрозы банкротства лица, либо вынесение судом мирового соглашения, а также составление специального графика для дальнейшего погашения имеющейся задолженности;
  • при особом имущественном положении данного лица, если оно исключает возможность скорейшего погашения и уплаты налогов и сборов в полном объеме;
  • если работа по реализации определенных товаров, либо предоставлению каких-либо услуг носит сезонный характер, в соответствии с перечнем сезонных работ, утвержденных действующим законодательством РФ;
  • если речь идет об уплате налогов за перемещение определенных товаров через границу государства. В таком случае отсрочка или рассрочка также могут быть предоставлены, если имеются соответствующие условия и основания для того, чтобы изменение срока уплаты было правомерным.

Законодательством РФ устанавливаются особый порядок и условия, благодаря соблюдению которых заинтересованным лицам предоставляется отсрочка или рассрочка и происходит изменение установленного срока оплаты.

Это интересно:  Бизнес-идеи для школьников. Как заработать школьнику? Каким бизнесом можно заняться школьнику 2019 год

Первоначальным этапом данной процедуры является подача письменного заявления от заинтересованного в предоставлении лица.

Заявление должно быть подано в соответствующий орган, обладающий полномочиями по принятию данных документов.

Затем, не позднее чем через пять дней со дня подачи, копию данного заявления следует направить в налоговый орган, находящийся по месту прописки, либо учета лица.

К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы: справки банковского учреждения о регулярных финансовых оборотах лица за шестимесячный период до подачи заявления, справки об остатках денежных средств на имеющихся открытых счетах, полный перечень контрагентов.

Дополнительным и очень важным документом является обязательство лица, которое подразумевает обязательное соблюдение им всех установленных условий на период изменения срока уплаты налога или сбора. Заключительным документом будет являться подтверждения наличия одного основания, либо нескольких, дающих правомерную возможность изменить порядок и срок уплаты налогов и сборов.

В роли документального основания может выступать обоснованное заключение о факте наступления особых обстоятельств, акт оценки ущерба, который был причинен непреодолимой стихийной силой и т.д.

Начисление пеней, штрафов и процентов на существующую сумму налоговой задолженности, как юридические меры, направлены, прежде всего, на скорейшее исполнение лицом своих финансовых обязательств. Проценты представляют собой определенную денежную сумму, которую лицо обязано уплатить, после оплаты основного долга. Проценты всегда выражены в денежном эквиваленте.

Уплата должником основной суммы задолженности по установленным налогам и сборам не освобождает его от необходимости уплаты накопившихся процентов. Начисление процентов может быть остановлено, но только в случае принятия такого решения судебным органом, ибо при иных обстоятельствах, которые имеют соответствующие основания.

Если заинтересованному лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка на исполнение финансовых обязательств по налогам и сборам, начисленные проценты также могут войти в данную рассрочку.

Внесенное изменение в порядок уплаты определенной суммы по налогам и сборам коснется и установленного порядка уплаты существующих процентов. При этом сам процесс роста процентов прекращается с того момента, когда решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога было принято уполномоченным органом.

Окончательное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также об отказе в удовлетворении данных требований заинтересованного лица, может принять лишь уполномоченный орган.

Как показывает регулярная практика, случаи отказов отнюдь не являются редкостью. В большинстве ситуаций, это происходит за-за того, что заинтересованное лицо так и не смогло представить основания исчерпывающие доказательства необходимости предоставления отсрочки.

Именно поэтому законодательство РФ определяет четкий порядок, условия, основания и правила подачи заявления об отсрочке. Особое внимание уделяется и списку необходимых документов, которые подаются в уполномоченный налоговый орган.

Основным из них является письменное заявление, в котором заинтересованное лицо выражает свою просьбу о предоставлении рассрочки, а также мотивирует необходимость такого предоставления определенными причинами.

Следующим шагом будет сбор необходимых приложений для заявления. Сюда входят банковские выписки о текущем состоянии финансовых счетов, а также письменное обязательство о том, что лицо обязуется соблюдать установленные законом условия, в случае предоставления ему рассрочки по уплате налогов и сборов.

Самыми важными документами будут являться непосредственные основания, которые подтвердят, что лицо действительно не смогло произвести оплату вовремя, по независящим от него причинам.

Например, заключение страхового агента, акт оценки материального ущерба и даже выписки из полицейского заключения о хищении имущества и т.д.

Отсрочка или рассрочка по уплате установленных налогов и сборов предусмотрена действующим законодательством РФ, прежде всего, для максимальной защиты интересов и законных прав налогоплательщиков. Для того, чтобы решение о предоставлении рассрочки было положительным, следует заранее заняться сбором необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению.

Установленный порядок допускает, что данные документы могут быть предоставлены в налоговый орган как лично заинтересованным лицом, так и его представителем, при условии наличия у последнего оформленной доверенности, со списком полномочий данного представителя.

В зависимости от конкретных оснований, которые были указаны заинтересованным лицом в заявлении, налоговый орган может потребовать предоставления соответствующих документов, например:

  • официальное заключение о действительном наличии факта непреодолимой силы, который впоследствии и привел к невозможности своевременного исполнения финансовых обязательств по уплате налогов и сборов;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое принадлежит заинтересованному лицу не основании действующего права собственности. Данный документ может потребоваться, когда основанием предоставления отсрочки названо особо текущее имущественное положение заявителя.

Налоговый орган может истребовать и иные дополнительные бумаги, требующиеся в каждом конкретном случае.

Правовое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается налоговым органом при наличии оснований, а также всех требующихся документов, которые данные основания могут подтвердить.

Положительное решение будет принято в том случае, если соблюдены следующие условия и порядок:

  • если заинтересованному лицу – налогоплательщику был причинен серьезный ущерб, который привел к резкому ухудшению его текущего материального положения, а также, если этот ущерб стал результатом непреодолимой силы – стихийной катастрофы и т.д.;
  • существует риск банкротства заинтересованного лица в том случае, если он в данный момент совершит оплату всех установленных налогов и сборов;
  • если определенные условия и текущее имущественное положение заинтересованного лица не допускает возможности уплаты налогов и сборов в настоящее время. Резкое изменение текущего имущественного положения в лучшую сторону, например, получение серьезной прибыли и т.д., аннулирует данный пункт и возвращает налоговому органу право требовать своевременного погашения имеющейся задолженности. В таком случае отсрочка или рассрочка лицу больше не предоставляется.

Установленный порядок и условия предполагают, что рассрочка не может быть предоставлена по определенным обстоятельствам. В соответствии с правилами налогового законодательства, она не предоставляется, если в отношении лица:

  • возбуждено уголовное производство в отношении правонарушения и преступления, так или иначе касаемо нарушения налоговых норм и установленных правил;
  • идет активное производство по делу о налоговом, либо административном правонарушении, совершенным лицом, заинтересованном в предоставлении отсрочки;
  • ведется активное производство по делу о нарушении, связанным с уплатой налогов и сборов таможенным органам за провоз определенных товаров через государственную границу;
  • если у налогового органа имеются серьезные основания подозревать, что предоставление отсрочки требуется заинтересованному лицу для последующего сокрытия части доходов, либо имеющегося у него имущества для того, чтобы на него не распространялся порядок налогообложения. Помимо этого, налоговый орган может подозревать, что изменение срока уплаты необходимо лицу для того, чтобы покинуть страну;
  • если в течение трех лет, до того, как лицо обратилось в налоговый орган для предоставления рассрочки, было вынесено решение о прекращении действия предыдущей рассрочки по причине нарушения установленного порядка и обязательств заинтересованного лица.

Отсрочка по уплате налога – это возможность оплаты сумы налоговой задолженности предприятиями или физическими лицами в более поздние строки. Изменить или пролонгировать срок выплаты налоговых обязательств может каждая организация при наличии веских причин, которые прописаны в налоговом законодательстве. Налоговый кредит можно оформить по одному или нескольким федеральным или местным налогам.

Воспользоваться такими кредитными льготами имеют право налогоплательщики, чье финансовое положение не позволяет выплатить налог в зафиксированный срок в полном объеме.

Но по истечении определенного периода налогоплательщик обязан погасить суму задолженности и пеню по рассрочке.

Право на налоговые кредиты предпринимателям обеспечивается законодательно в следующих государственных документах:

  1. Налоговый кодекс, глава 9, статьи 61-68.
  2. Правила и условия применения налогового инвестиционного кредита регламентируются ст. 66 НК Российской Федерации.
  3. Приказ ФНС РФ № ММВ-7-8/683@, «Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов могут быть оформлены в отношении оплаты одного или нескольких федеральных или местных сборов.

Этот налоговый кредит также допускается оформлять в отношении тех налогов, которые оплачиваются по льготной или упрощенной системе.

Федеральные налоги, выплату которых можно осуществлять в рассрочку:

  1. Налог на добавочную стоимость.
  2. Налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей.
  3. Акцизные платежи.
  4. Налог на прибыль.
  5. Государственные пошлины.
  6. Налог на добычу драгоценных и полезных ископаемых.
  7. Транзитные сборы.
  8. Единый социальный взнос.

Отсрочка также может быть оформлена на выплату таких региональных налогов:

Но вместе с тем отсрочку и рассрочку уплаты налогов и сборов невозможно оформить для тех налогов, которые предприятие выплачивает в качестве агента. Например, налог на доходы ФЛ с заработных плат наемных работников. Для организаций, которые уплачивают налог на прибыль по консолидированной ставке, также невозможно оформление по нему рассрочки.

Учитывая разную направленность налоговых обязательств, по которым организации могут оформить отсрочку, право принятия решений о предоставлении налоговых кредитов входит в компетенцию нескольких государственных органов.

  • По федеральным налогам для оформления отсрочки уплаты налогов и сборов нужно обращаться в федеральный орган исполнительной власти, Федеральную налоговую службу.
  • По налогам в местный или региональный бюджет нужно писать заявление в налоговые органы по местонахождению.
  • По налогам, которые уплачиваются за перевоз или транзит товаров через государственную границу, нужно, соответственно, обращаться в Федеральную таможенную службу или таможенные органы на местах.
  • Отсрочку на государственные пошлины можно оформить в уполномоченных органах по контролю над уплатой государственных пошлин.
  • Отсрочка и рассрочка уплаты налогов по единому социальному взносу оформляются в федеральном органе исполнительной власти.

Перечень основных условий, в связи с которыми может быть оформлена отсрочка, установлен налоговым законодательством.

Это интересно:  Бизнес-ниши без вложений. Список ниш 2019 год

Причины прописаны в статье 64 Налогового кодекса РФ. Преимущественно возможность оформления рассрочки — это прерогатива предприятий или организаций, финансовое состояние которых не позволяет выплачивать в конкретный момент все налоговые обязательства в полном размере. Любые причины финансовых затруднений нельзя считать основаниями для оформления налогового кредита. Налоговый кодекс вполне конкретно прописывает набор предпосылок для оформления рассрочки:

  1. Если предприятию был нанесен ущерб после обстоятельств, которые никак не зависят от самого заявителя: катастрофы, стихийного бедствия, теракта и т. д.
  2. Для государственных или муниципальных предприятий причиной может быть несвоевременное или недостаточное получение ассигнований или бюджетных выплат.
  3. Если предприятие рискует несостоятельностью или банкротством в случае своевременной уплаты налогов в полном размере.
  4. Для физического лица достаточным основанием может считаться его доказанная финансовая несостоятельность, что подразумевает невозможность единовременной уплаты налоговых обязательств.
  5. Если деятельность предприятия имеет четко выраженный сезонный характер.
  6. Также организация может рассчитывать на отсрочку транзитных налогов, если предоставит убедительные доказательства, которые описаны уже в таможенном законодательстве.

Отсрочку, рассрочку уплаты налогов или инвестиционный налоговый кредит часто предпочитают оформлять предприятия, чья деятельность имеет сезонный характер, в том числе связана с производством сезонных товаров. Список отраслей, предприятия которых имеют право на налоговые кредиты, также прописан в Налоговом кодексе.

Прежде всего, такого рода послабление налоговых нагрузок предусмотрено для предприятий сельского хозяйства, а именно фирм по заготовке и производству сельскохозяйственного сырья, предприятий растениеводства, звероводства, производства прудовой рыбы, организаций по производству растительных жиров, для консервной или сахарной промышленности, а также мясных или молочных комбинатов.

Также отсрочка по уплате налога может быть предоставлена предприятиям, деятельность которых в той или иной мере связана с добычей или переработкой природных или минеральных ресурсов. Это организации, занимающиеся уборкой или добычей торфа, заготовкой древесины, предприятия лесного хозяйства, добычи ценных металлов.

Также в транспортном секторе возможность рассрочек предусмотрена для предприятий по перевозке грузов или пассажиров в регионы с ограниченными сроками навигации и для компаний, занимающихся перевозкой товаров в регионы Крайнего Севера.

Предоставление организациям отсрочки по уплате налога — это обычная практика во многих отраслях, которая помогает предприятиям на должном уровне функционировать и снизить налоговую нагрузку в некоторые периоды. Однако законодательством также предусмотрены факторы, которые исключают возможность оформления компанией инвестиционного налогового кредита.

Так, срок уплаты налогового долга невозможно пролонгировать, если в отношении предприятия:

  • в данный момент рассматривается уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства;
  • возбуждено производство по делу об ином административном или государственном правонарушении;
  • налоговые органы имеют основания подозревать налогоплательщика в намерении покинуть пределы Российской Федерации, вывезти часть доходов или скрыть часть своего имущества;
  • прошло не больше трех лет с тех пор, как налогоплательщик нарушил условия выплат по предыдущей рассрочке или было вынесено судебное решение о прекращении рассрочки из-за нарушения налогоплательщиком договорных обязательств.

Пакет документов, которые нужно собрать для предоставления отсрочки по уплате налогов, может отличаться в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми налогоплательщик на нее рассчитывает.

В пакет обязательных и универсальных бумаг относятся:

  1. Заявление на отсрочку уплаты налогов соответствующей формы. Здесь нужно указать реквизиты предприятия, ФИО заявителя, индивидуальный налоговый номер, вид налога, по которому ожидается рассрочка, и желательный термин рассрочки.
  2. Справка из местного налогового органа об отсутствии у предприятия задолженности по налоговым сборам, штрафам или пеням.
  3. Выписка из банка о движении денежных средств за последние полгода и справка о состоянии всех счетов предприятия.
  4. Расписка в обязательстве о соблюдении условий рассрочки и приблизительный график выплат по налоговому кредиту.
  5. Копии договоров с контрагентами с указанием размера их дебиторской задолженности.
  6. Документы, отображающие причину обращения заявителя за рассрочкой:
  • Если причиной обращения стал материальный ущерб после стихийного бедствия или теракта, к пакету документов нужно приложить заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы. А также необходимо оформить акт оценки ущерба, составленный органом исполнительной власти или гражданской обороны.
  • Если муниципальная организация или исполнитель государственного заказа обращается за рассрочкой из-за несвоевременного поступления бюджетных средств, к списку документов нужно приложить справку из финансового органа о размере бюджетных ассигнований, их невыплате или несвоевременной выплате.
  • Если отсрочку или рассрочку по уплате налога предоставляют налогоплательщику, чье финансовое состояние не позволяет выполнить налоговые обязательства в полном размере, он обязан приложить к заявлению справку из налогового органа по месту регистрации о состоянии денежных счетов. А также документы, свидетельствующие о владении движимым или недвижимым имуществом.
  • Если заявитель запрашивает отсрочку уплаты налогов из-за нестабильности доходов, причинённой сезонным характером деятельности, он обязан предоставить документ от местного органа исполнительной власти, подтверждающий, что в структуре доходов его предприятия прибыль от деятельности, которая носит сезонный характер, составляет не менее 50%.

В отдельных случаях налоговые органы вправе потребовать дополнительные документы, в целях обеспечения возврата налогов. Таковыми бумагами являются банковская гарантия, оформление залога на имущество. В свою очередь, налогоплательщик вправе отозвать заявление, если он не желает предоставлять в залог собственное имущество.

Стоит также отметить, что в последние годы требования для предоставления банковских гарантий или залогов активов предприятия или имущества физического лица выдвигают практически перед каждым заявителем. Причиной этому служит валютная нестабильность и возрастающее число спекуляций с налоговыми кредитами.

Как выглядит порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов? Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?

Процедура оформления налогового кредита имеет заявительный характер. Налогоплательщик, определившись с видами налогов, по которым намеревается получить рассрочку, подает заявление в уполномоченный государственный орган.

Эта процедура может осуществляться лично или через поручителя.

Для рассмотрения заявления комиссия имеет 30 дней после подачи документов. Приняв решение, она имеет еще до трех дней для его передачи в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя.

В течение месяца, когда налоговая служба рассматривает заявление, она проверяет состояние залоговых активов налогоплательщика, проводит их предварительную оценку. А также администрация обязана удостовериться, не было ли у этого налогоплательщика нарушений договора рассрочки в последние три года и не возбуждено ли против него уголовное или гражданское судопроизводство в настоящее время.

Отсрочка по уплате налогов предоставляется на период до одного года. В некоторых случаях для предприятий отдельных отраслей (научная деятельность, проектные работы, высокотехнологичное производство) рассрочка может быть оформлена на срок до трех лет. Именно ее чаще всего называют инвестиционным налоговым кредитом.

Отказ налогового органа в оформлении отсрочки заявителю должен быть аргументированным. Если налогоплательщик не согласен с решением об отказе, он может его обжаловать в судебном порядке.

За пользование государственным налоговым кредитом НК предусмотрены ставки процентов. Их размер варьируется от 50% до 75% от ставки рефинансирования Банка России.

На практике налоговая рассрочка выглядит как государственный кредит под очень лояльные проценты, который можно потратить только на погашение тех же налогов. Если учесть, что в прошлом году ставка рефинансирования составляла 11,5%, то даже в случае установления налоговым органом максимального размера процентов по рассрочке, переплата будет составлять не больше 8%. А в лучшем случае процент переплаты составляет 5,7%. Каждое предприятие согласится, что это намного меньше, чем процент за пользование кредитом в банке.

Развитие практики государственных налоговых кредитов позволило сократить размеры задолженности со стороны налогоплательщиков. В то же время отсрочка по уплате налога – это по-прежнему прерогатива больших компаний, потому что сбор пакета документов и оформление заявления требуют от менеджмента фирмы больших временных и организационных затрат.

Отсрочка по уплате налога — это своего рода договор между налогоплательщиком и налоговой администрацией об изменении графика и размера выплат. В пятидневный срок после вынесения решения о предоставлении рассрочки администрация и заявитель заключают контракт об инвестиционном налоговом кредите, в котором оговаривают период рассрочки, сумму, размер процентов, налог, по которому действует рассрочка, взаимные обязанности сторон договора.

Основной обязанностью налогоплательщика является своевременная выплата налогового кредита. При невыполнении организацией этого условия налоговый орган вправе прекратить действие рассрочки и затребовать от налогоплательщика выплату обязательств по общим условиям. Также налогоплательщик обязан выплатить оставшуюся сумму долга и процентов. В противном случае налоговая служба начинает процесс передачи залоговых активов по договору отсрочку в государственную собственность.

Но налоговая служба не имеет права по своей воле прекратить действие отсрочки, если предприятие или физическое лицо соблюдает все условия договора.

В случае несоблюдения графика погашения налогового кредита, налогоплательщику за каждый день долга насчитываться пеня или штраф.

Статья написана по материалам сайтов: nalogovyykodeks.ru, studopedia.ru, advokat-malov.ru, businessman.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий