Отстранение от занимаемой должности должностного или ответственного лица 2019 год

Отстранение – это временный отказ от предоставления работы, предусмотренной служебным договором. Ключевое слово – «временно». Именно это условие отличает отстранение от увольнения.

Цель процедуры – предупреждение вероятных рисков компании, которые могут возникнуть при дальнейшей деятельности сотрудника. Основания отстранения перечислены в статье 76 ТК РФ. Начальник организации не может определять причины самостоятельно и на их основании отстранять сотрудников. Все они указаны в законе и нормативных актах. В период приостановления трудовых отношений зарплата может не выплачиваться.

В ТК отсутствуют причины отстранения именно главбуха и директора. Перечислены только общие основания приостановления сотрудничества:

  • Появление на службе в состоянии опьянения различных форм: наркотического или алкогольного. Важно подтвердить недозволительное состояние служащего. Для этого используются медицинские заключения, свидетельские показания, записи с видеокамер. Работодатель не обязан отстранять сотрудника. Он также может объявить выговор, сделать официальное замечание. Высшая мера наказания – увольнение по соответствующей статье.
  • Работник не прошел аттестацию по своей специальности. То есть есть официальное подтверждение того, что сотрудник не соответствует занимаемой должности. Еще одна возможная мера при данных обстоятельствах – увольнение.
  • Обнаружение противопоказаний относительно занимаемой должности в процессе медицинской проверки. Основание приостановления трудовых отношений должно быть подтверждено медицинским заключением. Отстранение выполняется до времени устранения найденных противопоказаний. Срок приостановления сотрудничества может определяться работодателем самостоятельно. Если он составляет менее 4 месяцев, сотруднику должна быть предоставлена другая должность, к которой противопоказания отсутствуют.
  • Приостановлено действие специального права, нужного для исполнения должностных функций, на срок, не превышающий двух месяцев. К таким правам относится, к примеру, лицензия на управление ТС, право на использование оружия.
  • Требования должностных лиц, обусловленные законами и положениями норм. К примеру, требовать отстранения сотрудника могут судебные органы, трудовая инспекция.
  • Карантин.

ВАЖНО! Период отстранения будет включен в стаж работы при соблюдении нескольких условий: сотрудник в дальнейшем восстановился в должности и приостановление трудовых отношений было обусловлено не пройдённым, не по вине работника, медосмотром. Последнее правило указано в статье 121 ТК РФ.

Отстранение от должности на основании приостановки действия специального права имеет некоторые особенности. Приостановление трудовых отношений возможно только при наличии следующих обстоятельств:

  • Временная утрата права влечет за собой невозможность исполнения служебных функций.
  • Работодатель не имеет возможности перевести служащего на другую должность.

Работодатель обязан предложить работнику все вакансии в местности, где находится организация. Иногда наниматель может предложить сотруднику должность в другой местности, однако это должно быть оговорено коллективными или трудовыми договорами.

ВАЖНО! Если срок приостановки специального права составляет более двух месяцев, сотрудник может быть уволен на основании п. 9 ст. 83 ТК РФ.

Отстранение от должности главбуха или директора проводится согласно следующему алгоритму:

  1. Получение официального документа, на основании которого проводится приостановление трудовых отношений. К примеру, это может быть требование должностного лица, медицинское заключение.
  2. Издается приказ об отстранении.
  3. Изданный приказ регистрируется в журнале приказов. Срок его хранения составляет 5 лет.
  4. Работника нужно ознакомить с изданным приказом. После ознакомления сотрудник ставит свою подпись. Также проставляется дата, когда приказ был представлен работнику.
  5. Сотрудник может отказаться от ознакомления с официальной документацией. В этом случае составляется акт об отказе, подписанный составителем и двумя свидетелями.
  6. Регистрация акта в соответствующем журнале.
  7. Составление табеля учета рабочего времени.

Период отстранения будет считаться простоем. Рассмотрим алгоритм восстановление главбуха и директора в должности:

  1. Издание приказа о допуске к работе по истечении срока приостановки сотрудничества.
  2. Регистрация приказа в соответствующем журнале.
  3. Ознакомление сотрудника с приказом. Работник ставит подпись в конце документа.
  4. Если сотрудник отказывается брать в руки приказ, требуется подготовить акт об отказе, подписанный двумя свидетелями. Он регистрируется в специальном журнале.

Все данные пункты являются обязательными. Если, к примеру, сотрудник не ознакомлен с приказами и отсутствуют соответствующие акты, он вправе обратиться в трудовую инспекцию с жалобой на неправомерное отстранение.

Увольнение или отстранение главбуха – довольно сложный процесс, так как это специалист высокого уровня, в руках которого сосредоточены ключевые дела организации. Он обязан передать дела. Принять их могут следующие лица:

  • Руководитель компании.
  • Лицо, временно исполняющее обязанности главбуха на основании приказа.

Составляется подробный акт передачи дел, на котором ставят свои подписи обе стороны. В нем должны быть отражены все нюансы. Это оградит руководителя от передачи дел в ненадлежащем виде. Если передаваемых дел много, к процессу можно привлечь комиссию с соответствующей компетенцией или аудиторов.

ВАЖНО! Бухгалтер после отстранения от должности сохраняет ответственность за нарушения, которые были допущены им в период службы. Повторно отстранить его нельзя, однако можно привлечь к административной ответственности.

Приостановление трудовых отношений с директором часто осуществляется по требованию суда или должностных лиц. К примеру, подобная ситуация может возникнуть при обвинении сотрудника в нецелевом расходовании средств бюджета. В ТК и УПК отсутствуют указания относительно алгоритма отстранения директора. Данная процедура может проводиться на основании следующих норм:

  • Правил, предусмотренных учредительной документацией.
  • Правил, указанных в уставе АО.
  • Нормативных актов, регулирующих подобные ситуации.

Если перечисленные нормы отсутствуют, можно руководствоваться общими началами закона. Алгоритм, который применим к главбуху, вполне можно применить и к директору: составляется приказ и акт. Все оформленные документы регистрируются в журнале.

ВНИМАНИЕ! Случаи, при которых сотрудники получают выплаты в период вынужденного простоя, перечислены выше. Если данная ситуация под этот перечень не попадает, то никакой зарплаты сотруднику не выплачивается.

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ ПО ТРЕБОВАНИЮ ГОСОРГАНОВ ИЛИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по отстранению сотрудника от работы (недопущению к ней). Здесь есть два важных момента. Во-первых, перечень оснований, приведенных в ст. 76, является исчерпывающим и иные основания работодатель не имеет права указывать и использовать. Во-вторых, он не может выбирать, отстранять или не отстранять сотрудника при наличии указанных оснований, — это его обязанность, которой необходимо следовать в обязательном порядке, как того требует закон.

Одно из оснований для отстранения от работы — требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ), — нередко используется на практике и вызывает множество споров и толкований.

В указанной норме определено, что органы и должностные лица, которые наделены этим полномочием на основании федерального законодательства или иных нормативных актов, вправе требовать на основании вынесенного соответствующего решения от работодателя отстранения (недопущения) от работы указанного ими работника и работодатель в случае законности и обоснованности данного требования обязан выполнить его. Перечня таких органов и должностных лиц в ТК РФ нет, поэтому определить их можно, проанализировав весь массив действующего законодательства Российской Федерации.

Приостановление полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) предполагает отстранение его от работы. Пунктом 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ Об акционерных обществах» предусмотрено, что если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, то уставом общества может быть установлено право совета директоров (наблюдательного совета) принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с этим совет директоров (наблюдательный совет) обязан принять еще одно решение — об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и проведении внеочередного собрания акционеров, на котором будут обсуждаться вопросы о досрочном прекращении полномочий прежнего и формировании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче этих полномочий управляющей организации или управляющему.

Это интересно:  Кто освобождается от уплаты налогов в России? 2019 год

Дополнительным основанием не только для отстранения от работы, но и для расторжения трудового договора с руководителем является решение арбитражного суда, в соответствии с которым суд отстраняет главу организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований федерального закона (п. 1 ст. 278 ТК РФ, п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В процессе реализации государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства Федеральная служба по труду и занятости обладает полномочием выдавать предписания об отстранении лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (ст. 357 ТК РФ). Также Роструд наделен правом выдавать предписания об отстранении указанных должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации (п. 5.1.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»).

Суды Российской Федерации, компетентные рассматривать уголовные дела, руководствуясь п. 10 ч. 2 ст. 29 и ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ, при обоснованной необходимости могут удовлетворить требование временно отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле. Этот вопрос решается по ходатайству следователя и с согласия руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя и с согласия прокурора по месту производства предварительного расследования. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом выносится судом в течение 48 часов с момента поступления такого ходатайства. В случае его удовлетворения постановление о временном отстранении направляется по месту работы подозреваемого или обвиняемого. Тот имеет право на получение ежемесячного государственного пособия, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Отмена временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности производится на основании постановления дознавателя, следователя, когда, по их мнению, в применении этой меры отпадает необходимость.

Однако подобная процедура отстранения не применяется, если в качестве обвиняемого привлекается высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и ему предъявляется обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Согласно ч. 5 ст. 114 УПК РФ в таком случае генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации принимает решение об отстранении или отказе в течение 48 часов с момента поступления представления.

Требование об отстранении сотрудника от работы вправе предъявлять ряд специализированных инспекций и надзоров (Санэпиднадзор, Госгортехнадзор).

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, могут стать источниками их распространения в связи с особенностями производства или трудовой деятельностью. При их согласии они временно переводятся на другую работу, не связанную с риском инфицирования окружающих. Если это невозможно, на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей такие сотрудники временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Сварщики и специалисты сварочного производства за нарушение технологии или повторяющееся неудовлетворительное качество выполненных производственных сварных соединений могут быть отстранены по решению Госгортехнадзора. Возобновить работу они могут только по результатам внеочередной аттестации. Данные требования закреплены в Правилах аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63.

Государственные санитарные врачи и их заместители также обладают полномочиями по отстранению в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, они выносят мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут стать источниками их распространения в связи с особенностями деятельности или производства (абз. 4 пп. 6 п. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона).

В случае введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения могут быть предусмотрены меры и временные ограничения, в том числе и по отстранению от работы. При наличии обстоятельств, приведенных в п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ), указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены (среди прочих мер, установленных в ст. 13 Закона): 1) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими их обязанности; 2) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. «ж» ст. 11 Федерального конституционного закона и п. «в» ст. 13, и назначение других лиц временно исполняющими их обязанности.

Оформление документов при отстранении работника

по требованию органа или должностного лица

Получив тот или иной документ об отстранении от работы конкретного сотрудника, работодатель должен внимательно с ним ознакомиться. Проверьте, надлежащим ли органом или должностным лицом предъявлено требование, правильно ли оно оформлено, какое именно решение в нем содержится. Если это не требование об отстранении, а просьба, рекомендация либо предложение отстранить сотрудника от работы, то решение работодатель принимает самостоятельно, т. к. в документе нет признаков обязательного исполнения требования об отстранении.

Как правило, время отстранения указывается в постановлении или в предписании уполномоченного органа. Варианты определения периода отстранения различны: это могут быть конкретная дата или условие о совершении тех или иных действий (чаще всего — устранение нарушения).

Если требование об отстранении сотрудника все же получено, то его нельзя допускать к работе (ст. 76 ТК РФ). Отстранение (недопущение к работе) оформляется соответствующим приказом руководителя. Унифицированная форма такого документа не утверждена, поэтому организация имеет право самостоятельно разработать ее с соблюдением определенных требований.

В соответствующем приказе обязательно должны быть следующие сведения: фамилия, имя, отчество и должность работника; основания, в соответствии с которыми он отстраняется от работы; период такого отстранения — до истечения срока, установленного в требовании органа или должностного лица. Указывая основание, следует отразить реквизиты решения либо постановления соответствующего должностного лица или органа, который обязал отстранить работника. Также рекомендуется внести в приказ дату начала работы после отстранения в случае, если таковая будет известна. Это позволит в дальнейшем избежать споров о неявке работника на работу по окончании периода отстранения.

С приказом об отстранении следует ознакомить работника под роспись. В случае если работник отказывается от подписи, составляется соответствующий акт.

Кроме того, соответствующее отстранение должно быть отражено в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13), где фиксируется период, фактически отработанный сотрудником до момента издания приказа о его отстранении. Срок отстранения отмечается в табеле путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Это интересно:  Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка 2019 год

В трудовую книжку запись об отстранении работника от работы не вносится.

Что касается оформления личной карточки при отстранении работника, то данная процедура необязательна. Но при необходимости в целях обеспечения внутреннего учета эти данные рекомендуется внести в разд. 10 «Дополнительные сведения» — они могут пригодиться в дальнейшем при исчислении стажа работы для предоставления отпуска. Также здесь можно привести информацию о допуске сотрудника к работе после окончания периода отстранения.

В течение всего периода отстранения заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ), кроме случаев, прямо установленных в законодательстве (например, ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ), а время отстранения не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Определенные тонкости связаны с оформлением приказа о допуске к работе по окончании срока отстранения. Здесь следует учитывать, что формальным основанием для допуска является отмена данного требования. Работодателю рекомендуется уточнить у должностного лица, направившего требование, каким образом оно будет отменяться. Это позволит заранее приготовиться к оформлению допуска. К тому же работодателю лучше иметь в своем распоряжении оформленный от имени органа или должностного лица документ об отмене требования, на который можно будет сослаться в случае спора о правомерности допуска сотрудника к работе.

Допуск также лучше всего оформить приказом, поскольку в таком случае в организации будет документ, фиксирующий окончание срока отстранения и допущения сотрудника к работе. Как и в случае с приказом об отстранении, унифицированной формы нет, поэтому разработка ее всецело находится в ведении организации. Здесь также отражаются такие сведения, как фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, дата, с которой он должен приступить к работе, и основания для допуска. Рекомендуется дать и указание бухгалтерии о возобновлении начисления заработной платы. Процедура ознакомления с таким приказом стандартна.

Подводя итог, следует заметить, что отстранение от работы по требованию органов или должностных лиц не слишком распространенная ситуация в трудовых отношениях. Однако именно поэтому руководителям и работникам организаций необходимо понимать тонкости данных процедур, рамки полномочий тех или иных должностных лиц и органов власти, имеющих право выдвигать подобные требования, анализировать их правомерность и обоснованность таких требований, различать требования от рекомендации и/или просьбы и, соответственно, действовать в рамках законодательства, применяя необходимые процедуры и оформляя соответствующие документы.

Временное отстранение от занимаемой должности является мерой процессуального принуждения, направленной на временное недопущение лица к выполнению своих служебных обязанностей в пределах срока предварительного расследования, проводящегося в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Данная мера процессуального принуждения ограничивает право закрепленное в Конституции Российской Федерации свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.

В случае если следователь находит обязательным временно отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого он с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, которое суд рассматривает в течение сорока восьми часов с момента поступления, вынося постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности либо об отказе в этом.

Ходатайство следователя или дознавателя должно быть мотивированным. Поэтому в нем обязательно указывается, где, когда и кем оно составлено, излагается сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности. К ходатайству прилагаются копии: 1) постановления о возбуждении уголовного дела; 2) процессуальных документов, подтверждающих статус подозреваемого (обвиняемого). Например, протокола задержания подозреваемого, постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) процессуальные документы, подтверждающие причастность лица к преступлению. Например, протоколов предъявления лица для опознания, обысков и выемок, подтверждающие обоснованность подозрения либо предъявленного обвинения конкретному должностному лицу; 4) процессуальных документов, обосновывающих необходимость временного отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности. Например, протоколы допросов потерпевших или свидетелей, подтверждающие угрозы в их адрес со стороны подозреваемого (обвиняемого); 5) характеризующего материала на подозреваемого (обвиняемого). Копии данных документов должны быть надлежащим образом заверены следователем или дознавателем, представляющим их в суд.

Повторное обращение в суд с подобным ходатайством в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судом постановления об отказе в отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности законом не предусмотрено, но, по мнению автора, возможно при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отстранения лица от занимаемой должности.

Цель отстранения подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности заключается в том, чтобы вышеуказанное лицо:

  • не воспрепятствовало процедуре производства предварительного расследования и в силу занимаемой должности не воздействовало на потерпевших и свидетелей;
  • не изъяло и не уничтожило предметы и документы, носящие на себе следы расследуемого преступления.
  • подозреваемый (обвиняемый), оставаясь на занимаемой им должности, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Отстранение от занимаемой должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Например, к руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов.

В ходе рассмотрения данного ходатайства в судебном заседании участвуют подозреваемый (обвиняемый), его защитник, прокурор. Также может участвовать следователь или дознаватель, возбудивший перед судом ходатайство о временном отстранении от занимаемой должности подозреваемого (обвиняемого). Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в судебном заседании подозреваемого (обвиняемого) в данном случае является его правом, а не обязанностью.

Ходатайство рассматривается районным судом по месту производства предварительного расследования в открытом судебном заседании, с ведением протокола. Выслушав мнение участников процесса, суд удаляется в совещательную комнату, где выносит мотивированное постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности или об отказе в этом. Данное постановление подлежит оглашению в судебном заседании и может быть обжаловано в кассационном порядке. При этом обжалование не приостанавливает данную меру процессуального принуждения.

Правоприменительная практика показывает, что постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется не только по месту работы, но и в вышестоящую организацию. Такое постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет не только следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, но и судья, вынесший вышеуказанное постановление. Заключение гражданина под стражу фактически временно отстраняет его от занимаемой должности.

Согласно ч. 4 ст. 114 УПК РФ временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Например, должностное лицо прекратило свою трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию либо уволено.

Таким образом, данная мера процессуального принуждения может быть отменена только на основании постановления дознавателя или следователя. Согласие суда, прокурора либо руководителя следственного органа на принятие такого решения не требуется.

Временное отстранение от занимаемой должности является длящейся мерой процессуального принуждения, не устанавливается на конкретный срок и не требует своего продления, как, например, срок содержания под стражей при расследовании преступлений, который согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 109 УПК РФ не может превышать 2 месяцев, а в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса на срок до 6 месяцев и т.д.

Это интересно:  Критерии определения степени тяжести вреда здоровью 2019 год

Временный характер отстранения от занимаемой должности означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, действует в период предварительного расследования, пока в данной мере не отпала необходимость.

Однако правоприменительная практика показывает, что мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, как правило, остается не только на срок предварительного расследования, но и на период рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Особый порядок рассмотрения ходатайства о временном отстранении от занимаемой должности предусмотрен в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 114 УПК РФ в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом. При этом в данном случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно иметь статус обвиняемого в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления.

Ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда временно отстраненному от занимаемой должности может выплачиваться подозреваемому (обвиняемому) как по постановлению следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, так и по постановлению суда, рассмотревшего ходатайство о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. При этом, по мнению автора, отстраняя от должности, именно суд должен сразу решать и вопрос о назначении ежемесячного государственного пособия, чтобы не ухудшать положение подозреваемого (обвиняемого), откладывая на неопределенный срок решение данного вопроса. Невыплата государственного пособия может быть обжалована в суд.

Ч. работала в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования на должности и. о. доцента, заведующего кафедрой бухгалтерского учета и финансов.

Приказами она была временно отстранена от работы по представлению следователя по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета. Данное представление было вынесено по расследуемому в отношении истицы уголовному делу.

Ч. не согласна с отстранением, поскольку в соответствии со ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) только суд может вынести и направить по месту работы постановление о временном отстранении от работы подозреваемого или обвиняемого работника.

Истице предъявлено обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, что исключает в силу абзаца 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ ее отстранение от работы.

В связи с этим она считает приказы об отстранении от работы незаконными и необоснованными, а также полагает, что имеет право на денежную компенсацию за время вынужденного прогула. Ч. просила суд признать приказы об отстранении ее от работы незаконными, восстановить на работе, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования исковые требования работницы Ч. не признает, считает, что оспариваемые приказы законны, так как работодатель исполнял представление следователя.

Согласно положениям ст. 331.1 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием к отстранению от работы. Заработная плата за период отстранения работнику не выплачивается.

По информации, поступившей от органа расследования, Ч. подвергается уголовному преследованию по признакам преступления, относящегося к умышленным тяжким преступлениям. Иная информация, подтверждающая переквалификацию действий Ч., работодателю не поступала.

Обвинение в совершении преступлений небольшой тяжести было предъявлено Ч. после издания приказов об отстранении от работы. В связи с этим ответчик полагает, что иск не подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях. Приказами истица была отстранена от работы по должности и. о. доцента, заведующего кафедры бухгалтерского учета и финансов со ссылкой на ст. 76 ТК РФ.

В качестве основания к отстранению от работы указаны представление Следственного управления, листок нетрудоспособности. С приказами об отстранении Ч. была ознакомлена и согласна, что подтверждается ее подписью в приказах.

Как следует из представления на имя и. о. директора о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следователем по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета РФ в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ, предложено рассмотреть вопрос об отстранении (увольнении) работника.

Суд пришел к выводу, что представление следственного органа в отношении истицы не относится к категории требований органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательных к исполнению работодателем в силу ст. 76 ТК РФ.

Процедура отстранения от должности подозреваемого (обвиняемого) определяется нормами уголовно-процессуального законодательства.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в т. ч. в ходе досудебного разбирательства, правомочен принять решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности.

Указанная процедура в отношении истицы не применялась.

Ссылку ответчика на положения ст. 331.1 ТК РФ как на основание для отстранения от работы суд отвергает как необоснованную.

В силу положений ст. 331.1 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Как следует из справки к обвинительному заключению, в отношении Ч. избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке, а также предъявлено обвинение в преступлении.

Преступление, в совершении которого подозревалась истица, относится к гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», не входящей в перечень, предусмотренный абзацем 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Таким образом, приказы работодателя об отстранении истицы от работы приняты в нарушение требований трудового и уголовно-процессуального законодательства и признаются незаконными.

Исковые требования истицы удовлетворить, признать приказы об отстранении от работы незаконными, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.

М. А. Кичигина,
частный юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 5, 2017.

Статья написана по материалам сайтов: assistentus.ru, hr-portal.ru, www.nozdrya-mishonov.ru, www.profiz.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий