+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Подсудность уголовных дел: понятие и виды. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2019 год

Определение подсудности уголовных дел зачастую вызывает затруднения у участников процесса. Не все знают, в каком органе и в каком составе уполномоченных лиц должны рассматриваться материалы. Разберемся в этом вопросе в статье.

Подсудность уголовных дел определяет орган, в котором будут рассматриваться материалы, и его состав. Это выступает ключевыми предпосылками для реализации принципа полноты, объективности и всесторонности разрешения ситуации. В данном случае далеко не последнее значение имеет обеспечение своевременности утверждения итогового постановления (приговора). Нормы о направлении уголовного дела по подсудности позволяют реализовать и принципы независимости, беспристрастности, справедливости. Это соответствует международным общепринятым требованиям.

В ст. 36, в частности, перечислены конкретные статьи, преступления по которым рассматриваются городским, краевым, областным органом, а также уполномоченной структурой автономных округов/областей. Ст. 37 указывает на случаи, отнесенные к ведению ВС республик, а ст. 38 — ВС РФ. Исключительная подсудность устанавливается в зависимости от особого социального значения или сложности преступления. Эти признаки учитываются при назначении слушаний в ВС РФ. Сегодня исключительная подсудность устанавливается по инициативе Высшего уполномоченного органа или Генпрокурора только при наличии ходатайства от обвиняемого.

Территориальная подсудность уголовного дела устанавливается, как правило, по месту совершения деяния. Если же оно неизвестно (например, взятку субъект получал в разных городах, кража имела место в летящем самолете), рассмотрение преступления осуществляется там, где ведется расследование. Это правило распространяется на дела, разбираемые первой инстанцией. В этих случаях решаются главные вопросы о виновности/невиновности, освобождения от ответственности или назначения наказания.

Подсудность уголовных дел устанавливается в зависимости от содержания проблемы, которую нужно решить. В ст. 368 УПК дается четкое указание на место разбирательства конкретных вопросов. Например, вынесение решения об УДО из ИК и замене не отбытой части наказания более мягкой санкцией решается по месту расположения колонии. Это объясняется тем, что при вынесении решения должны учитываться характеристики осужденного в ходе пребывания в ИК. Ими, соответственно, располагает администрация колонии.

Подсудность уголовных дел устанавливают по месту пребывания лица под стражей. Оно, однако, не во всех случаях может совпадать с местом проведения расследования или расположения органа, где будут рассматриваться материалы. Реализация данного правила должна осуществляться с учетом предписаний, которые присутствуют в постановлении КС РФ. В соответствии с ним, подать жалобу на необоснованный арест может не только непосредственно лицо, которое находится под стражей или его защитник в орган по месту задержания, но и субъект, к которому данная мера назначена, но еще не применена. При определении суда в последнем случае после принятия постановления стали возникать сложности. Здесь вариантов может быть несколько. Передача дела в суд может осуществляться по месту:

  • выполнения следственных действий;
  • нахождения должностного лица, которое вынесло постановление об аресте;
  • расположения прокуратуры, служащий которой дал санкцию;
  • проживания гражданина, к которому должен быть применен арест и так далее.

Уполномоченное лицо рассматривает материалы по:

  1. Частному обвинению о преступлениях, попадающих под ст. 115, 116, 129 в части 1, ст. 130 УК.
  2. Деяниям небольшой тяжести, максимальное наказание за которые не больше 2-х лет тюрьмы. Исключением выступают дела, перечисленные в ст. 467 УПК.

Персональная подсудность устанавливается по характеристикам личности виновного лица. Как правило, во внимание принимают его принадлежность к категории военнослужащих, должностное положение или звание. По первому признаку устанавливают, относится ли рассмотрение дела к компетенции военного суда (определяется подведомственность). Должностное положение либо звание обвиняемого имеет значение в тех случаях, когда требуется выбрать конкретный орган из всей системы. Отдельной проблемой выступает определение подсудности при рассмотрении деяний, совершенных самими судьями.

  • Против порядка несения службы, которые совершены начальствующими должностными лицами исправительных учреждений уголовно-исправительного типа.
  • О шпионаже, совершенные в том числе и военными.
  • Группового характера, если одним из обвиняемых выступает служащий ВС.
  • Совершаемые в местностях, где не действуют суды общей юрисдикции в силу исключительных обстоятельств.

Военные органы также рассматривают материалы по нескольким преступлениям, если хотя бы одно из них относится к их ведению.

Уголовные дела, которые относятся к ведению военных инстанций, подсудны органам на разном уровне. Конкретно это устанавливается в соответствии с несколькими факторами. В качестве основного из них выступает должностной статус и воинское звание лица, которое привлекается к ответственности. Так, Положение о трибуналах определяет, что:

  1. Преступления служащих, воинское звание которых до капитана 2-го ранга или подполковника, рассматриваются в органах флотилий, гарнизонов, соединений и армии.
  2. Деяния, совершенные полковниками или капитанами 1-го ранга, лицами, находящимися на должности командира судна 1-го ранга и выше, и субъектами, занимающими равное с ними положение, разбираются в судах групп и видов войск, флотов и округов.
  3. Преступления адмиралов или генералов рассматриваются в Военной коллегии ВС РФ. Ей же подсудны деяния, совершенные командирами соединений и служащими, находящимися выше их по званию.

При установлении конкретного органа, уполномоченного на рассмотрение преступления в военной сфере, учитывается не только «индивидуальный» фактор. Немаловажное значение имеет и содержание (предмет) разбирательства. Так, преступления, которые наказываются смертной казнью в мирное время, должны рассматриваться в судах среднего уровня (звена). При этом не будет иметь значения должностное положение либо звание обвиняемого. Разбирательство дел исключительной важности осуществляется в Военной коллегии ВС РФ.

В процессуальном законодательстве предусмотрены изменения подсудности уголовных дел. В частности, ст. 40 указывает на возможность рассмотрения материалов вышестоящим органом, если они относятся к компетенции нижестоящих институтов. Таким образом, первые могут принять к производству любые уголовные дела по первой инстанции, если об этом ходатайствует обвиняемый. Кроме этого, особые правила оговариваются в ст. 38 УПК. В частности, статья допускает беспрепятственное перенесение преступлений особенной сложности и особого социального значения в ВС РФ. Это может осуществляться как по инициативе Высшего органа, так и по представлению Генпрокурора при ходатайстве обвиняемого.

Она устанавливает возможность передачи дела не вышестоящей инстанции, а органу того же уровня. Однако стоит отметить, что условия этого перемещения в законодательстве крайне неопределенны. Кроме того, присутствуют некоторые противоречия со ст. 47, ч. 1 Конституции РФ. Ст. 44 УПК допускает перевод дела в «особых случаях» для:

  • Наиболее быстрого, объективного и полного рассмотрения материалов.
  • Максимального обеспечения реализации воспитательной функции судебного разбирательства по делу.

Не допускается перемещение материалов в другой орган по иным соображениям.

Это действие может совершить только уполномоченное лицо. В пределах области, края, республики либо любого другого субъекта РФ принять решение о переводе дела может председатель соответствующего суда (краевого, областного, республиканского и пр.). Что касается решения вопроса о перемещении материалов из органа одного региона в уполномоченный институт другого субъекта, то эта процедура должна согласовываться с председателем ВС РФ либо его заместителем. Аналогичным образом решается вопрос о переводе судебного разбирательства в подсистеме военных инстанций.

По своей сути, такие допущения противоречат Конституции. В указанных случаях УПК не предусмотрел необходимость учета мнения самого обвиняемого. Данное противоречие сглаживается в разъяснении Пленума ВС. В частности, в нем говорится о том, что при невозможности рассмотрения уголовного дела тем уполномоченным лицом и в том суде, к подсудности которых оно относится, председатель вышестоящего органа может переместить разбирательство в другой ближайший институт того же уровня при обязательном извещении сторон о причинах данной процедуры.

Такая ситуация может обуславливаться разными обстоятельствами. Например, она возникает при недопустимости повторного рассмотрения материалов тем же судьей, наличием факторов, которыми устраняется конкретный судья от разбирательства данного дела. Таким образом, ВС РФ ориентирует нижестоящие органы на модернизацию практики использования положений ст. 44 УПК. В данном случае целью выступает недопущение внесения произвольных решений, ущемляющих права и интересы обвиняемых.

В УПК установлен определенный порядок перемещения разбирательства из одного органа в другой. Такие правила призваны исключить волокиту и затягивание процедур. Так, в УПК установлено:

  1. Если до начала разбирательства по делу судья пришел к выводу о том, что оно должно рассматриваться в другом суде, он должен перенаправить материалы в надлежащий орган.
  2. Если указанное выше обстоятельство выяснилось уже в ходе заседаний, то перемещение слушания необязательно, если на этом не настаивает обвиняемый. Такое право субъект имеет в силу ст. 47, ч. 1 Конституции.
  3. Если при разбирательстве выяснится, что преступление подсудно военному или вышестоящему суду, оно должно быть отправлено в надлежащий орган.
  4. Материалы, которые рассматриваются в вышестоящем уполномоченном институте, не подлежат отправке в нижестоящий.
  5. Не допускаются споры о подсудности между судами. Данное предписание присутствует в ст. 45 УПК.

При определении подсудности учитывается множество факторов, в том числе, касающихся личности обвиняемого, его положения, сложности дела, серьезности преступления. В законе предусматривается возможность отправки материалов в другой орган для разбирательства. Однако, как разъяснил ВС, такая процедура должна совершаться при обязательном уведомлении о том всех сторон. Это свидетельствует о стремлении Высшего органа усовершенствовать всю систему правосудия. Вероятно, позже будет решен вопрос о выявлении несогласия или согласия обвиняемого на передачу его дела, конкретных процедурных действиях при этом. В настоящее время в законодательстве присутствуют пробелы, которые создают определенные трудности в особенных случаях.

Определение подсудности уголовных дел зачастую вызывает затруднения у участников процесса. Не все знают, в каком органе и в каком составе уполномоченных лиц должны рассматриваться материалы. Разберемся в этом вопросе в статье.

Это интересно:  Медосмотр в частной клинике 2019 год

Подсудность уголовных дел определяет орган, в котором будут рассматриваться материалы, и его состав. Это выступает ключевыми предпосылками для реализации принципа полноты, объективности и всесторонности разрешения ситуации. В данном случае далеко не последнее значение имеет обеспечение своевременности утверждения итогового постановления (приговора). Нормы о направлении уголовного дела по подсудности позволяют реализовать и принципы независимости, беспристрастности, справедливости. Это соответствует международным общепринятым требованиям.

В ст. 36, в частности, перечислены конкретные статьи, преступления по которым рассматриваются городским, краевым, областным органом, а также уполномоченной структурой автономных округов/областей. Ст. 37 указывает на случаи, отнесенные к ведению ВС республик, а ст. 38 — ВС РФ. Исключительная подсудность устанавливается в зависимости от особого социального значения или сложности преступления. Эти признаки учитываются при назначении слушаний в ВС РФ. Сегодня исключительная подсудность устанавливается по инициативе Высшего уполномоченного органа или Генпрокурора только при наличии ходатайства от обвиняемого.

Территориальная подсудность уголовного дела устанавливается, как правило, по месту совершения деяния. Если же оно неизвестно (например, взятку субъект получал в разных городах, кража имела место в летящем самолете), рассмотрение преступления осуществляется там, где ведется расследование. Это правило распространяется на дела, разбираемые первой инстанцией. В этих случаях решаются главные вопросы о виновности/невиновности, освобождения от ответственности или назначения наказания.

Подсудность уголовных дел устанавливается в зависимости от содержания проблемы, которую нужно решить. В ст. 368 УПК дается четкое указание на место разбирательства конкретных вопросов. Например, вынесение решения об УДО из ИК и замене не отбытой части наказания более мягкой санкцией решается по месту расположения колонии. Это объясняется тем, что при вынесении решения должны учитываться характеристики осужденного в ходе пребывания в ИК. Ими, соответственно, располагает администрация колонии.

Подсудность уголовных дел устанавливают по месту пребывания лица под стражей. Оно, однако, не во всех случаях может совпадать с местом проведения расследования или расположения органа, где будут рассматриваться материалы. Реализация данного правила должна осуществляться с учетом предписаний, которые присутствуют в постановлении КС РФ. В соответствии с ним, подать жалобу на необоснованный арест может не только непосредственно лицо, которое находится под стражей или его защитник в орган по месту задержания, но и субъект, к которому данная мера назначена, но еще не применена. При определении суда в последнем случае после принятия постановления стали возникать сложности. Здесь вариантов может быть несколько. Передача дела в суд может осуществляться по месту:

  • выполнения следственных действий;
  • нахождения должностного лица, которое вынесло постановление об аресте;
  • расположения прокуратуры, служащий которой дал санкцию;
  • проживания гражданина, к которому должен быть применен арест и так далее.

Уполномоченное лицо рассматривает материалы по:

  • Частному обвинению о преступлениях, попадающих под ст. 115, 116, 129 в части 1, ст. 130 УК.
  • Деяниям небольшой тяжести, максимальное наказание за которые не больше 2-х лет тюрьмы. Исключением выступают дела, перечисленные в ст. 467 УПК.

    Персональная подсудность устанавливается по характеристикам личности виновного лица. Как правило, во внимание принимают его принадлежность к категории военнослужащих, должностное положение или звание. По первому признаку устанавливают, относится ли рассмотрение дела к компетенции военного суда (определяется подведомственность). Должностное положение либо звание обвиняемого имеет значение в тех случаях, когда требуется выбрать конкретный орган из всей системы. Отдельной проблемой выступает определение подсудности при рассмотрении деяний, совершенных самими судьями.

    • Против порядка несения службы, которые совершены начальствующими должностными лицами исправительных учреждений уголовно-исправительного типа.
    • О шпионаже, совершенные в том числе и военными.
    • Группового характера, если одним из обвиняемых выступает служащий ВС.
    • Совершаемые в местностях, где не действуют суды общей юрисдикции в силу исключительных обстоятельств.

    Военные органы также рассматривают материалы по нескольким преступлениям, если хотя бы одно из них относится к их ведению.

    Уголовные дела, которые относятся к ведению военных инстанций, подсудны органам на разном уровне. Конкретно это устанавливается в соответствии с несколькими факторами. В качестве основного из них выступает должностной статус и воинское звание лица, которое привлекается к ответственности. Так, Положение о трибуналах определяет, что:

  • Преступления служащих, воинское звание которых до капитана 2-го ранга или подполковника, рассматриваются в органах флотилий, гарнизонов, соединений и армии.
  • Деяния, совершенные полковниками или капитанами 1-го ранга, лицами, находящимися на должности командира судна 1-го ранга и выше, и субъектами, занимающими равное с ними положение, разбираются в судах групп и видов войск, флотов и округов.
  • Преступления адмиралов или генералов рассматриваются в Военной коллегии ВС РФ. Ей же подсудны деяния, совершенные командирами соединений и служащими, находящимися выше их по званию.

    При установлении конкретного органа, уполномоченного на рассмотрение преступления в военной сфере, учитывается не только «индивидуальный» фактор. Немаловажное значение имеет и содержание (предмет) разбирательства. Так, преступления, которые наказываются смертной казнью в мирное время, должны рассматриваться в судах среднего уровня (звена). При этом не будет иметь значения должностное положение либо звание обвиняемого. Разбирательство дел исключительной важности осуществляется в Военной коллегии ВС РФ.

    К ним, как выше было сказано относятся преступления, которые совершаются судьями. Установление конкретного органа, уполномоченного рассматривать такие дела, осуществляется с применением соответствующих норм. В частности, речь идет о Законе, регламентирующем статус судей в РФ, устанавливающем неприкосновенность этих лиц. Совершенное преступление может рассматриваться непосредственно ВС, если об этом ходатайствует обвиняемый. Такое положение закреплено в ст. 16, ч. 7 указанного Закона.

    В процессуальном законодательстве предусмотрены изменения подсудности уголовных дел. В частности, ст. 40 указывает на возможность рассмотрения материалов вышестоящим органом, если они относятся к компетенции нижестоящих институтов. Таким образом, первые могут принять к производству любые уголовные дела по первой инстанции, если об этом ходатайствует обвиняемый. Кроме этого, особые правила оговариваются в ст. 38 УПК. В частности, статья допускает беспрепятственное перенесение преступлений особенной сложности и особого социального значения в ВС РФ. Это может осуществляться как по инициативе Высшего органа, так и по представлению Генпрокурора при ходатайстве обвиняемого.

    Она устанавливает возможность передачи дела не вышестоящей инстанции, а органу того же уровня. Однако стоит отметить, что условия этого перемещения в законодательстве крайне неопределенны. Кроме того, присутствуют некоторые противоречия со ст. 47, ч. 1 Конституции РФ. Ст. 44 УПК допускает перевод дела в «особых случаях» для:

    • Наиболее быстрого, объективного и полного рассмотрения материалов.
    • Максимального обеспечения реализации воспитательной функции судебного разбирательства по делу.

    Не допускается перемещение материалов в другой орган по иным соображениям.

    Это действие может совершить только уполномоченное лицо. В пределах области, края, республики либо любого другого субъекта РФ принять решение о переводе дела может председатель соответствующего суда (краевого, областного, республиканского и пр.). Что касается решения вопроса о перемещении материалов из органа одного региона в уполномоченный институт другого субъекта, то эта процедура должна согласовываться с председателем ВС РФ либо его заместителем. Аналогичным образом решается вопрос о переводе судебного разбирательства в подсистеме военных инстанций.

    По своей сути, такие допущения противоречат Конституции. В указанных случаях УПК не предусмотрел необходимость учета мнения самого обвиняемого. Данное противоречие сглаживается в разъяснении Пленума ВС. В частности, в нем говорится о том, что при невозможности рассмотрения уголовного дела тем уполномоченным лицом и в том суде, к подсудности которых оно относится, председатель вышестоящего органа может переместить разбирательство в другой ближайший институт того же уровня при обязательном извещении сторон о причинах данной процедуры.

    Такая ситуация может обуславливаться разными обстоятельствами. Например, она возникает при недопустимости повторного рассмотрения материалов тем же судьей, наличием факторов, которыми устраняется конкретный судья от разбирательства данного дела. Таким образом, ВС РФ ориентирует нижестоящие органы на модернизацию практики использования положений ст. 44 УПК. В данном случае целью выступает недопущение внесения произвольных решений, ущемляющих права и интересы обвиняемых.

    В УПК установлен определенный порядок перемещения разбирательства из одного органа в другой. Такие правила призваны исключить волокиту и затягивание процедур. Так, в УПК установлено:

  • Если до начала разбирательства по делу судья пришел к выводу о том, что оно должно рассматриваться в другом суде, он должен перенаправить материалы в надлежащий орган.
  • Если указанное выше обстоятельство выяснилось уже в ходе заседаний, то перемещение слушания необязательно, если на этом не настаивает обвиняемый. Такое право субъект имеет в силу ст. 47, ч. 1 Конституции.
  • Если при разбирательстве выяснится, что преступление подсудно военному или вышестоящему суду, оно должно быть отправлено в надлежащий орган.
  • Материалы, которые рассматриваются в вышестоящем уполномоченном институте, не подлежат отправке в нижестоящий.
  • Не допускаются споры о подсудности между судами. Данное предписание присутствует в ст. 45 УПК.

    При определении подсудности учитывается множество факторов, в том числе, касающихся личности обвиняемого, его положения, сложности дела, серьезности преступления. В законе предусматривается возможность отправки материалов в другой орган для разбирательства. Однако, как разъяснил ВС, такая процедура должна совершаться при обязательном уведомлении о том всех сторон. Это свидетельствует о стремлении Высшего органа усовершенствовать всю систему правосудия. Вероятно, позже будет решен вопрос о выявлении несогласия или согласия обвиняемого на передачу его дела, конкретных процедурных действиях при этом. В настоящее время в законодательстве присутствуют пробелы, которые создают определенные трудности в особенных случаях.

    Это интересно:  За умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью какое полагается наказание по закону? 2019 год

    Институт подсудности уголовных дел в системе уголовного процесса занимает пограничное положение, включая в себя как нормы, регламентирующие судоустройство, так и нормы, регламентирующие судопроизводство. Именно поэтому термин «подсудность» используется в нескольких значениях. Во-первых, им обозначается компетенция определенного суда общей юрисдикции, т.е. тот круг уголовных дел, который подлежит рассмотрению и разрешению по существу этим судом. Во-вторых, применительно к отдельному уголовному делу или группе дел он означает принадлежность этого дела к кругу тех, которые подлежат рассмотрению данным судом в определенном составе.

    Таким образом, подсудность представляет собой совокупность признаков уголовного дела, позволяющую определить, какой суд первой инстанции и в каком составе уполномочен рассматривать уголовное дело по существу.

    Вопросы подсудности имеют большое значение, выходящее за рамки исключительно процессуальных интересов. Неуклонное соблюдение норм о подсудности является одним из приоритетов государства в сфере реализации судебной власти, поскольку оно заинтересовано в том, чтобы уголовные дела рассматривались именно теми судами, к компетенции которых они отнесены. Это обусловлено несколькими причинами: 1) организация судебной системы Российской Федерации напрямую связана со сложностью и тяжестью дел, входящих в компетенцию определенного ее звена; 2) число судов рассчитано по предполагаемому количеству дел, следовательно, нарушение правил подсудности повлекло бы за собой нарушение равномерности распределения нагрузки между судами и, как следствие, понижение эффективности их деятельности; 3) правилами о подсудности защищаются интересы лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса, поскольку они гарантируют реализацию конституционного права гражданина на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ).

    Специфическое значение института подсудности предопределило тот факт, что, несмотря на расширение состязательного и диспозитивного начал в современном уголовном судопроизводстве, он остается публичным институтом уголовно-процессуального права, поскольку соблюдение соответствующих правил является обязанностью суда и не зависит от волеизъявления сторон. Нарушение правил подсудности сопровождается тяжелыми для суда последствиями. Как отмечал И. Я. Фойницкий, отказ в принятии судом дела, ему подсудного, есть отказ в правосудии; принятие к производству дела, ему неподсудного, есть превышение власти. От точного соблюдения компетенции суда зависит обеспечение правосудия, наличие совокупности процессуальных гарантий, которые являются необходимыми для рассмотрения по существу определенной категории уголовных дел.

    Различие процессуальных норм, определяющих компетенцию того или иного суда, является основанием разграничения подсудности на виды. С точки зрения организации судебной деятельности по осуществлению правосудия по уголовным делам подсудность имеет две стороны, в зависимости от того, разграничивается ли компетенция между звеньями судебной системы’ либо между равными по уровню судами. В первом случае определение подсудности зависит от границ, которые законодатель устанавливает в виде предмета судебной деятельности определенного звена, отсюда, определяемая ими подсудность именуется предметной (родовой). Указанные границы компетенции не исчерпывают вопроса о разграничении полномочий, поскольку есть еще внутренние границы, определяющие компетенцию различных судов, входящих в единое звено. Такая компетенция определяется территорией юрисдикции конкретного суда, т.е. местом его деятельности и составляет территориальную подсудность.

    Предметная (родовая) подсудность (forum reale), как уже было отмечено, определяется видом (или родом) преступления, являющегося предметом производства по уголовному делу и подсудного определенному звену судебной системы, т.е. степени его судебной власти. Этот вид подсудности ставится законодателем в зависимость от квалификации инкриминируемого лицу преступления, а следовательно, в конечном счете от вида и размера уголовного наказания.

    Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 31 УПК.

    Районному суду подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением уголовных дел, которые законодателем отнесены к компетенции иных звеньев судебной системы (ч. 2 ст. 31 УПК).

    Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:

    • 1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК;
    • 2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со ст. 34, 35 УПК;
    • 3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

    Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом или федеральным законом к его подсудности (ч. 4 ст. 31 УПК).

    Таким образом, предметная подсудность определяется для каждого суда в его максимуме, превышение которого является нарушением соответствующих правил. Исключение составляет подсудность Верховного Суда РФ, к которой законодатель отнес дела особой сложности при условии, что имеется ходатайство Генерального прокурора РФ, а также ходатайство обвиняемого. Как показывает судебная практика, Судебная коллегия Верховного Суда РФ в первой инстанции рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, а также дела, неоднократно ранее рассматриваемые областными и районными судами и ввиду сложности, не получившие правильного разрешения, в силу чего решения по ним неоднократно отменялись.

    Территориальная подсудность позволяет распределить уголовные дела между судами одного звена. Общим правилом для определения территориальной подсудности является место совершения преступления (forum delicti commissi). Таким образом, уголовное дело подлежит рассмотрению по существу тем судом, на территории юрисдикции которого выполнено действие или последнее из действий, образующих состав преступления, инкриминируемого лицу (для преступлений с формальным составом) либо наступил необходимый для состава этих преступлений результат (для преступлений с материальным составом).

    Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 32 УПК).

    Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 3 ст. 32 УПК).

    Распределение уголовных дел по признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к правосудию и направлено на минимизацию личных и денежных затрат, связанных с судебным разбирательством уголовного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность территориальных правил подсудности, возможность их изменения в строго определенных законом случаях, что, как уже было отмечено, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только судом определенного уровня. Специфика построения судебной системы РФ, где существует большое количество районных судов с небольшим количеством судей, также обусловила необходимость законодательной регламентации случаев, когда изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, обеспечивающей реализацию основных принципов осуществления правосудия.

    Изменение подсудности может иметь место по ходатайству сторон либо по инициативе председателя суда до начала судебного разбирательства в следующих случаях:

    • 1) удовлетворение заявленного стороной отвода всему составу соответствующего суда в порядке, предусмотренном ст. 65 УПК;
    • 2) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 УПК;
    • 3) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

    Вопрос об изменении территориальной подсудности разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном для рассмотрения жалоб на действия и решения органов предварительного расследования (ч. 3 ст. 35 УПК).

    Помимо предметной (родовой) и территориальной подсудности в теории уголовного процесса принято выделять некоторые иные ее виды.

    Персональная подсудность предполагает распределение уголовных дел между различными звеньями судебной системы при наличии специального субъекта и вследствие этого рассматривается как разновидность предметной (родовой) подсудности. Особенности личности обвиняемого принимаются законодателем во внимание при определении подсудности военных судов (ч. 4 и 5 ст. 31 УПК), а также при определении подсудности Верховного Суда РФ, который рассматривает уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных судей, заявивших об этом соответствующее ходатайство (ч. 4 ст. 31 УПК).

    Подсудность по связи уголовных дел (forum connexitatis) возможна в случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней. В рассматриваемом случае уголовное дело обо всех преступлениях подлежит рассмотрению вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК).

    Подсудность уголовных дел – это система характеризующих составляющих, которые определяют судебный орган, где должно рассматриваться уголовное дело. Для скорейшего рассмотрения материалов без нарушения прав участников разбирательства, требуется в первую очередь, верно, определить подсудность. Конституцией Российской Федерации гарантировано право на разбирательство в той судебной инстанции, подсудность которой определена 31 статьёй УПК.

    Подсудность в уголовном процессе определяется нормами ст 31 УПК РФ.

    Существует две формы определения подсудности:

    1. Система права судебной инстанции принимать к рассмотрению, регламентированный законом вид уголовных дел.
    2. Система юридических отличительных аспектов, присущих компетенции судов начальной инстанции.

    Относимость уголовного дела к конкретной судебной инстанции, подтверждается компетенцией, полнотой прав и статусом суда в иерархии судебных органов.

    Смысл распределения дел по подсудности необходим для следующего:

    • являться гарантией рассмотрения материалов там, где обязаны быть рассмотрены по закону;
    • позволять суду в кратчайшие сроки объективно рассмотреть уголовное дело;
    • производство проводится территориально там, где имело место совершение преступных действий и зарегистрированы участники разбирательства;
    • разделять дела на категории и характеризующие признаки виновных лиц.
    Это интересно:  Патент для самозанятых граждан 2019 год

    Суд, принимая материалы к производству, обязан установить свою правомочность в рамках действующего процессуального кодекса.

    В юриспруденции существует три формы подсудности:

    1. Характеризуется территориальным признаком – территориальный вид.
    2. Характеризуется квалификацией преступных проявлений – родовой вид.
    3. Характеризуется отличительными признаками субъекта – персональный вид.

    При принятии решения каждая указанная характеристика оценивается самостоятельно. Используется для деления дел, предусматривающих уголовную ответственность, между судебными инстанциями.

    Конституция, являясь главным законом государства, содержит основы подсудности. Примером считается 20-я статья. В отличие от ч. 1, часть вторая позволяет использовать институт присяжных при решении судьбы обвиняемого за преступные деяния, которые предусматривают смертную казнь. Временный запрет на применение такого наказания оставляет его действующим.

    Уголовный процесс статьями с 30 по 36 устанавливает правила определения суда, который будет единственной инстанцией полномочной вынести справедливый приговор. Согласно номам, изложенным в указанных статьях, подсудность может устанавливаться, терпеть изменения и ставиться под сомнение в определённом порядке.

    Законодательство устанавливает и определяет вопросы подсудности через законодательные акты (законы о военных и мировых судах).

    Лекция, подготовка реферата, защита дипломного проекта по этой теме позволяет будущему юристу, адвокату, судье, сотруднику правоохранительных органов, правовому консультанту в любой организации иметь диплом и стать профессионалом и чётко разбираться в принципах, как правило, сводимых в таблицу:

    • отказ от рассмотрения дела судом из-за сомнений в подсудности недопустим, поступившее в соответствии с процессуальными нормами дело принимается к рассмотрению;
    • если суд выносит вердикт без учёта подсудности, то это решения является незаконным;
    • суд любой инстанции не может нарушать границы юрисдикции на основании 29 статьи уголовного процесса.

    Научный подход определения фундаментальных положений подсудности рассматривался в новой юридической литературе. В институтах эта тема находит отражение у выпускников при защите дипломной работы. Подготовка основана на изучении материала последнего учебника, содержащего раздел про уголовный процесс, презентация которого прошла в обычном порядке.

    Действующее законодательство РФ определяет подсудность по 31 статье УПК.

    Структура выстроена в порядке возрастания значимости судебных инстанций, с указанием для каждой категории рассматриваемых уголовных статей:

    1. Мировой суд.
    2. Районный суд федерального значения.
    3. Судебный орган субъекта.
    4. Арбитражный межотраслевой третейский суд.
    5. Верховный суд.

    Порядок определения нужной инстанции по делам о банкротстве, расторжении брака, должнике, ДТП, ОМС, мошенничестве, убийстве и других должен решаться на досудебном этапе.

    Какой суд рассматривает уголовные дела? Определять судебную инстанцию, которая рассмотрит уголовные материалы, дано прокурору. При рассмотрении этого вопроса он руководствуется правилом подсудности, даёт оценку субъекту и обстоятельствам дела, установленные следствием.

    Основная масса, рассматриваемых уголовных дел, находится в производстве районных судов.

    Кроме этого, дела по уголовным статьям подразделяются на несколько видов:

    • уголовные дела, подсудные мировому судье;
    • дела по уголовным статьям, рассматриваемые вышестоящими судами по отношению к судам первой инстанции;
    • дела военных судебных органов.

    Говоря о подсудности уголовных дел мировому судье, следует отметить, что эта категория судей рассматривает преступные проявления малой тяжести. Срок наказания сравнительно не велик – менее трёх лет тюремного заключения.

    Перечень регламентируется 31 статьёй УК, состоит из преступных деяний, имеющих квалификацию:

    1. Намеренного нанесения не тяжёлого вреда.
    2. Нанесения тяжкого вреда без намерения его причинить.
    3. Побоев.
    4. Высказываний о намерении нанести увечья либо совершить убийство.
    5. Клеветы.

    Ограниченный указанными составами список составлялся на законодательном уровне для того, чтобы разбирательство могло зависеть как от величины наказания, так и от компетенции суда установить истину.

    Региональные суды краёв, областей, республик рассматривают дела, определяемые 36 статьёй УК.

    Дела, входящие в компетенцию судов, с учётом сложности состава и предусмотренной ответственности, а также заявления субъекта, подлежат рассмотрению:

    • судьёй с двумя заседателями;
    • тремя судьями;
    • исключительно составом присяжных заседателей.

    Когда эпизоды преступного деяния произошли не в одном районе, области или республике, а в различных местах, здесь необходимо предусмотреть принцип определения подсудности по наибольшему числу эпизодов либо по более тяжкому. Эти положения изложены во второй части 32 статьи УПК.

    Законодательство предусматривает наличие военных судов. В международном праве существует такое понятие, как международный военный трибунал.

    Действующая редакция закона о судах РФ позволяет этой категории судов определиться с подсудностью, принимая во внимание:

    1. Территориальный признак.
    2. Место дислокации воинской части или флота.

    Рассматриваемая категория судебных органов является первой инстанцией. Статья 31 процессуального кодекса нормами частей 5–8 определяет наименования дел, находящихся в компетенции военных судов.

    К производству принимаются дела, когда подсудимый:

    • военнослужащий проходит службу в воинских частях;
    • гражданин на военных сборах;
    • является лицом, уволенным в запас либо окончившим сборы, но преступление совершил в период службы и участия в сборах.

    Если военный суд расположен за границей РФ, то он вправе рассматривать дела подсудные региональным судам. Исключением являются случаи, изложенные в ч. 4 седьмой статьи закона о воинских судах, когда должны учитываться требования договоров России и других стран.

    Военное судопроизводство на практике представляет гарнизонный суд. В его полномочия входит рассмотрение всех дел, кроме, подсудных вышестоящему и суду флота.

    Судебный орган военного округа рассматривает сложные дела, с мерой ответственности от 15 лет до пожизненного тюремного заключения.

    Военная коллегия является составляющей Верховного суда государства. На законодательном уровне это высшая инстанция среди военных судебных органов.

    1. Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судов, не вступивших в силу.
    2. Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судебных инстанций, вступивших в силу.
    3. Материалы по вновь открытым фактам в рамках принятых судебных актов самой Военной коллегией, имеющих законную силу.

    Этот судебный орган уполномочен информировать заинтересованных лиц о принятых решениях, по рассмотренным материалам, готовить обзоры о правовой деятельности.

    Верховный суд – главный судебный орган государства по всему спектру дел, рассматриваемых судебной системой.

    Мажоритарный характер, свойственный этому суду, заключается в выполнении следующих функций:

    • осуществлять дифференцированный подход, контроль над деятельностью подчинённых судов;
    • в апелляционном порядке решать дела по новым обстоятельствам, а в исключительном порядке, установленном законом, быть первичной инстанцией;
    • делать обзоры наработанной практики и разъяснять на примере позиции высшего судебного органа.

    Этот суд существует для обеспечения одинакового понимания конституционных требований на современном этапе.

    Для понимания различий этих понятий приведём определение каждого термина:

    1. Подсудность определяется как общность характеризующих факторов уголовного дела, которые указывают на начальный судебный орган, где будут рассматриваться материалы. Исключительный характеризующий признак – это территориальность. Полномочия судов ограничиваются местом совершения преступного посягательства. Только Верховный суд не ограничивается этим признаком, так как действует в пределах всего государства.
    2. Подследственность – один из обособленных разделов уголовного процесса, который выстраивает отношение государственной структуры уполномоченными руководителями полиции на начальной стадии следственных действий. Основными особенностями являются: характер уголовно наказуемого действия, место следственных действий, личностью субъекта (несовершеннолетний, военный, работник государственных структур).
    3. Подведомственность несёт большую смысловую нагрузку. С её помощью должен решаться спор, возникающий относительно правовых полномочий между государственными либо общественными органами и третейскими судами. Выступает в качестве общности правовых норм, закреплённых в нормативных документах какого-либо ведомства.

    Все три понятия объединяет защита интересов людей и государства как по уголовному, так и административному законодательству. Тесная связь прослеживается между подсудностью и подследственностью по основаниям ст. 151 УПК. В обоих процессуальных действиях необходимо конкретизировать как орган следствия на начальной стадии, так и определённый суд, правомочный рассматривать материалы дела.

    Примерами практического применения подсудности в судебной практике служат принятые решения по рассматриваемым делам:

    1. Апелляционная инстанция приняла жалобу на приговор Октябрьского районного суда. Ранее осуждённый по двум эпизодам (один произошёл в период реабилитации) за преступления, совершённые в Ленинском и Октябрьском районах Л., привёл аргументы в пользу отмены. Вышестоящий суд после изучения материалов, проверил соответствие доводов районного суда нормам ст. 32 и 34 УПК, которые были нарушены. Апелляционный суд решил, что обжалуемый приговор был вынесен по делу неподсудному первой инстанции Октябрьского района. Из-за нарушения правила подсудности приговор Октябрьского районного суда был отменён.
    2. Мировой суд рассмотрел в порядке определения подсудности материалы в отношении гражданина И., привлечённого к ответственности по части 2 статьи 314.1 УК. Судебным инстанциям этой категории доверено право, рассматривать дела со сроком наказания менее трёх лет. Инкриминируемая статья предусматривает тюремное заключение – один год. Указанный состав, как исключение, не является подсудным мировым судьям, поэтому уголовное дело было направлено в городской суд.

    На практике, когда непосредственно судом выясняется, что дело ему не подсудно, но при одобрении обвиняемого дело может остаться в этом суде, если слушанья по нему начались.

    Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, ideiforbiz.ru, studme.org, ugolovnoe.com.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector