Полномочия трудовой инспекции 2019 год

Работа государственных инспекций труда, являющихся территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), регламентирована нормами Трудового кодекса и закона № 294-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Основная деятельность трудинспекции — проверка работодателей на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Как правило, о предстоящей проверке известно заранее:

  • из плана проверок, опубликованного в соответствии со ст. 11 закона № 294-ФЗ;
  • предупреждения, которое должно быть сделано не менее чем за сутки (п. 16 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Однако возможна ситуация, когда трудовая инспекция пришла без предупреждения. Согласно ст. 360 ТК РФ предварительно уведомлять работодателя о проверке запрещено, если поводом для нее послужили обращения граждан о нарушениях трудовых прав или жалоба работника.

Рассмотрим основные направления работы трудинспекции.

Основные мероприятия, проводимые трудинспекциями, перечислены в ч. 1 ст. 356 ТК РФ:

  • осуществление проверок деятельности работодателей;
  • выдача предписаний об устранении нарушений;
  • протоколирование и рассмотрение дел по некоторым административным правонарушениям, подготовка материалов о привлечении к ответственности.

Содержательно все эти виды работы подразумевают выявление, пресечение и профилактику нарушений трудового законодательства и трудовых прав работников.

ВАЖНО! В предмет деятельности трудовой инспекции не входит разрешение индивидуальных трудовых споров, это вытекает из содержания ст. 356, 357 ТК РФ. При наличии признаков спора предписания и постановления трудинспекции подлежат отмене, на это неоднократно указывал ВС РФ (см. постановление ВС РФ от 25.11.2015 № 3-АД15-8).

Для выявления признаков нарушений нормативных актов, регулирующих вопросы труда и зарплаты, проводятся проверки.

Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.

Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану. В этом случае предварительным этапом является следующая работа:

  • анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
  • определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;
  • составление плана проверок;
  • согласование плана с прокуратурой;
  • публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в документарной (проверяемое лицо представляет документы по запросу) и выездной (прибытие к месту нахождения проверяемого лица и изучение материалов на месте) форме (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ).

Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре. », утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:

  • прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
  • получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
  • проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
  • направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране труда;
  • запрещать использование ненадлежащих средств защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных проступках, направлять материалы в другие органы по подведомственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

Перечисленные полномочия реализуются в рамках, определенных нормативными актами.

При проведении проверок действуют ограничения, предусмотренные ст. 18 закона № 294-ФЗ:

  1. Проверка должна проводиться только на основании распоряжения уполномоченного лица и в пределах установленных сроков.
  2. Права и законные интересы проверяемого лица не должны нарушаться. В частности, ему должна представляться информация и разъяснения о проверке, полученных сведениях (в т. ч. поступивших по каналам межведомственного взаимодействия) и т. д.

Проверяющие вправе требовать представления только необходимых документов. В данном случае действует предметное ограничение:

  • для плановых проверок — ограничение вопросами, включенными в проверочные листы, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (см. сообщение на сайте Роструд утвердил 107 форм проверочных листов);
  • внеплановых проверок — необходимость выявления обстоятельств, вытекающих из основания для назначения проверки (обращения, предписания и др.).

Согласно п. 27 административного регламента…, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н, проверка прекращается или не начинается, если:

  • отсутствуют основания для ее проведения;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям трудинспекции;
  • противоречит иным требованиям нормативных актов.

Решения по проверке могут быть обжалованы в суд или руководителю территориальной службы либо руководителю Роструда, которые уполномочены отменять решения, вынесенные инспекторами с нарушениями требований по проведению проверок.

Таким образом, основная функция трудовой инспекции — надзорная — реализуется путем проведения ею проверок работодателей. По результатам проведенных мероприятий составляется акт, а при обнаружении признаков административных правонарушений — протоколы об этом. Если нарушение не входит в предмет деятельности трудинспекции, материалы передаются по подведомственности.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 356 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

Это интересно:  Возврат НДС: новые правила и советы экспертов 2019 год

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

См. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 3 сентября 2014 г. N 603н

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

См. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 7 ноября 2011 г. N 1325н

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Яна Метелева, заместитель начальника отдела федеральной службы по труду и занятости.

В Трудовой кодекс было внесено 348 поправок, которые вступают в силу 8 октября 2006 г. Большое количество поправок касается раздела Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства». В этой связи автор комментирует некоторые из наиболее значимых изменений, касающихся новых прав и обязанностей Федеральной инспекции труда.

Административные полномочия Федеральной инспекции труда уточнены в новой редакции ст. 356 ТК РФ. Согласно ей должностные лица инспекции обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности, а также рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий . Эти уточнения связаны с тем, что в соответствии с КоАП должностные лица инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения по ст. 19.4, 19.5, 19.7, ч. 2 ст. 5.27 и др., рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34, 5.44 (нарушения трудового законодательства и коллективно-договорного регулирования), а также при наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (например, по ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев»).

Из полномочий Федеральной инспекции труда, связанных с охраной труда, исключены:

  1. предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
  2. дача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда.

Практически это означает, что инспекторы по охране труда не будут выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

К сфере контроля и надзора Федеральной инспекции труда теперь отнесены надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей . При этом в ТК РФ отсутствуют нормы, разделяющие компетенцию органов контроля ФСС РФ и Федеральной инспекции труда. Таким образом, в соответствующие законы и иные нормативные правовые акты необходимо внести поправки.

Статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении рассмотрения жалоб и обращений произошло незаметное на первый взгляд улучшение прав граждан на обращение к инспектору труда. Так, согласно действующей редакции ст. 356 ТК РФ правом обращаться в инспекцию за защитой своих нарушенных трудовых прав обладают только работники, т.е. лица, находящиеся в трудовых отношениях с работодателем. Такая редакция позволяла некоторым инспекциям отказывать гражданам в рассмотрении жалоб и обращений о нарушении их прав при приеме на работу (отказы в приеме на работу) или увольнении и направлять граждан в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В новой редакции наименование «работники» заменено на «граждане». Таким образом, отношения, предшествующие работе и после ее окончания, также охватываются контролем и надзором инспекции.

Тем не менее из некоторых статей ТК РФ «специальные» полномочия инспекции исчезли. Речь идет о ст. 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда» и ст. 58 ТК РФ «Срок трудового договора». Согласно действующей редакции ТК РФ, инспекторы могут рассматривать жалобы лиц, считающих себя подвергнутым дискриминации в сфере труда, и выдавать обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав. Также инспектор может самостоятельно решить вопрос об обоснованности заключения срочного трудового договора и обязать работодателя считать такие договоры заключенными на неопределенный срок. После вступления в силу изменений эти споры будут рассматриваться только в суде.

Это интересно:  Материальная ответственность стажера 2019 год

Отменена координация, которую осуществляла Федеральная инспекция труда, в отношении деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля (профессиональными союзами) по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права . Таким образом была закреплена ранее состоявшаяся фактическая самостоятельность инспекций труда профсоюзов при осуществлении профсоюзного контроля.

Статья 365 Трудового кодекса Российской Федерации.

Многолетний спор о праве инспекторов труда беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверки разрешился в пользу работодателей. Инспектор труда при проверке должен соблюдать требования Федерального закона N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» , т.е. проводить проверку на основании распоряжения, в присутствии представителя организации, составлять акт по окончании проверки и соблюдать другие ограничения, предусмотренные Законом.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Изменения затронули полномочия инспектора труда при выдаче предписаний. Так, согласно ст. 357 ТК РФ, если индивидуальный трудовой спор или коллективный трудовой спор находится на рассмотрении в органе по рассмотрению трудовых споров (кроме судов), то инспектор труда имеет право выдать обязательное предписание об устранении очевидных нарушений трудового законодательства. Такая редакция статьи, к сожалению, не дает четкого определения границы между судебной и административной компетенциями по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и будет вызывать оспаривание решений инспекции и ее полномочий.

В связи с новым понятием «работодатель» инспекционному контролю подлежат все физические лица, нанимающие работников. К ним относятся не только зарегистрированные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.п., но и физические лица, осуществляющие деятельность с нарушением законодательства (без государственной регистрации и (или) лицензирования), а также обычные граждане, нанимающие работников в целях личного обслуживания. Практическое значение этой поправки заключается в том, что привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда и выдавать обязательные для исполнения предписания работодателям — физическим лицам будет значительно легче.

Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важное разъяснение по установлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и на тяжелых работах содержится в новой редакции ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда». Согласно действующей редакции ст. 219 ТК РФ, а также ст. 117 и 147 ТК РФ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах работодатель обязан установить доплату, а также предоставлять дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск. При этом только в ст. 147 ТК РФ законодатель связывает обязанность установить повышенную оплату труда с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Это означает, что предоставлять ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда работодатель обязан в соответствии со Списком работ, профессий, должностей независимо от того, есть ли в наличии вредные факторы. В новой редакции ст. 219 ТК РФ предусмотрено предоставление компенсации в соответствии с Кодексом только в том случае, если на рабочем месте не обеспечиваются безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) [1] .

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации [2] .

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Это интересно:  Как закрыть ИП дистанционно: пошаговая инструкция 2019 год

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012);
  • Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011);
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости (утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 № 378н, в ред. от 25.08.2010);
  • Регламент Федеральной службы по труду и занятости (утвержден Приказом Роструда от 11.09.2007 № 211, в ред. от 24.05.2010).

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и полномочия федеральной инспекции труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947, ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010).

Исходя из возложенных задач, в соответствии с положениями ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и т. д.

Согласно ст. 216.1 ТК РФ федеральная инспекция труда уполномочена на осуществление государственной экспертизы условий труда, осуществление контроля за результатами проводимой работодателями в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в целях формирования объективных сведений о состоянии условий труда работников, в том числе занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда [3] .

Федеральной инспекции труда предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности [4] .

Органы федеральной инспекции труда в субъектах Российской Федерации осуществляют надзорные мероприятия, направленные на обеспечение хозяйствующими субъектами соблюдения требований трудового законодательства в отношении привлекаемых ими в установленном порядке иностранных работников, а также контроль за соблюдением ограничений по использованию иностранной рабочей силы, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ [5] .

[1] Подпункт «а» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010).

[2] Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012), Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011).

[3] Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н), Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 22.11.2011).

[4] Пункт 6.5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости.

[5] Статья 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012), Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год», Приказы Минздравсоцразвития России от 08.12.2010 № 1081н (в ред. от 14.12.2011), от 08.12.2010 № 1080н (в ред. от 14.12.2011).

В. В. Семенихин, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, base.garant.ru, wiselawyer.ru, www.profiz.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий