+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Пожарный риск: понятие, расчет и независимая оценка 2019 год

В настоящее время самым распространённым заблуждением является объединение таких понятий как «независимая оценка пожарного риска», «оценка пожарного риска» и «расчет пожарного риска».

«Оценка пожарного риска» и «расчет пожарного риска», действительно, имеют одинаковое смысловое значение, но «независимая оценка пожарного риска» несколько другое.

«Оценка пожарного риска» это расчет, выполняемый в соответствии с установленными государством методиками. В результате расчета получается значение индивидуального пожарного риска. Далее происходит сравнение полученного результата с нормативным значением. В отчете делаются выводы о соответсвии значения нормативному.

При наличии отступлений от требований нормативных документов в области пожарной безопасности.

При выполнении раздела проектной документации мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

При разработке декларации пожарной безопасности.

При выполнении работ по разработке и согласованию специальных технических условий в области пожарной безопасности.

На первый взгляд, понятие «независимая оценка пожарного риска» отличается от «оценки пожарного риски только словом «независимая», которое не несет особой смысловой нагрузки. Но, на практике, это другая работа.

Независимая оценка пожарного риска — аудит пожарной безопасности (разговорное — пожарный аудит), может проводиться на любом объекте.

Результатом проведения работы является Заключение экспертной организации. Организации, аккредитованной МЧС России и обладающей правом делать выводы об обеспечении пожарной безопасности на объекте.

В случае наличия на объекте «положительного» Заключения органы ГПН МЧС России не вправе проводить проверки этих объектов.

Собственник сам может выбирать форму оценки пожарной безопасности: Государственный пожарный надзор либо аудит пожарной безопасности (независимая оценка пожарного риска).

Ведущие компании во всех отраслях выбирают нас как надежного партнера в области обеспечения пожарной безопасности.

Глава МЧС России Евгений Зиничев отменил приказ министерства, запрещающий проверки противопожарного состояния субъектов среднего предпринимательства.

27.01.2017 вступает в силу Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»

МЧС России принял новый регламент проведения государственного пожарного надзора, устанавливающий особенности применения риск-ориентированного подхода

МЧС России разработало законопроект, освобождающий предприятия малого и среднего бизнеса и объекты экономики от проверок на соблюдение требований пожарной безопасности в случае добровольного пожарного декларирования

Аудит пожарной безопасности, как возможность перехода в более низкую категорию опасности

О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации

С 27 по 30 сентября компания АЛЬТЕРНАТИВА» принимает участие в выставке «Импортозамещение в пожаротушении и интегрированных системах безопасности. Дни МЧС», организованной Центром Импортозамещения и Локализации Санкт-Петербурга

Сводятся к минимуму административные барьеры для малого и среднего бизнеса, отменяются внеплановые проверки

В Минюсте зарегистрирован Приказ от 31.08.2016г. регистрационный №43505 «О порядке разаботки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»

Уже в 2017 году интенсивность и форма проверок по трём видам надзора — санитарно-эпидемиологическому, пожарному и надзору в области связи — будет зависеть от степени рисков на том или ином объекте

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2016 № 42885

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Правительство предложило уточнить правила проведения одной из самых массовых проверок бизнеса — контроля пожарной безопасности

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.04.2016 № 186 «О внесении изменений в Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденный приказом МЧС России от 25.11.2009 № 660» (Зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2016 № 42109)

Уточнены ограничения на использование отдельных видов дверей и ворот при эксплуатации эвакуационных путей зданий в целях обеспечения пожарной безопасности

В рамках реформирования надзорной деятельности, МЧС России проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности

В новой редакции изложен перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Определение расчетных величин пожарного риска для объектов различного функционального назначения является как добровольной так и необходимой разработкой. Выполняется проектными или экспертными организациями, в зависимости от основания постановлений правительства РФ. Включается в состав томов проектной документации по пожарной безопасности или является независимой оценкой, зарегистрированной в территориальных органах местоположения объекта. Учитывается или не учитывается при эксплуатации объекта и внесении в план проверок МЧС России.

В 2009 году была утверждена Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности ( приказ МЧС России от 30 июня 2009 года ). Годом ранее в статье 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 123-ФЗ от 22 июня 2008 года, были установлены условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а именно:

  1. В полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах
  2. Пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Это интересно:  Автономная некоммерческая организация - это что такое? 2019 год

Исходя из этого корректно разделять понятия «Расчет пожарного риска» и «Независимая оценка пожарного риска (НОР)» как совершенно разные работы по значению и юридическому статусу.

Расчет пожарного риска входит в состав проектных разделов, таких как Специальные технические условия (СТУ) и Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) и является подтверждением соответствия объекта действующим нормам и правилам. Может являться хорошим аналитическим и оценочным инструментом при перепланировке объекта, изменениях в геометрии помещений и эвакуационных путей. Проходит проверку архитектурной экспертизы и соответствующих министерств в зависимости от состава основного пакета. Достаточными исходными данными для расчета является пояснительная записка и архитектура любой стадии проектирования.

Независимая оценка риска (НОР) разрабатывается для существующего объекта, и включает в себя техническое обследования на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения аудита объекта защиты включает следующие основные мероприятия:

  • анализ фактических архитектурных и функциональных решений (снятие фактических размерностей, проверка соответствия архитектурных планов);
  • проверка работоспособности и оценка соответствия качества монтажа автоматических систем противопожарной защиты нормам пожарной безопасности (комплексные испытания автоматических систем пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуации (СОУЭ), системы дымоудаления (СДУ) и общей автоматизации при запуске цикла противопожарного режима, проверка давления в системах автоматического пожаротушения, проверка работоспособности автоматических противопожарных преград и т.д.);
  • расчет пожарного риска, на основании фактических условий по результатам обследования (расчет значения уровня пожарного риска);
  • вывод о соответствии или несоответствии объекта требованиям безопасности;
  • разработка компенсирующих мероприятий (в случае наличия отступлений от действующих норм).

Регистрация в надзорных органах МЧС России

На основании независимой оценки риска составляется заключение, в состав которого входит вся информация о результатах проводимой проверки, в том числе ее оснований (№ договора, реквизиты юридических лиц, экспертных свидетельств и аккредитации разработчика). Заключение регистрируется в обязательном порядке в территориальном отделе МЧС РФ по местоположению объекта. Работа рассматривается в нормативно-техническом подразделении на предмет соответствия исходных данных. По результатам рассмотрения выдается официальный ответ (письмо) с решением о принятии (либо мотивированным отказом) в учете при дальнейшем планировании осуществлении плановых проверок на объект защиты.

В случае недобросовестной работы экспертной организации и установления факта несоответствия исходных данных фактическим значениям объекта защиты, органы МЧС России назначают административное дело или лишают полномочий организацию и непосредственного эксперта, являющегося разработчиком.

В зависимости от причины по которой заказчик хочет прибегнуть к подобным работам, следует определять путь развития и дальнейшие перспективы. В большинстве случаев возникает необходимость снятия уже выписанных замечаний со сроком устранения. Самым верным решением является заблаговременная профессиональная оценка объекта на предмет его соответствия действующим нормам и правилам. В случае выявления отступлений своевременно провести мероприятия по их устранению, либо провести независимую оценку риска (НОР) учитывающую их наличие. Прибегнув к разработке и внесения НОР в реестр МЧС РФ до включения объекта в плановый список проверок, собственник (заказчик) освобождается от их проведения на 3 года, с возможностью перерегистрации по истечению срока.

В настоящий момент рынок противопожарных услуг переполнен предложениями о разработке расчетов по оценке пожарного риска и даже независимой оценки риска (НОР). Безусловным приоритетом при выборе исполнителя является квалификационный уровень, наличие соответствующего требованиям деятельности штата (кол-во реальных экспертов) и временем работы на рынке услуг (аккредитация компании и экспертов происходит каждые 5 лет). Стоимость комплексного пожарного аудита в части выполнения НОР (ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304) не может сопоставляться с проектной работой (ПП РФ от 31 марта 2009 г. №272). Не выполнив полный спектр этапов, невозможно в должной мере отобразить реальную картину и фактический результат заключения.

В пожарах постоянно гибнет множество людей. Причиной таких явлений может быть халатность, но часто это связано с чьими-то ошибками. Чтобы предотвратить пожар, необходимо уметь оценивать вероятность, а для этого выполняется анализ. Расчет рисков способен не допустить многих неблагоприятных последствий. С помощью такой процедуры определяются и устраняются ошибки в пожарной безопасности, ведь от этого зависят жизни людей.

Пожарный риск – вероятность возникновения ситуации возгорания. Аудит позволяет оценить случаи, особенно когда на предприятии игнорируется государственный контроль безопасности.

Независимая оценка пожарного риска позволяет не допустить ответственности, выписки штрафов. После проведения процедуры будет понятно состояние пожарной безопасности. Аудит позволяет определить уровень финансирования и страхования.

Оценивать пожарный риск нужно при:

  • неполном соблюдении пожарной безопасности;
  • необходимости создания защиты от опасных факторов;
  • важности составления декларации;
  • необходимости обоснований требований пожарной безопасности.

В ходе процедуры получится выяснить пути эвакуации, способы использования систем защиты, площадь пожарных отсеков. После аудита можно выбрать подходящие системы пожаротушения. Расчет вероятности возникновения пожара позволяет оптимизировать расходы на безопасность.

Независимая оценка пожарного риска проводится на различных предприятиях. Ее необходимость для руководства объясняется следующими факторами:

  • выдача полной информации о пожарной безопасности;
  • создание плана устранения нарушений;
  • снятие с контроля в Госпожарнадзоре;
  • получение страховых выплат;
  • экономия средств;
  • профессиональная консультация;
  • спокойное ведение деятельности.

Итак, с получением необходимой информации собственник предприятия планирует все действия, повышает степень безопасности, оптимизирует затраты на эксплуатацию противопожарного оборудования. Если не выполнять независимую оценку, то будут проверки со стороны Госпожарнадзора.

Это интересно:  Охрана труда при работе на высоте: правила и требования к проведению высотной деятельности, скачать новые правила, 3 группы безопасности 2019 год

Расчет рисков выполняется на основе утвержденной документации МЧС. Правила проведения процедуры должны соблюдаться теми предприятиями, которые осуществляют пожарный аудит и проводят проекты капитального строительства. Анализ должен выполняться в соответствии со всеми прописанными принципами.

Независимая оценка риска позволяет сравнить расчетную величину с необходимым показателем. Но в этом вопросе есть много нюансов. Для подачи декларации пожарной безопасности требуется выполнение расчета риска всех зданий, которые входят в классы функциональной безопасности.

Пожарный риск позволяет оценить состояние помещений, а также выбрать подходящие системы защиты. В класс Ф1 входят строения для жизни и временного пребывания людей. Ф2 включает сооружения для культурной и просветительской работы. Ф3 состоит из помещений, в которых оказываются услуги населению.

Научные, образовательные организации входят в класс Ф4. А Ф5 составляют производственные и складские помещения. Для каждого типа строения предусмотрены свои меры безопасности, позволяющие обеспечить сохранность зданий и жизни людей.

Существует методика определения пожарного риска, которая используется везде. Сначала необходимо выполнить анализ планировочного решения объекта. Затем можно переходить к изучению методов защиты от возгораний. Потом проводится расчет частоты возникновения пожарных ситуаций. Следующим видом работы считается анализ путей эвакуации и запасных выходов.

После этого определяется период эвакуации, анализируются технологические решения. Затем можно осуществлять оценку пожарных рисков. Завершением служит подготовка советов и выводов. Для выявления риска рассчитывается частота действия негативных факторов возгораний.

Пожарный риск предполагает выявление опасных факторов, к которым относят элементы, способные нанести вред людям и имуществу. Это может быть пламя, дым, высокая температура, токсичные вещества горения, пониженное содержание кислорода.

Необходимо учитывать, что существует и вторая волна воздействия негативных факторов. Она представлена в виде радиоактивных веществ, электрического тока, разных токсинов, оборудования, которое может нанести вред здоровью людей, а также повредить имущество.

Интенсивный пожар является причиной взрыва. Когда выявляются риски пожарной безопасности, учитывается давление, температура, фугасные свойства, нарастание давления, взрывная ударная волна.

С помощью расчета рисков есть возможность не допустить бедствия. Это получится сделать с помощью распределения сырьевых ресурсов, создания огнезащиты, оборудования пылевых и водяных заслонов. Не менее важную роль имеют паровая завеса и гидрозатворы.

Во время проведения комплекса мероприятий руководство организации будет осознавать ответственность за безопасность, а также внимательнее выбирать аппараты, агрегаты и оборудование. Другим плюсом расчета считается оптимизация средств, которые выделяются для противопожарной системы. Поэтому оценка считается подходящим инструментом для обеспечения безопасности.

По сравнению с проверками Госпожарнадзора аудит имеет несколько преимуществ:

  • аудиторы выполняют свою работу качественно, используя принципы индивидуального подхода к каждому клиенту: такая деятельность необходима для того, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;
  • эксперты-аудиторы осуществляют свою работу в сроки, утвержденные договором;
  • надзорная работа Госпожарнадзора плановая, поэтому проверки могут быть выполнены в любое время, что увеличивает риск нахождения нарушений;
  • аудитор выявляет нарушения, после чего предоставляет рекомендации по их устранению, а также контролирует эту работу;
  • аудитор не может привлечь руководство предприятия к административной ответственности за нарушения, а Госпожарнадзор вправе выписать штраф.

Аудиторская проверка помогает установить состояние предприятия, что уменьшает риск возникновения наказания от контрольных органов. Необходимо лишь выбрать фирму, которая профессионально занимается этой деятельностью.

Когда выявлена величина пожарного риска, создается заключение. Документ предоставляется только в случае допустимого уровня нарушения. Экспертная фирма составляет план мероприятий по устранению недостатков со сроками их проведения. Когда выполнена эта работа, создается заключение с выводами.

В документ вносится следующая информация:

  • реквизиты сторон и договора;
  • описание объекта;
  • сведения об экспертах;
  • результаты работы и выводы.

Заключение составляется в 3 экземплярах. Их подписывают эксперты, руководители, после чего документы скрепляются печатью предприятия. В течение 5 дней заключение отправляется владельцу, второй экземпляр – для процедуры регистрации в ЦНД ГУ МЧС России, а третий – остается на фирме. На этом процедура считается полностью завершенной.

Вообще-то само наличие понятия «независимая оценка рисков» как бы предполагает наличие некой «зависимой оценки рисков». Думаю, что это (второе) понятие вполне имеет право на существование. Ведь ту же декларацию пожарной безопасности собственник имеет право составить самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. А при составлении декларации — и провести расчет пожарного риска. Ну если у него (собственника), например, есть в штате грамотный специалист в области пожарной безопасности. Однако официальной информации на этот счет я не нашел. Есть, правда, постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», в котором нигде не упоминается слово «независимой». То есть, по идее, в соответствии с данным постановлением, расчеты по оценке пожарного риска может выполнить любой желающий, если ему позволяют это сделать его знания.

27 ноября в Москве состоялся семинар «Реализация новых требований Технического регламента по пожарной безопасности (ФЗ № 123 от 22 июля 2008 г.)». В семинаре приняли участие около 80 чел, в том числе специалисты по промышленной и пожарной безопасности ОАО «Газпром», приехавших из разных округов России. О том, что изменится со вступлением в действие с 1 мая 2009 г. Технического регламента по пожарной безопасности, участникам семинара рассказали представители МЧС России и экспертного сообщества.

Это интересно:  Служба в армии по контракту. Прохождение военной службы по контракту в России 2019 год

. Технический регламент по пожарной безопасности развивает положения ФЗ № 184 – «Закон о техническом регулировании» 2002 г. Он вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за противопожарной безопасностью на объектах. Теперь каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т.п.) на предприятии должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Введены пороговые значения пожарного риска ‑ не более чем 10-6 (в качестве оцениваемого критерия рассматривается риск гибели людей при пожаре).
Расчет пожарного риска ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬСЯ В ХОДЕ НЕЗАВИСИМОГО ПОЖАРНОГО АУДИТА (выделено мной). При положительном результате аудита предприятие получает сертификат пожарной безопасности, действительный в течение трех лет ‑ в этот период мероприятия по надзору на объектах, имеющих сертификат, не планируются. На проведение внеплановой проверки чиновникам потребуется санкция прокуратуры. Системный подход к обеспечению пожарной безопасности предусматривает также разработку для объектов декларации пожарной безопасности.

А фиг их (авторов ТРоПБ) знает? Думаю, что в масштабах страны и в рамках техрегламента это может быть применено для объектов любого назначения. Они (чиновники из МЧС) сами себе противоречат, причем не только с большим интервалом времени, но даже и в ходе одного селекторного совещания по применению ТРоПБ.

Кстати, прошу читать фразу из абзаца первого моего предыдущего поста в следующей редакции:
«То есть, по идее, в соответствии с данным постановлением, расчеты по оценке пожарного риска может выполнить любой желающий, если ему позволяют это сделать его знания. Для себя, естественно».
Опять проклятая спешка. 8)

На сайте МЧС в разделе «Горячая линия по обсуждению ТРоПБ» Но пользоваться ей еще низя.

http://www.0-1.ru/discuss/?id=10854#.
Andr ® [23.07.2009 9:48:39] На 23.07 приказ №382, утверждающий расчетные методики по рискам, находится в Минюсте на регистрации. В течение месяца ожидается его утверждение.

«Независимая оценка пож. рисков — пож. надзор, только ком-ой организацией (с обследованием объекта и выполнением пож. рисков)».
. и с направлением копии заключения в структурное подразделение ГПН. (пункт 8 «Правил оценки объектов защиты. путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7.04.2009 № 304). ;))

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2009 г. N 272

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ОЦЕНКЕ ПОЖАРНОГО РИСКА

В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2009 г. N 272

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ОЦЕНКЕ ПОЖАРНОГО РИСКА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при составлении декларации пожарной безопасности.
2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
4. При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.
5. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Методики, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, подлежат опубликованию в печатном издании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.
7. Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Статья написана по материалам сайтов: alternativa-audit.ru, ruspozhstroy.ru, businessman.ru, www.0-1.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector