Права государственного служащего 2019 год

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего.

Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

  1. права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
  2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

д) защита сведений о государственном служащем;

е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Государственному служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Права (статья 14, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

— на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

— на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

— на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

— на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

— участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

— на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

— знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

— на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

— на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

— на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

— на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

Это интересно:  Можно ли провозить велосипеды в метро? Правила пользования метро 2019 год

— вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан:

— обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

— добросовестно исполнять должностные обязанности;

— обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

— исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

— в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

— соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

— поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

— хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

Аналогичная позиция прослеживается и у другого автора — ДМ. Овсянко, который считает, что «на государственных служащих распространяется законодательство о труде, поскольку соответствующего специального нормативного акта в административном праве пока нет»[10]. Данную точку зрения разделяет также Д.Н. Бахрах, который, называя гарантии личными правами государственного служащего, считает, что они «призваны косвенно обеспечивать его эффективную деятельность»[14]. Преимущество косвенных методов, по мнению Д.Н. Бахраха, состоит в том, что «использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны»[15].

Права государственного служащего выступают в качестве основного элемента правового статуса федерального государственного гражданского служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование,

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должностные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы или иных органов). Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М.: изд. Статут, 2009. — с.200.

В статье 14 Закона о государственной гражданской службе Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации// КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф, сетевая. — Электронные данные. -М., 2014. предусматриваются общие для всех государственных гражданских служащих права, обладание которыми не связано с конкретными государственными должностями.

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. И наиболее существенными из них являются следующие:

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

получение информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

посещение для исполнения должностных обязанностей различных объектов независимо от формы собственности;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карьера), на увеличение денежного содержания, а также на переподготовку и повышение квалификации. В соответствии со стажем государственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной службой, служащий может обратиться в соответствующие государственные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

На три группы делит права государственного служащего Старилов Ю.Н.:

1. права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового статуса и его правовую защиту;

2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

Охотский Е.В. подразделяет права государственного служащего тоже на три, но другие группы: статусные, функциональные, социально-личностные. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего // Государство и право. 2003. №9. с.19.

Рассматривая права в соответствии с данной классификацией и на основе закона о государственной гражданской службе, к первой группе прав следует отнести:

1. Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанностями по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста. В соответствии со статьей 47 Закона о государственной гражданской службе 2004 г., профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации// КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф, сетевая. — Электронные данные. -М., 2014.

В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию и стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего и др.

Под критериями оценки эффективности исполнения государственной должности имеются в виду оценочные показатели, складывающиеся из многих факторов служебной деятельности и вместе с тем охватывающие широкий круг служебных и моральных проблем.

2. Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. При реализации данного права гражданский служащий может изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать для себя записи и снять копии с документов.

3. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров;

4. Право на проведение по его заявлению служебной проверки. Данное право выступает своеобразной гарантией государственного служащего и членов его семьи от угроз, насилия, оскорблений, ложных обвинений. Срок проведения служебной проверки не должен превышать 30 суток.

Ко второй группе прав государственного гражданского служащего относятся:

Это интересно:  Ст. 330 УК РФ. Самоуправство 2019 год

1. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. В целях реализации данного права гражданский служащий вправе запрашивать любую необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности.

2. Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием этих сведений. Доступ гражданских

3. Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

4. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами. Данное право принадлежит всем гражданским служащим, независимо от занимаемых должностей государственной гражданской службы и присвоенных классных чинах.

Переподготовка может быть разного типа, а именно: подготовка к занятию должности гражданской службы, профессиональная подготовка в процессе прохождения службы, повышение квалификации, переквалификация, подготовка к аттестации и квалификационному экзамену.

Переподготовка, повышение квалификации должны осуществляться государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1996 г. «Об образовании» Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ (с изм. от 01.12.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»// КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф, сетевая. — Электронные данные. -М., 2014..

Наконец, последнюю, третью группу прав государственного гражданского служащего составляют:

— Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на создание безопасных и здоровых условий труда в нормальной социально-психологической обстановке согласно нормативам, установленным действующим законодательством (трудовым и другими отраслями законодательства, а также должностными инструкциями), и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Система безопасных и здоровых условий включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

— Право на отдых , обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

— Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом о государственной гражданской службе, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином и иных ежемесячных и дополнительных выплат.

— Право на защиту сведений о гражданском служащем;

— Право на членство в профессиональном союзе; Данным правом охватываются отношения, связанные с созданием профсоюзов, которые предполагают профессиональный плюрализм в виде широкого разнообразия интересов в рамках государственной службы.

-Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

— Право на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.. Это право предполагает получение пенсии с учетом стажа гражданской службы (выслуга лет), пенсии членам семьи гражданского служащего по случаю потери кормильца, в случае смерти, связанной с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с гражданской службы. Принципиально иной позиции придерживаетс Л.A. Чиканова. Указанный автор считает, что “по своей сущности (характеру) указанные отношения являются не чем иным, как трудовыми правоотношениями, ибо отвечают всем признакам, характеризующим такие правоотношения: вхождение в штат государственного органа, выполнение определенной трудовой функции, то есть работы (службы) по определенной должности, специальности и квалификации, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, включающего, в частности, и подчинение распоряжениям и указаниям начальников (администрации) и др.»[11]. Кроме того, по мнению JI.A. Чикановой, «выведение правового регулирования трудовых отношений государственных служащих за рамки трудового права вряд ли будет способствовать повышению уровня их правовой защищенности, ибо среди всех других отраслей права именно трудовое право призвано осуществлять в полной мере функцию социальной защиты работников»[12].

Все вышеперечисленные права государственного служащего принято считать основными потому что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности очень индивидуален, но обязательно в соответствии с единым статусно-правовым полем государственного служащего РФ. Должностные инструкции определяют точные границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.

Сущность служебной деятельности характеризуют обязанности государственного служащего, потому что государство (в частности государственный орган) принимает на работу главным образом с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей.

Под обязанностями государственного служащего понимаются основные действия, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом о государственной гражданской службе, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции, составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М., 2009 г. — с. 216..

Основные обязанности государственных служащих сводятся к следующим:

обеспечением прав и законных интересов граждан;

исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных);

соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений;

хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой);

быть депутатом любого представительного органа;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

состоять членом органа управления коммерческой организации;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

получать гонорары за публикации или выступления в качестве государственного служащего;

получать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

принимать участие в забастовках;

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных организаций.

Уже имеющаяся информация о государственной службе подво­дит нас к характеристике лиц, замещающих соответствующие го­сударственные должности государственной службы, т.е. собствен­но государственных служащих.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, ис­полняющий в порядке, установленном действующим законода­тельством, обязанности по государственной должности государ­ственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъ­екта РФ.

Это интересно:  Можно ли погасить кредит материнским капиталом 2019 год

Его административно-правовой статус включает следующие со­ставляющие элементы: права; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность.

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должност­ные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

• принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

• ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

• получение информации и материалов, необходимых для ис­полнения служебных обязанностей;

• посещение для исполнения должностных обязанностей раз­личных объектов независимо от формы собственности;

• ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

• проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карье­ра), на увеличение денежного содержания, а также на переподго­товку и повышение квалификации. В соответствии со стажем го­сударственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, служащий может обратиться в соответствующие государст­венные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

• обеспечением прав и законных интересов граждан;

• исполнением приказов, распоряжений и указаний руководи­телей (за исключением незаконных);

• соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

• своевременным рассмотрением обращений граждан и орга­низаций и принятием по ним решений;

• хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан еже­годно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообло­жения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме пе­дагогической, научной и иной творческой);

• быть депутатом любого представительного органа;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

• состоять членом органа управления коммерческой организа­ции;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непо­средственно подчинен или подконтролен ему;

• использовать в неслужебных целях государственное имуще­ство и служебную информацию;

• получать гонорары за публикации или выступления в каче­стве государственного служащего;

• получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

• принимать участие в забастовках;

• использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных организаций.

Государственному служащему гарантируются: условия рабо­ты, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календар­ных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно.

Установлена система мер поощрения государственных служа­щих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награжде­ние ценным подарком, присвоение почетных званий, государст­венные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к на­рушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

Совершение им дисциплинарного (должностного) проступка влечет за собой дисциплинарную ответственность. Она выражает­ся в том, что орган или руководитель, имеющие право назначать государственного служащего на должность, применяют по отно­шению к провинившемуся свою дисциплинарную власть, т.е. выносят решение о наложении на него дисциплинарного взыскания. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за деяния, предусмотренные УК РФ (например, злоупотребление должностными полномочиями) в качестве должностных преступлений.

Административная ответственность служащих наступает в слу­чаях, предусмотренных законодательством (например, КоАП).

При этом они привлекаются при условии совершения админи­стративного правонарушения в связи с неисполнением либо ненад­лежащим исполнением своих служебных обязанностей. Отсутст­вие этого обстоятельства влечет за собой следующий результат: служащий отвечает на общих основаниях. Эти положения распро­страняются также и на служащих, работающих в системах, где действуют дисциплинарные уставы или специальные акты о дис­циплине (работники органов внутренних дел, налоговой полиции).

Наиболее показательной является дисциплинарная ответст­венность государственных служащих, поскольку она прямо связана с характером выполняемых ими должностных (служебных) обязанностей. Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г. она была еще более усилена, особенно за нарушения фе­деральных законов, их неисполнение или ненадлежащее испол­нение. За подобного рода грубые нарушения возможно примене­ние к виновным таких санкций, как понижение в должности, лишение квалификационного разряда, лишение в течение года премирования и т.д.

Для отдельных категорий государственных служащих дисцип­линарная ответственность детализируется в специальных законо­дательных и иных нормативно-правовых актах (например, в Дис­циплинарном уставе Вооруженных Сил РФ). В ряде случаев госу­дарственные служащие несут дисциплинарную ответственность и за совершение административных правонарушений (например, со­трудники органов внутренних дел, военнослужащие и т.д.).

В связи с рассмотрением вопроса об ответственности государст­венных служащих специального внимания заслуживает следую­щее положение, закрепленное законодательством.

Какие последствия могут наступить для служащего, получив­шего неправомерное распоряжение. В подобной ситуации (если у служащего возникают сомнения по поводу правомерности такого распоряжения) служащий обязан незамедлительно и в письмен­ной форме сообщить об этом своему непосредственному руководи­телю, тому, кто издал распоряжение, а также вышестоящему ру­ководителю. Если служащий получает в письменной форме под­тверждение распоряжения, его исполнение становится обязатель­ным. Конечно, исключаются случаи, когда исполнение такого рас­поряжения является наказуемым деянием. Ответственность за ис­полнение неправомерного распоряжения несет не государствен­ный служащий, а руководитель, его подтвердивший.

Государственные служащие несут ответственность не только за нарушения служебной дисциплины, но и за действия (бездейст­вие), ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, studfiles.net, studbooks.net, www.bibliotekar.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий