Правила и порядок охраны труда на предприятии: особенности, положения, запреты и разрешения 2019 год

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
  • Система “человек – среда обитания”
  • Географическая среда
  • Правовые нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • Освещение производственных помещений
  • Нормы освещения рабочего места

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда как составной части безопасности в техносфере определяют единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда — это комплекс правовых норм, непосредственно направленных на обеспечение безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы прописаны в российском законодательстве, правилах техники безопасности, коллективных договорах, приказах и инструкциях ведомств. Они включают в себя:

  • нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях;
  • нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии;
  • нормы, устанавливающие льготы и компенсации за работу во вредных условиях;
  • нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля по охране труда;
  • нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение законов о труде и правил по охране труда.

К законодательным нормативным актам прежде всего относится Трудовой кодекс (ТК) Российской Федерации.

В ТК достаточно широко представлены вопросы охраны труда (ОТ) в разделах «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда». «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».

В разделе «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых: на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

В разделе «Трудовой договор» указано, что при заключении трудового договора при поступлении на работу в документе должны быть представлены характеристики условий труда, компенсации и льготы (в случае тяжелых, вредных и/или опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общепринятых в организации), виды и условия социального страхования. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Возможно заключение договора с лицами, достигшими 15 лет, в случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения. Трудовой договор в этом случае заключается для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. При работе в условиях наличия вредных и/или опасных факторов работодатель обязан обеспечить обучение поступающих на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

В этом же разделе зафиксированы права и обязанности работника в области охраны труда.

Работник имеет право на рабочее место, свободное от воздействия опасных и вредных факторов: на информацию о состоянии условий его труда; на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя; на проведение инспектирования условий труда на рабочем месте соответствующими службами государственного и общественного контроля.

Работник обязан соблюдать правила и нормы: выполнять медицинские рекомендации; извещать руководителя (непосредственно) о возникновении опасной ситуации; немедленно сообщать о несчастном случае на рабочем месте.

Обязанности работодателя (соотносятся с правами работника):

  • обеспечить рабочие места, находящиеся под его контролем, безопасным для здоровья и жизни людей состоянием:
  • осуществлять за счет предприятия медицинское обследование работников;
  • проводить инструктаж по правилам и мерам безопасности, а также проводить в установленные сроки аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований ТК (в том числе по вопросам охраны труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора до увольнения с работы.

В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для данной возрастной категории.

Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию работника (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещается направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, привлекать их к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру за счет средств работодателя.

В главе «Коллективные договоры и соглашения» раздела «Социальное партнерство в сфере труда» говорится о возможности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В том же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного договора (глава «Участие работников в управлении организацией»): каждый работник может вносить свои предложения по улучшению условий и охраны труда в своем подразделении и, в частности, на своем рабочем месте.

Значительную роль в обеспечении охраны труда играет Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно этому закону работники должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия (организации) и, таким образом, иметь право на возмещение ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей.

Основным видом нормативных правовых актов по ОТ является Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий.

Отраслевые стандарты (ОСТы) разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем ГОСТе.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические доку менты (положения, методические указания, рекомендации). Положения принимаются постановлением Правительства либо надзорными органами по охране труда; ими же или Минздравсоцразвития России утверждаются методические указания и рекомендации.

В соответствии с основами законодательства о труде ответственность за создание безопасных и безвредных условий груда на предприятиях возлагается на администрацию, которая обязана руководствоваться правилами по охране труда.

Правила по охране труда могут быть едиными для всех отраслей народного хозяйства, межотраслевыми. На их базе разрабатываются отраслевые правила и инструкции по охране труда, а на основе отраслевых разрабатываются местные правила и инструкции.

Координация проведения работ по разработке правил по ОТ осуществляется Минздравсоцразвития России. Правила по ОТ утверждаются на определенный срок или без ограничения срока. Типовые инструкции утверждаются центральным органом федеральной исполнительной власти с предварительной консультацией с профсоюзными органами с учетом срока действия соответствующих правил. Инструкции по ОТ должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по ОТ и не противоречить им. Учет и систематизацию межотраслевых и отраслевых правил ведет Минздравсоцразвития России, а типовых инструкций — органы федеральной исполнительной власти. Утверждение инструкций для работников учитывается службой ОТ в журнале учета.

Действия отраслевых правил по ОТ могут распространяться на другую отрасль с согласия центрального органа федеральной исполнительной власти, утвердившего указанные правила.

Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по ОТ осуществляют специальные уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий и их высших органов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением отраслевых правил и типовых инструкций по ОТ в отношении подчиненных им предприятий.

Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей предприятия и их структурных подразделений, руководителей цехов (участков), бригадиров.

Выполнение инструкций проверяется при всех видах контроля.

Инструкции для работников цехов (отделов, лабораторий) на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия разрабатываются руководителями цехов, отделов, лабораторий.

Контроль и помощь в разработке инструкций осуществляет служба ОТ. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с профсоюзными органами, службой ОТ и с другими службами по усмотрению отдела ОТ.

Каждая инструкция должна иметь номер и наименование. Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы (с учетом технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа):

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом работы:
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в аварийных ситуациях;
  • требования безопасности по окончании работы.

Проверка инструкций должна проводиться не реже одного раза в

пять лет, а при работах с повышенной опасностью — не реже одного раза в три года. Если правила не изменились, то должен быть отдан соответствующий приказ о продлении срока их действия.

У руководителя подразделения предприятия должны постоянно храниться комплект действующих инструкций работников всех профессий, а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем предприятия.

Инструкции могут выдаваться работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешиваться на рабочих местах или участках, либо храниться в доступном месте. Место хранения инструкций определяет руководитель подразделения.

Правила и нормы по ОТ имеют правовой характер, их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. В обязанности администрации входит проведение инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, несут ответственность:

  • дисциплинарную — применение к виновному должностному лицу взыскания;
  • административную — применение к виновному денежных штрафов;
  • материальную — возмещение ущерба, причиненного предприятию (частичное, полное);
  • уголовную, предусмотренную УК РФ.

Охрана труда на предприятии является важной составляющей трудового процесса. От того, насколько сотрудники защищены от травматизма и профессиональных заболеваний, зависит не только продуктивность их труда, но и прибыльность предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это интересно:  Ст 155 ТК РФ 2019 год

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако учитывая, что каждое учреждение имеет собственную специфику занятости, а, следовательно, и риски, рекомендовано разработать Положение об охране труда. В нем должны быть учтены все нюансы — и законодательные, и локальные.

Положение является локальным актом, создаваемым с целью закрепления процедуры проведения обучения и ознакомления с правилами техники безопасности как при приеме на работу, так и при исполнении некоторых видов работ.

Также Положение является детальным руководством к действию при проведении различных видов инструктажей, порядок осуществления которых не всегда подробно освещен на законодательном уровне. Именно в Положении можно осветить, а, следовательно, и закрепить отдельные условия и нюансы.

В Положении по охране труда также могут быть отражены:

  • порядок назначения ответственного работника либо уполномоченного лица, ответственного за охрану безопасности и труда в учреждении и перечень требований к его квалификации, уровню знаний;
  • план проведения мероприятий, в частности, ознакомления с правилами техники безопасности, проверки полученных ранее знаний сотрудниками компании;
  • права сотрудников в сфере охраны безопасности труда;
  • мера ответственности за неисполнение либо нарушение условий охраны труда в организации;
  • графики обучения сотрудников техники безопасности за счет специализированных курсов;
  • перечень программ и нормативной базы, на основании которой мероприятия по охране труда и создании безопасных условий трудовой деятельности и осуществляются;
  • проведение специальной оценки условий труда на предмет выявления нарушений либо несоответствий требованиям закона в сфере безопасности труда;
  • проверка имеющегося оборудования, а также инструментов на предмет безопасного использования, а также мероприятия по его усовершенствованию с целью предотвращения травматизма;
  • тестирование территории учреждения, а также его помещений на предмет соблюдения безопасных условий для осуществления трудовой деятельности.

В Положении может быть отражено и разделение полномочий.

К примеру, руководитель будет отвечать за расследование несчастных случаев, а инженер — за проведение всех видов инструктажей, а также проверку знаний. Начальники отделов могут контролировать процесс соблюдения техники безопасности на рабочих местах и прохождение плановых осмотров в лечебных учреждениях, а юрист — контролировать соблюдение законодательных норм в сфере охраны труда.

Подобное разделение обязанностей, конечно, будет целесообразным при наличии большого штата сотрудников. При небольшом количестве один специалист, допустим, тот же инженер по ОТ, справится и сам, учитывая, что допустимая нагрузка на основании закона составляет 50 человек штата.

Во исполнение норм, закрепленных в ст.217 ТК РФ, в каждом учреждении независимо от формы собственности, а также штатной численности сотрудников должна быть обеспечена охрана труда посредством создания службы по охране и соблюдению безопасности труда, либо введения должности ответственного специалиста. Они должны быть задействованы не только в обучении и контроле работников за нормами безопасности, но и при создании Положения по ОТ.

В частности, при оформлении оговоренного документа используются следующие нормативные акты:

  • Постановление Минтруда РФ № 14, регламентирующее создание службы по охране труда;
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009, утверждающий систему стандартов безопасного труда;
  • Типовое положение по охране труда, утвержденное Приказом Минтруда № 438н;
  • Постановление Минтруда РФ № 1/29;
  • нормы ТК РФ.

Ознакомиться с документами можно здесь:

В ст.212 ТК РФ за руководством компании закреплена обязанность по обучению безопасным методам труда посредством проведения периодических инструктажей, проведением тестирования рабочих мест и осуществлением мероприятий по медицинскому обследованию, а также наличию инструкций по техники безопасности при работе с отдельными видами инструментов либо оборудования. Но нормы, содержащей обязанность по созданию Положения, в законе не установлено.

Учитывая, что на каждом предприятии имеется своя специфика, а также тот факт, что некоторые нюансы проведения тех же инструктажей либо осуществления мероприятий по безопасности труда на законодательном уровне освещены не в полном объеме, принятие Положение является целесообразным.

Ведь в одном локальном акте можно учесть все условия труда, оговорить порядок проведения установленных законом процедур проверки, закрепить перечень Инструкций, которые необходимы для использования на предприятии, а также предусмотреть другие нюансы, которые с момента включения в оговоренный акт приобретут законность.

Должностные обязанности работника по охране труда вы найдете тут.

Для того чтобы составить Положение об охране труда, следует руководствоваться Типовым положением, нормами законодательных актов, а также инструкциями по охране труда, применяемыми в учреждении.

Ведь любое нарушение установленных законодательных норм в порядке ст.8 ТК РФ приведет к отмене локального акта, следовательно, при создании оговоренного акта нужно руководствоваться только действующим законодательством.

Как правило, за соблюдение безопасности трудовой деятельности ответственен специалист, прошедший обучение и обладающий знаниями в области охраны труда. В свою очередь юрист любого учреждения должен обладать знаниями нормативной базы в разных областях, в том числе и в сфере по предупреждению травматизма.

Также навыками по предупреждению аварийных ситуаций и охране труда обязаны владеть и начальники отделов, которым надлежит не только руководить подчиненными, но и контролировать соблюдение правил безопасности.

То есть к разработке Положения привлекаются лица, прошедшие специальное обучение в области охраны труда и которые обладают необходимой базой знаний для создания локального акта подобного типа.

Положение об охране труда по аналогии с другими подобными локальными актами должно иметь установленную форму и содержать в себе следующие подразделы:

  • общие положения, в которых оговорены цели создания документа, нормативная база и сфера деятельности;
  • права и обязанности компании и работников, в частности, по проведению обучения и контролю за безопасностью условий труда со стороны компании и соблюдению установленных норм со стороны сотрудников;
  • соответствие производственных ресурсов нормах ОТ, в частности Инструкциям и порядком их применения;
  • мероприятия по улучшению условий труда, а именно тестирование, критерии и порядок внедрения улучшений;
  • ответственность за нарушения условий безопасности в сфере охраны труда.

Для того чтобы составить Положение об охране труда, следует помнить о том, что к каждому локальному акту предъявляются определенные требования.

При использовании любого законодательного акта при создании Положения нужно проверить, действует ли оно на момент создания локального акта, а также насколько требования в нем соответствуют потребностям предприятия и его специфике.

Кому положена спецодежда по охране труда? Узнайте тут.

Кем проводится повторный инструктаж по охране труда? Смотрите здесь.

Как правило, любой локальный акт утверждается руководством учреждения, но в случае, если речь идет о правах работников, в порядке ст.373 ТК РФ локальный документ требует согласования и с Профсоюзным комитетом.

То есть Положение об охране труда утверждается руководителем, согласовывается с Председателем Профкома, а также подписывается лицами, которые Положение разрабатывали — специалистом по безопасности труда и юристом компании.

С образцом Положения об охране труда можно ознакомиться на нашем сайте.

В соответствии со ст.12 ТК РФ локальный акт может утратить силу:

  • в связи с истечением срока;
  • отменой законодательно акта на основании, которого локальный документ был принят.

То есть, как правило, Положение об охране труда принимается бессрочно и переиздается с момента утраты силы законодательных актов, которые легли в основу условий, прописанных в документе.

Но законом не запрещено устанавливать конкретный срок. Так в частности, Инструкции по безопасности обновляются каждые 5 лет, следовательно, и Положение может переиздаваться в оговоренный срок.

Учитывая, что на законодательном уровне разработана достаточно обширная нормативная база по охране труда, от приказов до ГОСТов, при создании Положения не нужно придумывать лишних условий, которые могут оказаться ничем не подкрепленными и в результате незаконными. Также важно не создавать Положение с большим количеством подразделов, ведь их исполнение могут и проконтролировать, а также наказать за неисполнение норм локальных актов.

И чтобы Положение не получилось громоздким, нежелательно перечислять в оговоренном документе обязанности отдельных лиц, которые итак оговорены в законе, ведь небольшой ссылки будет вполне достаточно. Следует помнить также, что в порядке ст.8 ТК РФ к локальным актам применимы определенные требования.Не должно быть условий, которые ухудшают положение работников в сравнении с действующим законодательством, то есть Положение не должно содержать положений, которые законом не предусмотрены.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.

Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

  • организационные;
  • правовые;
  • технические;
  • социальные;
  • реабилитационные;
  • профилактические.

В Положении об охране труда указываются:

  • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
  • ответственный сотрудник за обеспечение ОТ на предприятии, его обязанности и порядок работы;
  • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
  • права работников в сфере ОТ;
  • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
  • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
  • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
  • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

О том, как составляется инструкция по ОТ, читайте в этой статье.

Работодатель может указать в Положении и затем ежегодно реализовывать любые мероприятия, улучшающие условия труда работников. Но к расходам для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно будет отнести лишь те, которые упомянуты в Типовом перечне мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению профрисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.

Разработка Положения по охране труда на предприятии может быть поручена компетентному специалисту, например, инженеру по ОТ, а может разрабатываться и коллегиально. Коллективная подготовка данного локального нормативного акта поможет избежать возникновения возможных претензий со стороны сразу нескольких контролирующих органов.

Обоснования данного мнения следующие:

  • сотрудники, ответственные за ведение кадрового учета, смогут четко прописать права и обязанности работодателя и сотрудников;
  • юристы определят ответственность за невыполнение прописанных в Положении условий, а также как лучше контролировать их выполнение;
  • специалисты по ОТ смогут предусмотреть все нюансы, на которые обращают внимание инспекторы по труду при проведении проверки предприятия;
  • бухгалтер определит, все ли из указанных мероприятий в Положении можно будет отнести к расходам предприятия или они будут покрываться за счет чистой прибыли компании.

На каждом предприятии может быть организован свой порядок составления Положения по ОТ. Утверждение этого документа тоже может происходить различными способами:

  • для утверждения Положения издается приказ;
  • Положение утверждается путем проставления грифа «Утверждаю» в верхней правой части документа, под которым ставятся подпись (с расшифровкой) руководителя и дата.
Это интересно:  Выбираем оборудование для производства сухих строительных смесей: что нужно учесть 2019 год

Положение по ОТ утверждается руководителем предприятия. При утверждении в Положении может указываться дата начала действия локального нормативного акта. Однако обычно документ вступает в силу непосредственно с даты утверждения.

Все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с указанным Положением. Для фиксации этого факта может быть сформирована отдельная ведомость, в которой каждый ознакомившийся с содержанием документа ставит свою подпись и дату.

В процессе деятельности компании может появиться необходимость для внедрения новых мероприятий по ОТ. При этом Положение не нужно будет заново разрабатывать. О проведении новых мероприятий может быть издан соответствующий приказ, в котором кроме перечня мероприятий и обоснования их внедрения указывается, что они вводятся в дополнение к существующему Положению об ОТ.

Типовой локальный акт по ОТ на предприятии обычно имеет такую структуру:

  1. Общие положения — здесь излагается краткое содержание документа, разъясняются цели и задачи ОТ на предприятии.
  2. Обязанности работодателя, работников, ответственных за охрану труда лиц, службы ОТ (если она создана); права работников — в этом разделе подробно раскрываются обязанности/права каждого из участников данных правоотношений, перечисляются все ответственные лица.
  3. Мероприятия по обеспечению нормальных и безопасных условий труда и порядок их финансирования — здесь надлежит подробно, по пунктам перечислить все мероприятия, которые предполагается проводить на предприятии в рамках ОТ.
  4. Ответственность за несоблюдение условий по обеспечению ОТ на предприятии — в этом разделе должны быть перечислены возможные санкции, которые будут накладываться на виновное в нарушении нормативов по ОТ лицо.
  5. Порядок расследования несчастных случаев на рабочем месте.
  6. Приложения — это дополнения к Положению, в которых могут быть подробно описаны действия по оказанию помощи при несчастном случае на производстве, состав медаптечки неотложной помощи, инструкции по работе с оборудованием и т. д.

О действиях работодателя, обязательных при несчастном случае с работником, читайте в материале «Ст. 228 ТК РФ: вопросы и ответы».

На всех предприятиях с целью охраны и улучшения условий труда, а также для снижения профрисков ежегодно реализуется ряд мероприятий.

Типовой перечень таких связанных с ОТ мероприятий содержится в приказе № 181н:

  • спецоценка уровня профриска и условий труда;
  • улучшение трудовых условий, в т. ч. после проведения их специальной оценки;
  • автоматизация производственных и технологических процессов;
  • установка (включая расходы по приобретению) сигнализации на случай поломки оборудования, возникновения аварийных ситуаций;
  • защита элементов технологического оборудования от повреждений, причиненных разлетающимися частицами/предметами, при воздействии движущих частей;
  • модернизация защитных средств от вредного воздействия;
  • покраска оборудования или опасных элементов в яркие сигнальные цвета;
  • автоматизация контроля за уровнем вредных веществ в воздухе или иных опасных факторов на производстве;
  • внедрение техустройств по защите от поражения электротоком;
  • установка предохранителей и сигнальных приспособлений для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования;
  • автоматизация техопераций, которые связаны с транспортировкой и хранением резервуаров с опасными жидкостями, используемыми в производстве;
  • автоматизация работ по транспортировке и складскому хранению сырья, производственных отходов;
  • автоматизация услуг по уборке помещений, обезвреживанию опасных производственных отходов, очистки воздуховодов, окон, светильников, фонарей и пр.;
  • модернизация техоборудования, используемого для снижения процента содержания вредных примесей в воздухе, уменьшения вибраций, шума, излучений;
  • реконструкция и прокладка новых вентиляционных и отопительных систем в рабочих помещениях;
  • наладка освещения, соответствующего действующим нормам безопасности;
  • обустройство мест для отдыха персонала, реконструкция бытовок;
  • обеспечение автоматизированной подачи питьевой воды в рабочих помещениях;
  • обеспечение работников защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты (речь идет о тех сотрудниках, которые трудятся в опасных условиях или подвергаются в процессе работы вредному воздействию);
  • обеспечение хранения защитных средств и уход за ними;
  • обеспечение сотрудников тренажерами, наглядными материалами, необходимой для работы литературой, приобретение стендов, компьютеризация кабинетов;
  • обеспечение проведения инструктажа/обучения, проверки имеющихся у сотрудников знаний по ОТ;
  • обучение работников, чтобы те смогли оказать первую медпомощь на производстве пострадавшим сотрудникам;
  • обучение сотрудников, связанных с работой опасных объектов;
  • проведение периодических/обязательных медосмотров;
  • оборудование кабинетов/санитарных постов для оказания медпомощи;
  • обустройство тоннелей, переходов, тротуаров на территории предприятия для обеспечения безопасности передвижения;
  • внедрение мероприятий по контролю за производством;
  • тиражирование инструкций по ОТ;
  • перестановка промоборудования, переорганизация рабочих мест для создания безопасных условий труда;
  • обустройство тренировочных полигонов;
  • развитие физкультуры в трудовом коллективе.

При обучении сотрудников нормам ОТ можно воспользоваться специально разработанной программой. Подробнее о ней – в нашей статье «Типовая программа обучения охране труда — образец».

Положение по организации работы по ОТ обязательно должно включать кроме общих положений еще и перечень основных по направленности работ по ОТ, а также порядок распределения обязанностей между сотрудниками для обеспечения безопасности на работе. В этом случае напротив каждого из наименований работ по ОТ необходимо указывать ответственное за исполнение мероприятия лицо, а также вовлеченных участников в сфере ОТ по направлениям.

Например, руководитель отвечает за общее руководство всеми техпроцессами, а также за состояние ОТ на предприятии. Директор также отвечает за проведение расследования при возникновении несчастных случаев; контролирует соблюдение законодательных норм и правил по ОТ; обеспечивает страхование сотрудников от профзаболеваний, временной нетрудоспособности и пр.

Кроме того, в данном положении указывается лицо, ответственное за обеспечение ОТ на предприятии. Прописывается порядок создания отдела (службы) по ОТ, алгоритм прохождения инструктажа по основам ОТ. В данном локальном акте обязательно следует прописать, каким образом и кем проводится анализ состояния трудовых условий. Следует описать, как будут осуществляться мероприятия по улучшению условий труда.

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

Состояние условий и безопасности труда считается предметом повышенного внимания государства и общества в любой цивилизованной стране. Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Кроме того, впервые в истории России основным законом страны — Конституцией — признается приоритет международного права над национальным. В этом усматривается формирование и укрепление цивилизованных отношений, в том числе и в сфере трудовой деятельности. Конвенции и Рекомендации Международной организации труда (в т. ч. ратифицированные Россией), Европейская социальная хартия в сфере регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на работе, становятся ориентирами в достижении безопасной организации труда.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступивший в силу с 6 октября 2006 г., — законодательный акт, направленный на совершенствование действующего с 2002 г. Трудового кодекса РФ.

В числе решаемых принятым Законом задач можно выделить:

· отмену устаревших нормативных правовых актов и отдельных норм и положений трудового законодательства;

· уточнение ключевых понятий и приведение в соответствие с принятыми после 2002 г. федеральными законами терминологии и редакции положений и норм ТК РФ;

· совершенствование правовых механизмов регулирования отдельных направлений социально-трудовых отношений посредством социального диалога (охраны труда, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере малого бизнеса, расширения полномочий комиссий социального партнерства и др.);

· введение ряда федеральных законов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, действовавших до настоящего времени самостоятельно.

Внесено 650 поправок, 300 статей ТК РФ претерпели изменения, ряд статей признаны утратившими силу, 13 статей внесены дополнительно. Многие из новых статей (например, ст. 229.1, 229.2, 229.3) составлены с учетом норм, содержащихся в ст. 230 и других базовой редакции ТК РФ.

Из изменений и дополнений необходимо отметить следующее.

В ст. 96, 117, 219, 225 ТК РФ и др. указано, что установление нормативов в области охраны труда должно осуществляться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» нормы и положения ст. 215 ТК РФ «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда» существенных изменений не претерпели. Название статьи дополнено (после слова «продукции» — словами «государственным нормативным». Изменилась структура статьи: последняя часть прежней редакции «Машины, механизмы и другое производственное оборудование. » стала первой, а остальные части изложены в несколько уточненной редакции.

В ст. 226 ТК РФ увеличен норматив минимума средств, предусматриваемых работодателями (за исключением государственных унитарных и федеральных учреждений) на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, с 0,l до 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). На практике во многих организациях этот норматив и так нередко намного перекрывается. Однако законодатель счел возможным установить в некотором роде щадящий норматив минимума, который с укреплением экономического положения организации может быть пересмотрен в сторону увеличения, хотя и сегодня работодатель вправе самостоятельно (по возможности) выделять значительно больше средств на нужды охраны труда, в том числе на улучшение обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ), что для обеспечения безопасности труда имеет важное значение.

ПРИМЕНЕНИЕ РАБОТНИКАМИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Хотелось бы остановиться на отдельных позициях ТК РФ, которые имеют непосредственное отношение к законодательному регулированию ситуации по применению работниками СИЗ.

Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Признание понятия «средства индивидуальной и коллективной защиты» имеет важное юридическое и практическое значение, поскольку оно составляющей частью войдет во все государственные нормативные требования охраны труда, позволит обеспечить его юридическое толкование в правоприменительной практике.

В ст. 212 обновленного ТК РФ в числе основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусматривается необходимость применения сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретения и выдачи за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В свою очередь работник в соответствии со ст. 214 ТК РФ обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Статья 221 ТК РФ посвящена законодательному регулированию обеспечения работников СИЗ. Она, в частности, предусматривает: «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Это интересно:  Как заработать на рассаде? Выращивание рассады на продажу. Выращивание роз как бизнес 2019 год

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену».

Следует отметить, что приказом Минздравсоцразвития России от 6 мая 2006 г. № 345 предусмотрено разработать Концепцию технического задания и Федерального закона «Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» и утвержден План проведения научно-исследовательских работ по охране труда.

В Плане предусмотрен целый ряд исследовательских работ, связанных с нормативным регулированием процедур применения и выдачи работникам СИЗ.

Так, предусмотрена разработка новой редакции Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ с целью практической реализации требований, предусмотренных новой редакцией ТК РФ.

В плане намечена также разработка национальных стандартов по охране труда, ряд которых касается СИЗ.

В настоящее время разработан проект технического регламента на СИЗ, который устанавливает требования к средствам индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов производства:

· высоких и низких температур;

· тепловых излучений, открытого пламени и нагретых предметов;

· неионизирующих электромагнитных полей, излучений и электрического тока и др.

Проект данного технического регламента разработан с ориентацией на работников всех отраслей экономики и в этой связи представляет интерес для широкого круга специалистов и руководителей предприятий.

На законодательном уровне установлена обязательная квота в части создания службы охраны труда в зависимости от численности работников. Теперь такая служба должна создаваться при численности работников более 50 чел., а не 100, как было ранее.

Из утратившего силу Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» введена новая ст. 216.1 «Государственная экспертиза условий труда», которая не была предусмотрена в ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

· качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

· правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

· соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

· фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРAНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Следует отметить, что с 2002 г. в стране действует система сертификации работ по охрaне труда в организациях (ССОТ), которая способствует реализации государственной социальной политики по обеспечению работникам безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством.

Для активизации работ по охране труда в ежегодный перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов включена частичная оплата расходов на аттестацию рабочих мест по условиям труда, а также сертификацию работ по охране труда. Организации имеют право по согласованию с Фондом социального страхования РФ использовать до 20 % средств на эти цели.

В настоящее время сформирована инфраструктура ССОТ как на федеральном, так и региональном уровне, работает Совет системы ССОТ и группа инспекционного контроля.

С апреля 2005 г. центральный орган ССОТ (ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда», правопреемник ФГУ «Всероссийский центр охраны труда» Росздрава) осуществляет контроль за деятельностью органов сертификации и испытательных лабораторий.

При проведении контроля рассматриваются:

· программа сертификации работ по охране труда в организациях;

· процедура проведения сертификации работ по охране труда;

· перечень законодательных и нормативных актов по охране труда, на основе которых орган по сертификации проводит сертификацию работ по охране труда в организациях;

· организации-держатели сертификатов безопасности.

По результатам контроля отмечены характерные недостатки:

· работа по аттестации рабочих мест по условиям труда и оформление результатов ведутся без учета отраслевых требований;

· не проводится расчет доплат за работу во вредных условиях труда;

· не указывается периодичность медосмотров;

· неверно оценивается микроклимат на открытой территории;

· в протоколах измерений и картах аттестации применяются нормы отмененного СанПиН 2.2.4.542-96;

· в рекомендации по использованию труда женщин и подростков не делается ссылка на нормативный документ;

· номер и код рабочего места присваиваются не в соответствии с требованиями постановления Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12;

· приводится неполный перечень вредных факторов, имеющихся на оцениваемых рабочих местах;

· время воздействия производственных факторов проставляется в процентах;

· в протоколах по травмобезопасности не указываются разделы и пункты требований нормативной документации, согласно которой проводится оценка. Выводы по оценке травмобезопасности оформлены не в соответствии с требованиями МУ ОТ РМ 02-99;

· в журнале учета выдачи средств измерений записи делаются нерегулярно.

В ходе контроля проводится выборочная проверка работы служб охраны труда по обучению работников охране труда, обеспечению СИЗ, проведению медицинских осмотров. Установлено, что в ряде случаев инструкции по охране труда для работников не соответствуют требованиям постановления Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. В личных карточках учета выдачи СИЗ не заполняется графа сведений о сертификате соответствия.

Усматривается, что действующий Порядок проведения аттестации, принятый в 1997 г., некорректен применительно к ряду видов экономической деятельности вследствие отсутствия в нем отраслевых методик. Это резко снижает эффективность результатов и, следовательно, обесценивает значимость самого процесса аттестации.

Для совершенствования работы необходимо на основе действующего Положения (в целях сохранения наработанной практики проведения аттестации) разработать и принять новое Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, отвечающее требованиям действующего законодательства.

Фонду социального страхования РФ целесообразно внести дополнения в методику расчета скидок и надбавок по страховым тарифам, учитывающие установление скидки страхового тарифа не менее 30 % предприятиям, имеющим сертификат соответствия работ по охране труда, а также ходатайствовать перед Росстатом о введении в форму № 1-т (условия труда) показателя, отражающего количество рабочих мест в организации, в том числе, там, где проведена аттестация по условиям труда.

Для дальнейшего развития аттестационного процесса необходимо компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда производить с учетом результатов аттестации рабочих мест. На предприятиях, где ведется реконструкция, техническое переоснащение, изменяется организация и технология производства, улучшаются условия труда, но до сих пор действуют отраслевые перечни работ по предоставлению компенсаций за условия труда, утвержденные еще Советом Министров СССР, что совершенно не стимулирует работодателей к улучшению условий труда.

До настоящего времени закон о досрочных профессиональных пенсиях, основанный на принципах государственного обязательного социального страхования, в котором тариф страхового взноса будет увязан с уровнем профессионального риска, не принят. Необходимо также законодательно ограничить стаж работы во вредных условиях труда с учетом рекомендаций органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Для сохранения здоровья работающих необходимо совершенствовать методы комплексной оценки профессионального риска (по состоянию факторов производственной среды, трудового процесса и медицинских признаков нарушения здоровья работающих), а также определить перечень типовых рабочих мест по основным профессиональным группам с повышенным уровнем профессионального риска; сформировать службу экспертов по профессиональным рискам, обеспечивающих для страховщика оценку типовых (и нетиповых) рисков и разработку рекомендаций по снижению уровней риска, оптимальному распределению степени их воздействия во времени (прогнозные оценки наступления рисков).

Следует создать нормативную правовую базу, определяющую схему взаимодействия профпатологических служб, лечебно-профилактических организаций, территориальных органов федерального надзора и служб управления охраной труда в субъекте. Также необходимо ускорить переход от группового регулирования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по ОКВЭД) к установлению класса профессионального риска с использованием результатов сертификации работ по охране труда.

В разрабатываемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда целесообразно отразить:

· данные промышленно-санитарных лабораторий организаций и органов Роспотребнадзора, проводящих текущий контроль производственной среды и аккредитованных в установленном порядке, следует использовать для целей аттестации, что позволит сократить объем и стоимость исследований;

· обязательное представление организациями материалов о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на государственную экспертизу условий труда для проверки ее качества в органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

Основная проблема развития аттестации рабочих мест по условиям труда — непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. Поэтому необходимо законодательно определить сроки проведения аттестации, так как во многих случаях работодатель только издает приказ о начале этой работы.

Следует отметить, что ст. 219 «Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены» дополнена ч. 13, которая регулирует порядок установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и их отмену. При этом ключевым признается механизм коллективно-договорного регулирования, а размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом повышаются роль и значимость результатов аттестации рабочих мест на соответствие установленным нормам.

Ряд иных поправок, изменений и дополнений, внесенных в ТК РФ, носят уточняющий редакцию характер.

Включены дополнительно ст. 228.1 «Порядок извещения о несчастных случаях», 229.1 «Сроки расследования несчастных случаев», 229.2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев», 229.3 «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», 230.1 «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве», которые регулируют и уточняют процедуру расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Статья написана по материалам сайтов: www.grandars.ru, kadriruem.ru, nalog-nalog.ru, www.profiz.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий