Принудительный труд возвращается? 2019 год

Новая редакция Ст. 4 ТК РФ

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

В статье 4 Трудового кодекса РФ запрещено еще одно негативное явление в трудовых отношениях — принудительный труд.

Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч. в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе, в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс РФ к принудительным работам также относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, а также с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Статья 4 Трудового кодекса РФ также содержит определение работ, которые к принудительному труду не относятся. Это:

1) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

4) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ 1998 г. (см. комментарий к ст. 10). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье Трудового кодекса тоже следует расценивать как показатель его особой значимости, которую законодатель счел необходимым подчеркнуть таким образом.

Кроме того, в правовой системе России запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона О занятости населения в Российской Федерации».

2. Определение принудительного труда в соответствии с ч. 2 ст. 4 ТК РФ основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29, в которой сказано, что термин «принудительный, или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от определения, приведенного в ч. 2 ст. 4 ТК, Конвенция N 29 как в самом названии, так и в содержании говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако никакого самостоятельного значения в термин «обязательный труд» в сравнении с термином «принудительный труд» данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они фактически используются как синонимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним из этих терминов — «принудительный труд».

Вместе с тем характеристика принудительного, или обязательного, труда, данная Конвенцией N 29, содержит не один, как в ч. 2 ст. 4 ТК, а два признака. Помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), Конвенция N 29 относит к числу признаков принудительного, или обязательного, труда также факт отсутствия добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство свидетельствует не о нарушении российским законом положений Конвенции N 29, а о более жестком подходе к вопросу квалификации конкретного труда в качестве принудительного. Если по нормам международного трудового права для этого требуется одновременное наличие двух признаков, то по российскому законодательству достаточно одного в виде угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 приводит его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, данным в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. В этом аспекте российское законодательство о запрете принудительного труда полностью соответствует нормам международного трудового права.

3. Часть 3 ст. 4 ТК РФ не имеет аналогов в международном трудовом праве и по сути расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. Отечественный законодатель предпринял весьма нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Так, согласно ч. 3 ст. 4 разновидностью принудительного труда признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении. Поскольку же принудительный труд запрещен, то работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе отказаться от выполнения работы, не оплачиваемой надлежащим образом, до возобновления надлежащей оплаты труда (см. ст. 142 и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Аналогичным образом обстоит дело и со второй разновидностью принудительного труда, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК РФ. В данном случае работник также вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей вне зависимости от причин, приведших к отсутствию у него средств коллективной или индивидуальной защиты либо породивших угрозу его жизни или здоровью.

По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты основного трудового права на получение оплачиваемой и безопасной работы. Совершенно очевидно, что возможность воспользоваться данным способом защиты нарушенного права возникает с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда.

Однако практическое применение этого способа защиты наталкивается на два препятствия, которые создали ст. ст. 142 и 379 ТК РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 142 у работника возникает право приостановить работу не с первого, а лишь с 15 дня задержки заработной платы. В то же время отсутствие выплаты заработной платы при продолжении работником выполнения работы в течение 15 дней, предшествующих появлению у него права на приостановление работы, должно в соответствии с ч. 3 ст. 4 ТК, причем совершенно определенно, признаваться принудительным трудом, который запрещен. Таким образом, не предоставляя работнику права приостановить неоплачиваемую работу до истечения 15-дневного срока задержки выплаты заработной платы, ч. 2 ст. 142 тем самым разрешает 15-дневное применение принудительного труда в той форме, которая прямо запрещена ч. 3 ст. 4. Разумеется, это нонсенс, от воспроизведения которого практика применения трудового законодательства должна избавляться. Путь в данном случае только один — признание юридического верховенства за международными актами, запрещающими применение принудительного труда. В системе российского трудового законодательства это юридическое верховенство принадлежит ст. 4 ТК, запрещающей любой принудительный труд, в том числе в виде работы без надлежащей оплаты.

Это интересно:  Свой бизнес: производство заборов. Технология и оборудование для производства заборов из бетона 2019 год

4. Часть 4 ст. 4 ТК РФ содержит перечень видов работ, не признаваемых разновидностями принудительного труда. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, содержащимся в ст. 2 Конвенции МОТ N 29. Однако необходимо учитывать, что перечень, содержащийся в Конвенции, сформулирован более широко, нежели перечень, приводимый ст. 4, поскольку в него дополнительно к ст. 4 включается:

всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в Трудовом кодексе формулировок этих исключений из видов принудительного труда, они сохраняют и в отношении нашей страны правовую силу, которая вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом, в частности, не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением административных и уголовных наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Каждый гражданин РФ имеет право на труд, но не обязан работать под давлением руководства. Никто не должен выполнять трудовые обязательства против своего желания. Российское законодательство запрещает подневольный, обязательный труд и встает на защиту рабочего населения страны, подвергающегося принуждению к труду со стороны нанимателей. Но всё-таки споры возникают, поскольку под определение вынужденной труженической деятельности попадают ситуации, с которыми люди порой сталкиваются на производстве. Рассмотрим, что такое обязательный труд и что грозит работодателю за принуждение к нему своих подчиненных.

Работа, которую человек выполняет под угрозой оказания насильственного воздействия, называется принудительным трудом. Иными словами, это трудовая деятельность, на которую гражданин не давал согласия по собственной воле. А такие задачи, которые заставляют выполнять против воли человека, запрещаются Конституцией и Трудовым Кодексом РФ.

Законодатель выделяет 2 критерия подневольного труда.

  1. Отсутствие добровольного предложения услуг работником.
  2. Наличие наказания: лишение прав и льгот, физическое воздействие за отказ выполнить задание.

В качестве примера вынужденного труда можно привести принуждение к сверхурочным работам. Зачастую этот процесс сопровождается изъятием удостоверяющих личность бумаг у сотрудников. В соответствии с ТК РФ, существуют отдельные виды обязательного труда, в перечень которых входит такая работа, как:

  • мера возмездия за участие в стачке;
  • средство вовлечения и эксплуатации рабочей силы в целях хозяйственного развития;
  • способ поддержания дисциплины труда;
  • мера национального или расового ограничения прав человека;
  • расплата за мировоззренческие или политические убеждения.

Согласно № 90-ФЗ от 30 июня 2006 года выделяются конкретные категории с формами подневольного труда. Это может быть задержка зарплаты или ее части, принудительное выполнение жизнеопасной работы без соблюдения правил техники безопасности. Но на этом список незаконного взаимодействия сторон не исчерпывается, поскольку каждый случай вынужденного труда является индивидуальным. Как пример, ведение работ с нарушением условий договора и без отметки о деятельности в трудовой книжке работника.

Принуждение военнослужащих к выполнению обязательств за рамками военной службы; похищение людей для осуществления рабского труда; сексуальное рабство; привлечение заключенных к труду, несвойственному деятельности в местах отбывания наказания; принуждение к работе за рамками должностной инструкции под угрозой причинения вреда здоровью или жизни, – всё это формы обязательного труда. Пример: ситуация, когда директор не подписывает увольнительное заявление сотрудника. Так он принуждает человека к труду под угрозой увольнения по статье. И тем самым руководитель нарушает закон.

Принудить к вынужденным работам можно не только путем насилия или ограничения свободы, но и посредствам применения косвенных средств. К ним относятся денежные штрафы, угроза увольнения, изъятие паспорта, перевод на работу с худшими условиями и т. д.

Отличить обязательный труд от добровольной деятельности можно по таким признакам, как зависимость от нанимателя, долговая кабала, психологическое или телесное насилие, ограничение человеческой свободы, отсутствие договора и соцгарантий, принудительные отработки, неправомерные ограничения в оплате. Бывают и случаи, когда зарплату выдают не деньгами, а в натуральном виде – к примеру, продуктами.

Запрещение обязательного труда регулируется ст. 4 ТК РФ и относится к конституционным положениям. Это означает, что каждый человек вправе выбирать род занятий и не обязан выполнять какую-либо работу под угрозой наказания. Сотрудник любой организации может уволиться по собственному желанию, когда сочтет это нужным. При этом руководитель не имеет права его задерживать более чем на 14 календарных дней.

Трудовое законодательство предусматривает и такие обстоятельства, которые ограничивают права трудящихся и одновременно не расцениваются как ограничение. Такие обстоятельства допускаются, как правило, для защиты граждан. Это может быть профотбор или медосвидетельствование.

Согласно ст. 87 Конституции РФ насильственным трудом не считается работа, которая выполняется по приказу Президента в условиях военного положения. В этом случае привлечение населения к работам необходимо для обороны страны, когда противник проявляет агрессию и угрожает враждебными действиями в отношении России.

Бывают случаи, когда обстоятельства вынуждают нанимателей заставлять подчиненных выполнять работу, которая может считаться обязательной, но таковой не является.

К принудительным работам не относится труд, выполняемый:

  • во время стихийных бедствий – к примеру, наводнений или других экстренных обстоятельств;
  • в связи с воинскими обязательствами и воинской службой;
  • по приговору суда в качестве наказания, отбываемого под надзором госорганов.

К задачам, которые утверждаются в судебном порядке, относятся исправительные работы и выполнение заключенными обязательных трудовых функций. Система обязательного труда в местах, где преступники отбывают наказание, абсолютно законна и применяется ко всем осужденным – независимо от состояния их здоровья, возраста и других особенностей. Привлечение заключенных к работам требуется для благоустройства исправительного учреждения, что не приравнивается к незаконной деятельности. По сути, это общественно полезный труд, который положительно сказывается на исправлении осужденных.

Работодатели зачастую пользуются безвыходным положением граждан во время кризисной ситуации в стране. В период финансового кризиса гражданам не хватает денег, поэтому они вынуждены ездить на заработки в другие регионы России. Ради достойной заработной платы люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного. Недобросовестные наниматели также используют труд мигрантов, которые из-за нестабильного положения в родной стране приезжают на заработки в Россию. Руководители нарушают требования охраны труда, не выплачивают обещанную сумму и т. д.

По ст. 37 Конституции РФ все имеют право на выполнение трудовых обязательств в условиях, которые отвечают требованиям безопасности. Каждый работник может рассчитывать на вознаграждение без ограничения прав. При этом уровень оплаты не должен быть ниже МРОТ – минимального размера оплаты труда. В противном случае это будет считаться эксплуатацией сотрудников предприятия, принуждением к труженической деятельности. Несоблюдение графиков ежегодных отпусков, принудительные сверхурочные работы и другие нарушения условий трудового соглашения влекут ответственность нанимателя. Лица, которых начальство подвергает эксплуатации, могут обратиться в судебную инстанцию или трудовую инспекцию в целях возмещения ущерба.

Что может грозить работодателю за привлечение к обязательному труду

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 948 раз

The article examines the question of forced labor, of forced labor and its legal regulation at the national and international levels, as well as the relationship between the concepts «slavery» and «forced labor».

Keywords: forced labor, the ILO Convention, the prohibition of forced labor, slavery, nonpayment of wages, refusal to work, slavery

«Зачатки» кабальных отношений были заложены ещё в Древней Руси.К числу причин данного явления можно отнести социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения. С 1497 года по 1767 г. проходило закрепощение крестьян. Более трехсот лет множество людей на всей территории нашей страны жили под гнетом принудительного труда. И только в 1861 году Манифестом Александра II было отменено крепостное право.

Существование принудительного труда, является одной из самых сложнейших и важных проблем на сегодняшний день. В XXI веке запрещение и ликвидация принуждения к труду не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой способов противодействия против эксплуатации человека человеком. Однако, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной.

Это интересно:  Работы исправительные, их особенности. Обязательные исправительные и принудительные работы 2019 год

С принятием ТрудовогокодексаРоссийской Федерации существенно изменились положения, регулирующие трудовые отношения, а также способы разрешения возникающих при этом разногласий и споров. Впервые в нормах трудового законодательства Российской Федерации запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст.4) принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

− в целях поддержания трудовой дисциплины;

− в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

− в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

− в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

− в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

При этом, принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Определение принудительного труда в ТК РФ соответствует определению, данному в Конвенции МОТ № 29 1 (далее — Конвенция № 29), в которой сказано, что «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Российское законодательство использует только один их двух терминов, обозначенных в данной Конвенции: принудительный труд. Кроме того, в Конвенции указано наличие совокупности двух условий принудительного или обязательного труда: работа (служба) под угрозой какого-либо наказания и работа (служба) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с ТК РФ для признания труда принудительным, достаточно только одного условия: угроза наказания.

В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами работник имеет право отказаться от работы не только в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты), но и при нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Таким образом, не только невыплата заработной платы, но и частичная ее невыплата, считаются принудительным трудом. Отказ от работы относится к случаям самозащиты работником своих прав.

В Конвенции МОТ имеется перечень (виды) работ, которые не считаются принудительным или обязательным трудом. Данный перечень не совпадает с перечнем в ст.4 ТК РФ. В Конвенции он содержит 5 видов, а в ст.4 ТК РФ — 4 вида. В ТК РФ не предусмотрены следующие виды труда, которые относятся к исключениям, т. е. допускаются, не смотря на принудительный характер: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера. Хотя эти виды работ не указаны в ТК РФ (ст.4), но они имеют юридическую силу для нашей страны, потому что Конвенция МОТ ратифицирована.

Другая Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 2 (далее — Конвенция № 105) указывает на обязанности членов МОТ «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

  1. в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  2. в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  3. в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
  4. в качестве средства наказания за участие в забастовках;
  5. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания». Конвенция № 105 ратифицирована Россией.

Ученые отмечают 3, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Обращает на себя внимание тот факт, что проходит значительный промежуток времени между принятием Конвенции и ее ратификацией Россией. Так, Конвенция № 29 была принята МОТ 28 июня 1930г., ратифицирована СССР и вступила в силу для СССР с 23 июня 1957 г. 4, а Конвенция № 105 была принята МОТ 25 июня 1957 г., а ратифицирована Россией 23.03.1998 г. 5

Если говорить о причинах появления и распространения принудительного труда в России, то можно выделить две основные причины.

Одна из причин — это экономический кризис в стране. Если раньше россиянам хватало заработка, то теперь, в период кризиса, им приходится ездить на заработки в другие части страны. За «большими деньгами» люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного.

Вторая причина- международные конфликты и нестабильность в ряде стран СНГ из-за чего большое количество трудовых мигрантов едет в Россию, не зная трудового российского законодательства и русского языка. Недобросовестные работодателя используют их труд без выплаты соответствующей зарплаты, нарушая требования охраны труда и т. д.

Можно выделить ряд признаков, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:

− долговая кабала, зависимость, различные виды отработок (жилья, билетов, еды и т. п.),

− невозможность выбирать условия труда,

− труд под угрозой, в том числе угрозой жизни,

− несвобода покинуть работодателя, поменять место работы,

− отсутствие собственной воли на выполнение труда,

− принуждение к каким-либо дополнительным услугам,

− незаконные ограничения в оплате (невыплата, недоплата, задержки, ее отсутствие),

− выплата зарплаты полностью в натуральной/не денежной форме (например, продуктами).

В настоящее время законодательство РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за привлечение к принудительному труду. В ст. 25 Конвенции МОТ № 29 указано, что незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду должно преследоваться в уголовном порядке. Тем не менее, в УК РФ нет специальной статьи, содержащей уголовную ответственность за привлечение к принудительному труду, а ст. 127.2 УК РФ об уголовных санкциях за использование рабского труда не предусматривает принудительный труд

В соответствии с ч.1 ст. 127.2 УК РФ, рабство — использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Надо отметить, что сам термин «рабство» в статье не упоминается.

Правозащитники международной организации The Walk Free Foundation насчитали 1 млн 48,5 тыс. рабов в России — это 0,73 % от общей численности населения страны 6.

На сегодняшний день Россия занимает седьмое место из 167 государств по совокупному числу рабов, соседствуя с такими государствами, как КНДР и Нигерия.

В 2013 году Россия заняла 49-е место в рейтинге мирового рабства Global Slavery Index. На тот момент в нашей стране, по оценкам экспертов, насчитывалось до 540 тыс. человек, которых можно назвать «рабами». Всего же на тот момент в мире насчитывалось 29,8 млн человек, живущих в условиях рабства.

Если верить вышеуказанному источнику то, за три года в России, число рабов увеличилось практически в полтора-два раза.

По данным рейтинга, в России в настоящее время более 1 млн рабов (1 млн 48 тыс. 500 человек). По абсолютному числу рабов Россия занимает седьмое место: между Северной Кореей (1,1 млн) и Нигерией (875 тыс.). Однако доля рабов в общем населении страны относительно небольшая — по этому показателю Россия находится на 16-м месте 6.

На наш взгляд, следует отличать понятие «рабства» и «принудительного труда». Рабство тесно связано с понятием собственности, когда человек приравнивается в своем правовом положении к вещи, а принудительный труд (его запрет) относятся к сфере трудовых правоотношений.

В настоящее время можно отметить следующие незаконные формы принудительного труда:

− привлечение к труду курсантов, военнослужащих срочной службы, когда это не связано с несением военной службы и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;

Это интересно:  Личные качества в резюме: примеры, личная характеристика, краткость и полнота информации 2019 год

− принуждение заключенных к труду, не связанному с задачами реабилитации и поддержания порядка в местах лишения свободы;

− невыплата или несвоевременная выплата заработной платы;

− привлечение к труду с нарушением правил охраны труда;

− привлечение к работе, не входящей в должностные обязанности, а также нарушение иных норм трудового законодательства под угрозой насилия или наказания (увольнения).

Данная классификация форм принудительного труда отражает все основные и наиболее традиционные формы принуждения человека к труду.

Адриановская Т. Л. отмечает 7, с. 118, что трудовое право не имеет в своем арсенале достаточного количества способов защиты трудовых прав. Юридическая ответственность наступает в случаях нарушений, и трудовое законодательство в рамках отрасли имеет только два способа защиты: материальная ответственность виновного лица и дисциплинарная ответственность. Правонарушения в некоторых случаях влекут серьезные последствия и требуют более серьезной ответственности.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России на сегодняшний день.

Трудовое законодательство о запрещении принудительном труде необходимо и оправдано. Система норм и юридических гарантий, устанавливающих ответственность за принудительный труд, способствует сокращению форм проявления принудительного труда и его устранения в целом. Но нормативное регулирование всегда будет отставать от возникающих на практике отношений в сфере труда. Поэтому принудительный труд будет существовать до тех пор, пока общество не осознает недопустимость его применения.

Они убирают дома в арабских странах, делают грязную работу на тайских рыболовных судах или собирают хлопок на полях в Узбекистане: крепостные, каторжане, рабы. Их много. По оценкам организации Walk Free Foundation, почти 36 миллионов человек во всем мире живут в рабстве. Эта организация стремится победить и искоренить кабальный труд, торговлю людьми и принудительные работы.

Но проблема приближается уже и к европейскому порогу. Ярким примером может быть Турция, где все большее число сирийских беженцев, в том числе и дети, работают в условиях полурабской эксплуатации. Многие не имеют официальных разрешений на работу, но по-прежнему вынуждены зарабатывать деньги, чтобы прокормить свои семьи. Они особенно уязвимы для эксплуатации. В Турции мигранты работают, в основном, на текстильных заводах и фруктовых фермах. Их зарплаты на 40 процентов ниже, чем у местных жителей. Поскольку родители получают так мало, часто детям также приходится зарабатывать деньги, вместо того чтобы ходить в школу.

В отчаянии беженцы вынуждены полностью полагаться на прихоти и милость работодателя. Лишь небольшой шаг отделяет такую жизнь от принудительного каторжного труда.

21 миллион каторжан, $ 150 млрд прибыли

По оценкам Международной организации труда МОТ, во всем мире 21 миллион человек вынужден работать в каторжных условиях труда. Подавляющее большинство из них трудятся в частных компаниях. Год за годом они приносили своим хозяевам $ 150 млрд прибыли.

Существует большая опасность, что такой принудительный труд продолжит распространяться по всей Европе в качестве выгодной бизнес модели. Британская фирма Europas Verisk Maplecroft, занимающаяся анализом риска, писала об этом в своём недавнем докладе о правах человека. Миграционный кризис будет «наиболее важным стимулом для учащения случаев использования принудительного труда в регионе». Алекс Чанер, главный автор доклада говорит, что правительству следует как можно скорее уточнять статус мигрантов в принимающей стране, чтобы они не были вынуждены принимать участие в неформальной занятости. «Но масштабы кризиса настолько велики, что он уже довёл все государства до предела их возможностей. Вопрос, вероятно, будет довлеть над нами на протяжении всего года».

Бизнесом Verisk Maplecroft является анализ возможных экономических рисков. Для Чанера вопрос детского и принудительного труда, следовательно, является не только этической проблемой, но и угрозой для бизнеса тех европейских компаний, которые допускают возможность эксплуатации среди компаний своих поставщиков. «Для репутации любой компании это является большим вызовом. Она будет вынуждена должным образом отреагировать на эту проблему».

То, что вопросы прав человека снова становятся проблемой в цивилизованной Европе это только один аспект дела. Теперь корпорации больше не могут игнорировать нарушения прав человека в других местах. Цепочки поставок фирм многоступенчаты и очень разветвлены. Хотя многие компании знают достаточно подробно об условиях труда и производства на предприятиях их прямых поставщиков, но вряд ли их сильно волнует то, что происходит дальше вниз по цепочке.

Компании должны контролировать цепочки своих поставок до самого конца

Таким образом, им больше не удастся избежать ответственности, говорит Чанер. Общественность будет критически следить за процессом, а в некоторых отраслях, таких как горнодобывающая промышленность, полная прозрачность цепочки поставок все больше и больше контролируется законом. Таким образом, возрастает давление на компании. «Ожидается, что будет введена ответственность компаний за учет всех условий труда и рабочих отношений по всей цепочке до самого источника», − говорит Чанер. Это касается, например, электроники и автомобильной промышленности. Эти отрасли нуждаются в больших количествах олова, вольфрама и тантала, но в основных странах-экспортерах этих ресурсов детский и принудительный труд является обычным явлением, говорит представитель Verisk Maplecroft.

Многие компании не осведомлены о том, что творится у истоков их поставок, говорит Чанер. «Но теперь не достаточно просто сказать, я не знал о нарушениях прав человека в начале цепочки моих поставок». Последствия могут представлять для компаний серьезную угрозу: «Пострадает репутация бренда, потребители перестанут покупать их продукцию, а инвесторы со ссылкой на этические нарушения могут вывести свой капитал».

На первый взгляд кажется, что застраховаться от этого не так уж и сложно. Чанер говорит, что особенно важно, чтобы предприятия не поручали найм новых работников сомнительным посредникам, потому что их непомерные комиссионные часто приводили непосредственно к принудительному труду. Цепочку поставщиков будет легче контролировать с помощью особенно важных и надёжных поставщиков, занимающих ключевые позиции в международной торговой сети. А работников можно защитить от эксплуатации различными способами: путем выплаты такой заработной платы, на которую можно прожить. Следует информировать сотрудников об их правах, разрешать создание профсоюзов и давать им возможность юридически защитить себя и свои права. Нужно не только проводить выборочные проверки, как это делается сейчас, но и вести постоянный мониторинг трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками, например через смартфон.

«Процесс постоянного контроля никогда не прекратится»

На практике, однако, всё становится намного сложнее. Например, если компания разворачивает своё производство в зоне конфликта, чтобы добывать там природные ресурсы — или просто инвестирует в страны, где правители сами не очень-то заботятся о правах работников.

Для Алекса Чанера это не является достаточным основанием для того, чтобы позволить концернам сбросить с себя ответственность. «Они должны вести очень хорошую политику в области прав человека, с учетом определенных последствий своих действий. Например, они должны учитывать последствия своей коммерческой деятельности для деревень в окрестностях, или для земельных прав местных жителей. Они должны советоваться с соседями, неправительственными организациями и специалистами. На основе этого они должны обеспечить соблюдение прав человека. Необходимо предоставлять общественности все необходимые данные о своих операциях и, прежде всего, осознавать, что этот процесс постоянного контроля никогда не прекратится».

На данный момент, похоже, не слишком много компаний готовы взять на себя ответственность за всю цепочку своего производства. Об этом свидетельствует еще один доклад, который недавно опубликовала организация Facing Finance. В докладе Dirty Profits (грязные прибыли) организация Facing Finance описывает десятки случаев нарушений прав человека, коррупции, эксплуатации и ухудшения состояния окружающей среды во всем мире, за которые несут ответственность 20 глобальных корпораций. Среди прочих были названы ExxonMobil, Zara, Nestle, HeidelbergCement и Sanofi, а также некоторые фирмы, предоставляющие финансовые услуги, такие как Deutsche Bank и Allianz.

Facing Finance фокусируется на критике мира финансов. Но сам мир дельцов и корпораций редко и неохотно взваливает на себя ответственность за соблюдение минимальных стандартов. Из шести изученных банков, например, ни один не утрудился заняться расследованием и устранением принудительного труда среди своих деловых партнеров. Организация утверждает: все компании, а не только крупные, котирующийся на бирже концерны, должны по закону отвечать за последствия своих действий в области прав человека и окружающей среды.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, znayzakon.com, moluch.ru, obzor.press.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий