Признаки исполнительной власти. Признаки федеральных органов исполнительной власти 2019 год

Исполнительная власть, понятие и признаки которой будут рассмотрены далее, появилась совместно с возникновением государственности. Однако уже в первобытнообщинном строе просматриваются ее черты. Она проявлялась в качестве власти вожака и помощников над остальными. Основанием ее являлись мужество и сила. Далее рассмотрим, что сегодня представляет собой исполнительная власть: понятие, признаки, содержание этого явления.

Полностью признаки и функции исполнительной власти проявляются в государстве. Здесь она опирается на налоги, вооруженные силы, аппарат чиновников. Ранее на высшем уровне она была сконцентрирована в руках монархов. Тогда она выступала в качестве единственной госвласти, одновременно осуществлявшей правосудие, законотворчество. Развитие государства способствует резкому увеличению числа и размеров управляемых территорий, усилению разделения труда и прочим факторам становления гражданского общества. Государственной власти сегодня служат министры, губернаторы и иные административные деятели. Все они претворяют в жизнь важные решения, касающиеся жизни общества.

Признаки исполнительной власти РФ достаточно четко проявляются в тех задачах, которые стоят перед ней. Главными целями этого института выступают:

  • Обеспечение безопасности государства, общества и граждан.
  • Формирование условий, которые способствуют социальному благополучию и экономическому прогрессу.
  • Содействие в реализации гражданами и предприятиями своих свобод и прав; развитие политической, духовной, культурной, социально-экономической жизни.

Государственный административный аппарат самостоятельно обеспечивает безопасность в стране, защищает слабых, формирует систему опеки над гражданами. Ею же создаются условия, способствующие активности механизмов саморегуляции во всех областях социальной жизни.

Рассматриваемая категория государственной силы выступает в качестве инструмента защиты и сохранения интересов как общества в целом, так и его отдельных граждан в частности. Социум, формируя административную структуру, оплачивает ее содержание, исполняет ее требования. При этом общество рассчитывает, что активность системы будет результативной, то есть цели, которые поставлены перед ней, будут реализованы с наименьшими затратами и в оптимальный срок.

Для того чтобы стать эффективным инструментом, административный аппарат должен осуществлять свою деятельность разумно, используя данные ему полномочия и имеющиеся ресурсы наиболее рационально. Вместе с этим, выполняя свои задачи, она обязана соблюдать законность. В качестве основного принципа административной деятельности выступает именно целесообразность в рамках норм права. Чем последовательнее он будет реализовываться, тем активность будет эффективнее.

Сфера деятельности управленческого госаппарата выходит довольно далеко за его пределы. На основе нее формируются определенные группы соответствующих отношений исполнительной власти и:

  • Гражданина и общества.
  • Разнообразных и многочисленных объединений. В данном случае речь идет о политических партиях, общественных организациях и прочих образованиях, в составе которых находятся граждане, стремящиеся участвовать в политической и социальной жизни, общаться с коллегами по профессии, развивать разные инициативы и прочее. Это, в свою очередь, формирует одно из условий развития страны в целом.
  • Субъектов, задействованных в социальной, хозяйственной, правоохранительной, внешнеполитической сферах. Все эти области тем или иным образом оформлены и выражены в организационном плане. Так, существуют органы управления госимуществом, предприятиями и учреждениями, культурой, наукой, образованием, здравоохранением и проч. В иных сферах сформированы ведомства и министерства внутренних дел, обороны, безопасности, внешнеэкономических связей и другие.
  • Учреждений, предприятий и прочих организаций, не имеющих данных статусов. Государственный аппарат взаимодействует также и с рабочими коллективами указанных организаций.

Государственный аппарат управления обладает специфическими чертами. Основные признаки исполнительной власти отражают сущность и содержание этого института. Благодаря им данная структура имеет существенное отличие от прочих ветвей. Первым основным признаком исполнительной власти является ее вторичность. Она находится в подчиненном положении и зависит от вышестоящей структуры.

В качестве второго основного признака выступает организующий характер системы. Такая структура способствует налаживанию сложной сети социальных взаимодействий в общественной, культурной, экономической, административной и политической областях, а также в правоохранительной и созидательной сферах. Исполнительная власть сосредотачивает всю реальную работу по реализации на практике законов, нормативных актов высшего руководящего состава. Система переводит политические задачи в организационные. Административная структура должна объединять усилия, энергию граждан, уметь наводить и сохранять порядок как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Закон при этом выступает в качестве исключительно абстрактной нормы, посредством которой намечается поведенческая модель людей. Для реализации правового акта требуются контролирующие, координирующие и организующие государственные действия. Их выполняет административный аппарат, связанный отношениями с реальными жизненными явлениями и выполняющий задачи целенаправленного постоянного управления поведением людей, а через него – общественными процессами и имуществом.

Такие признаки исполнительной власти, как систематичность и непрерывность организации, характеризуют институт как структуру, проникающую во все сферы жизни. Административный аппарат организует непосредственную защиту страны, сохранение общественной и государственной безопасности. Эти признаки исполнительной власти проявляются и при управлении учреждениями и предприятиями, осуществлении руководства негосударственными компаниями (контроль, налогообложение, лицензирование, регистрация). Воздействие на поведение граждан при этом производится посредством норм. Универсальность и непрерывность как признаки органов исполнительной власти отмечаются в существующих методах влияния на людей. Речь, в частности, идет не только о привлечении к ответственности и пресечении, но и о таких средствах, как поощрение, убеждение, регистрация, договор и других.

В руках исполнительной власти сконцентрированы разные средства. В частности, это экономические, правовые, информационные, технические, организационные, идеологические ресурсы. В ней концентрируется фактическая государственная мощь. Только она, по сути, может наделять определенных субъектов правами, выделять им ресурсы. При этом, имея такие мощности, госаппарат непосредственно ими не пользуется: он не выпускает продукцию, не учит, не лечит. Признаки федеральных органов исполнительной власти проявляются в иной активности. Государственный аппарат распоряжается поведением людей, природными и прочими ресурсами с целью организовать производство, здравоохранение, образование, культурное, экономическое и иное развитие. Административная власть представляет собой исполнительно-распорядительный институт. В процессе реализации своих полномочий по велению вышестоящей структуры ею издается огромное число нормативных актов – распоряжений о наложении взысканий, призыве, приеме, выделении, поощрении и прочем.

Кроме приведенных выше, признаками исполнительной власти являются разветвленность и обширность структуры. В непосредственном ведении административного государственного аппарата находятся:

Признаки федеральных органов исполнительной власти, проявляющиеся в возможности применять организационные, физические и иные меры принуждения, не свойственны больше никакой государственной сфере. Административный аппарат использует их самостоятельно в рамках законности. Опора на силу, принудительность, наличие правовых и фактических возможностей для административного, внесудебного принуждения – важнейшие признаки исполнительной власти.

Приведенные выше признаки исполнительной власти – принудительность, универсальность, организующий характер – обуславливают ее форму. Она представлена в виде большой, единой, иерархически построенной государственной структуры. Известно, что ни судебная, ни законодательная ветви власти не имеют иерархии, подчинения нижестоящих элементов вышестоящим. Для осуществления непосредственной повседневной организации различных общественных связей, а также реальной реализации принуждения необходимо большое количество сотрудников. Число служащих, задействованных в государственном аппарате, во много раз больше, чем во всех прочих госорганах. Выполнение задач требует привлечения профессионалов и рационализации их работы. В качестве основной фигуры в администрации выступает чиновник. Как показывает мировой опыт, управленческий аппарат всегда стремится расширить сферу своего влияния, увеличить полномочия, количество служащих. Бесконтрольность в данном случае может повлечь за собой административный произвол, коррупцию, бюрократизацию общества. В связи с этим в процессе последовательной реализации на практике принципа властного разделения профессиональная иерархическая, организующая, универсальная система приобретает такие признаки, как подконтрольность и подзаконность.

Исполнительная власть выступает как вторичная относительно законодательных органов. Ими определяется административная структура, полномочия. Это положение распространяется даже на те случаи, когда чиновники избираются народным голосованием (губернатор, Президент и прочие). Законодательные органы уточняют, детализируют и развивают акты, которые издаются чиновниками. Административная деятельность не может противоречить нормам, поскольку является их исполнением. В правовом государстве публичная структура подчинена не другой ветви, а закону. В связи с этим исполнительная власть считается подзаконной.

Ее объемы и формы претерпевают существенные изменения в условиях правового государства. Сегодня подконтрольность отличается качественно новым характером. В прошлом надзор осуществляли монарх и чиновники, уполномоченные ими прокуроры и прочие представители. Это был контроль над подчиненными, который исходил сверху. Как правило, надзор осуществляли вышестоящие чиновники за нижестоящими. В условиях правового режима исполнительная власть не подчиняется иным ветвям. Однако ее могут контролировать все существующие государственные структуры. К ним, например, можно отнести суды, Парламент, а также органы, не относящиеся ни к одной из существующих ветвей власти: прокуратуру, уполномоченных по правам человека, счетную палату и так далее. Огромными контрольными полномочиями в России обладает Президент. Он занимает особую позицию в отечественной системе властного разделения.

Государственную исполнительную власть можно характеризовать как комплекс профессиональных служащих и как систему уполномоченных органов. И те, и другие реализуют определенные задачи. И система органов, и совокупность служащих занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. В качестве ее содержания выступает повседневная, непосредственная и непрерывная организация реализации внутренних и внешних государственных задач. Объективно нет сомнений в необходимости административного управления. Согласно действующим законодательным актам, регламентирующим разделение труда, вся структура поделена на более простые, специальные типы организационной активности. Их принято именовать функциями исполнительной (административной) власти. В юридической литературе данное определение раскрывается в двух смыслах. В первом случае функции связываются с объектами административного управления. Во втором смысле они выступают как один из общих методов организации воздействия на подчиненные системы.

Это интересно:  Можно ли работать и учиться в аспирантуре? 2019 год

В данной категории выделяют следующие функции:

  • Обеспечение обороны.
  • Выполнение контрразведки и разведки.
  • Обеспечение порядка в обществе.
  • Сохранение государственной границы.
  • Управление промышленностью.
  • Руководство транспортом.
  • Сельскохозяйственное управление.
  • Налоговые сборы.
  • Антимонопольную деятельность.
  • Содействие малому бизнесу.
  • Организацию образования, здравоохранения, соцзащиты, научных исследований и прочего.

Кроме этого, к данной категории следует отнести задачи по обеспечению связей с иными странами, международными объединениями.

Эти функции считаются общими типичными приемами информационных взаимоотношений субъектов и объектов социального управления. В целом они считаются относительно самостоятельными, устойчивыми, специализированными видами административной деятельности. К общим задачам следует отнести:

  • Нормативное регулирование.
  • Планирование.
  • Прогнозирование.
  • Кадровую работу.
  • Методическое руководство.
  • Контроль.
  • Учет и прочие.

В Российской Федерации органы исполнительной власти функционируют как на федеральном уровне, так и на уровне каждого субъекта Российской Федерации. При этом федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные представительства в субъектах Российской Федерации, которые действуют наряду с органами исполнительной власти, созданными самими субъектами Российской Федерации в рамках реализации своих полномочий.

Для того чтобы дать определение федерального органа исполнительной власти необходимо выяснить, какие функции он исполняет в системе органов власти, каковы их основные черты и признаки.

Федеральные органы исполнительной власти в зависимости от организационно-правовой формы и их административно-правового статуса осуществляют:

  • а) Функции по принятию нормативных правовых актов. Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
  • б) Функции по контролю и надзору. Под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
  • в) Правоприменительные функции;
  • г) Функции по управлению государственным имуществом. Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
  • д) Функции по оказанию государственных услуг. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Выделим основные черты органа исполнительной власти, и на их основе составим определение федерального органа исполнительной власти, как одного из его разновидностей:

  • ? Наделен правоустановительными, правоприменительными и правоохранительными полномочиями;
  • ? Их деятельность является законной, поскольку основана на нормативно-правовых актах;
  • ? Обладает самостоятельностью, так как деятельность его основана на принципе разделения властей, закрепленном в Конституции Российской Федерации в ст. 5;
  • ? Имеет определенную структуру, штат государственных служащих и технического персонала, располагает вверенным ему государственным имуществом
  • ? Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета согласно утвержденной в установленном порядке смете;
  • ? Рассматривается как юридическое лицо;
  • ? Несет ответственность перед государством за выполнение возложенных на него задач.

Делая вывод из вышеперечисленных признаков органа исполнительной власти и применяя эти признаки для федерального органа исполнительной власти можно вывести следующее определение:

Федеральный орган исполнительной власти — организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом, или другими нормативно-правовыми актами, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что органы исполнительной власти являются очень важными субъектами административного права и занимают среди них особое место. Это самая многочисленная из организаций — группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, в практически организующем плане она охватывает все области и сферы государственного руководства.

Федеральное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Псковский филиал Академии ФСИН России

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

Дисциплина:Административное право

Курсовая работа

Тема № ___ « Федеральные органы исполнительной власти: федеральные и региональные уровни »

Преподаватель: Зыкина Е. В. кандидат юридических наук, доцент

Студент: Вердиханов Нурмет Алиметович

Место жительства —Псковский район д. Тямша

Регистрационный номер ________

Глава 1. Понятие, признаки и административно — правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

1.1 Понятие органов исполнительной власти.

1.2 Признаки органов исполнительной власти.

1.3 Классификация органов исполнительной власти.

Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти.

2.1 Правительство – высший орган исполнительной власти в РФ 2.2 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

2.3 Министерства, службы и агентства как Федеральные органы исполнительной власти.

Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

3.1 Виды органов исполнительной власти субъектов РФ и их полномочия.

3.2 Органы исполнительной власти Республики Дагестан.

Список использованной литературы

Тема моей курсовой работы – Федеральные органы исполнительной власти: федеральные и региональные уровни.

Задача реализации полученной в процессе эволюции разновидности публичной власти — исполнительной власти, связанной с исполнением законов государства и необходимыми для этих целей властными предписаниями в процессе государственного управления, возложена на самостоятельную группу органов, выступающих в качестве составной части механизма государства. Как субъект административного права орган исполнительной власти — государственный орган, объединенный общими принципами организации и функционирования с другими органами системы исполнительной власти, реализующий самостоятельную компетенцию по осуществлению государственного управления, которая носит исполнительно распорядительный и практически- организующий характер и выражается в реализации полномочий, направленных на организацию исполнения и непосредственное исполнение конституции, законов, решений вышестоящих органов и судебных решений, а также осуществляющий функции в сфере оказания государственных услуг и сфере своего взаимодействия с гражданским обществом. В связи с потребностями в законодательном регулировании системы органов исполнительной власти можно предложить закрепить данное определение как базовое для регионального и федерального уровней системы исполнительной власти. Вопросы структурного или организационно- правового характера определяют устройство исполнительной власти с точки зрения внешней формы ее организации[1]

Актуальность темы.На мой взгляд, актуальность данного исследования не вызывает сомнения. Реформирование государственности и правовой системы России, производимое в течение последнего десятилетия, привело к появлению нового конституционного строя и кардинальным образом изменило его сущность. Пристальный интерес исследователей к исполнительной власти в целом и к ее органам объясняется острой необходимостью выработки как теоретических основ ее функционирования, так и потребностью в накоплении опыта правоприменения в решении вопросов, непосредственно связанных с деятельностью этих структур.

Предмет курсовой работы – исполнительная власть в Российской Федерации.

Объект курсовой работы — органы исполнительной власти в Российской Федерации.

Цель курсовой работы — провести детальный анализ специфических черт федеральных органов исполнительной власти, рассмотреть подробно каждый орган исполнительной власти и дать им характеристику.

Достижению поставленной цели поможет решение следующих исследовательских задач:

Это интересно:  Отказ в выплате пособия по безработице 2019 год

1) провести анализ понятия и признаков федеральных органов исполнительной власти;

2) исследовать виды федеральных органов исполнительной власти, их классификации;

3) изучить основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;

4) рассмотреть понятие системы органов исполнительной власти;

5) описать специфические черты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Научность. При написании данной курсовой работы были использованы статьи, учебники по Административному праву таких ученых как: Бахрах Д. М., Овсянко Д. М., Коренев А.П., Козлов Ю.М. , Попов Л.Л., Макарейко Н.В. и другие, а так же различные нормативно правовые акты различной юридической силы и интернет источники

Структура.Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, где каждая глава разделена на параграфы, также в курсовой имеется заключение и список использованной литературы.

В первой главе я расскажу о понятии, признаках и административно-правовом статусе федеральных органов исполнительной власти. Также приведу примеры классификации органов исполнительной власти по различным критериям.

Во второй главе « Федеральные органы исполнительной власти» я расскажу подробно про основные органы, которые ведут в Российской Федерации исполнительную власть, дам им подробную характеристику, структуру и их компетенции.

В третьей главе будет дана характеристика Органов исполнительной власти субъектов РФ их разновидности, полномочия и дам подробную характеристику Органов исполнительной власти республики Дагестан.

Глава 1. Понятие, признаки и административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

1.1 Понятие органов исполнительной власти.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.[2]

Исполнительная власть – категория особого рода и, что необ­ходимо подчеркнуть, новая для организации государственной власти в России на современном этапе ее развития. Внедрению этого понятия в законодательный и практический обиход способ­ствовал тот факт, что Конституция РФ 1993 г. восприняла широко распространенный в западном мире принцип разделения властей. До того как в ст. 10 Конституции РФ было зафиксировано, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, во всех советских и российских конституциях термин «исполнительная власть» от­сутствовал. Широко использовался иной термин, а именно «госу­дарственное управление».[3]

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки, перечисленные в данном определении, позволяют выра­зить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных (законодательных, судебных) и негосударственных органов.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т. е. коллектив людей, соот­ветствующим образом организационно оформленный. Для органов ис­полнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать ус­тановленным требованиям в отношении профиля и уровня профессио­нальной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структу­ру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управле­ния и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и рас­пределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пре­делах установленной численности работников и фонда оплаты труда. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов ис­полнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так — «сверху» «вниз» на феде­ральном и региональном уровнях управления.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии со­здаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управле­ния. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный харак­тер, но, будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента — решение Совета Безопасности), императивны.

Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством Российской Федерации и означает пределы территории, на которую распространяется действие его актов управления.[4]

Орган исполнительной власти является отдельным звеном государственного аппарата наряду с органами законодательной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, во-пер­вых, что в отличие от предприятий и учреждений государствен­ного сектора они непосредственно выступают от имени государ­ства, проводят в жизнь его политику в различных областях хо­зяйственной, социально-культурной и административно-полити­ческой жизни и, во-вторых, наделены государством необходимым для этого определенным объемом государственно-властных пол­номочий, каковыми предприятия и учреждения обладать не могут.

Сущность предоставляемых органам исполнительной власти полномочий государственно-властного характера находит свое вы­ражение в их праве:

а) издавать от имени государства юридически обязательные правовые акты. б) осуществлять от имени государства постоянное наблюдение (надзор) за соблюдением устанавливаемых правовыми актами тре­бований и правил; в) обеспечивать исполнение требований юридически обязатель­ных актов и защищать их от нарушений путем применения госу­дарственных по своему характеру мер убеждения, разъяснения, поощрения и т.п., а в необходимых случаях – мер государствен­ного (административного) принуждения.

Поскольку государственно-властными полномочиями наде­ляются все органы государственной власти, важное значение имеет установление границ их использования органами исполни­тельной власти. Государственно-властные полномочия органов исполнитель­ной власти используются ими исключительно в целях государст­венно-управленческой деятельности.

Органы исполнительной власти осуществляют свою деятель­ность на подзаконной основе. Это означает, что закон – основная база государственно-управленческой деятельности, субъектами которой являются эти государственные органы. К числу их особен­ностей следует также отнести то, что, осуществляя свою деятель­ность на основе и во исполнение закона, они не только организуют непосредственное исполнение прямых велений закона, но самосто­ятельно устанавливают подзаконные правила поведения в сфере государственного управления.

Органы исполнительной власти, действующие как на феде­ральном, так и на региональном уровнях, образуют единую систе­му государственной администрации. В рамках этой системы каж­дое ее звено, т.е. конкретный орган исполнительной власти, обла­дает необходимой оперативной самостоятельностью. Основы компетенции этих органов закрепляются частично в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, а также в законодательных актах РФ и ее субъектов. Таким образом, каждый орган исполнительной власти имеет свое управленческое «лицо».

Органы исполнительной власти имеют организационную структуру, т.е. внутреннее построение, предполагающее создание соподчиненных структурных подразделений (например, департа­менты министерств). Их деятельность является выражением внут­ренней организации (самоорганизации), необходимой для того, чтобы данный орган исполнительной власти был способен эффек­тивно выполнять свое назначение вовне, т.е. непосредственно в сфере государственного управления.

Первичной ячейкой организационной структуры органов ис­полнительной власти является в соответствии с Федеральным за­коном «О государственной службе» государственная должность го­сударственной службы, учреждаемая для непосредственного ис­полнения и обеспечения полномочий данного органа.[5]

Каждый орган исполнительной власти имеет определенный территориальный или предметный масштаб государственно-уп­равленческой деятельности. Первое означает, что осуществляемые данным органом полномочия имеют силу либо на всей территории Российской Федерации, либо на территории субъекта Федерации (региона). Второе предполагает осуществление либо общих управ­ленческих функций (например, Правительство РФ, правительства республик), либо определенных управленческих функций специального характера в установленных сферах деятельности. В их числе регулятивные, разрешительные, контрольные и распоряди­тельные функции. Однако они также могут осуществляться в раз­личном территориальном объеме.[6]

В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федера­ции.

Уставом субъекта Федерации может устанавливаться долж­ность высшего должностного лица субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

В соответствии с федеральной Конституцией в пределах веде­ния Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов Феде­рации образуют единую систему исполнительной власти в Россий­ской Федерации.[7]

Это интересно:  Глава 52.1 ТК РФ — Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей 2019 год

Исполнительная власть — это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые эту политику выражают и исходят от власти законодательной. В реальности исполнительная власть — это система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной службы и иных служащих, выполняющих определенные их правовым статусом действия. Деятельность аппарата исполнительной власти обеспечивает выполнение функций органов этой ветви власти.[8]

О понятии и признаках органов исполнительной власти.

Рогожина Евгения Андреевна,

адъюнкт кафедры Конституционного права Санкт-Петербургского Университета МВД России.

В ст.10 Конституции РФ закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В ст.11 Конституции РФ, сказано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Однако, ни в ст. 10, ни в ст.11 ничего не говорится о предметах ведения и полномочиях органов, осуществляющих государственную власть, но можно отнести ч. 3 этой ст.11, где речь идет о предметах ведения и полномочиях между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, что далеко не одно и то же.

Носителем исполнительной власти в Российской Федерации являются органы исполнительной власти, в чью компетенцию входит практическая реализация властных полномочий. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.

Общепризнанные критерии, основания, признаки, которые применялись бы при характеристике органов исполнительной власти, в научной литературе еще не выработаны. Зачастую понятия «органы исполнительной власти» и «органы государственной власти (управления)» отождествляют [1] . Это не совсем правильно, поскольку исполнительная власть – лишь одна из ветвей государственной власти, которая обладает особенностями, отражающимися на характере определения органа исполнительной власти. В то же время следует учитывать, что орган исполнительной власти всегда является органом государственного управления.

Следует отметить, что понятие «исполнительная власть», и понятие «орган исполнительной власти» в законодательстве России отсутствуют, имеются указания на существование исполнительной власти как разновидности государственной власти, единой системы органов исполнительной власти, признаки и принципы их организации и деятельности.

Определяя понятие органа исполнительной власти, различные авторы выделяют целый ряд характеризующих его признаков. Отмечается, что орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

Органу исполнительной власти присущи следующие общие признаки:

· является составной частью государственного аппарата, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти;

· выполняет государственные функции на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;

· правовой статус данного органа оформляется положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;

· обладает правом принятия в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческих решений в форме правовых актов, виды и порядок которых установлен законом. Данные правовые акты в обязательном порядке должны соответствовать действующему законодательству и являются обязательными для исполнения в сфере данного органа;

· имеет сложную внутреннюю структуру: аппарат органа состоит из структурных подразделений (иногда включает и другие органы) и служащих государственной службы в соответствии с внутренним штатным расписанием данного органа;

· входит в систему соподчинения в системе исполнительной власти и подотчетен перед органом государственной власти, учреждающим его;

· финансируется из государственного бюджета – федерального или субъекта Федерации. Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью.

Выше перечисленные признаки взаимосвязаны, и можно выделить, что исполнительным органам государственной власти свойственна именно совокупность всех этих особенностей и их строгое сочетание. Однако данные признаки наполняются новым содержанием.

Во-первых, органы исполнительной власти образуются в установленном государством порядке. Однако в их формировании, в отличие от органов, например, законодательной власти (депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании), участвуют другие органы государства. Так, в соответствии со ст. 111 Конституции РФ в формировании Правительства РФ участвуют Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Во-вторых, органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями. В отличие от судебных органов (в соответствии со ст. 118 Конституцией РФ они осуществляют правосудие), органы исполнительной власти наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. №2-Ф1СЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулировании в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; и некоторые другие [2] .

В-третьих, органы исполнительной власти уполномочиваются государством на реализацию его задач и функций. Если для органов законодательной власти характерным является осуществление задач государства в области нормотворчества путем принятия федеральных конституционных законов или федеральных законов, то для органов исполнительной власти характерно осуществление задач и функций государства в области исполнения и применения федеральных конституционных законов или федеральных законов. Так, в соответствии с п.1 Положения «О Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также иных обязательных платежей; производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов [3] .

В-четвертых, орган исполнительной власти действует в установленном государством порядке. Так, деятельность любого федерального органа исполнительной власти осуществляется на основании федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положения, утвержденного либо Президентом РФ, либо Правительством РФ. Например, Министерство юстиции РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве юстиции РФ. [4]

Вышеперечисленные признаки позволяют определить орган исполнительной власти как сформированный органами государства коллектив государственных служащих (за исключением Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров), которые наделены государственно-властными полномочиями; уполномочены государством на осуществление его задач и функций в процессе управления различными сферами жизни общества, контроля за соблюдением действующего законодательства и распоряжения различными объектами; действуют на основании и во исполнение текущего законодательства в установленном государством порядке.

Поступила в редакцию 19.05.2008 г.

[1] Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000; Вельский К.С., Козлов Ю.М. и др. Административное право: Учебник. М., 2000; Овсянко Д.М. Административное право. М., 1997; Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник. М., 1998.

[2] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г . №2-ФКЗ (по состоянию на 1 июня 2007г.) // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712.

[3] Положение о Федеральной налоговой службе. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г . №506 (по состоянию на 27 июня 2005г.) // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

[4] Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г . № 1313 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, vuzlit.ru, pdnr.ru, jurnal.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий