Проверка Ростехнадзора по электробезопасности: что проверяют в электрохозяйстве предприятия, периодичность проведения, штрафы за выявленные нарушения 2019 год

В любой организации рано или поздно происходит тот «счастливый» момент, когда появляются сотрудники Ростехнадзора и начинают проводить плановую проверку. Если вы ведете свою коммерческую деятельность в соответствии с установленными правилами и положениями, то вам совершенно не о чем беспокоиться. В любом случае будет не лишним получить информацию о том, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке, а что не входит в полномочия этой службы. Дополнительная информация еще никому и никогда не навредила.

Данная служба осуществляет свою работу на уровне федерального значения и представляет собой не что иное, как орган исполнительной власти. Структура службы включает в себя несколько отделов, которые занимаются вопросами:

  • финансов;
  • организационно-контрольной деятельности;
  • службы и кадров;
  • лицензионно-разрешительной деятельности;
  • правового характера;
  • защиты государственной тайны;
  • сотрудничества между государствами;
  • безопасной эксплуатации ядерных установок;
  • энергосбережения;
  • безопасности в нефтегазовой, горнодобывающей и угольной промышленности;
  • надзора в строительстве и вообще в промышленности.

Порой инспекция занимается вопросами, которые ранее находились в компетенции Санэпидемстанции. Территориальные органы Ростехнадзора включают в себя следующие отделы, занимающиеся вопросами:

  • деятельности в сфере транспорта;
  • защиты прав потребителей;
  • торговли;
  • эпидемиологии;
  • экологии;
  • санитарного состояния.

На заметку! В компетенцию территориальных органов входит рассмотрение обращений от юридических и физических лиц, а также контролирование устранения выявленных нарушений.

Данная служба имеет довольно широкие полномочия. Они включают в себя:

  • прежде всего, защиту прав потребителей;
  • осуществление контроля соблюдения качественного оказания услуг и правил продажи товаров населению;
  • инициирование проведения всевозможных анализов и экспертиз;
  • предоставление оценочных заключений деятельности разнообразных организаций;
  • осуществление контроля деятельности организаций в плане санитарно-эпидемиологического состояния.

На всей территории России и, в частности, в Москве Ростехнадзор может проводить плановые и внеплановые проверки. Об этом четко сказано в Законе Российской Федерации под номером 294-ФЗ (от 26 декабря 2008 года). Плановые ревизии проводят согласно графику не чаще, чем один раз в три года (статья 9, пункт 2).

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Инициировать подобную проверку может любое физическое или юридическое лицо в том случае, если от него получено официальное обращение с просьбой разобраться в определенных нарушениях (например, в сфере общепита, торговли, медицины, ЖКХ и так далее).

Важно! Если лицо, обратившееся в орган государственного контроля, пожелало остаться неизвестным, то подобное заявление не принимают к рассмотрению, и оно не может служить основанием для назначения внеплановой проверки.

  • С подачи редакции какой-либо программы в средствах массовой информации.
  • Истечение срока, предоставленного юрлицу или ИП для устранения ранее установленных нарушений.
  • Если существует явная угроза жизни и здоровью населения, возможность причинения вреда окружающей природе и животным, возникновение ситуаций чрезвычайного характера, а также угроза безопасности страны.

Проверка начинается с того, что инспектор Ростехнадзора предъявляет руководителю организации свое удостоверение (обязательно с фотографией) и распоряжение о проведении проверки, в котором четко указаны цели ревизии. Важно! Документ, датируемый днем фактической ревизии, должен быть заверен в обязательном порядке печатью и подписью руководителя контролирующей службы. Директор организации имеет полное право не допускать инспектора на предприятие в том случае, если документы, предъявленные им, оформлены ненадлежащим образом. Важно! Все лица, осуществляющие ревизию, должны быть указаны в распоряжении.

В ходе плановой проверки инспекторы службы должны проверить:

  • Наличие лицензии на осуществление определенной деятельности, а также ИНН и Устав компании или организации.
  • Документацию. Проверяют наличие и правильность оформления трудовых договоров с сотрудниками предприятия, дипломов и сертификатов об их образовании, а также медицинских книжек работников. Помимо этого, должен быть представлен либо договор аренды помещения, в котором осуществляется деятельность, либо документ, подтверждающий право собственности на занимаемую площадь.
  • Наличие вывески компании и уголка потребителя.
  • Насколько правильно и точно оформлены ценники на все товары.
  • Наличие информации о производителях и сроках годности представленной продукции, а также акцизных марок, сертификатов и лицензий.
  • Прейскурант цен на все услуги, которые фирма или организация оказывает.
  • Работу кассового аппарата.
  • Насколько правильно заполнен журнал учета проверок, осуществленных в рамках компании.

Как видим из вышеизложенного, перечень того, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке, не так уж и мал.

Как это ни странно, но существуют в работе Ростехнадзора ограничения определенного характера. Сотрудники этой службы не имеют права:

  • Начинать и продолжать проверку без присутствия руководителя компании или сотрудника, который на временной основе исполняет обязанности директора.
  • Делать забор проб для дальнейшей экспертизы без составления соответствующих документов.
  • Изучать предоставленные документы дольше срока, отведенного законодательством России.
  • Предоставлять третьим лицам информацию, полученную в ходе проверки.
  • Предъявлять требования, которые не имеют никакого отношения к работе данной службы.
  • Подвергать изучению продукцию, не имеющую какого-либо отношения к проверке.
  • Останавливать работу организации во время контрольных мероприятий (например, магазинов или разнообразных предприятий общественного питания).
  • Проводить контрольную закупку.

Важно! По поводу этих действий в законодательстве нет четких разъяснений. Если инспектор Ростехнадзора совершает подобную закупку, то факт ее совершения должен быть зафиксирован представителями проверяемой компании или организации. В дальнейшем можно, опираясь на этот документ, доказать факт нарушения законодательства.

Теперь появилась полное понимание того, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке и что не входит в его компетенцию. Все очень просто.

По результатам ревизии сотрудник инспектирующей службы составляет акт, в котором указывает все выявленные нарушения, порядок их исправления, сроки и штрафные санкции. Акты проверок Ростехнадзора в обязательном порядке оформляют в двух экземплярах: один оставляют в контролирующей службе, а другой передают руководителю организации.

На заметку! Если по требованию инспектора были предоставлены все интересующие документы, но при этом он сам не был допущен на предприятие, то организация вряд ли обойдется без административного штрафа. Причем сумма может составлять до 2000 рублей для директора и до 1000 рублей для каждого из сотрудников. В каждой компании должен быть журнал, в котором фиксируют все ревизии: даты их проведения, кто проводил проверку (то есть данные о контролирующей службе и конкретная фамилия проверяющего инспектора), ее цели и выявленные нарушения.

На заметку! Имея на руках такой документ, директор любого предприятия легко может доказать факт проведения ревизии.

После завершения проверки и составления акта инспектор Ростехнадзора имеет полное право:

  • Передать информацию о проведенной ревизии и ее результатах в другие контролирующие службы (например, в Санэпидемстанцию).
  • Представить в органы внутренних дел материалы по проверке.
  • Донести до сведения граждан посредством средств массовой информации факт подобной инспекции и ее результаты.

Естественно, сроки проверки Ростехнадзора не могут быть растянуты «до бесконечности». Максимально инспекция может продолжаться в течение одного месяца.

На заметку! В отдельных исключительных случаях, когда у инспектора есть очень веские аргументы для продления контрольного мероприятия, сроки могут быть увеличены еще на один месяц.

В соответствии с Федеральным законом под номером 261-ФЗ (от 23 ноября 2009 года, в редакции от 13 июля 2015 года) Ростехнадзор (а именно Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору) осуществляет проверки по энергосбережению. Если организация не попадает под энергетическое обследование (то есть оборот энергоресурсов меньше 10 млн, предприятие не является муниципальным, а здание находится в аренде), то осуществляют контроль соблюдения того, насколько собственник сооружения выполняет требования повышения энергетической эффективности и оснащенности используемых энергетических установок приборами учета.

Принято считать, что в основном Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (то есть Ростехнадзор) контролирует работу организаций в сфере строительства, промышленности и энергетики. Но это ошибочное мнение. Сотрудники Ростехнадзора могут «нагрянуть» и в любое бюджетное учреждение, например, в школу или институт.

Что проверяет Ростехнадзор в образовательном учреждении:

  • Неукоснительное соблюдение требований и положений по обслуживанию и эксплуатации электрических и тепловых сетей и установок, оборудования (учебного это тоже касается), представляющего повышенную опасность.
  • Осуществляет надзор строительных работ, которые может проводить учреждение (например, строительство новых корпусов или реконструкция старых).
  • Производить оценку технического состояния разнообразного подъемного оборудования (например, лифтов).
Это интересно:  Как проводить маркетинговое исследование. Как проводить анализ рынка 2019 год

Что проверяет на АЗС Ростехнадзор? Прежде всего, соблюдение правил и положений лицензирования. Дело в том, что автозаправочные станции, начавшие свою работу 3-4 года назад, в основном имеют в своем арсенале все необходимые документы и акты проверок и пуска в эксплуатацию. А вот на станциях, которые начали осуществлять свою деятельность намного раньше (40-50 лет назад), подобного освидетельствования не проводилось. Поэтому в соответствии с Положением об обязательном лицензировании производственных объектов, которые отличаются повышенной взрывоопасностью, на всей территории России и, в частности, в Москве Ростехнадзор проводит проверки всех АЗС. Помимо этих мероприятий сотрудники службы занимаются вопросами реализации топлива (например, проверяют наличие чеков, кассового аппарата) и его качества.

1. Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств)

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей;
на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов

Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки

Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 9.12. Непроизводительное расходование энергетических ресурсов. Статья утратила силу. — Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.

Непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Вместо статьи 9.12 введена статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (введена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

1. Выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой;
на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

2. Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным,
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой;
на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей;
на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей;
на юридических лиц — десяти тысяч рублей.

10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности,
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц — ста тысяч рублей.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

12. Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Здравствуйте! Сегодня поговорим про подготовку к проверке Ростехнадзора.

Это интересно:  Как написать резюме делопроизводителя 2019 год

Неудивительно, что каждый бизнесмен боится всевозможных проверок, особенно если он не до конца понимает, что и как будут проверять. Мы уже писали о получении лицензии Ростехнадзора, а в этом материале рассмотрим, как сократить риски и быть готовым к проверке.

В первую очередь при подготовке нам поможет знание того, что подразумевает регламент проверки Ростехнадзора, и какие существуют виды проверок.

Проверки Ростехнадзора бывают:

  1. По возникновению оснований для проведения:

1.1. Плановые. Такие проверки ждут большинства предпринимателей не чаще, чем раз в 3 года. Однако в отечественном законодательстве присутствует список организаций, для которых установлен более короткий промежуток между плановыми проверками. Например, к ним относятся предприятия в сферах образования и здравоохранения.

Даты проверок Ростехнадзор обязательно согласовывает с Генеральной прокуратурой и после подтверждения публикует на официальном сайте, где с ними может ознакомиться любой желающий.

1.2. Внеплановые. Поводом для незапланированной проверки могут послужить заявления от граждан. Это могут быть сведения о нарушении на предприятии, которое может повлечь за собой (или уже повлекло) ущерб здоровью человека, животного или природе. Другой повод для внеплановой проверки — контроль исполнения ранее вынесенного предписания, у которого истекает срок.

Внеочередная проверка Ростехнадзора не объявляется на сайте, но она тоже согласовывается с прокуратурой. Однако и тут есть исключение — если поступили сведения об угрозе или вреде жизни людей, Ростехнадзор вправе самостоятельно инициировать проверку, а прокуратуру уведомить уже о начале работы.

2.1. Документарные. Такие проверки проводятся на расстоянии, заочно. Инспектор запрашивает у проверяемого определенный пакет документов (их копий) и указывает срок, в который они должны быть представлены. Это необходимо для того чтобы начать документарную проверку.

2.2. Выездные. Не позднее чем за 3 дня до проверки к предпринимателю должно прийти по почте или быть передано лично в руки письменное уведомление с датой визита. Инспекторы лично приходят на предприятие, осматривая подконтрольные им объекты повышенной опасности и сопутствующие документы.

Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в зависимости от вида деятельности.

  1. Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора. Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:
  • Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  • Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  • Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  • Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  • Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  • Заключения экспертов промышленной безопасности;
  • Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  • Договоры страхования риска ответственности;
  • Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  • Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  • Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  • Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.
  1. Осмотр опасного производственного объекта на предмет выявления поломок и несоответствия нормам безопасности.

Осуществлять проверку имеют право только лица, указанные в приказе или распоряжении руководителя, которое они обязаны предъявить. Помимо списка инспектирующих, в приказе указывается основание проверки, ее вид, перечень мероприятий и сроки.

После проверки составляется два экземпляра акта по типовой форме. Если на предприятии есть журнал учета проверок (его ведение необязательно), инспектор оставляет в нем запись.

Список проверяемых Ростехнадзором предпринимателей огромен, содержится он в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Например, вам придется столкнуться с проверками, если вы:

  1. Используете или разрабатываете недра Земли.
  2. Применяете атомную энергию.
  3. Пользуетесь не бытовыми электрическими (или тепловыми) установками, оборудованием, работающим под высоким давлением.
  4. Используете гидротехнические сооружения.
  5. Взаимодействуете со взрывчатыми промышленными материалами, токсичными, окисляющими веществами.
  6. Эксплуатируете стационарные грузоподъемные механизмы.

Ростехнадзор организует проверку если:

  1. Вы сами делаете официальное заявление о своем намерении приступить к работе, связанной с промышленной безопасностью, или о завершении капитального строительства.
  2. Вам выдали разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения год назад.
  3. Поступила информация о наличии в вашей деятельности опасных производственных объектов, либо если на них произошло ЧП.
  4. Были получены жалобы о нарушении промышленной безопасности на предприятии.
  5. Вы получаете разрешение на применение на опасном производстве некоторых технических устройств или на использование химических и взрывоопасных устройств и метариалов.
  6. Вы обслуживаете объекты опасного производства.
Это интересно:  Посольство Украины в Москве: адрес, график работы. Отказ от украинского гражданства 2019 год

Не забывайте, что проведение проверок Ростехнадзором служит одной главной цели – убедиться в надежности вашей деятельности с точки зрения охраны труда, а также надлежащего взаимодействия с опасными объектами.

Главное доказательство соблюдения вами всех правил — документы, поэтому всегда (вне зависимости от приближения планового визита инспектора) бережно собирайте и ведите все инструкции, акты, лицензии, графики, журналы учета. Будьте в курсе изменений в законах, вовремя переоформляйте лицензии, вносите в бумаги необходимые поправки. Не забывайте поддерживать требуемое состояние построек, помещений и зданий, вовремя организуйте диагностику и ремонт, а также контролируйте работу персонала, не оставляйте сотрудников без аттестации и необходимого для работы обучения.

Перестраховаться можно, обратившись в одну из коммерческих фирм, оказывающую помощь по управлению процессом проверки Ростехнадзора. Специалисты такой компании помогут подготовить как документы для проверки Ростехнадзора, так и сами промышленные объекты.

На каждое нарушение Ростехнадзор выдает предприятию предписание, в котором указано что и в какие сроки необходимо исправить. Через отведенное предписанием время инспектор обязательно вернется с проверкой, чтобы убедиться, что все ошибки устранены.

Помимо предписания, действует и система административных штрафов:

К основным полномочиям Ростехнадзора относится контроль организаций и предприятий на предмет соблюдения ими действующего законодательства в сфере экологической, технической и атомной безопасности. В статье разберем, что проверяет Ростехнадзор в ходе контрольный мероприятий, как узнать график плановых проверок Ростехнадзора, может ли инспектор Ростехнадзора проверить предприятие внепланово и в каких случаях.

В соответствие с Постановлением Правительства №401 от 30.07.2004 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (сокращенно – Ростехнадзор) наделена широким кругом полномочий, среди которых:

  • выдача разрешений на право использования атомной энергии, эксплуатацию гидротехнических сооружений, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • допуск потребителя к эксплуатации энергопринимающих устройств;
  • регистрация и ведение реестра опасных производственных объектов;
  • лицензирование деятельности по проведению экспертизы промбезопасности, производству маркшейдерских работ (геодезические съемки горных разработок), а также деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • проверка соблюдения требований законодательства в области экологической, технической и атомной безопасности.

Учитывая объем контрольных функций и полномочий, Ростехнадзор может явиться с проверкой практически на любое предприятие с целью мониторинга соответствия деятельности нормам действующего законодательства. При этом наибольшее внимание орган уделяет контролю деятельности предприятий атомной и энергетической сферы, а также опасным промышленным объектам.

Реализуя мероприятия по соблюдению промышленной безопасности, орган проводит проверки:

  • предприятий горной, металлургической, угольной промышленности;
  • объектов нефтегазового комплекса;
  • промышленных объектов, отнесенных к категории опасных;
  • организаций, которые в своей деятельности используют грузоподъемное оборудование и подъемные сооружения.

В целях контроля соблюдения действующего законодательства в сфере атомной, технической и энергетической безопасности, Ростехнадзор проводит проверки организаций, предпринимателей, физических лиц. По виду организации контроля проверки могут быть проведены планово и внепланово, по форме реализации контрольных мероприятий проверки могут предусматривать выезд инспектора (выездная проверка) либо подразумевать проверку документов предприятия на рабочем месте инспектора (документарная проверка).

Ростехнадзор проводит плановые проверки организаций и предприятий согласно утвержденному графику. Орган не вправе осуществлять плановые контрольные мероприятия чаще одного раза в 3 года. Информация о сроках проведения плановых проверок юридических лиц является общедоступной, с графиком плановых проверок на 2018 год можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы (http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/).

Ростехнадзор вправе явиться на предприятия с внеплановой проверкой при наличии одного из следующих оснований:

  1. Жалоба от населения. Любой гражданин вправе обратиться с жалобой в Ростехнадзор на предмет нарушения организацией норм охраны труда, закона о защите окружающей среды, иных положений и норм, контроль за соблюдением которых возложен на Ростехнадзор.
  2. Проверка исполнения предписания. В случае если по результатам предыдущей проверки (плановой или внеплановой) Ростехнадзор выявил нарушения и выдал предписание об их устранении, то по истечению установленного срока инспектор вправе посетить предприятие с внеплано с целью проверки исполнения предписания.
  3. Авария на предприятии. Основанием для внепланового визита инспектора Роспотребнадзора может послужить авария на предприятии либо иное внештатное событие, которое повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, здоровью сотрудникам, создало угрозу безопасности для проживающих рядом граждан.

В каждом из случаев документальным основанием для внеплановой проверки является соответствующее постановление, подписанное руководителем территориального органа Ростехнадзора.

В ходе проверки инспектор Ростехнадзора может совершать следующие действия:

  • запрашивать документы для проверки, осуществлять выемку документов для проведения последующей экспертизы;
  • осматривать производственные, офисные, складские и прочие помещения, оборудования, иные производственные объекты;
  • проводить допросы руководства и сотрудников организации.

В 2018 году Ростехнадзором введены проверочные листы, которые фиксируют список вопросов, задаваемых ответственным лицам предприятия в ходе проверки. Всего органом утверждено 50 чек-листов установленной формы, которые применяются в зависимости от сферы деятельности проверяемого предприятия.

Проверочный лист Ростехнадзора с общий списком вопросов по безопасности производства можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист Ростехнадзора (общие требования промбезопасности).

Проверочный лист Ростехнадзора для АЗС можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист Ростехнадзора для АЗС.

Ниже мы подробно рассмотрим, что именно проверяет Ростехнадзор во время плановых и внеплановых контрольных мероприятий.

На начальном этапе Ростехнадзор запрашивает следующие документы для проверки:

  • уставные документы предприятия;
  • локальные нормативные акты, регулирующие порядок использования электрооборудования, грузоподъемных механизмов, прочих производственных объектов (в том числе опасных);
  • положение об охране труда;
  • сертификаты на применяемое оборудование, электроприборы, т.п.;
  • лицензии (если деятельность предприятия подлежит лицензированию);
  • документы об опасном производственном объекте (при наличии такового): регистрация в реестре, разрешение на ввод в эксплуатацию, лицензия на использование;
  • документы о проведенных мероприятиях по технике безопасности (Журнал инструктажей по технике безопасности);
  • журнал учета аварий;
  • журнал техобслуживания оборудования;
  • договор страхования риска ответственности;
  • трудовые договора с сотрудниками, которые привлечены к работе с вредными условиями труда либо на опасные производственные объекты.

В ходе проверки Ростехнадзор вправе запросить прочие документы в пределах собственных полномочий, при необходимости – произвести их выемку для последующей проверки или проведения экспертизы на подлинность.

После проверки документов инспектор осуществляет непосредственную проверку объектов, а именно:

  • производственного оборудования;
  • условий труда;
  • помещений.

Осмотр оборудования вправе осуществлять только инспектор, ФИО которого указано в приказе на проведение инспекции. Цель осмотра – удостоверение соответствия объекта установленным нормам безопасности, проверка оборудование на исправность, подтверждение правильности эксплуатации объекта.

Если речь идет о внеплановой проверке по истечению срока действия исполнения предписания, то Ростехнадзор инспектирует предприятия не предмет устранения выявленных ранее нарушений. При этом за инспектором закрепляется право проведения дополнительной проверки иных объектов, кроме тех, по которым ранее выявлены нарушения. Также инспектор вправе запросить любые документы, в соответствие с полномочиями Ростехнадзора.

После окончания проверки инспектор Ростехнадзора составляет акт установленного образца, передает его для ознакомления представителю организации. В случае, если предприятие не согласно с результатами проверки, описанными в акте, либо считает выданное предписание о нарушениях необоснованными, то представитель организации вправе обжаловать его, оформив соответствующее заявление в Ростехнадзор.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, profi-cpr.ru, kakzarabativat.ru, online-buhuchet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий