Размер прожиточного минимума. Прожиточный минимум на ребенка 2019 год

Величина, называемая прожиточным минимумом, устанавливается на государственном (федеральном) уровне и дополнительно в регионах. На федеральном уровне этим занимается Правительство РФ, причем величина выводится каждый квартал. Она нужна для определения статуса граждан и их семей, назначения различных мер господдержки типа пособий и т. д.

Законодательно установленные размеры прожиточного минимума разделены по категориям граждан. Это сделано на основании дифференциации потребностей в зависимости от возраста и степени социальной активности.

Термин «прожиточный минимум» отражает условную цену, которую гражданин в среднем платит за самые необходимые продукты и на оплату установленных сборов и платежей. Так, эта величина разная для:

  • граждан трудоспособного возраста;
  • детей;
  • пенсионеров.

Прожиточный минимум является важным показателем, влияющим на:

  • оценку уровня жизни как всего населения, так и отдельных его категорий;
  • определение категорий населения, которым более всего требуется государственная поддержка;
  • особенности разработки федеральных целевых программ;
  • устанавливаемую величину МРОТ;
  • составление плана федерального бюджета на будущий год;
  • выплату пособий отдельным категориям граждан.

Внимание! Прожиточный минимум различается по категориям граждан, что обусловлено их различными потребностями. Установлено, что прожиточный минимум несовершеннолетних граждан выше, чем для пожилых лиц, но несколько ниже, чем трудоспособного населения.

Особенности установления прожиточного минимума регламентируются Федеральным законом № 134 от 24.10.1997 и правительственным Постановлением № 1490 от 08.12.2017. Соответственно этим нормативным правовым документам прожиточный минимум составляет (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Величина прожиточного минимума российского населения за 3 квартал 2017 года.

Усредненный показатель прожиточного минимума

Приведенные цифры – это прожиточный минимум за 3 квартал 2017 года. Данные об аналогичном значении на 2018 год будут известны ориентировочно к июню 2018. Информация по регионам будет опубликована в то же время.

Цель установления прожиточного минимума в общем (федеральном) плане заключается в следующем:

  • оценивание уровня жизни различных категорий российских граждан, в данном случае несовершеннолетних;
  • определение детей как одной из наиболее социально незащищенных категорий граждан;
  • расчеты при составлении федеральных и региональных программ;
  • расчеты для установления минимального размера оплаты труда (МРОТ);
  • определение необходимого размера пособий и поводов для их назначения гражданам с детьми;
  • планирование бюджета на будущий год.

На уровне регионов установление прожиточного минимума нужно для:

  • оценивания состояния экономики области;
  • ориентации соцпрограмм на реальные нужды несовершеннолетних;
  • направления средств на поддержку малоимущим гражданам и их семьям;
  • планирования бюджета областного уровня;
  • устройства вакансий, которыми необходимо обеспечить нуждающихся в этом трудоспособных жителей региона с тем, чтобы последние имели возможность обеспечить потребности своих детей.

На местах (в регионах) прожиточный минимум устанавливается отдельно, что обусловлено разными экономическими условиями в отдельно взятых областях.

Установленная величина прожиточного минимума непосредственно влияет на минимальный размер оплаты труда работающих граждан. А вот что влияет на сам прожиточный минимум? В первую очередь, это размер так называемой «продуктовой» корзины.

На рисунке ниже приведено содержание продуктовой корзины для ребенка на месяц в сравнении с аналогичными величинами для пенсионеров и трудоспособных лиц.

Правительство, кроме величины прожиточного минимума, определяет и состав вышеприведенной корзины, куда, кроме пищевых товаров, входят и непищевые (непродовольственные). Для последних правительственными нормативными актами устанавливается, что:

  • их стоимость должна составлять не более половины от стоимости пищевых продуктов;
  • стоимость услуг и различных работ тоже должна быть не больше половины стоимости продуктов в потребительской корзине российского населения.

По причинам, связанным с бурными процессами роста и развития детского организма, продуктовая корзина для несовершеннолетних имеет некоторые особенности. Так, в ней значительно больше (в сравнении с другими категориями населения) фруктов, больше овощей, картофеля и различных корнеплодов, капусты и меньше мучных и макаронных изделий. Так же в корзину продуктов для детей включено больше сладостей, что обусловлено, скорее, возрастными предпочтениями, чем полезностью.

Есть различия и в составе непродовольственных продуктов: дети растут в быстром темпе, соответственно, одежда их не только подвергается процессам естественного износа, но и приходит в негодность ввиду несоответствия размеров.

Внимание! Несмотря на то, что свой прожиточный минимум устанавливается в каждой области с учетом региональных особенностей, состав продуктовой корзины неизменен на всей российской территории.

Величина прожиточного минимума тесно связана с МРОТ, который регулируется ФЗ № 82 от 19.06.2000 с учетом последних внесенных изменений (актуальная редакция от 28.12.2017). Указанным Федеральным законом прямо регламентируется, что от величины прожиточного минимума зависит МРОТ: в статье 1 ФЗ устанавливаются нюансы определения МРОТ в зависимости от уровня прожиточного минимума.

Основной смысл взаимосвязанности прожиточного минимума и оплаты труда в плане содержания детей заключается именно в том, что размер заработной платы родителей должен обеспечивать не только потребности ее получателя, но и потребности несовершеннолетних граждан, если таковые тоже живут в семье.

При определении статуса семьи (например, относится она к малоимущей категории или нет), складываются значения прожиточного минимума для всех ее субъектов:

Например, в семье 2 трудоспособных родителя и несовершеннолетний ребенок. Значит, прожиточный минимум всей семьи будет определен так: 11160*2+10181=32501. А от МРОТ, в свою очередь, зависит, какой заработок (не меньше какого) будет у родителей. Если величина зарплаты взрослых не обеспечивает указанного прожиточного минимума, то семья признается малоимущей (здесь есть, однако, свои особенности, которые необходимо учитывать при определении статуса семьи).

Это интересно:  Пособие на второго ребенка ежемесячное и единовременное: размер, оформление 2019 год

Планируется, что к маю 2019 размер МРОТ сравняется с прожиточным минимумом (для высчитывания МРОТ решено брать величину прожиточного минимума за 2 квартал истекшего года).

Размер детского прожиточного минимума нужен для определения оснований выплаты всевозможных пособий гражданам и семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Это основания признания семьи малоимущей, наличие в ней трех и более несовершеннолетних воспитанников и другие.

Но учет прожиточного минимума для несовершеннолетних важно не только для назначения пособий. От этой величины зависит также и определение размера алиментных платежей, которые выплачивает при разводе тот родитель, что проживает отдельно от ребенка и, соответственно, не обеспечивает его потребностей в полном объеме.

Необходимая величина алиментных платежей достигается:

  • добровольным соглашением о сумме алиментов между родителями несовершеннолетнего;
  • судебным решением (если не достигнуто добровольное соглашение, и дело решается путем судебного разбирательства).

Размер алиментных платежей на уровне детского прожиточного минимума назначается, когда:

  • у плательщика алиментов зарплата непостоянна;
  • плательщик получает зарплату в иностранной валюте или в натуральной форме;
  • у плательщика вообще нет официально подтвержденного постоянного дохода;
  • зарплата такова, что, не ущемив ничьих прав (в первую очередь, несовершеннолетнего), не получится выделить из этой суммы долю.

Доказательства всех перечисленных обстоятельств должны быть представлены в суд, тогда будет принято решение о назначении соответствующего размера алиментных выплат.

Таким образом, прожиточный минимум на ребенка – это величина, которая устанавливается в зависимости от цен на продукты, непродовольственные товары и необходимые услуги, актуальные для данной категории населения. Расчет этой величины необходим, в частности, для назначения пособий (и других мер господдержки) и алиментных платежей.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Столичное Правительство утвердило прожиточный минимум в Москве для всех категорий граждан и отдельно для пенсионеров с целью определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2019 год.

Расскажем подробнее, как формируется прожиточный минимум, как эта величина связана с МРОТ и минимальной пенсией, какой установлен прожиточный минимум в Москве в 2019 году с 1 января.

Минимальный прожиточный минимум – условная величина, представляющая собой месячное денежное содержание человека, способное обеспечить ему определенный уровень жизни в современных экономических условиях.

Величина данного показателя, согласно Федеральному закону №134-ФЗ от 24.10.1997, пересматривается каждый квартал, расчет должен быть произведен не позже следующих трех месяцев. Закон обязывает власти субъектов учитывать особенности региона и интересы местного населения. Определяется прожиточный минимум в Москве и других городах для трех категорий граждан:

  • трудоспособных, не вышедших на пенсию;
  • пенсионеров;
  • детей.

На основе цифр по каждой группе рассчитывается среднее значение – на душу населения.

Этот показатель используется для оценки уровня благосостояния граждан, утверждения размера МРОТ, при планировании бюджетных выплат – студентам, малоимущим, пенсионерам.

Так, на основании закона города Москвы №23 от 15.05.2002, величина прожиточного минимума применяется при предоставлении таких социальных выплат:

  • пособий на ребенка;
  • компенсаций нуждающимся (единовременных и выплачиваемых каждый месяц);
  • единовременной финансовой помощи горожанам, попавшим в затруднительное положение;
  • социальной стипендии малоимущим учащимся вузов.

Нижний предел расходов для учитываемых категорий граждан на 3 квартал 2018 года:

  • 18 580 рублей – для дееспособных москвичей, не достигших пенсионного возраста;
  • 11 505 рублей – для получающих пенсию;
  • 13 938 рублей – детский минимум.

Каждый регион отдельно определяет прожиточный минимум пенсионера на конкретный год. Жителям региона, получающим пенсию ниже этой суммы, полагается региональная надбавка.

Структура корзины включает три компонента:

  • минимальный набор продуктов, объединенных в 11 основных групп;
  • предметы первой необходимости – лекарственные препараты, одежда, обувь, головные уборы, постельное белье, школьные товары, канцелярские принадлежности, бытовая химия;
  • платежи за услуги коммунальщиков, транспортных организаций, расходы на посещение учреждений культуры.

Состав потребительской корзины пересматривается не реже одного раза в пять лет. Поскольку последняя коррекция произошла в июне 2013 года, не позже первого летнего месяца 2018-го будет произведен очередной пересмотр.

Субъекты РФ наделены полномочиями устанавливать региональный МРОТ. В Москве минимальная оплата за труд привязана к стоимости потребительской корзины: с увеличением прожиточного минимума трудоспособного населения следует повышение МРОТ. В сторону снижения изменений не производится.

Как и в других субъектах, решение о размере МРОТ принимают представители всех заинтересованных сторон:

  • объединений профсоюзов, защищающих интересы сотрудников компаний и организаций;
  • сообществ работодателей, обязанных выполнять положения соглашения;
  • городских властей.

Величина прожиточного минимума в г. Москве

О величине прожиточного минимума в целом по РФ см. справку

Постановление Правительства Москвы от 12 марта 2019 г. N 181-ПП

Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2018 г. N 1465-ПП

Это интересно:  Самое дорогое кольцо в мире. Список уникальных драгоценностей 2019 год

Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2018 г. N 1114-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 июня 2018 г. N 526-ПП

Постановление Правительства Москвы от 13 марта 2018 г. N 176-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП

Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2017 г. N 663-ПП

Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2017 г. N 355-ПП

Постановление Правительства Москвы от 7 марта 2017 г. N 88-ПП

Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 794-ПП

Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2016 г. N 551-ПП

Постановление Правительства Москвы от 31 мая 2016 г. N 297-ПП

Постановление Правительства Москвы от 16 марта 2016 г. N 81-ПП

Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2015 г. N 856-ПП

Постановление Правительства Москвы от 22 сентября 2015 г. N 608-ПП

Постановление Правительства Москвы от 16 июня 2015 г. N 356-ПП

Постановление Правительства Москвы от 3 марта 2015 г. N 91-ПП

Постановление Правительства Москвы от 2 декабря 2014 г. N 713-ПП

Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2014 г. N 485-ПП

Постановление Правительства Москвы от 4 июня 2014 г. N 299-ПП

Постановление Правительства Москвы от 25 февраля 2014 г. N 81-ПП

Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 754-ПП

Постановление Правительства Москвы от 10 октября 2013 г. N 668-ПП

Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2013 г. N 392-ПП

Постановление Правительства Москвы от 19 февраля 2013 г. N 84-ПП

Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2012 г. N 695-ПП

Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. N 421-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 июня 2012 г. N 258-ПП

Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. N 94-ПП

Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2011 г. N 573-ПП

Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. N 406-ПП

Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 280-ПП

Постановление Правительства Москвы от 1 марта 2011 г. N 50-ПП

Постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1018-ПП

Постановление Правительства Москвы от 10 августа 2010 г. N 682-ПП

Постановление Правительства Москвы от 11 мая 2010 г. N 381-ПП

Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. N 133-ПП

Постановление Правительства Москвы от 3 ноября 2009 г. N 1195-ПП

Постановление Правительства Москвы от 18 августа 2009 г. N 798-ПП

Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 469-ПП

Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. N 132-ПП

Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 694-ПП

Постановление Правительства Москвы от 13 мая 2008 г. N 392-ПП

Постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2008 г. N 132-ПП

Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1012-ПП

Постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 631-ПП

Постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 422-ПП

Постановление Правительства Москвы от 6 марта 2007 г. N 143-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. N 931-ПП

Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2006 г. N 685-ПП

Постановление Правительства Москвы от 11 июля 2006 г. N 491-ПП

Постановление Правительства Москвы от 28 февраля 2006 г. N 135-ПП

Постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2005 г. N 909-ПП

Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2005 г. N 590-ПП

Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. N 354-ПП

Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2005 г. N 93-ПП

Постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. N 789-ПП

Постановление Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 565-ПП

Постановление Правительства Москвы от 11 мая 2004 г. N 292-ПП

Постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 112-ПП

Постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2003 г. N 977-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 г. N 649-ПП

Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. N 325-ПП

Постановление Правительства Москвы от 4 февраля 2003 г. N 56-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 ноября 2002 г. N 914-ПП

Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 707-ПП

Постановление Правительства Москвы от 14 мая 2002 г. N 348-ПП

Постановление Правительства Москвы от 19 марта 2002 г. N 188-ПП

Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1126-ПП

Постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2001 г. N 817-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 503-ПП

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Прожиточный минимум является базовой величиной, непосредственно влияющей на любую социальную выплату.

В зависимости от региона данное значение может отличаться в зависимости от уровня жизни и инфляции. Пересмотр может осуществляться ежегодно.

Сумма в течение года может пересматриваться, так как изменение цен и анализ инфляции происходит каждый квартал.

Все продукты питания, учитываемые чиновниками при расчете прожиточного минимума, входят в состав потребительской корзины, определенной в соответствии с нормативами.

Например, человек не может обойтись без следующих продуктов:

  • хлебобулочных изделий;
  • молочных и кисломолочных продуктов;
  • яиц;
  • сезонных овощей и фруктов;
  • круп;
  • мясных продуктов и пр.
Это интересно:  Комиссионная система оплаты труда: формулы расчета заработной платы и примеры, в чем заключается, на основе чего действует и когда применяется форма 2019 год

Объем продуктов, рассчитанный на сутки, явно не соответствует реальной потребности организма и не совсем обеспечивает правильную структуру питания, но другие ориентиры отсутствуют.

Прожиточный минимум ребенка рассчитывается исходя из его потребности в питании, образовании, лекарственных средствах, одежде, гигиенических средствах и транспортных расходах.

Стоимость потребительской корзины и уровня жизни в большинстве регионов РФ ежегодно увеличивает и в процессе начисления федеральных, региональных и социальных выплат регулярно индексируется. Это делается для поддержания качества жизни российских граждан, в том числе, детей.

Вопрос минимального показателя величины, необходимой для обеспечения нормальных условий существования не утратил свое актуальности и в 2019 году.

В рамках действия федерального законодательства под прожиточным минимумом понимают денежный эквивалент, который требуется на приобретение жизненно необходимых товаров и услуг, способных создать благоприятные условия для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека – в данном случае, ребенка.

На основании этой величины определяется:

  • уровень жизни региона в целом;
  • минимальный показатель заработной платы – он не может быть меньше, чем потребительская корзина;
  • пенсионное обеспечение и пособия.

Мало кто понимает, что и федеральный бюджет страны формируется с учетом и на основании именно прожиточного минимума для населения за текущий период с поправкой на инфляционный коэффициент.

Половина российской потребительской корзины – это продукты питания (первая группа), на которые, кстати, многие семьи тратят больше половины семейного бюджета.

Вторая группа состоит из непродовольственных товаров – одежды, обуви, головных уборов, лекарственных средств и пр.

Ну, а третья часть потребительской корзины отведена коммунальным услугам, транспортным расходам и культурному досугу.

Размер российского прожиточного минимума в 2019 году на ребенка не достигает минимального уровня жизни в других странах, хотя стоимость продуктов питания, занимающих основную часть в продовольственной корзине, практически одинакова.

Правда, сравнению данные показатели не подлежат, так как, например, в России рассчитывается сто товаров, а в США более 300.

Экономический показатель устанавливается каждый квартал и зависит от цен на продукты.

Расчет прожиточного минимума производится в отношении 3-х категорий населения:

Величина детского прожиточного минимума обычно несколько превосходит сумму, назначенную пенсионеру.

Кстати, существует несколько путей, позволяющих достичь необходимой суммы на содержание ребенка от второго родителя (алименты):

  • подписание соглашения между добросовестными родителями, ответственно относящимися к воспитанию своего чада;
  • оформление искового заявления.

Правда, чтобы алименты сравнялись с размером прожиточного минимума, необходимо иметь достаточное основание:

  • непостоянную величину заработной платы;
  • получить деньги за выполненную работу плательщик может только в натуральной форме или в иностранной валюте;
  • официальный доход отсутствует полностью;
  • заработок не позволяет исчислить из него долю;
  • в случае использования долевого начисления ущемляются права ребенка.

Также суд может прислушаться к просьбе родителя увеличить сумму алиментов до прожиточного минимума при наличии следующих обстоятельств:

  • второй родитель намеренно занижает уровень своего дохода;
  • значительно ухудшилось здоровье;
  • появились другие иждивенцы;
  • уволили/сократили с работы и т.д.

За принятие окончательного, взвешенного решения о размере выплачиваемой суммы отвечает суд, внимательно анализирующий все обстоятельства с каждой стороны процесса.

То есть все зависит от:

  • финансового и семейного положения с каждой стороны;
  • денежной суммы, остающейся в итоге у плательщика;
  • наличия/отсутствия иждивенцев;
  • предоставления прочих доказательств в суд.

Что же делать, если размер алиментов не соответствует прожиточному минимуму? Собрать максимальное количество доказательств того, что второй родитель может платить и намеренно уклоняется.

Прожиточный минимум применяется на территории края и позволяет оценить уровень жизни населения, разработать и реализовать краевые социальные программы, оказывать государственную социальную помощь малоимущим гражданам, назначить ежемесячное пособие на малыша и т.д.

Дети, местом регистрации которых является Москва, получают пособия и алиментные выплаты в размере, соответствующем прожиточному минимуму, даже если это требует соответствующих надбавок.

Так, если верить статистическим данным, у бедного человека уходит 80% на продукты, у гражданина, располагающего средним достатком – 20%, а у богатого – всего 5%.

На территории Ростовской области в соответствии с Постановлением Правительства № 53 действуют следующие величины прожиточного минимума:

  • трудоспособное население – 10 412 рублей;
  • пенсионеры – 7 941 рублей;
  • дети – 10 413 рублей.

Данная величина учитывается при начислении пособий и других видов помощи малоимущим слоям населения.

О размере прожиточного минимума на детей смотрите в следующем видеосюжете:

Статья написана по материалам сайтов: law-world.ru, zakony2017.ru, base.garant.ru, posobie-help.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий