+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Система сертификации продукции в России 2019 год

Создание систем сертификации в России предусмотрено ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Оценка соответствия продукции и других объектов требованиям законов, стандартов, технических регламентов и другим нормативам является одной из главных возможностей обеспечения безопасности разных видов продукции для человека, окружающей природы, для государства.

Любая система включает в соответствии с ФЗ № 184:

  • центральный орган сертификации, который проводит организационные работы;
  • сертификационные органы, которые должны доказать свою способность осуществлять деятельность по экспертизе и оформлению документов в конкретной области оценки соответствия. Только органы, имеющие аккредитацию на проведение таких работ, могут выполнять данную функцию;
  • лаборатории проводят испытания и измерения показателей безопасности или качества оцениваемого объекта. Такая лаборатория должна иметь оснащение и подготовленный персонал (а также методики испытаний) для осуществления своей деятельности. Наличие всех ресурсов подтверждается Аттестатом аккредитации лаборатории в конкретной сфере деятельности;
  • заявители или соискатели – это индивидуальные предприниматели или российские юридические лица (в отдельных случаях это могут быть иностранные производители), которые намерены пройти оценку соответствия своей продукции требованиям закона или конкретным требованиям системы сертификации (куда произошло обращение).

Объектов сертификации великое множество (различная продукция, производственные и технологические процессы, системы менеджмента, объекты строительства и другие). Несколько меньше перечень рисков, с которыми можно столкнуться при пользовании продукцией, и от которых следует уберечь потребителя. Разнообразие систем сертификации России объясняется именно этими двумя факторами. А также желанием некоторых корпораций ввести собственные требования для поставщиков продукции.

Существуют две большие группы систем: обязательные и добровольные. Из названия понятно, что оценка соответствия для объектов обязательной системы является неукоснительным требованием для всех российских производителей и для продукции, которая поступает из-за рубежа.

Создать обязательную систему может только федеральная государственная структура. Система должна пройти государственную регистрацию. Ведение реестра систем сертификации РФ возложено на Росстандарт, который является ответственным за сертификацию в России в целом. Осуществлять деятельность по оценке соответствия новая система может лишь после получения Свидетельства о государственной регистрации с присвоением ей уникального регистрационного номера.

Обязательных систем сертификации в России 16:

  • ГОСТ Р;
  • средств защиты информации по требованиям безопасности информации;
  • «Электросвязь»;
  • геодезической, картографической и топографической продукции;
  • на федеральном железнодорожном транспорте;
  • средств защиты информации;
  • безопасности взрывоопасных производств;
  • в области пожарной безопасности;
  • средств защиты информации по требованиям безопасности;
  • морских гражданских судов;
  • на воздушном транспорте РФ;
  • авиационной техники и объектов гражданской авиации;
  • космической техники;
  • для ядерных установок, пунктов хранения и радиационных источников;
  • средств защиты информации, составляющей государственную тайну;
  • иммунобиологических препаратов.

Обязательная система состоит из подсистем однородной продукции. Система ГОСТ Р состоит из 40 подсистем по видам однородной продукции. Например:

  • медицинская;
  • нефтепродуктов;
  • посуды;
  • электрооборудования (ССЭ);
  • механических транспортных средств и прицепов;
  • газа;
  • «СЕПРОХИМ» (резина, асбест) и многие другие.

Управление государственным имуществом в сфере технического регулирования, организацию и проведение работ по сертификации в системе ГОСТ Р, проводит Ростехрегулирование (бывший Госстандарт) — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сейчас имеет название Росстандарт). Данное агентство находится в структуре Министерства промышленности и торговли РФ.

Она стала самой первой и самой крупной в России обязательной системой оценки соответствия, охватывает все группы продукции, которые подлежат оценке соответствия на основе ФЗ «О защите прав потребителей», а также исполняет другие законодательные акты относительно отдельных видов товаров. Авторитет обязательной системы сертификации ГОСТ Р распространяется и на добровольную систему ГОСТ Р, т.к. заявители на добровольную оценку соответствия чаще обращаются именно в эту систему.

В соответствии с законом зарегистрировать такую систему оценки соответствия может любой гражданин России. При создании системы устанавливается перечень объектов, подлежащих оценке соответствия в ее рамках, показателей характеристик, в соответствии с которыми будет проводиться добровольная сертификация, формулируются правила и порядок оплаты работ, определяются участники.

Регистрация добровольной системы сертификации аналогична процедуре регистрации обязательной. В случае отказа Росстандарт отправляет заявителю объяснение причин, по которым не может быть проведена регистрация новой системы. В настоящее время процедуру создания прошли свыше 130 центральных органа.

Например, существуют следующие добровольные системы сертификации:

  • строительной продукции — «Росстройсертификация»;
  • персонала и услуг ЖКХ — «Росжилкоммунсертификация»;
  • средств криптографической защиты информации;
  • продукции Госстандарта России;
  • продукции и систем качества оборонных отраслей промышленности — «Оборонсертифика»;
  • сертификация продовольствия «ХАССП»;
  • угольной продукции;
  • ювелирных изделий (несколько систем в данной области деятельности с различными названиями);
  • биологически активных веществ — «БОСТИ»;
  • услуг в области рекламной деятельности;
  • оценки объектов интеллектуальной собственности;
  • информационных технологий — «ССИТ».

Корпоративные добровольные системы сертификации:

  • топливно-энергетического комплекса (Система «Тэксерт»);
  • оборудования для нефтегазовой отрасли «Нефтегаз»;
  • продукции и услуг «Техносерт»;
  • ГАЗПРОМСЕРТ;

Региональные национальные системы сертификации:

  • услуг торговли в г.Москве;
  • услуг торговли «Туласерт»;
  • услуг автозаправочных станций и комплексов г.Москвы;
  • топливозаправочных услуг в Московском регионе;
  • услуг розничной торговли в Сахалинской области;
  • услуг розничной торговли в Республике Саха (Якутия);
  • услуг автозаправочных станций и комплексов Уральского региона «УРАЛСЕРТ-АЗС»;
  • услуг розничной торговли г.Санкт-Петербурга и другие.

Система сертификации – это совокупность участников, правил и процедур, установленных как для оценки продукции, так и для функционирования самого сообщества.

Система сертификации в Российской Федерации является объектом регистрации в Государственном реестре. Данный реестр ведется одним из подразделений Росстандарта (бывший Госстандарт) России. Только после включения в данный перечень, система сертификации получает юридическую силу.

Система сертификации обязательной (государственной) может быть создана лишь Федеральным исполнительным органом. В то время как по добровольной схеме она разрешена для создания любому юридическому лицу и даже частному предпринимателю. (№ 184-ФЗ от 27.12.2007 «О техническом регулировании»).

Важным является то, насколько авторитетна будет та или иная система сертификации и будут ли востребованы услуги органов, аккредитованных в данной добровольной сертификации. Отличаются вновь создаваемые современные системы тем, что они часто бывают более прогрессивны, могут ориентироваться на определенный мировой сегмент рынка (например, на Азию или на Европу). Системы сертификации, кроме правил, требований, отличаются стоимостью, сроками и способами проведения оценок.

У любой российской системы сертификации имеется высший государственный контролирующий орган. В настоящее время эта роль законодательно отведена Росстандарту России.

Следующим в иерархической структуре системы расположен центральный орган самой системы. Он обладает правом проведения аккредитации.

Формулирует, утверждает, контролирует исполнение правил, порядка сертификации, нормативных документов, схем сертификации, устанавливает порядок аудита продукции, сертифицированной в рамках системы.

Третий иерархический уровень в системе сертификации отводится органу сертификации. Подтверждением того, что данный центр уполномочен выдавать документ в выбранной системе, является наличие у него аккредитации, прошедшей в центральном органе системы. Заявитель обращается за разрешительными документами, как правило, в территориальные сертификационные центры.

Невозможно получить документ соответствия ни в одной системе без исследовательских лабораторий, которые призваны проводить сертификационные процедуры по идентификации и проверке соответствия продукции заявленным свойствам и нормативным требованиям. Лаборатория также должна иметь соответствующую аккредитацию, т.е. со своей стороны проходить процедуру подтверждения качества выполняемых исследовательских работ.

Непременным участником системы сертификации выступает заявитель, который намерен пройти процедуру подтверждения соответствия по имеющимся правилам. В качестве заявителя могут выступать: производители (как отечественные, так и зарубежные), поставщики (в том числе импортеры).

Это интересно:  Как перевести деньги с Webmoney на Qiwi: подробная инструкция 2019 год

Любая система сертификации формулирует правила выполнения работ по подтверждению соответствия. Эти правила обязательно содержат:

  • Порядок идентификации (распознавания) продукции или услуг;
  • порядок выдачи сертификата;
  • форму документа – сертификата соответствия;
  • схемы сертификации;
  • порядок аудита продукции, сертифицированной по правилам системы;
  • порядок оценки соответствия объектов сертификации определенным нормативным требованиям.

Кроме того, существует перечень тех нормативных документов, на соответствие которым можно пройти процедуру оценки и получить заветный документ.

Обязательная сертификация вводится Федеральным Законом. Обязательность подтверждения соответствия необходима лишь по тем показателям, которые определены в законе, вводящем эту обязательность. Так согласно закону «О защите прав потребителей» для товаров, которым обязательна сертификация, необходимо подтвердить безопасность. Если энергопотребляющая продукция подлежит обязательной сертификации в соответствии с законом «Об энергосбережении», то доказывается соответствие товара по показателям энергоэффективности.

Добровольная сертификация в любой системе сертификации проводится согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг». Она проходит по инициативе изготовителя, продавца или иного заявителя, преследует цель подтвердить те или иные требования, качества и характеристики продукции. Начинается она с момента заключения договора между органом сертификации и заявителем. Прохождение добровольной оценки не заменяет обязательную сертификацию.

Системы сертификации могут быть международными, национальными и региональными.

Национальным органом сертификации в РФ является Росстандарт — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Сертификаты и декларации соответствия может выдавать только центр, получивший Аттестат аккредитации органа по сертификации. Такой аттестат подписывается руководителем Росстандарта и имеет срок действия. Документ создается на номерном бланке, имеет защиту от подделок. В приложении к Аттестату указывается область аккредитации.

Всего в Российской Федерации 20 обязательных систем сертификации. К ним относятся:

  • Система сертификации ГОСТ Р (система ГОСТ Р) поднадзорна Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии – Росстандарту (другое название Ростехрегулирование).
  • Система продукции и услуг в области пожарной безопасности (система МЧС) – поднадзорна Министерству Чрезвычайных Ситуаций.
  • Система сертификации иммунобиологических препаратов поднадзорна Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. Ранее этой же Федеральной структуре была поднадзорна санитарно-эпидемиологическая сертификация, которую отменили с 1 июля 2010 года. Вместо нее введена новая наднациональная система сертификации, относящаяся к компетенции Таможенного Союза.

Существуют ведомственные системы сертификации для различных видов транспорта России: железнодорожного, морского, космического воздушного транспорта и авиационной техники. Имеются системы сертификации средств защиты информации и системы «Электросвязь» другие обязательные системы сертификации.

В Российской Федерации зарегистрировано около 100 добровольных систем сертификации. Среди них есть довольно авторитетные. Так, например, система сертификации «Росстройсертификация», предназначенная для оценки соответствия строительной продукции, является правоприемницей бывшей системы Госстроя.

Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России использует для своей работы те же организационные структуры, что и обязательная система ГОСТ Р.

Системы ХАССП и ИСО (ISO) созданы на основе правил, процедур и положений ведущих международных систем, имеющих авторитет во всем мире.

В настоящее время происходит формирование наднациональной системы технического регулирования Таможенного Союза. По сути, в России появилась еще одна система сертификации. Комиссия ТС координирует работу сообщества в области технического регулирования и принимает технические регламенты ТС. На национальном уровне остаются функции:

  • Стандартизации,
  • обеспечения на всем пространстве ТС единства измерений,
  • аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий,
  • сертификации продукции,
  • сертификационных испытаний,
  • контрольного национального надзора,
  • определения ответственности в сфере технического регулирования.

Формируются Единые для всех трех стран Реестр органов сертификации и Реестр испытательных лабораторий. Причем для создания данных документов, в том числе, потребовалось заключение международного соглашения о взаимном признании органов сертификации и испытательных лабораторий. На сайте ТС этот список уже опубликован. Далеко не все ранее аккредитованные участники национальных систем сертификации сумели пройти аттестацию и включены в данные списки.

Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 года определен Единый перечень продукции, на которую распространяются Единые правила ТС. Продукция, включенная в Единый перечень, подлежит техническому регулированию ТС и для нее является обязательным выполнение правил ТС.

Единые правила предусматривают порядок проверки соответствия безопасности, определяют форму сертификата соответствия ТС. В соответствии с Единым перечнем продукции ряд товаров, в случае первого пересечения границы или начала производства на территории ТС, подлежит государственной регистрации. Безопасность в этом случае подтверждается Свидетельством о регистрации ТС. Также Единый перечень продукции имеет список товаров, для которых обязательной является санитарно-гигиеническая проверка. В качестве документа, удостоверяющего безопасность, выступает Экспертное заключение Роспотребнадзора.

Кроме обязательных документов ТС, продукция, включенная в Единый перечень, может подтвердить свое соответствие путем получения сертификата соответствия, чему способствует система сертификации Таможенного Союза. В настоящее время данная процедура и сама система являются добровольными.

Также Комиссия ТС утвердила Единый перечень продукции, для которой обязательно получение сертификата или декларации о соответствии. Но в течение переходного периода остается возможность получения на эту продукцию или документа подтверждения единого образца ТС по Единым правилам ТС, или документа о соответствии на основе национального законодательства. В первом случае документ соответствия будет действовать на территории всего ТС, а во втором – на российской территории.

Система сертификации продукции в России, как и в прочих государствах, распространяется в первую очередь на потребительские товары. Она подтверждает их экологичность и безопасность. Далее рассмотрим, что собой представляет система сертификации.

Система сертификации включает в себя множество элементов. К ним, в частности, относят:

  • Центральный орган. Он осуществляет управление и надзор, а также может передавать полномочия другим структурам. К его функциям также относится сертификация систем качества.
  • Правила и порядок проведения проверок.
  • Нормативные документы, которым должна соответствовать сертификация.
  • Порядок проведения инспекционного контроля.
  • Схемы (процедуры) проверок.

Система сертификации услуг (процесса) одного вида применяет в своей практике особые процедуры, стандарты и правила. Они относятся именно к данному виду объектов. Система сертификации может действовать на международном, национальном либо региональном уровне. Систематическая проверка степени соответствия называется оценкой. Более частным считается понятие «контроль». Он рассматривается как оценка соответствия посредством измерения определенных характеристик объекта.

Она считается обязательной в России. Продукция, которая подлежит сертификации, входит в официальный перечень. Этот список является одним из важнейших документов для всех заинтересованных лиц. В частности, он представляет интерес для:

  • Потребителей. Для них перечень выступает как источник информации, гарантирующий права на приобретение безопасного товара на выбор среди его аналогов, имеющихся в продаже.
  • Торговых организаций. Они ориентируются на перечень и своевременно готовятся к проведению сертификации.
  • Таможенных органов. Они получают данные об объектах, которые должны проходить обязательный контроль при ввозе на территорию России.
  • Сертификационных органов. Эти структуры, имея перечень, получают возможность своевременно обеспечить свой фонд нормативной документации необходимыми стандартами.
  • Контролирующих органов. Они могут не только подготовиться к проведению инспекционного контроля сертифицированной продукции, но и составить графики и планы работ.
  • Технических комитетов по стандартизации. Благодаря сведениям, содержащимся в перечне, эти органы определяют объекты и устанавливают обязательные требования на те или иные виды продукции.
Это интересно:  Глава 34 ТК РФ — Требования охраны труда 2019 год

Система сертификации предусматривает определенный перечень объектов, подлежащих проверке. Он составлен в соответствии с Законом, регулирующим защиту потребительских прав. В номенклатуре присутствует более семидесяти видов услуг и товаров. Среди них, в частности:

  • Радиоэлектронная аппаратура и электробытовые приборы.
  • Пищевая и сельскохозяйственная продукция.
  • Нагревательная (бытовая) техника.
  • Изделия легкой и текстильной промышленности.
  • Медицинские приборы и техника.
  • Охотничье и спортивное оружие.
  • Бытовая химия.
  • Автотранспортные средства.
  • Бытовая техника и прочие.

Система сертификации базируется на определенных принципах, в соответствии с которыми объекты включаются в указанный выше перечень. В частности, в качестве главных критериев используются:

  • Массовость потребления.
  • Потенциальная опасность для потребителя.
  • Степень угрозы для здоровья и жизни.
  • Наличие требований по безопасности в нормативных документах и прочие.

Ежегодно перечень дополняется и обновляется в соответствии с принятием тех или других законодательных актов, регулирующих сферу защиты потребительских прав и охраны жизни и здоровья населения. Внесение изменений в номенклатуру могут осуществлять органы госуправления, уполномоченные на создание систем сертификации. Они вносят свои предложения в центральную структуру. Госстандарт, выступая как орган, под контролем которого находится система сертификации России, и проводящий соответствующую политику в данной области, формирует сводный перечень товаров, подлежащих проверке на соответствие. Номенклатура распространяется также и на импортируемые объекты. Об этом проинформированы соответствующие официальные органы зарубежных государств.

Она считается самой крупной в стране. ГОСТ Р – система сертификации, охватывающая все виды товаров, которые подлежат проверке на соответствие согласно закону о защите потребительских прав и прочим нормативным актам в данной сфере. Она предусматривает определенные правила и принципы, на базе которых сформирована вся отечественная инфраструктура сертификации. Ее действие распространяется и на ряд стран СНГ.

Указанная выше система сертификации открыта для всех субъектов, признающих ее правила, в том числе для тех органов госуправления, которые уполномочены осуществлять контрольную деятельность, а также зарубежных организаций. Центральным органом, кроме непосредственно Госстандарта, выступает Госстрой. В числе аккредитованных испытательных лабораторий находятся организации из дальнего зарубежья и стран СНГ. Система сертификации взаимодействует и с другими структурами на основании соответствующих соглашений. Функции участников устанавливаются законодательными актами.

Достоверность и объективность в системе сертификации обеспечивается за счет независимости и компетентности испытательных лабораторий и проверяющих органов. Основополагающим считается принцип построения структуры на основе стандартов для однородных товаров. Они объединяются и образуют единые принципы и правила, в соответствии с которыми проводится сертификация систем качества.

Каждая сертификационная система для однородной продукции проходит процедуру утверждения Госстандартом. Обязательным условием для ее действия является регистрация в Государственном реестре. К наиболее крупным относятся сертификация систем менеджмента качества:

  • Сельскохозяйственных и пищевых товаров.
  • Электрооборудования.
  • Автотранспортных средств.
  • Химических материалов.
  • Средств индивидуальной защиты.
  • Объектов строительного комплекса.

Центральным органом, возглавляющим эти системы, является, как правило, управление Госстандарта либо его НИИ.

Его ведет Госстандарт. В государственном реестре собраны основные сведения по сертификации. В частности, в нем содержится информация о:

  • Аккредитованных испытательных лабораториях и органах.
  • Выданных сертификатах.
  • Аттестованных экспертах.
  • Утвержденных сертификационных системах и так далее.

Основные принципы и правила, в соответствии с которыми действует система, устанавливаются определенными документами. Они включают в себя четыре категории положений:

  • Сертификация услуг.
  • Проверка товаров.
  • Общие положения.
  • Сертификация систем менеджмента качества и производств.

Время существования обязательной сертификации по системе ГОСТ Р сравнительно небольшое для того, чтобы были четко отработаны на практике и усовершенствованы процедуры и достигнуты предполагаемые результаты. Существующие в данной сфере проблемы видны достаточно ясно. В частности, они связаны с организационной стороной, несовершенством правил и недостаточностью практической работы.

Эта система добровольной сертификации была разработана в 1992 году. Она стала одной из первых в стране, имеющих такую специфику. К объектам, попадающим в сферу ее распространения, относятся:

В ее рамках также осуществляется сертификация систем менеджмента. СовАсК имеет право проводить аккредитацию лабораторий и аудиторов.

Система добровольной сертификации создана на базе разработок ИСО, европейских стандартов EN45000, руководств ИСО/МЭК. Это говорит о том, что СовАсК согласована не только с отечественными требованиями, но и с международными стандартами и требованиями. Главным отличием системы от ГОСТ Р является то, что в ее рамках обязанности аудитора и эксперта четко разграничены.

Для осуществления деятельности в качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные специалисты, которые работают в конкретной отрасли и обладают необходимыми знаниями и навыками. В реестре СовАск присутствует несколько десятков аккредитованных аудиторов. Эти специалисты проводят проверки систем качества и осуществляют аттестации производств. Эксперты привлекаются по мере необходимости. Их включают в состав аудиторской группы. Кроме экспертов, прошедших аттестационную комиссию, существуют и член-корреспонденты, выражающие желание стать экспертами и пройти также аттестацию.

Система СовАсК считает, что целесообразно проводить двойную аккредитацию одновременно, подключая ГОСТ Р. Благодаря этому самому процессу и его результатам будет придана большая значимость. Кроме того, будет обеспечена сопоставимость, а также усилена признаваемость знака соответствия и сертификата.

Сертификация по системе СовАсК проводится в соответствии с теми документами, которые предоставляет заявитель. Отечественными правилами проведения процедур по проверке соответствия предусматривается использование стандартов и зарубежных стран. Это особенно важно для тех отечественных предприятий, которые занимаются экспортом.

Сертификация — это процедура, реализуемая по установленным правилам осуществления оценочных работ, целью которых является выявление соблюдения/несоблюдения требований нормативов (ими могут быть отечественные техрегламенты, ТР ТС или стандарты).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено понятие «система сертификации», подразумевающее под собой совокупность правил проведения соответствующих работ, участников процесса и правил функционирования самой системы.

Сегодня в РФ легитимно существуют системы сертификации двух типов: добровольные и обязательные.

Правовой основой добровольной сертификации является Закон «О техническом регулировании» (статья 21). Правила ее проведения установлены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26.

Добровольная сертификация призвана выявить отличительные качества и полезные потребительские свойства товаров. Проводится она по желанию производителя или продавца. Полученный сертификат не рассматривается как замена обязательному, а лишь дополняет его. Сертифицируются товары, как правило, в системе ГОСТ Р. Полученные документы действительны только внутри страны, так как Таможенным союзом добровольное сертифицирование не предусмотрено.

Существует определенный порядок проведения добровольной сертификации. Начальная стадия процесса — подача в выбранный орган по сертификации (ОС) заявки с приложением соответствующего пакета документов. В состав его входят:

  • техпаспорт на выпускаемые изделия;
  • каталог товаров, подвергающихся подтверждению соответствия;
  • сведения об используемом в производственных целях оборудовании;
  • документ, подтверждающий госрегистрацию, устав компании-изготовителя;
  • договоры аренды площадей, на которых осуществляется производство.

Для зарубежных предприятий, импортирующих товары в Россию, комплект документации отличается. Он содержит ряд дополнительных документов:

  • полные наименование и реквизиты фирмы;
  • контракт на поставку товаров в РФ;
  • технические описания, фотографии, инструкции к изделиям и пр.

На следующем этапе процедуры заказчик определяется с выбором схемы сертификации продукции (она зависит от типа производства), по правилам которой будет производиться поверка предоставленных образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ). Также заказчик задает область проверки, заявляя показатели соответствия своих изделий ГОСТам, ТУ либо иным нормативам.

Это интересно:  Выгодный бизнес: производство обоев. Технология и оборудование для производства обоев 2019 год

Далее ИЛ проводит испытания, протоколирует результаты, передает документацию в ОС, который изучает поступившие материалы и в случае благоприятного исхода выдает заказчику добровольный сертификат с одновременным внесением его номера в Госреестр. Срок действия документа составляет три года, по истечении которых возможно его продление.

Обязательная сертификация проводится для удостоверения соответствия продукции требованиям техрегламентов, стандартов. Обязательные требования этих документов касаются безопасности, охраны здоровья населения и окружающей среды, по этой причине доминирующими аспектами сертифицирования являются безопасность и экологичность.

Обязательная сертификация продукции на соответствие техрегламентам производится по требованиям, содержащимся в них самих.

Глава ТР «Подтверждение соответствия» включает список требований к организации сертификационного процесса, а именно:

  • пакету документов, дополняющему заявку на выполнение работ;
  • схеме сертификации, избираемой по типу производства;
  • проведению испытаний;
  • контролю состояния производства (в ряде случаев).

Схемой может предусматриваться периодический инспекционный контроль, призванный подтверждать безопасность изделий, уже прошедших сертификационную процедуру.

При условии, что изделия соответствуют требованиям ТР, они маркируются знаком обращения на рынке. Он не относится к специальным защищенным знакам, а выполняет лишь информационную функцию и наносится заявителем самостоятельно. Если соответствие требованиям ТР не подтверждается, подобная маркировка запрещена.

Когда подтверждено соблюдение требований безопасности, содержащихся в ТР ТС, товары разрешено маркировать единым знаком обращения ЕАС (Евразийское соответствие). Правила его нанесения, способы использования установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза».

Подлежащая обязательной сертификации продукция, применительно к которой еще не разработаны или не введены в действие техрегламенты, сертифицируется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Документом утвержден общий порядок проведения сертификационных работ для обязательной и добровольной сертификации.

Совокупность методов, используемых в процессе испытаний продукции, предполагает:

  • идентификацию изделий (определение принадлежности к классификации, выяснение происхождения товара, соответствие техдокументации и пр.);
  • анализ соблюдения требований по обеспечению безопасности исследуемых изделий.

Термином «схема сертификации» специалисты обозначают набор действий, совершаемых участниками процесса подтверждения соответствия в целях получения доказательств того, что продукция соответствует установленным требованиям.

Количество схем в действующей национальной системе ГОСТ Р — десять (имеются дополнения); схемы определены Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15.

Техрегалментами ТС предусмотрено девять схем сертификации. Они содержатся в положении «О порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза», принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621.

Между используемыми схемами ТР ТС и ТР РФ заметны сходства, но при вступлении в силу ТР ТС применение ТР РФ становится недопустимым.

Характерное для России наложение законодательных норм ТС на национальные привело к существованию нескольких перечней продукции, «попадающей» под обязательную сертификацию, декларирование и госрегистрацию. В итоге оказалось, что некоторые производители не могут разобраться, каким именно требованиям должны соответствовать выпускаемые ими изделия.

Сертификат соответствия ТС выдается по результатам сертификации продукции из перечня, установленного каждым ТР. Сертифицироваться в обязательном порядке должны все товары, попадающие под действие ТР.

Получить интересующую информацию о техрегламентах (стадиях разработки, обсуждения, вхождения в действие) можно на сайте Евразийской экономической комиссии.

Сертификат соответствия ГОСТ Р должен быть получен на продукцию, вошедшую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.

Сертификат пожарной безопасности должен быть получен в обязательном порядке на продукцию, указанную в:

Есть ряд принципиально важных моментов, заслуживающих отдельного упоминания в рамках рассматриваемой темы.

Кроме обязательной сертификации в РФ существует обязательное декларирование соответствия. Возможна ситуация, что рассматриваемый товар не должен сертифицироваться, но при этом нужно обязательно оформлять декларацию.

Сертификаты и декларации не составляют исчерпывающего списка разрешительных документов, сегодня в практике использования присутствуют и другие.

При анализе перечней на предмет нахождения в них интересующих товаров, следует проверять не только их наименование, но также коды ОКП/ТН ВЭД и сферу использования.

На законодательном уровне закреплен ряд принципов, на основе которых на территории страны должна проходить сертификация:

  • сведения о порядке реализации сертификационных процедур доступны для всех заинтересованных лиц;
  • использование обязательной сертификации применительно к объектам, не попадающим под требования техрегламентов, недопустимо;
  • установление списка форм и схем обязательной сертификации в отношении определенных видов продукции в соответствующем техрегламенте;
  • минимизация расходов производителей/импортеров и сроков проведения обязательной сертификации;
  • навязывание добровольной сертификации недопустимо;
  • охрана интересов производителей/импортеров в части защиты информации, полученной о них в ходе сертификационного процесса;
  • запрет на подмену обязательного подтверждения соответствия добровольным.

Производители/импортеры наделены определенными правами, а также несут установленную законом ответственность в ходе проведения сертификационных процедур.

  • выбирать по собственному желанию форму и схему сертификации (из предусмотренных для данного вида продукции в техрегламенте);
  • подавать заявку на проведение сертификации в любой ОС с областью аккредитации, распространяющейся на данный вид продукции;
  • подавать жалобу на незаконные действия ОС и аккредитованных ИЛ;
  • пользоваться технической документацией для подтверждения соответствия товаров требованиям техрегламентов.
  • добиваться соответствия выпускаемой продукции требованиям ТР;
  • выпускать в обращение только прошедшие процедуру сертификации товары (если таковые ей подлежат);
  • оформлять сопроводительные документы с указанием данных сертификата или декларации о соответствии;
  • предоставлять подлинники или копии деклараций и сертификатов заинтересованным лицам и госорганам;
  • приостанавливать/прекращать сбыт товаров в случае приостановления/прекращения действия сертификата или декларации о соответствии, а также, если срок действия документа истек (кроме частных случаев, когда это не требуется в течение срока службы/годности продукции);
  • ставить в известность орган по сертификации, если в техдокументацию или техпроцесс производства сертифицированного товара вносятся изменения;
  • приостанавливать выпуск товаров, не прошедших сертификацию, по решению органов госконтроля за соблюдением требований техрегламентов.

Научно-исследовательский институт труда (ООО «НИИ Труда») — исследовательская организация в области экономики и охраны труда, центр дополнительного профессионального образования.

Деятельность Института направлена на изучение и анализ состояния рынка труда, трудовых отношений, вопросов организации, оплаты и нормирования труда.

Услуги Института помогают клиентам повысить эффективность использования кадрового потенциала, соответствовать требованиям в области качества и безопасности.

Статья написана по материалам сайтов: rotest.ru, infogost.com, businessman.ru, instituttruda.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector