Сколько ЖД вокзалов в Москве функционирует в XXI веке? 2019 год

Москва является мегаполисом федерального значения, столицей России. Численность горожан составляет более 12 миллионов человек. Среди москвичей много иногородних, регулярно пользующихся услугами российских железных дорог. Городу с таким количеством приезжих одного или двух вокзалов было бы мало.

Через железнодорожные вокзалы Москвы ежегодно проходит огромный людской поток – свыше 500 миллионов пассажиров. Он в несколько раз превышает пассажиропоток аэропортов.

Историей самого главного города РФ интересуются многие. Но не каждый знает, сколько ЖД вокзалов в Москве. Их было построено 10 за время существования мегаполиса. Но в 1896 году правительство приняло решение о закрытии и ликвидации Нижегородского вокзала. С тех пор в столице задействовано 9 вокзальных комплексов.

Ответим на вопрос о том, сколько ЖД вокзалов в Москве, и назовем их:

  1. Белорусский.
  2. Казанский.
  3. Киевский.
  4. Курский.
  5. Ленинградский.
  6. Павелецкий.
  7. Рижский.
  8. Савёловский.
  9. Ярославский.

Сколько ЖД вокзалов в Москве сообщаются с аэропортами? Ответ прост: три. С них отправляются «Аэроэкспрессы»:

  • с Павелецкого в Домодедово;
  • с Белорусского в Шереметьево;
  • с Киевского во Внуково.

Электропоезд, следующий от Белорусского терминала, делает остановку на Курском вокзале и Каланчевской станции (Комсомольская площадь).

Вокзалом Победы называют Белорусский вокзал. Во время Великой Отечественной войны с его платформ уходили поезда с солдатами, медикаментами, военной техникой на фронт. Он был открыт в 70 году XIX века и перестраивался не один раз. Тем не менее до наших дней сохранился первоначальный облик строения, являющегося памятником архитектуры.

В сутки комплекс способен был принять около 50 тысяч человек. Он имеет современное техническое оснащение. Отсюда отправляются поезда в Западные регионы страны, в Восточную и Центральную Европу.

Именно здесь снимались сцены фильмов «Белорусский вокзал», «Летят журавли», «Сибирский цирюльник».

1900 год принес столице еще один вокзал – Павелецкий. Внешний вид комплекса внушителен и прост. Обманчивое впечатление одноэтажности создается снаружи. В действительности это четырехэтажное строение, включающее три яруса помещений для пассажиров и техэтаж.

Железнодорожные платформы, примыкающие к комплексу, надежно укрывает от непогоды огромное арочное перекрытие. Любой путешественник может полюбоваться на этот шедевр инженерного искусства.

Гости из Украины, Молдавии, Италии, Чехии, Сербии, Греции, Турции приезжают именно на этот терминал.

Комсомольскую площадь именуют «площадью трех вокзалов», так как на ней возведено их ровно три: Казанский, Ленинградский и Ярославский.

Самым первым в 1851 году был открыт Ленинградский вокзал. С 1862 года ввели в эксплуатацию Казанский и Ярославский. Первоначально это были небольшие постройки из дерева.

Ленинградский вокзальный комплекс – единственный в Москве, что находится в ведомстве Санкт-Петербурга. В Северной столице есть вокзал, как две капли воды похожий на Ленинградский – Московский. Во время реконструкций комплекс был существенно расширен, но главные фасады остались в том виде, какими их спроектировал известный русский архитектор Тон К. А. Отсюда отправляются поезда в северо-западном направлении.

Ярославский вокзал построен в новорусском стиле выдающимся мастером Шехтелем Ф. О. Строение походит на «тройники» Русского Севера (постройки, включающие три строения). Это крупнейший вокзал столицы по пассажиропотоку, связывающий её с Севером, Сибирью, Уралом, Дальним Востоком, Китаем, Монголией.

Здание Казанского комплекса возведено по проекту академика архитектуры Щусева А. В. Многоярусная башня и часы со знаками зодиака делают сооружение уникальным украшением площади. На юг, восток и юго-восток страны поезда уходят с этого терминала.

Открытый в 1901 году, Рижский вокзальный комплекс построен в старорусском стиле. Это бело-голубое здание, похожее на терем. Автором проекта был Бржозовский С. А., а воплотил его замыслы в жизнь архитектор Дитрих Ю. Ф. Сегодня вокзал обслуживает поезда, уходящие в Прибалтику.

Строительство Савёловского терминала было инициировано Мамонтовым С. И. С 1902 года он начал работать. Это пригородный вокзал, обслуживающий экспрессы и электропоезда.

Савеловский и Рижский – наименее загруженные железнодорожные вокзалы Москвы.

Курский комплекс начал свою историю с 60-х годов XIX века. Тогда он носил название «Нижегородский». С 1896 года здание вокзала было перемещено и стало называться Курско-Нижегородским. В 72 году ХХ столетия возвели современное строение с 15-ти метровым стеклянным фасадом и необычной гофрированной крышей.

Вот мы и разобрались, какие железнодорожные пассажирские комплексы есть в столице и сколько. Всего Ж Д вокзалов в Москве девять, и каждый имеет важное значение для успешного функционирования крупнейшего российского железнодорожного узла.

Не знаю, в курсе ли сами москвичи, но для меня было открытием то, что сейчас в Москве работает целых 9 вокзалов) И хотя они находятся в одном городе — все при этом абсолютно разные. В общем я решил сделать обзорную статью по вокзалам Москвы=)

На данный момент в Москве 9 ж/д вокзалов, собираются построить ещё 3 — Евровокзал, Южный вокзал на площади Ильича и вокзал в районе станции Каланчёвская. Раньше в городе был ещё Нижегородский вокзал и хотели возвести ещё Центральный, но не получилось. Плюс к действующим девяти вокзалам Москвы, есть ещё Правительственный спецвокзал и несостоявшийся Императорский спецвокзал. Остановимся на них поподробнее

Этот старый московский вокзал располагается на Тверской заставе

Железная дорога была здесь проложена ещё в 60х годах XIX века — она соединяла Москву и Смоленск, а позже были добавлены ветки до Минска и Варшавы

Вокзал на этом месте начали возводить в 1869 году. Он получил название Смоленский, от наименования первой своей железнодорожной ветки

Смоленский вокзал был торжественно открыт 19 сентября 1870 года

Это был шестой вокзал Москвы. В ноябре 1871 года он был переименован в Брестский вокзал — по названию белорусского города, до которого была продлена первоначальная дорога Москва-Смоленск

Лишь в начале 90х годов XIX века на Брестском вокзале появился второй путь, но платформа так и осталась одна

В 1907 году вокзал уже не мог вместить всех пассажиров, поэтому было решено добавить к нему два крыла — правое открылось 15 мая 1910 года, а левое начало функционировать лишь 26 февраля 1912 года

4 мая 1912 года железная дорога, а за ней и вокзал были переименованы в Александровские, в честь царя, а в августе 1922 Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую, вследствие чего вокзал стал называться Белорусско-Балтийским. Ещё одно крупное изменение в железнодорожных путях произошло уже в мае 1936 года — тогда-то вокзал и стал называться Белорусским

Сегодня с Белорусского вокзала отправляются поезда дальнего следования западного и северного направлений, а также электрички Белорусского направления и транзитные электропоезда Савёловского и Курского направлений

Этот московский вокзал был основан ещё в 1862 году и первоначально, до 1913 года, назывался Рязанским. Расположен он на площади Трёх вокзалов

Это единственный из вокзалов Москвы, имеющий собственный выход в город из метро прямо через перрон. Конечно же, об этом пути знает не так много людей, как хотелось бы, а ведь он мог бы сильно разгрузить станцию метро «Бауманская»

От Казанского вокзала начинается единственное в России левостороннее движение на участках Москва — Рязань-1 и Люберцы-1 — Коренево.

Вокзал обслуживает поезда дальнего следования, а также пригородные поезда на Муром и на Рязань

Киевский вокзал находится на площади Киевского вокзала) Вот так незамысловато=)

Киевский вокзал решили построить в 1912 году, во время празднования столетия Бородинской битвы. Вокзал планировалось расположить в начале автомобильной дороги Москва—Бородино, для чего городские власти потребовали у инвесторов вокзала выделить сначала деньги на строительство Бородинского моста для разгрузки транспортных потоков

Платформы защищены огромным параболическим арочным перекрытием длиной 321 метр, шириной почти 48 и высотой 28 метров. Весит эта остеклённая конструкция более 1250 тонн

18 февраля 1918 года с этого удивительного перрона отправился первый поезд

Во время массовой реконструкции Москвы 1935 года Киевский вокзал был расширен до Дорогомиловской улицы и оформлен с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста

С 1940 по 1945 год велось строительство северного корпуса Киевского вокзала с пригородными кассами и станцией метро «Киевская»

Монументальная арочная конструкция Киевского вокзала в 2003—2004 годах была заменена на более простой аналог, что практически не повлияло на её первоначальный вид

Киевский вокзал является уникальным ещё и благодаря установленным в его башне механическим часам, которые переводятся на летнее и зимнее время вручную — это единственные часы такого типа в Москве, не считая кремлёвских курантов

Курский вокзал, как это ни странно, расположен на площади Курского вокзала)

Курский вокзал обслуживает скорые и пассажирские поезда, а также электрички в Курском и Горьковском направлениях

Электрички и поезда с Курского вокзала идут в двух направлениях — Курском и Горьковском. В Курском направлении электрички ходят на Царицыно, Бутово, Подольск, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов, Тарусскую, Тулу, экспрессы — на Тулу, Орёл, Чернь, поезда дальнего следования — на Белгород, Днепропетровск, Донецк, Керчь, Кривой Рог, Курск, Мариуполь, Николаев, Новый Уренгой, Орёл, Полтаву, Севастополь, Симферополь, Харьков, Кисловодск и Адлер. Летом поезда отсюда отсюда ходят ещё и на Анапу, Бердянск, Евпаторию, Ейск, Новороссийск и Феодосию

Курский вокзал также обслуживает электрички Рижского и Смоленского направлений

Электрички Горьковского направления идут на Реутово, Балашиху, Железнодорожную, Фрязево, Ногинск, Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки, Владимир, экспрессы — на Владимир и Орехово-Зуево, а поезда дальнего следования — на Нижний Новгород

Это один из самых удивительных вокзалов Москвы, расположенный на площади Трёх вокзалов и являющийся самодостаточным памятником архитектуры

Ленинградский вокзал возводился с 1844 по 1849 год для обслуживания Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году и является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Первоначально вокзал назывался Октябрьский

Октябрьский вокзал был расширен в 1934 году, с 1948 по 1950 прошёл серьёзную реставрацию, а в 1977 году его вообще полностью перестроили

Около Ленинградского вокзала находится павильон станции метро «Комсомольская»

Всего вокзал располагает десятью путями, пять из которых обслуживают поезда дальнего следования, а остальные пять — пригородные поезда

Павелецкий вокзал находится на одноимённой площади

Павелецкий вокзал открылся в 1900 году и связал Москву со Средним и Нижним Поволжьем. Также с него отправляются электрички до аэропорта «Домодедово» и по Павелецкому направлению до станции Узуново

Первоначально вокзал назывался Саратовским и находился на одноимённой площади

Именно сюда 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом Ленина, в память о чём с 1941 по 1992 привокзальная площадь называлась Ленинской, а в 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина»

Это интересно:  Источники инвестиций. Внутренние инвестиции 2019 год

В 2009 году правительство Москвы планировало построить на привокзальной площади гигантский торговый центр, который полностью закрыл бы исторический вид на вокзал со стороны Садового кольца

Рижский вокзал находится также на одноимённой, Рижской площади

Рижский вокзал строился с 1897 по 1901 год в рамках строительства Виндавской железной дороги

Вокзал обслуживает поезда дальнего следования на Ригу и в Великие Луки, а также пригородные поезда. Несколько путей Рижского вокзала занимает экспозиция музея истории ж/д транспорта

31 июля 2004 года в рижском вокзале был открыт музей ж/д техники, экспозиция которого насчитывает более 40 образцов отечественных и трофейных паровозов, вагонов, щебнеочистительных машин и т.д.

Четыре раза в неделю с Рижского вокзала отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге до станции Подмосковная, где проводятся экскурсии по депо

Савёловский вокзал является единственным вокзалом Москвы, который обслуживает только электрички. Располагается он на площади Бутырской заставы

Строительство Савёловского вокзала стало возможным благодаря инициативе председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Саввы Мамонтова провести Савёловскую линию

130-километровая железная дорога Москва-Савёлово была проложена уже в 1897 году, а в будущем её планировали продлить до Калязина, Углича и Рыбинска

Савёловский вокзал возводился с 1897 по 1902 год. Торжественное открытие состоялось 10 марта 1902 года, тогда же вокзалу было присвоено название Бутырский — от Бутырской заставы

Вокзал расположился в одноэтажном здании (два этажа были только в центре, где размещались служебные квартиры)

В 1987 году начались работы по расширению Савёловского вокзала, к тому времени сильно обветшавшего и не справлявшегося со значительно выросшим пассажиропотоком. Завершены они были лишь 1 сентября 1992 года. Вокзал приобрёл нынешний облик, то есть стал двухэтажным, увеличился в 2,5 раза, но не потерял первоначальных стилевых особенностей. В 1988 году до Савёловского вокзала была проведена ветка метро

В начале XXI века Савёловский и Рижский вокзалы Москвы обслуживали слишком мало пассажиров — настолько мало, что их даже хотели закрыть, но так и не закрыли. Обслуживаемые Савёловским вокзалом поезда дальнего следования были переведены на Белорусский вокзал, а Савёловский вообще стал «дневным»

В 2005 году была проведена реконструкция, в ходе которой была построена новая платформа, приведены в порядок три старых и установлена новая информационная система. Часть вокзала переоборудовали в терминал «Аэроэкспресса» — компании, занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево

Летом 2008 года, с завершением работ по реконструкции вокзала, была повторно установлена более современная информационная система, а на аэропорт Шереметьево были пущены прямые экспрессы

10 июня 2008 года вокзал начал функционировать в полную силу, по его ветке пустили 21 поезд, которые планировалось в будущем оснастить системой Wi-Fi

28 августа 2009 года с Белорусского вокзала в аэропорт Шереметьево были пущены электрички, останавливающиеся по пути на Савёловском вокзале

Ярославский вокзал является крупнейшим из вокзалов Москвы, обслуживающим около 300 поездов в день. Расположен он на площади Трёх вокзалов

Вокзал на Комсомольской площади появился уже в 1862 году, а первый поезд с него отправился 22 июля того же года, по маршруту Москва — Сергиев Посад

До 1870 года вокзал носил название Троицкий, потом был переименован в Ярославский, а с 1922 по 1955 назывался Северным вокзалом, после чего ему было окончательно возвращено название Ярославский

14 февраля 2004 года с Ярославского вокзала отправилась первая скоростная электричка, доставляющая пассажиров до подмосковных Мытищ всего за 18 минут

Все вокзалы Москвы, кроме Белорусского и Курского, являются начально-конечными тупиками ж/д линий от Москвы

Электрички обслуживаются всеми вокзалами Москвы, а вот поезда дальнего следования — всеми кроме Савёловского. Единственным вокзалом Москвы, пропускающим транзитные поезда дальнего следования, является Курский вокзал, а с Киевского, Павелецкого, Савёловского и Белорусского вокзалов налажено движение электричек до аэропортов

Около каждого вокзала находится метро, причём Кольцевая линия Московского метрополитена связывает почти все вокзалы Москвы, кроме Рижского и Савёловского, находящихся в отдалении

Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы находятся на Комсомольской площади — так называемой площади Трёх вокзалов, на которой в 2011 году планируют возвести ещё и четвёртый вокзал) Вот как выглядит та самая площадь Трёх вокзалов

Большинство вокзалов Москвы названы также, как и их ж/д станции, исключение только составляют Белорусский и Ленинградский вокзалы

В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.

По материалам проекта «Фотографии старой Москвы» представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.

Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.

Но самое важное его имя — Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется «Поезд памяти». В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.

Казанский вокзал (Рязанский).

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская». Использовался принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.

Рязанское направление — единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все «слева направо» оказалось слишком дорого и хлопотно — так и оставили. Запретят ли вместе с левосторонними автомобилями и левостороннюю железную дорогу — вопрос сложный:

Киевский вокзал.

В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».

Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.

29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».

Это интересно:  Заработок на трафике в интернете: пошаговая инструкция 2019 год

Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Курский вокзал (Нижегородский).

Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Это был отдельный деревянный вокзал, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Пришлось вмешаться правительству — оно выкупило дорогу в казну, сделав ее государственной. После этого Курское и Нижегородское направления расположились под крышей одного здания, строящегося тогда на Садовом кольце.

Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло Курского вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое — Курскому. Реконструировали Курский вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.

Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, — с крытым перроном. У Курского вокзала две части — надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная — с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров. До постройки на привокзальной площади торгового комплекса «Атриум» внутри было всегда светло. По вечерам же иллюминация вокзала освещала привокзальную площадь.

Ленинградский вокзал (Николаевский).

Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.

В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.

Ленинградский вокзал — единственный в Москве, не входящий в ведение Московской железной дороги, и подчиняющийся, как и полтора века назад, Санкт-Петербургу. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

Павелецкий вокзал.

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Открытие Павелецкого вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 80-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и палаллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей. Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. Капитально обновленный Павелецкий открыл свои двери 3 ноября 1987 года. Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Рижский вокзал (Виндавский, Балтийский, Ржевский).

Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса.

В января 1995 года Правительство Москвы приняло постановление «О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки. После реконструкции облик вокзала не изменился. По старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и пристенков, отреставрировали люстры.

Сегодня здание вокзала это современное строение, с системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал и станцию метро. Были построены современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Это просторные, светлые залы ожидания, комфортная гостиница, открытая комната матери и ребенка, и многое другое.

Савёловский вокзал.

Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово, длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская Дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы).

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы и грузовой двор.

К 1980-м вокзал сильно обветшал и перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1987 года под руководством Я. В. Шамрая было начато его расширение, оконченное 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. Савёловская (станция метро)).
Вид со стороны города от входа в метро

В начале 2000-х в связи с низким пассажиропотоком предполагалось закрыть Савеловский и Рижский вокзалы, однако это не было сделано. Тем не менее, последние поезда дальнего следования (два до Рыбинска, по одному до Углича и Санкт-Петербурга по ветке через Сонково) с Савёловского вокзала были переведены на Белорусский, и теперь он обслуживает только пригородные электропоезда. С этого же времени касса поездов дальнего следования перестала работать круглосуточно (а периодически не работает вообще), и вокзал стал «дневным», в отличие от почти всех остальных вокзалов Москвы (Рижский ныне открыт с 07:00 до 22:00).

Ярославский вокзал.

В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км). В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

Это интересно:  Как выбрать наушники? Как выбрать наушники для плеера? Как выбрать наушники для телефона? 2019 год

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка.

На сайте «Фотографии старой Москвы» вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте. Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

Казанский вокзал — один из самых крупных вокзалов столицы. Располагается он на Комсомольской площади, ранее Каланчевской, ее называют «площадь трех вокзалов». Изначально, вокзал назывался Рязанский, потому что первый поезд, отправившийся 20 июля 1862 года, следовал именно на Рязань. Строительство вокзального комплекса, возводимого в несколько этапов, закончилось в 1940 году. Осуществлялось оно по проекту А.В. Щусева, основной идеей которого было не только в том, чтобы здание выполняло функции вокзала, но и было достопримечательностью, украшающей площадь и город. Казанский вокзал построен с соблюдением архитектурных традиций Москвы XVII века.

Ярославский вокзал — один из крупнейших вокзалов Москвы, третий вокзал Комсомольской площади. Идея строительства появилась в середине XIX века. В июле 1958 года императором Александром II было разрешено строительство железной дороги. Возведение здания вокзала проходило по проекту петербургского архитектора Р.И. Кузьмина и мастера архитектуры С.Л. Шустова. В 1862 году было построено изящное двухэтажное белое здание. 18 августа 1862 года было открыто ежедневное движение поездов. Это была первая железная дорога, в которой не участвовал иностранный капитал.

Курский вокзал — крупнейший вокзал в Москве, является универсальным, т. к. здесь многие поезда имеют конечную точку следования, а также через этот вокзал проходят транзитные поезда, следующие в направлении с севера на юг. В 1860-х гг. был построен пассажирский вокзал для Курской железной дороги. Его особенностью было то, что это единственный из вокзалов Москвы, находящийся за чертой города, за Камер-коллежским валом. С середины XVIII века этот вал был признан официальной чертой города. Это было сделано, отчасти, по экономическим критериям. Земли стоили недорого, налогов меньше, а также минимальные требования по части санитарии и охраны труда.

Киевский вокзал, ранее Брянский, существует с 1899 года, первый почтово-пассажирский поезд с которого направлялся в Брянск. Он был построен на средства частной железнодорожной компании, и расположилось на окраине столицы. Здание было одноэтажным, тесным и не соответствовало облику Москвы. По этой причине в 1912 году были выделены средства на постройку нового здания вокзала. Главным архитектором и инженером был назначен И.И. Регберг.

Здание, построенное в стиле неоклассицизма, стало одним из самых красивых архитектурных творений Москвы. Фасад здания выходит на Москву-реку, а 51-метровую башню украшают огромные часы.

Ленинградский вокзал называют воротами на северо-запад России. В шумной столице он напоминает о спокойствии и элегантности Северной столицы. Это старейший вокзал Москвы, он единственный не принадлежит Московской железной дороге. В 1842 году Николаем I был подписан указ о строительстве железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Также он указал, чтобы здания вокзалов в этих городах были одинаковыми. Архитектором был назначен Константин Тон, который уже показал свое мастерство. Он был автором таких сооружений как Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. 1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие железной дороги. В этот день первый поезд отправился из Санкт-Петербурга.

Павелецкий расположен недалеко от центра Москвы, что позволяет с легкостью добраться до него со всех уголков столицы. Павелецкий вокзал является одним из самых первых вокзалов столицы. Он был сдан в эксплуатацию 19 января 1900 года. Первым названием вокзала было — Саратовский. Нынешнее название он получил после Великой Отечественной войны, по названию поселка Павелец, который находится в Рязанской области. Здание вокзала строилось по проекту архитектора А. Красовского было высотой в два этажа. На первом этаже располагался операционный зал, разделяющий помещения первого и второго класса от помещения третьего класса пассажиров.

За историю своего существования Белорусский вокзал несколько раз менял свое название. Первоначально, с 1870 года, название было Смоленский, по направлению поездов, курсировавших до Смоленска. Спустя год маршрут был продлен до Бреста, вокзал был переименован в Брестский. В результате переименования железной дороги в Александровскую, вокзал получил соответствующее название — Александровский. В 1922 году название сменилось на Белорусско-Балтийский вокзал. Нынешнее название — Белорусский — вокзалу присвоили в 1936 году. От перронов Белорусского вокзала в 1941 году первые эшелоны отправлялись на фронт, именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война».

Савеловский вокзал является самым молодым вокзалом столицы. Он принял первых пассажиров весной 1902 года Строительство в 1897 году началось по инициативе С.И. Мамонтова, председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Имя автора проекта вокзала неизвестно. Для вокзала было выбрано место на границе города, у Бутырской заставы. Здание было простым и строгим, одноэтажным. Только в центрально части имелся второй этаж, используемый для служебных квартир. В 1900 году Московская городская дума, предполагая, что цены на прилегающие земли увеличатся, изменила границы Москвы, вокзал вошел в состав города.

В шаговой доступности от станции метро «Комсомольская», на Рязанском проспекте, расположена автостанция «Казанский вокзал». Это автостанция небольшая и существует относительно недавно. Тем не менее, здесь проходят самые популярные автобусные направления. С этой автостанции можно доехать напрямую до Санкт-Петербурга, Самары, Ростов-на-Дону, Пензы, Казани и других больших городов.

На улице Дубининской, в непосредственной близости от Павелецкого железнодорожного вокзала, находится автостанция с одноименным названием. Ежедневно сюда прибывают автобусы из Волгограда, Воронежа, Волжского, Липецка, Саратова, Пензы и других городов. Эта станция является конечной точки в пути следования этих маршрутов. Автовокзал работает ежедневно, с 8 утра до 11 вечера. Все это время работают билетные кассы. На площади перед автостанцией есть парковка.

Автостанция «Черкизовская» расположена возле станции метро Черкизовская. Отправление происходит у торгового центра «Черкизовский пассаж». Автостанция работает ежедневно с 7:30 до 20:30. Отправление с этой автостанции проходит практически ежечасно. Отсюда можно доехать до основных городов Подмосковья. Также, можно добраться до Чебоксар, У автостанции есть собственное здание с залом ожидания и телевизором. Здесь Вы сможете провести время в ожидании своего рейса.

Автостанция «Кантемировская» расположена на одноименном Кантемировском проспекте. Кантемировская станция обслуживает Южный округ Москвы и является самой южной автостанцией. Сюда можно добраться на нескольких станциях метро, необходимо будет выйти либо на Кантемировской, либо на станции «Царицыно», либо на Каширской. Пешая прогулка займет не более 10 минут, с любой из вышеперечисленных станций. Автостанция работает ежедневно, с 7:00 до 23:00.

Автостанция «Тушинская» начала свою деятельность в 2012 году. Ежедневно, с этой автостанции отходит до 60 рейсов, которыми пользуются около 1000 пассажиров. В здании небольшой тушинской автостанции есть комфортный зал ожидания, круглосуточная камера хранения багажа, платежный банкомат, терминал и Wi-Fi. Вдобавок, за отдельную плату можно заказать себе дополнительные услуги, например, предварительное бронирование билетов. Автостанция находится на проезде Стратонавтов, в шаговой доступности от одноименной станции метро. От станции метро сюда легко добраться пешком, подробные схемы представлены в Интернете. Средняя продолжительность пешей прогулки сюда от станции метро – 3 минуты.

Щелковский автовокзал является центральным автовокзалом в Москве. Автовокзал расположен возле станции метро «Щелковская». У Щелковского автовокзала есть несколько названий, например, Центральный или просто Московский. На сегодняшний день – это крупнейший автовокзал России. С Щелковского автовокзала регулярно отправляются рейсы по пригодным и междугородним маршрутам. Автовокзал находится в восточной части Москвы, на территории района Гольяново.

Автостанция «Орехово» была открыта в 2009 году. На сегодняшний день деятельность этой автостанции поддерживают 7 перевозчиков. Сегодня автостанция обслуживает 5 направлений, по ним ходят 36 рейсов. Средняя посещаемость автостанции «Орехово» в сутки – 380 человек. За весь 2013 год услугами автостанции «Орехово» воспользовались двести тысяч человек. Самые популярные направления здесь – это Ростов-на-Дону, Кисловодск и Элиста. Так же, отсюда можно доехать до Тирасполя и Узловой.

Автостанция «Красногвардейская» была открыта в 2003 году и работает до сих пор. Автостанция расположена по адресу: бульвар Ореховый, владение 24, недалеко от одноименной станции метро «Красногвардейская». Для пассажиров этой автостанции здесь имеется зал ожидания, билетные кассы, автоматы со снэками, охрана, платежные терминалы для оплаты мобильной связи, банкоматы, беспроводной Интернет и другие сервисы. С полным перечнем предоставляемых услуг можно ознакомиться на самом автовокзале. Некоторые из услуг являются платными.

Автостанция «Теплый Стан» существует с 2003 года, это одна из самых первых московских автостанции. Автостанция обслуживает 37 направлений, по которым следует 100 рейсов в сутки. Деятельность автостанции «Теплый Стан» поддерживают несколько транспортных компаний. Свои услуги предлагают 34 перевозчика. Каждодневно автостанция «Теплый Стан» обслуживает около тысячи человек. Во время «час пика» максимальное количество пассажиров, прибывающих на автовокзал составляет 2000 людей. Исходя из статистических данных, ежегодно станцией пользуются 600 тысяч пассажиров.

Автостанция «Новоясеневская» расположена на Новоясеневском проспекте. Автостанция работает ежедневно, с 6:00 до 23:59. Сюда можно доехать на метро, необходимо будет выйти на станции «Битцевский парк». Автостанция ведет свою деятельность с 2011 и является немаловажным объектом в социальной сфере. Здание автостанции – это одноэтажное строение, оборудованное всем необходимым. В здании есть зал ожидания, круглосуточная камера хранения, охрана, кофейный аппарат, терминалы для оплаты сотовой связи, кафе и комната матери и ребенка.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, lifeglobe.net, varlamov.ru, www.101hotels.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий