+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Срок пребывания в статусе и.о. 2019 год

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания на территории РФ

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

  • определяется сроком действия выданной ему визы;
  • не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1) иметь в собственности имущество;

3) самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;

4) совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;

5) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

6) иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);

7) участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Примечание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу ( п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом .

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Это интересно:  Согласие на командировку: образцы, могут ли отправить работника, если он не согласен, как оформить при выезде в выходной день, при ребенке до 3 лет 2019 год

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом .

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом .

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Мы начинаем цикл статей, посвященных вопросам привлечения иностранных граждан к работе, их миграционного и кадрового учета, налогообложения выплат в их пользу и др. Эти материалы будут интересны и полезны тем, кто уже давно использует труд иностранцев, и тем, кто только собирается это сделать.

В настоящее время многие российские компании принимают на работу иностранцев из ближнего (страны СНГ) и дальнего зарубежья. Причем это не всегда высококвалифицированные специалисты, превосходящие в опыте и знаниях своих российских коллег. Насколько целесообразно привлечение иностранных работников, судить вам. Мы же расскажем о том, что нужно знать организации, решившей принять на работу иностранцев.

Начнем с определения правового статуса иностранцев на территории России. Ведь от статуса зависят порядок их оформления на работу, миграционный учет, пенсионное страхование, медицинское и социальное обеспечение .

Эти вопросы мы будем подробно рассматривать в следующих номерах журнала Зарплата». — Примеч. ред.

Все иностранные граждане и лица без гражданства обладают на территории России определенным статусом. В ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее — Закон об иностранцах) выделено три основных категории иностранных граждан:

  • временно пребывающие в России;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Чем отличаются перечисленные категории иностранных граждан, показано на схеме на с. 100.

Рассмотрим, какие документы определяют статус иностранца.

Их же иностранец предъявляет работодателю при устройстве на работу.

Перечислим документы, которые определяют правовой статус временно пребывающего в России иностранца:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта;
  • виза (в том случае, если иностранец въехал на территорию России в визовом режиме);
  • разрешение на работу (если «безвизовый» иностранец оформил его сам).

Миграционная карта . Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в Россию иностранце и о сроке его временного пребывания на территории нашей страны (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах). Миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина на временное пребывание в Российской Федерации. С ее помощью осуществляется контроль за продолжительностью нахождения иностранца в нашей стране.

Это интересно:  Почему не приходит налог на квартиру и нужно ли платить без квитанции? 2019 год

Более подробно об этом документе и о миграционном учете речь пойдет в следующем номере нашего журнала. — Примеч. ред.

Продолжительность временного пребывания иностранца в России определена п. 1 ст. 5 Закона об иностранцах.

Условия, при которых временно пребывающий иностранец может на законных основаниях задержаться в России, перечислены в п. 2 ст. 5 Закона об иностранцах. При этом его миграционная карта будет продлена (п. 5 ст. 5 Закона об иностранцах).

Отметку о продлении срока пребывания иностранец не получит, если сотрудники ФМС России выявят, что цель визита, указанная им в миграционной карте при въезде в Российскую Федерацию, не соответствует фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) им деятельности или роду занятий.

Бланк миграционной карты предусматривает следующие цели визита: служебный, коммерческий, частный визит, туризм, учеба, работа и транзит.

Если иностранец хочет работать в России, он должен сделать в миграционной карте соответствующую пометку. За несоответствие цели, указанной в этом документе, фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) иностранцем деятельности или роду занятий предусмотрен штраф за нарушение правил въезда в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (п. 2 ст. 18.8 КоАП РФ). Если иностранец будет выдворен с территории нашей страны, вновь попасть в Россию он сможет только через пять лет (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Административный штраф платит иностранный гражданин, а не организация. Но и для компании допущенное работником нарушение правил въезда может иметь негативные последствия. Например, фирма вложила в иностранца деньги (допустим, оплатила его обучение), но воспользоваться знаниями этого работника не успела, так как последний был выдворен за пределы России за несоответствие цели визита. Поэтому организации нужно внимательно проверять, какая цель визита указана в миграционной карте соискателя.

Разрешение на работу . У временно пребывающих иностранных граждан также может иметься разрешение на работу. Но не всегда. Такое разрешение оформить самостоятельно могут лишь иностранцы, прибывшие в Россию из безвизовых стран. Иностранным гражданам, въезжающим на территорию нашей страны по визе, разрешение на работу оформляет организация-работодатель.

Об оформлении разрешения на работу читайте в следующих номерах журнала «Зарплата». — Примеч. ред.

Иностранные граждане могут въехать на территорию России без визы или в визовом режиме. В табл. 1 перечислены государства, граждане которых имеют право пересекать границу России, не оформляя визы. Остальные иностранцы могут въехать на территорию нашей страны только по визе.

Заметим, что работодателю проще привлечь иностранных работников из безвизовых стран, чем из визовых. Причем не только с точки зрения более упрощенного порядка их оформления на работу, но и по причине отсутствия ряда расходов, связанных с этим оформлением .

Более подробно мы расскажем об этом в следующих номерах журнала «Зарплата». — Примеч. ред.

Время пребывания иностранных граждан в Российской Федерации ограниченно.

Те, кто въехал в нашу страну по визе, могут находиться на ее территории в течение срока действия выданной им визы. По истечении этого времени иностранец должен покинуть Российскую Федерацию (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об иностранцах).

Для «безвизовых» иностранцев максимальный срок пребывания — 90 суток. По его окончании иностранец должен покинуть пределы нашей страны (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об иностранцах). Но если «безвизовый» иностранец заключит трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок его временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год. Отсчет годового периода начинается со дня въезда иностранца в Россию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина на территории нашей страны принимает территориальное отделение ФМС России, о чем делается отметка в миграционной карте (п. 5 ст. 5 Закона об иностранцах).

Пример 1. Гражданин Украины въехал на территорию России 1 июля 2008 г. На границе он получил бланк миграционной карты и заполнил его. Ответственное лицо пограничного контроля на первой странице миграционной карты в графе «Срок пребывания с. до. » поставило штамп, подтверждающий дату пересечения иностранцем границы, и подпись.

Какова продолжительность временного пребывания иностранного гражданина на территории России?

Решение. Граждане Украины относятся к «безвизовым» иностранцам. Максимальный срок их пребывания на территории России — 90 суток. Если миграционная карта не будет продлена, 28 сентября 2008 г. иностранец должен покинуть РФ.

Рассмотрим ситуацию, когда иностранец до истечения 90 суток заключает трудовой договор с российской компанией.

Пример 2. Гражданин Украины находится на территории Российской Федерации уже три месяца. До окончания 90 дней с момента въезда в Россию он заключил трудовой договор с ООО «Сигма» (срок действия договора — год), и на этом основании в отделении ФМС России ему продлили миграционную карту.

Сколько месяцев он сможет пребывать на территории России?

Решение. Несмотря на то что иностранец заключил с ООО «Сигма» трудовой договор, срок действия которого равен 12 месяцам, на территории России он вправе будет находиться девять месяцев. Ведь с момента въезда он уже прожил в России три месяца. Его миграционную карту ФМС России продлит с учетом этого времени.

Регион, в котором иностранец имеет право трудиться. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона об иностранцах). Однако запрет может быть нарушен (пп. «а» и «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.02.2007 N 97):

  • при направлении иностранного работника в командировку по России. Правда, продолжительность командировки ограниченна. Вне пределов субъекта РФ иностранец может трудиться не более десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу;
  • если работа иностранца имеет разъездной характер и такое условие закреплено в трудовом и коллективном договорах. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу.

Организации-работодатели не вправе самостоятельно решать, какие иностранцы могут трудиться вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу. Направлять в командировки по России можно лишь иностранных работников, имеющих определенную профессию или занимающих определенную должность. То же самое можно сказать и об установлении для иностранных работников разъездного характера работ. Наименования таких профессий (должностей) приведены в Списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607 (Приложение N 1).

Правовой статус временно проживающего в России иностранца определяют следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • разрешение на временное проживание.

Скажем несколько слов о разрешении на работу. До 1 января 2007 г. данной категории иностранных граждан оно не требовалось. Но с 1 января 2007 г. вступили в силу поправки в Закон об иностранцах, и теперь этот документ необходим. Оформлять разрешение на работу временно проживающим в России иностранцам обязаны работодатели.

Разрешение на временное проживание дает ФМС России. Оно может быть оформлено в виде штампа в паспорте иностранца или специального бланка для лица без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего его личность (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах).

Образцы отметки о разрешении временного проживания в виде штампа в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, и бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства, утверждены Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 40 (Приложения N N 1 и 2 к Приказу).

Получение разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание иностранный гражданин получает самостоятельно, то есть без участия работодателя, в территориальном органе ФМС России по предполагаемому месту проживания. Об этом сказано в п. 3 разд. 1 Положения о выдаче иностранцам разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789. В названном документе приведен порядок получения разрешения.

Срок действия разрешения. Принимая на работу временно проживающего на территории России иностранного гражданина, организация должна проверить не только наличие отметки о временном проживании в его паспорте (или разрешения, выданного в виде отдельного документа лицу без гражданства). Нужно обратить внимание, не истек ли срок действия этого разрешения.

Максимальный срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона об иностранцах). В этот период иностранец вправе находиться на территории Российской Федерации.

Если через три года он не получит вид на жительство, то будет обязан уехать из России (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 6 Закона об иностранцах).

Примечание. Внимание, иностранцы!

По окончании очередного года со дня получения разрешения на временное проживание иностранец обязан подать в территориальное отделение ФМС России уведомление о подтверждении своего проживания в РФ. Сделать это он может лично или отправив документ по почте. Срок для подачи уведомления — два месяца со дня окончания очередного года проживания. Вместе с уведомлением иностранец должен представить в ФМС России справки о доходах, копию налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год временного проживания. Срок подачи уведомления может быть продлен до шести месяцев, но при наличии уважительной причины и документов, которые подтвердили бы невозможность более раннего уведомления (п. 6 ст. 8 Закона об иностранцах). Форма уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21. Если уведомление не будет отправлено, иностранцу грозит штраф от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (п. 1 ст. 18.8 КоАП РФ).

Регион, в котором иностранец имеет право трудиться и жить. Иностранец вправе трудиться лишь на той территории, на которой ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона об иностранцах). Поэтому работодатель должен обратить внимание на наименование ФМС России, выдавшей разрешение. От того, к какому субъекту Российской Федерации относится это отделение миграционной службы, зависит, где может работать иностранец. Например, если разрешение оформила ФМС России по Московской области, то иностранец должен работать только в этом регионе. В Москве он трудиться не может, и наоборот.

Это интересно:  Как повысить узнаваемость бренда в интернете – 5 лучших способов 2019 год

Однако из этого правила есть исключения. О них сказано в пп. «а» и «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.02.2007 N 97. Так, временно проживающий работник-иностранец может трудиться вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу:

  • если он направлен в служебную командировку;
  • его постоянная работа носит разъездной характер (выполняется в пути) и условие об этом закреплено в трудовом и коллективном договорах.

Имейте в виду, что при направлении в командировку общая продолжительность трудовой деятельности иностранного работника вне пределов субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Если трудовая деятельность носит разъездной характер (работа выполняется в пути), общая продолжительность трудовой деятельности на территории иных субъектов РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Как и в случае с временно пребывающими в России иностранцами, организации-работодатели вправе направлять в командировки по России иностранных работников лишь тех профессий, наименования которых приведены в Списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607 (Приложение N 2). Здесь же перечислены наименования профессий (должностей), связанных с разъездами.

Иностранец не вправе также проживать вне пределов указанного в разрешении региона или по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах этого региона (п. 2 ст. 11 Закона об иностранцах).

Временно проживающий иностранный гражданин может лишиться своего статуса. Например, если он более шести месяцев в году находится за пределами Российской Федерации (пп. 11 п. 1 ст. 7 Закона об иностранцах). Об этом нужно знать тем работодателям, которые отправляют иностранцев в командировки за рубеж.

Постоянно проживающие на территории России иностранцы — это те, кто получил вид на жительство. Этот документ дает право не только постоянно проживать в Российской Федерации, но и свободно выезжать за ее пределы и въезжать обратно. Кроме того, вид на жительство, выданный лицу без гражданства, одновременно является и документом, удостоверяющим личность (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах).

Правовой статус постоянно проживающего в России иностранца определяют следующие документы:

  • паспорт (для иностранных граждан);
  • вид на жительство (для лиц без гражданства этот документ удостоверяет личность).

Как выглядит бланк вида на жительство. Описание бланков вида на жительство содержится в Приложениях N N 1 и 2 к Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 (далее — Положение о выдаче иностранцам вида на жительство).

Для иностранных граждан это документ синего цвета, размером 125×88 мм, содержащий 16 страниц. В верхней части обложки бланка в две строки размещена надпись «Российская Федерация», а в нижней в три строки — «Вид на жительство иностранного гражданина». В центре воспроизведен золотистый тисненый герб России.

Для лиц без гражданства это документ зеленого цвета. Он заменяет паспорт.

Как получить вид на жительство. Процедура получения иностранцем вида на жительство (порядок, сроки, список представляемых документов) описана в Положении о выдаче иностранцам вида на жительство. Иностранец самостоятельно получает данный документ.

Заявление о выдаче вида на жительство он должен подать в территориальное отделение ФМС России не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока действия разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 8 Закона об иностранцах и п. 3 Положения о выдаче иностранцам вида на жительство). Но чтобы получить вид на жительство, иностранцу сначала нужно получить разрешение на временное проживание и не менее одного года прожить на основании этого разрешения (п. 2 ст. 8 Закона об иностранцах).

Иностранец, имеющий вид на жительство, вправе постоянно находиться на территории России в течение пяти лет. По истечении этого времени данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен (п. 3 ст. 8 Закона об иностранцах).

В отличие от временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан постоянно проживающим в России иностранцам для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах).

Основные положения статьи представлены в табл. 2 на с. 110.

С началом боевых действий в восточной части Украины Россия ввела льготные условия пребывания для граждан, покинувших родные места и перебравшихся в РФ. После неоднократного продления сроков их пребывания российские власти в 2015 году пересмотрели некоторые миграционные правила для граждан Украины, включая жителей оккупированных регионов.

По сообщению ФМС Российской Федерации, срок преференций — пребывания в России на льготных условиях — для граждан, зарегистрированных на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, не изменится.

Граждане других регионов Украины имеют право безвыездно находиться на территории РФ в течение 90 суток и получать разрешение на работу на тех же основаниях, что и остальные граждане стран-членов СНГ, пересекающих границу России по безвизовому режиму. Однако новые миграционные правила для украинцев не коснулись режима пересечения границы РФ — они все так же могут использовать внутренний паспорт.

ФМС России предупреждает гостей из Украины, что льготный миграционный режим для украинцев отменен и последним сроком продления временного пребывания в РФ стал октябрь 2015 года.

До конца октября минувшего года украинцам из мирных областей страны следовало обратиться в территориальные отделения миграционной службы и легализовать свой правовой статус.

В июле минувшего года руководитель ФМС России К. Ромодановский заявил, что граждане Украины, не получившие разрешительных документов, рискуют стать невъездными на срок от трех до десяти лет. Это предупреждение не касается лишь жителей двух областей, упомянутых выше. Согласно статье 31 закона о миграции, нарушение миграционных правил может повлечь за собой не только штрафные санкции, но и административное выдворение, депортацию или реадмиссию.

Несмотря на боевые действия, разворачивающиеся в восточных частях Украины, ФМС РФ не делает исключения для украинцев, прибывших в Россию с целью поправить свое финансовое положение. Для работы на территории РФ украинские мигранты должны оформить патент или получить другой статус, дающий право заниматься трудовой деятельностью, например, РВП. Данная норма действует для всех граждан Украины, в том числе выходцев с Донбасса, не ходатайствовавших о получении временного убежища.

Миграционный режим для украинцев, приехавших на заработки, содержит следующие правила:

  1. Постановка на миграционный учет (получение временной регистрации). Независимо от цели приезда каждый иностранец, прибывающий на территорию РФ, включая граждан Украины, должен пройти бесплатную процедуру первичной временной регистрации в течение 90 дней после въезда в страну. Игнорирование этого требования рассматривается как нарушением правил пребывания в РФ и грозит штрафом в размере до 7000 руб. и даже выдворением из страны.
  2. Приобретение полиса ДМС. Сертификат добровольного медицинского страхования обязателен для украинцев на протяжении всего срока их пребывания в РФ. Это не просто требование властей, но защита интересов самих мигрантов, ведь полис дает право бесплатно воспользоваться экстренной медицинской помощью.
  3. Оплата патента — документа, дающего право на легальную трудовую деятельность в определенном регионе РФ по определенной специальности, в течение периода, за который был внесен платеж (максимально возможный срок — до 12 месяцев). Согласно ФЗ № 115, за выдачей трудового патента следует обратиться в 30-дневный срок со дня въезда в РФ.
  4. Получение СНИЛС — страхового номера индивидуального лицевого счета. Этот номер указывается в свидетельстве пенсионного страхования. Данный документ необходим для официального трудоустройства, ведь по нему работодатель отчисляет налоги в Пенсионный Фонд. СНИЛС оформляется в ПФ России.
  5. Оформление ИНН — индивидуального номера налогоплательщика. Этот уникальный цифровой код, состоящий из 12 цифр, указывается в свидетельстве о постановке на учет физлица в Федеральной налоговой службе России. Гражданин Украины может оформить его в местном отделении налоговой службы, находящемся в регионе его регистрации. ИНН понадобится для ежемесячной оплаты налогового взноса, а также для отчислений работодателя в налоговую службу.
  6. Заключение трудового договора. Для оформления отношений с работодателем иностранный мигрант имеет 2 месяца. В течение этого периода он должен подать копию трудового договора в ФМС, иначе патент будет аннулирован.

Гражданам Украины следует обратить внимание: хотя отмена льготного миграционного режима для украинцев пока допускает пересечение границы по гражданскому паспорту, для оформления патента нередко более предпочтительным является «международное» удостоверение личности — загранпаспорт. Тем более что миграционные центры некоторых регионов требуют предоставлять именно этот документ.

Льготный миграционный режим для жителей Донбасса тоже был пересмотрен, хотя они пока еще могут рассчитывать на прежний порядок пребывания и находиться на территории РФ дольше, чем указанные 90 дней. Вадим Яковенко, заместитель главы ФМС, сообщил, что все территориальные подразделения службы получили распоряжение оказывать максимальное содействие гражданам Украины.

Однако прибывшие с территорий так называемых Донецкой и Луганской народных республик должны учесть, что в наступившем году сократится количество одобренных правительством РФ ходатайств о предоставлении/продлении статуса временного убежища. К тому же будут сокращены сроки пребывания вынужденных переселенцев в пунктах временного пребывания.

Статья написана по материалам сайтов: zakonius.ru, nalogobzor.info, wiseeconomist.ru, map-expo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector