+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ст 355 ТК РФ 2019 год

Новая редакция Ст. 355 ТК РФ

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1. Часть первая комментируемой статьи определяет принципы деятельности федеральной инспекции труда.

Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на положениях ст. 18 Конституции РФ о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. В РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина является основным содержанием деятельности федеральной инспекции труда.

В соответствии с общеправовым принципом законности федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Оценка действий подконтрольных лиц и работников осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда исключительно с точки зрения соблюдения ими требований законодательства.

Объективность как принцип деятельности федеральной инспекции труда непосредственно связана с принципом законности и призвана исключить предвзятое отношение как к работодателю, так и к работнику. Действия контролируемых работодателей и работников рассматриваются в соответствии с объективным критерием — соответствия их требованиям законодательства — при учете конкретных обстоятельств, в которых данные действия совершены.

Независимость федеральной инспекции труда обеспечивается, с одной стороны, включением ее в структуру органов исполнительной власти (независимость от работодателей) и, с другой стороны, установлением таких условий работы, которые обеспечивали бы стабильность занятия инспекторами труда соответствующей должности и делали их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния (ст. 6 Конвенции МОТ N 81). При осуществлении своих полномочий должностные лица, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, независимы от государственных органов и руководствуются только законом.

Гласность как принцип деятельности федеральной инспекции труда предполагает доведение информации о результатах проверок соблюдения законодательства о труде до сведения общественности, распространение данных о наиболее эффективных способах исполнения требований законодательства. Информация о проведенных проверках доводится до сведения работодателя, деятельность которого оценивалась в ходе проверки, лица, явившегося инициатором проведения проверки, и соответствующих государственных органов. На практике данные о деятельности федеральной инспекции труда направляются профсоюзам, освещаются в средствах массовой информации.

2. Система задач федеральной инспекции труда, сформулированная в комментируемой статье, базируется на положениях ст. 3 Конвенции МОТ N 81 и включает в себя, во-первых, задачу обеспечения применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина, во-вторых, задачу распространения информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства и, в-третьих, задачу анализа действующего законодательства и практики его применения с целью устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений.

Поручение инспекторам труда исполнения иных функций не должно препятствовать реализации ими указанных задач и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с работодателями и работниками.

Текущая редакция ст. 355 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности .

Основными задачами федеральной инспекции труда являются :
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права .

1. Принцип представляет собой основополагающее положение, начало, определяющее порядок осуществления отдельных видов деятельности. В связи с этим правовое регулирование принципов деятельности федеральной инспекции труда направлено на соблюдение общеправовых основ деятельности органа государственной власти в части реализации им своих полномочий, а также обеспечение соблюдения режима законности и иных норм Конституции РФ.

К числу главных принципов деятельности Роструда, а также всех ее сотрудников, в том числе и осуществляющих деятельность в территориальных органах, закон относит:
— принцип уважения — данный принцип сформулирован абстрактно и позволяет рассматривать его в самом широком смысле. Он может охватывать собой и принцип уважения государственного суверенитета, прав и свобод личности, человеческого достоинства и т.п. В связи с этим его можно рассматривать применительно к осуществлению прав обеих сторон трудовых отношений, а также третьих лиц. Уважение предполагает создание реального механизма обеспечения возможности беспрепятственной реализации прав, исполнения обязанностей. При этом оно не допускает применение в деятельности уполномоченного органа, олицетворяющего собой государство, методов деятельности, которые противоречат установленным комментируемой статьей принципам;
— принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина — данный принцип носит международный характер и одновременно является не только принципом деятельности уполномоченного органа, но и целью его деятельности. Первичным в данном положении является обеспечение соблюдения прав и свобод человека, т.е. принятие сторонами правоотношений таких мер, которые являются законными, обоснованными и необходимыми, при этом они не нарушают нормативно установленных, в том числе и международными актами прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод необходима только в тех случаях, когда они нарушаются любым из участников правоотношений. Защита осуществляется всеми допустимыми законными способами, выбор конкретного способа относится к компетенции лица, чьи права были нарушены. Деятельность Роструда является правозащитной, т.е. направлена на восстановление нарушенных работодателем трудовых прав работника, но одновременно закон указывает на необходимость соблюдения данным органом в процессе его деятельности не только прав работника, но и прав работодателя. Таким образом, на Роструд возлагается обязанность, обеспечивая защиту прав одного субъекта, соблюдать права иных лиц;
— принцип законности — первостепенный принцип, на котором базируется российская правовая система. В самом общем виде он предусматривает необходимость соблюдения и исполнения норм законов. Значение данного принципа не ограничивается исключительно указанным положением, он является всесторонним, всеобъемлющим. В первую очередь, законность рассматривается как общественный режим, т.е. такое состояние общества, при котором закон имеет верховенство на всей территории государства, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, не допускает совершения правонарушений и преступлений, и способствует формированию гражданского общества и правового государства. Принцип законности реализуется в следующих основных направлениях: верховенство закона, т.е. применение правовых норм в качестве основы любых правоотношений в государстве; единство законности — применение правовых норм на всей территории государства; подчинение граждан и иных лиц таким законам; всеобщность законности — отсутствие исключений в отношении круга лиц, на которых данный принцип распространяет свое действие. Законность способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе; обеспечению равенства перед законом; предоставлению любому лицу прав и обязанностей в полном объеме без каких-либо исключений или ущемлений по тем или иным признакам. Оборотной стороной медали при рассмотрении принципа законности выступает неотвратимость наказания, т.е. применение специальных мер со стороны государства за нарушение установленных им требований;
— принцип объективности — т.е. обоснованности принятия решения на основе собранных и представленных доказательств, без каких-либо приоритетов, предпочтений и иных субъективных подходов к рассмотрению вопроса. Объективность осуществления деятельности Роструда свидетельствует о принятии обоснованного, законного решения, подкрепленного необходимой доказательственной базой исключительно на основе нормативных предписаний закона. В качестве дополнительных обстоятельств уполномоченным органом могут рассматриваться только такие, которые прямо предусмотрены законом в качестве смягчающих, отягчающих вину правонарушителя или устраняющих возможность привлечения его к ответственности. Иные, в первую очередь, личностные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве основания для изменения принятого решения либо принятия решения в пользу такого лица;
— принцип независимости — в силу действия указанного принципа должностное лицо уполномоченного органа в процессе своей деятельности руководствуется исключительно нормами закона и не вправе принимать решение под давлением, с применением угроз, насилия или в силу действия иных обстоятельств. Принцип независимости предполагает запрет на управление, руководство деятельностью должностного лица при принятии им решения. В то же время уполномоченный сотрудник органа власти не связан выводами ранее принятого решения или решения иного лица по вопросу, отнесенному к его компетенции. Данный принцип регламентирован отдельной правовой нормой ТК РФ и предусматривает недопустимость воздействия на должностное лицо службы при осуществлении им своих полномочий, а также обеспечение такому лицу всесторонней и полной защиты со стороны государства;
— принцип гласности, т.е. открытости информации о деятельности Роструда. Поскольку в большинстве случаев сотрудники службы являются государственными служащими, то реализацию принципа гласности в данном случае можно рассматривать двояко. В первую очередь, его можно рассматривать как принцип открытости деятельности службы, реализуемый, в том числе, путем проведения контрольных и надзорных мероприятий, размещения отчетов о своей деятельности в сети Интернет и иных ресурсах, обнародования результатов проведенных проверок, в том числе и выявленных нарушений, а также мер ответственности, применявшихся к таким нарушителям. С другой стороны, принцип гласности обусловливает реализацию положений законодательства о государственной службе в РФ, предусматривающих необходимость ежегодного представления государственным служащим сведений о своих доходах и имуществе.

Это интересно:  Пожарный риск: понятие, расчет и независимая оценка 2019 год

2. Основные направления деятельности уполномоченного органа определяются задачами его деятельности. Роструд призван решать следующие задачи:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, т.е. проведение ряда контрольных мероприятий, направленных на своевременное выявление и устранение указанных нарушений со стороны работодателя. Решение данной задачи не связано исключительно с фактом выявления нарушения и необходимости его устранения. Наделение Роструда полномочиями по проведению проверок предполагает возможность контроля деятельности работодателей на всем ее протяжении, независимо от наличия или отсутствия нарушения прав работников. Следует также акцентировать внимание на том, что факт применения мер ответственности в отношении работодателя, нарушившего права работника, не является основанием для освобождения его от обязанности устранения такого нарушения. Например, большинство работодателей нарушают требования об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты: такие средства выдаются в ограниченном объеме либо не выдаются вообще, спецодежда нередко не имеет сертификатов. Применение штрафных санкций за указанные нарушения не освобождает работодателя от приобретения средств индивидуальной защиты надлежащего качества и обеспечения ими работников в соответствии с установленными нормами;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — данная задача носит общий характер и фактически включает в себя все иные, поскольку именно обеспечение режима законности в деятельности работодателя способствует решению иных задач. Это обусловлено тем, что большинство требований, в отношении проверки которых Роструд осуществляет свою деятельность, регламентированы специальными нормативными актами, начиная с ТК РФ и заканчивая локальными актами работодателя. Обеспечение соблюдения таких требований в большинстве случаев осуществляется с использованием мер организационного характера — рекомендаций, разъяснений и т.п., поскольку возможности выделения соответствующего финансирования Роструд лишен, равно как и возможности применения иных способов обеспечения соблюдения законов;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — в распоряжении Роструда имеется ряд информационных ресурсов, с помощью который служба реализует свою информационную функцию, т.е. предоставляет необходимую информацию работодателям по отдельным направлениям деятельности. В состав информационных ресурсов Роструда входит, например, автоматизированная система электронного документооборота, которая направлена на упрощение процедуры взаимодействия между территориальными органами и Рострудом в процессе осуществления ими полномочий. По общему правилу, незнание закона не освобождает от ответственности, в связи с чем гарантией соблюдения работодателями требований действующего законодательства является своевременное и в полном объеме получение необходимой информации. В настоящее время наиболее востребованным информационным ресурсом для получения работодателями информации о требованиях законодательства является интернет-сайт уполномоченного органа, отражающий всю необходимую информацию, в том числе об изменениях в законодательстве;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Полномочия Роструда представляют собой широкий круг возможностей, но в то же время они ограничены ее компетенцией. В процессе реализации своей деятельности Роструд может выявить правонарушение, выходящее за пределы полномочий данного органа, в то же время закон вменяет в его обязанности обеспечение режима законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. В подобном случае сведения о выявленном правонарушении, выходящем за пределы компетенции службы, должны быть доведены до иного уполномоченного органа, в предмет ведения которого входит расследование такого правонарушения и применение мер ответственности к нарушителю. Таким образом, решение данной задачи базируется на единстве системы государственной власти, в рамках которой каждый орган наделен своей компетенцией.

Это интересно:  Инвентаризационная стоимость квартиры. Выполнение ее расчета 2019 год

Если у вас остались вопросы по статье 355 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ст 355 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1. Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право на государственную защиту предоставленных им прав и свобод. Принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма.

Будучи звеном этого механизма, федеральная инспекция труда и ее должностные лица обязаны руководствоваться этим принципом в своей надзорно-контрольной деятельности.

Приоритеты деятельности федеральной инспекции труда должны быть направлены прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб охраняемым законом правам и интересам работодателей.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. К таким принципам отнесены:

  • преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
  • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);
  • недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым Законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т.ч. мероприятий по контролю;
  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Предусмотренные гл. 2 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же обязательную силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 и коммент. к ним).

Неукоснительное соблюдение федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов — необходимое условие для реализации принципа законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда. Защищая трудовые права работников, федеральная инспекция труда не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.

Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. Недопустимо их поверхностное, формальное, некритичное отношение к полученным материалам. Все собранные материалы должны содержать достаточный набор доказательств по конкретному делу.

Принцип независимости Федеральной инспекции труда состоит в том, что государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 359 ТК).

Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о состоянии законности в сфере труда, о результатах ее работы по защите трудовых прав работников.

Посредством реализации принципа гласности государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).

2. В ч. 2 ст. 355 сформулированы основные задачи федеральной инспекции труда по обеспечению соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защите трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены (см. ст. 219 и коммент. к ней).

Одна из основных задач федеральной инспекции труда — информировать компетентные органы государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.

Для выполнения своих задач федеральная инспекция труда наделена широким кругом полномочий (см. ст. 356 и коммент. к ней).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Это интересно:  Венчурные инвестиции - это... Рынок венчурных инвестиций 2019 год

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1. Конституционный принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. Федеральная инспекция труда и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности.

Деятельность федеральной инспекции труда направлена прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом.

2. В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренными ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

Такими принципами являются:

— презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

— открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;

— проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);

— недопустимость проведения проверок одного и того же юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) по поводу исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— запрет требовать получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым законом видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;

— ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

— финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т.ч. мероприятий по контролю;

— разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Предусмотренные гл. 2 названного Закона требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 и коммент. к ним).

3. Принцип законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда заключается в неукоснительном соблюдении федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов. Иными словами, федеральная инспекция труда, защищая трудовые права работников, не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.

Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств. Поверхностное, формальное, некритичное отношение государственных инспекторов труда к полученным материалам недопустимо.

Исходя из принципа независимости данной федеральной инспекции государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой. При этом они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и действуют независимо от государственных органов, должностных лиц.

Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о результатах ее работы по защите трудовых прав работников, а также о состоянии законности в сфере труда.

Реализуя принцип гласности, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).

4. Основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ч. 2 комментируемой статьи (соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защита трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, — см. ст. 219 ТК и коммент. к ней).

Важнейшая задача федеральной инспекции труда — информирование компетентных органов государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.

5. Конвенция МОТ N 81 Об инспекции труда в промышленности и торговле» относит к задачам системы инспекций:

1) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;

2) обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений;

3) доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений.

Если инспекторам труда поручаются другие функции, то последние не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с предпринимателями и трудящимися.

О полномочиях федеральной инспекции труда, необходимых для выполнения возложенных на нее задач, см. ст. 356 и коммент. к ней.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, otkrf.ru, trud-kodeks.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector