+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Существенные условия контракта по 44 ФЗ — это… Понятие и виды 2019 год

Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, а потому имеют приоритет над общими (см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.

Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как видно из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предметом контрактов является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Также Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 Закона N 44-ФЗ, так и вытекающие из иных общих норм этого Закона.

Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее — извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), документацией о закупке (далее — документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Это видно и из того, что указанное общее требование продублировано в нормах, касающихся заключения контрактов по итогам конкурентных способов закупки (процедур определения контрагента) (см. ч.ч. 1, 5 ст. 54, ч.ч. 2, 6 ст. 70, ч.ч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).

Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ — и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся:

— наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;

— количество товара , являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг , подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);

— место доставки товара , являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги , являющихся предметом контракта;

— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

— цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее — НМЦК).

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта — положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).

Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования . Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке .

Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий :

— о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий — об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.

Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:

— условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках , заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта , если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2, 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;

— дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:

— о гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией Росатом», Госкорпорацией «Роскосмос», размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).

Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

По нашему мнению, все вышеперечисленные требования должны применяться не только к контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и к иным контрактам, на заключение которых распространяется действие Закона N 44-ФЗ по общему правилу: на аренду имущества, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и т.п. (см. отдельный материал по данному вопросу). Безусловно, что при этом ряд требований могут быть применены только с поправками, вытекающими из существа предмета соответствующего контракта.

Кроме того, в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия отдельных видов договоров (например, применительно к договору лизинга (финансовой аренды) на это указывается в письме ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14) и устанавливающие содержание тех или иных условий таких видов договоров. Напомним, что условия контракта не могут противоречить закону.

Заказчик обязан фиксировать в договоре определенные требования, так называемые существенные условия государственного контракта 44-ФЗ. Какие же положения относятся к ним и возможно ли их изменить?

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст.

432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд.

руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.

  • Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  • Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  • Возможность одностороннего отказа от исполнения.
  • Это интересно:  Свой бизнес: производство копченостей. Оборудование и технология копчения мяса на производстве: расчет затрат и требования СЭС 2019 год

    Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12.05.2017 № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

    Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

    1. Снижение цены без изменения объемов.
    2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
    3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
    4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
    5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

    Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

    Контракт обязан включать в себя два основополагающих момента, первое, это положения Гражданского кодекса РФ, второй, это положения Закона 44-ФЗ, а также может быть третий момент, касающийся специализированного законодательства, если товары, работы, услуги подпадают под специальные требования законов.

    По поводу Гражданского кодекса РФ в отношении контрактов можно сказать следующее.

    В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Во второй части ГК РФ расположены положения об отдельных видах обязательств. Это основные виды обязательств и по ним гражданское право указывает конкретные существенные условия, которые необходимо предусмотреть в контрактах.

    Пример: существенные условия договора поставки.

    Предмет договора поставки (статья 506 ГК РФ) по договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

    Существенные условия: срок поставки, цена контракта.

    Форма и порядок заключения: простая письменная форма.

    Иные условия в рамках гражданского законодательства: права и обязанности сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и т.д. В случае отсутствия данных условия, суды руководствуются положениями ГК РФ и сложившейся судебной практикой.

    Также договор поставки не должен противоречить положениям параграфа 4 главы 30 ГК РФ «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд».

    По поводу обязательных условий, которые установлены Законом 44-ФЗ можно сказать следующее. Опишу основные условия, которые необходимо включать практически в каждый контракт, так сказать «жизненные принципы».

    В статье 34 Закона 44-ФЗ «Контракт» указаны основные условия, которым должен соответствовать контракт в рамках Закона 44-ФЗ.

    Принцип неизменности цены и условий контракта, согласно пункт 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

    Часть 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

    Случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19 и включают в себя:

    — заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;

    — заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;

    — заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

    Принцип включения обязательной ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени и штрафа, согласно ч. 4 – 7 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

    Размеры штрафов предусмотрены Постановлением Правительства № 1063 от 25 ноября 2013 года.

    Принцип обязательности условий порядка приемки и порядка оплаты. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, согласно части 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

    Принцип возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

    Важным моментом является, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

    Это значит, можно ссылаться в контракте только на те случаи одностороннего расторжения контракта, которые непосредственно указаны в каждой отдельной главе части 2 ГК РФ.

    Принцип, обязывающий предоставлять информацию при осуществлении закупки товара, работы, услуги, если НМЦК превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации.

    Согласно части 23 статьи 34 Закона 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

    В силу Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 775 в соответствии с частями 19 и 23 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность участника закупки товара, работы, услуги (далее — закупка), с которым заключается контракт, предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и др.), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (при наличии) таких лиц с учетом положений Федерального закона «О персональных данных»:

    1 млрд. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

    100 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

    2. Установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

    1 млрд. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

    100 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

    Принцип о банковском сопровождении контракта (часть 26 статьи 34 Закона 44-ФЗ) с 01 июля 2014 года.

    Принцип обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

    Принцип включения обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 27 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

    Необходимо обратить внимание, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (часть 12 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

    В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по:

    п. 4части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ — осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей

    п. 15части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ — заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

    п. 28 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ — осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

    требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту (ч.

    Т.е., по вопросам пени, штрафа, порядка приемки, обеспечения контракта, Заказчик имеет право не применять в отношении п. 4, п. 15, п. 28 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

    В силу ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

    Это интересно:  Какая стоимость акций Apple? 2019 год

    Что такое предмет договора

    Предмет отдельных видов договоров

    Предмет договора — это то существенное условие, которое присутствует в любом договоре, в том числе прямо не предусмотренное законодательством, вне зависимости от способа его заключения.

    Также предмет договора является одним из основных признаков классификации договоров.

    К примеру, договоры на отчуждение имущества могут быть связаны с отчуждением вещей, уступкой прав требования, отчуждением исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации.

    По этим причинам Гражданский кодекс РФ относит условие о предмете договора к числу существенных условий договора в первую очередь. К примеру, предметом договора купли-продажи является товар, предметом договора подряда — работа и ее результат, предметом договора аренды нежилого помещения — помещение, предметом договора оказания услуг — услуги и их результат. Не согласовав условия о предмете, стороны не могут определить будущее договорное правоотношение.

    Иногда законом предъявляются особые требования к описанию предмета договора. Так, в соответствии со статьей 607 ГК в договоре аренды недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

    Следовательно, предметом договора является то, по поводу чего возникают права и обязанности и на что они направлены. Предмет договора должен быть настолько индивидуализирован, чтобы выделить его из числа объектов гражданских прав этого же вида.

    Применительно к договорам на передачу имущества в качестве предмета рассматривается само это имущество, т.е. вещи или имущественные права

    Следовательно, в предмет этих договоров не входят:

    условия передачи предметов (возвратность — безвозвратность, возмездность — безвозмездность);

    встречное предоставление, составляющее отдельное существенное условие.

    Таким образом, современное гражданское законодательство разделяет предметы таких договоров и их содержание.

    По договорам на выполнение работ и оказание услуг предмет составляют определенные действия.

    Деятельность, которая упоминается в пункте 1 статьи 779 ГК применительно к договорам на возмездное оказание услуг, также представляет собой систему постоянных действий, объединенных единой целью.

    Однако в предмет договоров входят не все действия, которые составляют предмет обязательства, а только направленные на определенные объекты (вещи, качества человека и др.). Например, строительные работы направлены на создание объекта строительства, услуги по договору банковского счета — на сам банковский счет, медицинские, парикмахерские, образовательные услуги соответственно на здоровье, внешний вид, знания человека. Эти объекты называют либо объектами договора, либо объектами правовой деятельности. Они являются важной характеристикой действий, составляющих предмет договора. Поэтому они не могут с ним разделяться. К сожалению, в юридической литературе понятием «объект договора» очень часто просто подменяют предмет договора.

    Кроме того, договоры на выполнение работ нацелены на определенный результат, который также входит в предмет договора, поскольку именно за счет его удовлетворяются потребности заказчика. При создании новой вещи объект, если он надлежащего качества, и результат должны совпадать.

    Таким образом, в предмет договоров на оказание услуг входят действия и объект, на который они направлены, в предмет договоров на выполнение работ — действия, объект, на который они направлены, и результат, характеризующий качество объекта.

    Предметом организационных договоров являются взаимные действия их сторон, направленные на упорядочение отношений между ними. Данные договоры распространены в корпоративных отношениях, на рынке ценных бумаг, в сфере оптовой торговли товарами, в банковской сфере. Их могут называть рамочными договорами, договорами о сотрудничестве, генеральными соглашениями.

    Как и другие договоры, они могут являться частью смешанных договоров (например, значительная часть дистрибьюторских соглашений носит организационный характер).

    От имущественных договоров их отличает то, что они не направлены на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг.

    Разновидностью организационных договоров являются предварительные договоры. Их предметом являются действия по заключению в будущем договоров о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основных договоров) на условиях, предусмотренных предварительным договором (пункт 1 статьи 429 ГК). Предварительные договоры создают возможность понуждения к заключению основных договоров.

    Все изложенное можно свести в следующую таблицу:

    Законодатель устанавливает необходимость заключения контрактов при совершении различных видов сделок. Следует отметить, что каждый из их видов имеет определенный перечень существенных условий, которые имеют особенное значение для обеих сторон. Рассмотрим далее перечень таковых по различным видам договоров, а также особенности существенных условий.

    Законодатель закрепляет определенный перечень пунктов договора и контракта, которые на обязательной основе должны присутствовать в его содержании. Их использование должно производиться неоднократно. Именно на основании рассматриваемого типа условий производятся рассмотрения дел в суде, предусматривающие урегулирование споров.

    Следует отметить, что законодатель не содержит в положениях своих нормативных актов точного определения, что такое существенные условия контракта. По ФЗ-44 это просто некоторый перечень условий, которые на обязательной основе должны присутствовать в договоре. Более того, в акте нормативного характера указывается, что без наличия таковых положений в контракте документ будет признан несоответствующим принятой форме, то есть недействительным.

    Рассматриваемое понятие также раскрывается в положениях Гражданского кодекса РФ. В содержании его статьи 432 говорится о том, что таковыми являются все те сведения в теле контракта, которые касаются условий о его предмете, а также все те обстоятельства, по которым в дальнейшем между сторонами должно быть достигнуто соглашение.

    Следует отметить, что нормативные положения, связанные с регулированием понятия существенных условий, в широком смысле представлены в нормах, содержащихся в ФЗ-44. Данный акт был принят в 2013 году.

    Более того, как само понятие, так и некоторые особенности, а также виды рассматриваемого типа условий рассматриваются в положениях Гражданского кодекса РФ, который регулирует порядок заключения договоров различного типа.

    Одно из обязательных существенных условий контракта по ФЗ-44 — это сведения относительно его основного предмета. Следует отметить, что при составлении разных типов договоров существенными условиями будут признаваться далеко не одни и те же сведения. Так, например, в соглашении о купле-продаже какого-либо имущества предметом (и одновременно существенным условием) будет являться товар, о котором идет речь в самом содержании соглашения, а если заключается договор подряда, то таковыми будут признаны все виды работ, предусматриваемые в соглашении.

    Важность данного условия заключается в том, что при отсутствии определенного в договоре предмета, в отношении которого он заключен, отсутствует точное определение договорных отношений, которые возникнут после его подписания.

    В своих толкования многие юристы-практики определяют некоторый перечень того, что считать существенными условиями контракта. По ФЗ-44 можно определить определенный перечень сведений, которые на обязательной основе должны быть предусмотрены договором. Что касается толкований, представленных юристами, то во многих из них говорится об особенностях и правильности их применения на деле.

    Так, существенные условия контракта по ФЗ-44 — это сведения, которые касаются самого предмета договора, стоимости, сторон, места, сроков, ответственности и т.п. Более того, для каждого типа заключаемого контракта предусматривается конкретный перечень особенных условий, которые необходимы.

    Рассмотрим далее некоторые существенные условия исполнения контрактов (по ФЗ-44) различных типов.

    Существенные условия государственного контракта (ФЗ-44) — это данные относительно цены, порядка и периода оплаты товара или заказанных услуг, а также порядка их приема.

    В том случае, если государственный контракт заключается на предмет выполнения работ суммой на более чем 1 млрд рублей, то в ряде существенных условий обязательно должны быть указаны данные относительно всех подрядчиков, которые будут принимать непосредственное участие в его исполнении. При необходимости привлечения субподрядчиков данное условие также должно быть указано в содержании контракта. В том случае, если они не были привлечены, хотя была такая необходимость, на виновное лицо может быть наложена ответственность, размеры которой также должны быть указаны в содержании договора.

    В соответствии с ФЗ-44 изменение существенных условий государственного контракта производится исключительно на основании уважительных причин и только по взаимному согласованию каждого вопроса в отдельности.

    Особенностью государственного контракта является то, что любая из сторон имеет полное право на отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Порядок заключения отдельных видов государственных контрактов предусматривается специальными нормативными актами, действующими в пределах РФ.

    Некоторые особенности имеет процедура заключения энергосервисных контрактов. Данный порядок регламентируется не только положениями, представленными в ФЗ-44, но еще и отдельным нормативным актом.

    Особенностью энергосервисного контракта является то, что данный вид соглашения может быть заключен только отдельно от остальных соглашений (поставки, купли-продажи товаров, ресурсов и т.п.). Его содержание должно полностью соответствовать положениям некоторых нормативных актов, регулирующих ценовую политику на мазут, электроэнергию, уголь и другие топливные элементы.

    Основными условиями данного соглашения являются такие показатели, как цена, объем предоставляемой продукции, процент экономии, обязательства заказчика и исполнителя, а также ответственность сторон в случае нарушения согласованных условий.

    Следует отметить, что ярким примером такого типа договора является контракт, к предмету которого относится оказание неких услуг по обеспечению связи. Как правило, основной целью такого соглашения является использование связи для того, чтобы обеспечивать безопасность государства, его оборону, а также правопорядок.

    В соответствии с положениями ФЗ-44 существенными условиями муниципального контракта такого типа являются цена, данные сторон соглашения (оператор сотовой связи и государство), предмет договора, а также основные обязанности сторон и порядок предоставления услуг, а также их приема.

    Такой тип контракта может быть заключен только при наличии конкурсной документации, а также извещения, свидетельствующего о предварительном проведении котировок. Что касается стороны исполнителя данного договора, то оператор связи, который выступает в его роли, не имеет права отказаться от предоставления услуг.

    На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.

    Это интересно:  Ст. 330 УК РФ. Самоуправство 2019 год

    Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки. Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг.

    Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.

    По ФЗ-44, существенные условия контракта — это сведения относительно сторон, предмета, цены, объемов, сроков, обязанностей, прав и ответственности участников соглашения. Следует отметить, что при условии заключения контрактов на основании отдельных постановлений правительства основные значения данных условий указываются самим государственным органом. Практика показывает, что в таких условиях сторона государства обеспечивает для себя максимум как экономических, так и технологических преимуществ. В рамках такого договора могут быть определены и некие дополнительные преимущества, которые не всегда касаются непосредственно предмета контракта.

    Что касается самого порядка проведения закупки, то он также определяется с подачи правительства.

    Можно ли изменить основные условия ранее заключенного соглашения между сторонами? Да, такая процедура возможна, но только в отношении некоторых данных. Так, в соответствии с положениями ФЗ-44 изменение существенных условий контракта возможно в том случае, если необходимо снизить стоимостные показатели, но без изменения количества товара.

    В том случае, если требуется уменьшение объема работы, количества товаров или цены, но не более чем на 10 %, то внесение таких изменений также допускается законодателем.

    Можно ли менять существенные условия контракта (по ФЗ-44), если причиной этого является улучшение каких-либо характеристик товара, представляющего собой предмет договора? Да, это возможно, но только по предварительному согласованию сторон.

    Отдельное внимание нужно уделить тому, что при заключении контракта на предмет лечения гражданина РФ за ее территориальными пределами также могут быть внесены некоторые изменения. Они могут касаться пересмотра перечня услуг медицинского характера. Основной причиной этого выступает изменение состояния здоровья пациента, требующее пересмотра ранее назначенного и предписанного контрактом курса.

    Более того, пересмотр условий договора возможен также и при наличии веских на то оснований. Таковыми считаются все те обстоятельства, при наступлении которых ранее оговоренный порядок исполнения договорных обязательств представляется нереальным хотя бы для одной из сторон соглашения.

    Нарушение существенных условий контракта (по ФЗ-44) влечет за собой ответственность административного характера. Все ее варианты должны быть предусмотрены в одном из разделов составляемого соглашения. В том случае, если они не были указаны, наказание нарушителя будет производиться на основании положений, представленных в КоАП РФ. Размеры штрафов за неисполнение обязательств могут варьироваться от 10 до 500 тысяч рублей, в зависимости от того, какой вид нарушения был совершен. Более того, кроме штрафа на нарушителя дополнительно может быть возложена та ответственность, которая предписывается самим договором.

    На основании положений, представленных в ФЗ-44, существенные условия контракта — это некие структурные компоненты заключенного соглашения, которые должны исполняться сторонами в надлежащем объеме и виде. В том случае, если одна из сторон не исполняет предписанных требований, вторая имеет право на подачу жалобы в судебном порядке для обжалования действия или бездействия партнера. В некоторых случаях письменные жалобы могут быть поданы в органы власти исполнительного характера или самоуправления на местах. Важным моментом в этом является то, что указанный орган должен производить непосредственный контроль в сфере осуществления закупок или предоставления услуг.

    Следует отметить, что подача такой жалобы возможна в тот период, пока еще не истек срок действия заключенного контракта.

    Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

    Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

    В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

    1. Государственный контракт — заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
    2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
    3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

    Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

    Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

    Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

    Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

    К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

    • подробное описание объекта закупки;
    • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
    • сроки поставки товара или услуг;
    • цена контракта;
    • порядок и сроки оплаты;
    • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
    • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
    • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
    • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

    Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

    Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

    Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

    Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

    Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

    Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

    Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

    Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

    Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

    Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

    Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

    Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

    Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

    Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

    Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

    По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

    По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

    Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, kvartal-sobitii.ru, businessman.ru, dogovor-urist.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector