+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Теократия — это… Теократия как форма власти 2019 год

Теократия (от греч. teos — бог, kratos — власть) — форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. Первоначальные формы теократической власти на заре развития человечества воплощались во власти жрецов, шаманов и других представителей примитивного религиозного сознания, олицетворявших как духовное, так и светское начало. Постепенно из этих особым образом регламентированных форм давления духовной власти над светской выросли теократические государства, где верховная власть руководствовалась религиозными догматами.

Для того чтобы дать полную характеристику теократии, остановимся на попытках ее классификации, типологизации. В научной литературе имеются разные подходы. Один из них предложен Е.Н. Салыгиным, который рассматривает следующие типы (он их называет видами): теократические родоплеменные союзы, теополитические корпорации (результат разделения в обществе духовного и светского) и теократические государства. Этот подход базируется, во-первых, на латентно используемой историко-логической основе, т.е. последовательно сменяемых формах политического господства в процессе развития человечества, во-вторых, на признании в качестве главного критерия взаимоотношений религии и государства, что представляет важную, но не единственную, а тем более не исчерпывающую характеристику теократии как таковой. Салыгин Е.Н. Указ. соч.С. 18-19.

Другие ученые проводят классификацию теократии, основываясь только на соотношении в соответствующих обществах и государствах светских и духовных начал (дифференцированная» и «недифференцированная» формы теократии). Причем к первой относят процессы, происходящие в странах Западной Европы, ко второй — в странах ислама.

Рядом исследователей была предпринята попытка рассмотреть теократию применительно к каждой религии — христианству, исламу, иудаизму, буддизму — с целью выявить не только общие черты, но и специфические формы их существования. И совсем немного работ, которые рассматривают теократические режимы в рамках всех существующих религий в контексте всей человеческой истории.

Типы теократии лучше определять по степени причастности религии ко всем без исключения политическим властным отношениям. Основываясь на таком подходе, можно говорить о нескольких типах.

Во-первых, тип абсолютной теократии, когда политическая власть тесным образом связана с духовной, по сути дела представляет собой неразрывное единство, нередко воплощающееся в одних и тех же лидерах, в одних и тех же организациях и социальных институтах.

Во-вторых, история дала пример сложных взаимоотношений духовной и светской власти, когда под влиянием тех или иных объективных и субъективных факторов степень взаимодействия, согласования или противостояния интересов постоянно менялась.

Сложность взаимоотношений государства и религии нашла отражение в учреждениях, направленных на их регулирование. С этой целью в Израиле создано Министерство по делам религий, в Таиланде имеются несколько государственных организаций, ведающих данными делами. Имеются органы координации взаимоотношений власти и церкви в Пакистане, Индии, Египте и других странах.

Не избежали этих тенденций и страны, возникшие после распада СССР, что привело к заигрыванию с религиозными иерархами, неоправданным уступкам в жизни общества (проблемы образования, культуры, армии, получение налоговых и иных льгот, неограниченное право производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, аудио — и видеоматериалы и даже спиртные напитки) при одновременном создании преимуществ на федеральном или региональном уровнях.

И, наконец, следует отметить еще один тип теократии, который базируется на признании религиозной идеологии как решающей и определяющей жизнь страны, когда религиозные деятели и представители церкви официально не занимают никаких постов в государстве и других политических органах, но осуществляют контроль за всеми без исключения процессами, происходящими в обществе. К этому типу можно отнести ряд исламских государств, Тибет со властью далай-ламы. История также знала данные виды теократического контроля, которые были ярко выражены в Древнем Египте, Древней Индии, Византийской империи.

Такой подход проявляется и в том, что провозглашается верховенство религиозных ценностей в политических организациях всех уровней и всех функциональных институтов, а также в господствующей идеологии и общественном сознании.

Характеристика идеологии теократии и анализ реальных типов ее существования позволяют сделать вывод, что теократия представляет собой достаточно объемное, значительное, противоречивое явление в человеческой истории. Она не может быть сведена только к государственной форме управления, к контролю над ходом общественной жизни — она представляет совокупность религиозно-политических воззрений и именно в этом качестве должна анализироваться.

Исходя из этого, теократия пронизывает политические отношения в той или иной пропорции или оказывает влияние на процессы их развития и функционирования. Это особенно важно при анализе современного состояния теократических идей и попыток их воплощения. Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. № 4.С. 31.

Существует довольно много форм власти. Они имеют разную эффективность при решении определённых задач, а также множество концепций. Одной из самых необычных является теократия. Это что такое? Что она собой представляет? Какие преимущества и недостатки предлагает эта форма власти по сравнению с другими?

Этот термин используется для обозначения формы государственного правления, при которой вся политическая власть сосредоточена в руках представителей духовенства, и она имеет первостепенное значение. Таким образом, в стране отсутствует разделение светской и религиозной власти. Классическая теократия предусматривает, что глава церкви одновременно возглавляет и государство, то есть религия и политика связаны между собой очень тесно, и часто одно вытекает из другого. Правитель является своеобразным наместником бога на Земле. В качестве примеров можно вспомнить фараонов древнего Египта, императоров инков, халифов в первых арабских государствах. Уже из этого можно судить, что собой представляет теократия как форма власти. Это, конечно, не всё информация, и сформировать своё видение данной организации управления полноценно можно будет только после прочтения всей статьи.

Это интересно:  Виды преступлений против жизни и здоровья 2019 год

Впервые слово «теократия» встречается в сочинении «Против Алиона» авторства Иосифа Флавия, которое было написано в 94 году нашей эры. В нём описывается общественно-политический строй древних иудеев. Со временем значение термина, а также его смысловое наполнения менялось, и не раз. У разных историков и философов можно найти различные его трактовки. Так, идеальную христианскую теократию описывает Августин Блаженный в своём трактате «О граде божьем». Так, у него она выступает в роли специфической цели развития. Данная форма правления должна была принести мир и благодать во все известные людям тех времен уголки земного шара.

Новое время внесло свои коррективы и предложило иные видения объединения политической и религиозной власти. Так, если рассматривать российское реалии, то тут отличился публицист и философ 19 века Владимир Соловьев. Он пропагандировал идею объединения русской монархии с католической церковью, чтобы на этом фундаменте создать вселенскую свободную теократию. Более рационально, если такое определение вообще допустимо в отношении религии, на неё смотрел философ и публицист Николай Бердяев. Он считал, что под политической теократией необходимо рассматривать анархизм. С экономической точки зрения, подобный строй является социализмом. А с точки зрения мистицизма, теократия является самодержавием бога, который властвует над своими детьми. Бердяевым она рассматривалась исключительно с позиции христианства. А само общество должно было состоять из священников.

Существовали определённые воззрения и за рубежом. Там довольно сильно систематизировать концепцию слияния политической и религиозной власти смог в своих произведениях Жозеф де Местра. Он являлся ярым противником свершившейся Французской революции, поэтому разрабатывал идею построение государства, используя как образец церковную иерархию, во главе которой стоял римский папа. Религия и политика, с точки зрения француза, должны быть очень тесно связаны, поскольку одно не может функционировать без другого (что довольно успешно опровергалось в своё время Советским Союзом, а ныне Китайской Народной Республикой).

Утопичность создания теократического государства — ввиду невозможности уравнения мирского и божественного — очень хорошо рассматривается в «Теократии», которую написал современный российский юрист Салыгин. Он разобрал значительное количество представлений об этой форме власти и предоставил свое собственное видение её как системы религиозно-политических взаимоотношений. Он не единственный в своей мысли – невозможность построения полноценного теократического государства в современном мире поддерживает значительное количество людей. В немалой степени это происходит из-за неприятия социумом минусов данной формы управления страной.

Какие религиозные страны можно найти в современном мире? Такими, где преимущество имеют «духовные» аспекты, являются Саудовская Аравия, Оман, Катар, Иран и Бахрейн. При этом следует отметить, что они себя таковыми не считают. Но, учитывая значительную распространённость религиозных шариатских судов и активное судопроизводство в данных органах власти, они такими являются по факту, поскольку имеют все признаки теократии. Последними примерами подобной организации государственных дел в классическом понимании являлось государство талибов в Афганистане и современное исламской государство, которое закрепилось на территории Сирии и Ирака. В последнем, кстати, теократия – это опора и фундамент, на котором всё строится. Забрать идею – и государство рассыплется, поскольку его состав очень неоднороден.

Как бы странно это ни звучало, но такое возможно. Это замечание относится к исламской теократии. Так, все другие масштабные виды религий или притесняются (как в Китае), или ослабли, и говорить об их мировом владычестве уже не приходится (такая ситуация с христианством). В то же время количество представителей ислама значительно выросло в последнее время благодаря демографическому взрыву среди масс, что исповедуют данную религию. И всё чаще озвучивается мнение, что со временем такой сценарий может стать реальностью для большинства стран мира. Учитывая, что теократия государства сейчас на всей Земле существует только в одном варианте – квазигосударство ИГИЛ, то нельзя сказать, что они очень-то далеки от правды.

Следует отметить, что в теократическом государстве все люди объединены единой идеологией. На этом список плюсов можно считать законченным.

Здесь немного больше сказать можно. Начнем с того, что религия предлагает довольно жесткую модель мира, которая очень не хочет меняться даже перед лицом фактов. Также, ориентируясь по теократическим государствам, которые существуют на данный момент, можно сказать, что в них не очень-то жалуют науку. А ведь благодаря ей у нас есть всё, что мы имеем. Поэтому можно с полным правом заявлять о том, что теократическая форма правления сопровождается значительным замедлением прогресса, или, вполне вероятно, придётся даже говорить про регресс человеческого общества. К тому же возможны и преследования всех инакомыслящих (вспоминаем, например, испанскую инквизицию).

Как видите, теократия – это довольно специфическая форма власти. Но, с точки зрения современного общества, говорить о её эффективности не приходится. А для развития науки и нашего общества теократия – это очень твердая палка в колесе.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) —

  • политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение).
  • форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (юридическое определение).
  • система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение).

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Это интересно:  Программа субсидирования ипотеки: кому положена и порядок получения 2019 год

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Теократия была основой правления всех [источник не указан 1053 дня] развитых государств древности (другие просто сгинули, и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика [источник не указан 1053 дня] , в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы [источник не указан 1053 дня] , выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, напрмер, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и в ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

В Средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола Император принявший постриг в буддийские монахи.

Женева в период наибольшего влияния Жана Кальвина и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления (1494—1498) Джироламо Савонарола, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

Другим примером была администрация недолго существовавшего государства Дезерет.

Период, когда Медина находилась под властью исламского пророка Мухаммеда, иногда классифицируется как теократия.

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Это интересно:  Как и в каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе 2019 год

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. греч. Theos — Бог + Kratos – власть

Виды теократии

1 В зависимости от исторических форм своего выражения они делятся (критериями такого разграничения служат: политико-территориальной организованности, суверенности и структурированности теократической власти):

— теократические родоплеменные союзы, находящиеся в стадии своего перехода к государству, -теополитические корпорации;

— теократические государства.

2 Основываясь на различии в них духовного и светского выделяют:

«недифференцированную«(мусульманская теократия, практически все первые раннеклассовые государства Древнего Востока и Мезоамерики) — в которой верховная власть реализуется структурами, выполняющими одновременно мирские и священные функции

«дифференцированную» теократию (Западной Европы, Египет времен правления Эхнатона, Византийскую империю, государство Тибет, а также Бирму и Таиланд начального периода развития), где высшая власть, хотя и отправляется религиозными и светскими институтами, между ними

3 Соотношения в них духовного и светского выделяют:

— «чистую» (нераздельную)теократию, характеризующуюся тесной связью религиозной и мирской жизни и главенством в церкви и государстве одного лица — представителя или наместника божества,

«дуалистическую», где земные дела, хотя и определяются божественной волей, образуют отдельную от религиозной (церковной) сферу управления;

В зависимости от формы выражения божественной воли:

— непосредственной, — божественные установления не зафиксированы в письменных источниках и выражаются представителями (посланниками) бога устно,

— представительная, характеризующаяся опосредованием норм божественного закона различными «писаниями», «священными книгами» и т.д.

В зависимости от особенностей господствующей религии, они делятся

— монотеистические — Арабский халифат, Папское государство, Ватикан, Иран и т.п.

политеистические — государства и племенные союзы доколумбовой Америки, теократические государства Древнего Востока, государство Тибет и другие;

этнические — древнеегипетская, иудейская, теократия инков, майя,

транснациональные — христианская, мусульманская, буддийская и т.п.

63 Форма государственного устройства как способ организации единства государства и его дифференциации. ……

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Для них характерно:

— единая система высших органов власти и управления;

Унитарное государство может быть централизованным( местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные чиновники) и децентрализованным (органы местного управления и самоуправления формируются местными избирателями)

Федера́ция (объединение, союз) — форма государственного устройства, при котором части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федерации функционирует 2-ухуровневая система органов гос.власти. Субъекты имеют право принимать собственное законодательство, но не имеют право выступать на международной арене. Выделяют договорные (возникают на основе договора между субъектами), конституционные (путем применения конституции).

Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, businessman.ru, dic.academic.ru, lektsii.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector