+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Травма в командировке 2019 год

Если человек шел на работу пешком и перед входом упал, получив при этом травму, то, скорее всего, это не будет связано с производством. Подобных случаев большинство и работодатель не обязан их расследовать и принимать к учету. Однако расследование все же может быть проведено, если случай имеет признаки травмы на производстве.

Любая травма, полученная работником, по пути на работу или с работы, связанная с полной или частичной потерей трудоспособности должна рассматриваться отдельно.

Первично, квалификация случая, как связанного с производством определяется в соответствии с федеральным законом 125-ФЗ от 24.07.1998 г.(статья 3).

Травма по дороге на работу, может быть признана связанной с производством, если:

  1. Работник следовал к месту работы служебным транспортом, либо на личном транспорте, если это предусмотрено трудовым договором (контрактом) с работодателем;
  2. Работник выполнял поручение работодателя;
  3. Работник находился на территории принадлежащей предприятию;
  4. Случай произошел в рабочее время.

Расследование таких случаев проводится на основании ст.

Сроки расследования и точный перечень документов будут зависеть от заключения медицинского учреждения. Только специалисты могут дать заключение о тяжести травмы, полученной работником.

Легкая травма расследуется в течение 3 дней, тяжелая в течение 15 дней. В любом случае, при расследовании должны быть оформлены следующие документы:

  1. Приказ, в котором определяется состав комиссии по расследованию случая;
  2. Документ об осмотре места происшествия – протокол (форма 7);
  3. Схема места происшествия;
  4. Протокол опроса пострадавшего и очевидцев, если таковые были (форма 6);
  5. Заключение о тяжести травмы;
  6. Справка о погодных условиях;
  7. Результаты медицинского освидетельствования пострадавшего (наличие в его крови алкоголя или наркотических веществ);
  8. Итоговый протокол заседания комиссии по расследованию случая, в котором будут обозначены основные выводы: признание случая связанным или не связанным с производством, профилактические мероприятия и т.д.;
  9. Отметка в журнале регистрации и учета несчастных случаев на производстве.

Если получена травма по дороге на работу, то расследование может быть проведено на основании заявления пострадавшего (его представителя) и заключения медицинского учреждения о тяжести травмы. В заявлении работнику необходимо указать причины, по которым он считает, что травма связана с производством.

Материалы расследования случаев, связанных с производством, направляются в инстанции, определенные в статье 230 ТК РФ.

Если в результате расследования, комиссией будет установлено, что данный случай с производством не связан, то составляется акт в произвольной форме, а Акт Н-1 не составляется. Формы документов по расследованию таких травм российским законодательством не предусмотрены, но могут быть определены локальными документами самого работодателя.

При отсутствии заявления от пострадавшего работника, работодатель на основании информации, полученной от медучреждения, может провести собственное расследование. Но в любом случае, должны быть оформлены следующие документы:

  • объяснительные пострадавшего работника и очевидцев о происшедшем;
  • листок нетрудоспособности (больничный);
  • акт в произвольной форме о травматическом случае, не связанном с производством.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8831 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Согласно российскому законодательству, работники, исполняющие обязанности согласно трудовому договору, являются застрахованными в обязательном порядке. Страховым случаям в данном контексте является несчастный случай на производстве (производственная травма) а также профессиональная болезнь (заболевание).

Статья 227 ТК РФ указывает, что работник может получить производственную травму как на рабочем месте (на предприятии), так и за его пределами. К числу прочего, работник исполняет свои производственные обязанности при нахождении в командировке, соответственно, несчастные случаи в командировке могут являться производственной травмой.

Вышеуказанная норма по этому поводу говорит, что производственной является травма, если работник следовал к месту рабочей командировки либо обратно. Относительно непосредственного пребывания в командировке, то Закон косвенно указал данный пункт.

Он назвал его осуществлением прочих правомерных действий, обусловленных профессиональными отношениями с работодателем.

Номинально рабочий день откомандированного работника не отличается от режима рабочего дня на производстве, однако фактически сотрудник может исполнять возложенные обязанности и в иное время, например, при подготовке соответствующих документов

Таким образом, при классификации полученной травмы как производственной, необходимо определить, в чьих интересах действовал сотрудник на момент несчастного случая — в интересах работодателя (по прямому предназначению в командировке) либо в своих.

Несчастный случай на производстве в командировке может расследоваться по-разному в зависимости от конкретного случая.

Если работник получил производственную травму во время следования в командировку (либо обратно), комиссия организовывается действующим работодателем согласно статье 229 ТК РФ.

Травма работника, действующего самостоятельно согласно полученным указаниям работодателя

Если работник не откомандирован к определённой организации, а действует самостоятельно (например, юрист компании был уполномочен подписать контракт с другой стороной, при этом представляет интересы только своего работодателя), в этом случае комиссию для расследования производственной травмы обязан организовать работодатель работника. В состав комиссии могут быть включены лица, владеющие территорией, на которой произошло происшествие.

Отдельным вопросом стоит производственная травма в заграничной командировке, если она произошла в следующих странах:

  • Армения
  • Кыргызстан
  • Азербайджан
  • Украина
  • Узбекистан
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Беларусь
  • Казахстан

В этом случае принимающая сторона, где случилась травма, всегда обязана составить акт о несчастном случае независимо от обстоятельств. Это правило действует и наоборот, то есть если на территорию Российской Федерации откомандировано лицо из вышеуказанного списка стран.

Если работник находится в командировке и прикреплён к принимающей организации, то организация комиссии для расследования инцидента — обязанность данной организации.

Кроме этого, если произошла производственная травма в командировке, принимающая сторона обязана:

  • уведомить соответствующую страховую службу;
  • составить соответствующий акт о произошедшем несчастном случае;
  • направить уведомление первичному работодателю пострадавшего, если производственная травма повлекла тяжелые последствия, смертельный исход либо произошла с несколькими работниками.

Все работники предприятия, с которыми заключен трудовой договор, согласно действующему законодательству являются застрахованными лицами, поэтому травма во время командировки считается производственной, если была получена в процессе осуществления действий в пользу работодателя. В данном случае имеет значение не место, где произошел несчастный случай, а обстоятельства происшествия.

Такой порядок определения производственной травмы закреплен в ст.227 ТК РФ, в которой указано, что она может быть получена как непосредственно на предприятии, где работает сотрудник, так и за его пределами. При этом в норме также указано, что несчастный случай, произошедший по дороге на работу (в том числе к пункту назначения в командировке) также может быть отнесен к производственной травме.

Фактически трудящийся, находящийся в служебной поездке, осуществляет деятельность в пользу работодателя, что расценивается как выполнение должностных обязанностей. Не смотря на то, что в законодательстве нет прямого указания травм, полученных в командировке, как производственных, но косвенная отсылка присутствует. В ст.227 ТК РФ среди прочего отмечено и осуществление иных правомерных действий, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия и проф. отношениями с руководством.

Поэтому при классификации травм следует учитывать то, при каких обстоятельствах они были получены, в чьих интересах в тот момент действовал трудящийся. Если несчастный случай произошел, когда служащий выполнял действия с целью реализации поставленных перед ним командировочных задач, то полученные при этом травмы определяются как производственные. В противном случае они квалифицируются как бытовые.

ЧС должны расследоваться в установленном законом порядке. Однако процедура может существенно отличаться в зависимости от обстоятельств происшествия. Если травма сотрудником была получена в процессе поездки, в том числе до места командирования или при возвращении, то комиссия будет организоваться работодателем согласно ст.229 ТК РФ.

Несчастный случай, произошедший на предприятии, где работник временно трудился или выполнял поставленные перед ним командировочные задачи, должен расследоваться руководством предприятия-контрагента. На него возложены обязанности по созданию комиссии и проведению необходимых действий для фиксации производственной травмы.

Результаты проверки оформляются в установленном порядке и копии всех документов направляются работодателю пострадавшего командировочного работника. Кроме того, принимающая сторона обязана уведомить о произошедшем несчастном случае страховую службу и Трудовую инспекцию. В ряде случаев также документы направляются в прокуратуру.

На практике может случиться ситуация, когда трудящийся направляется для выполнения определенных задач, но действует при этом самостоятельно. То есть на время командировки он не «прикрепляется» к иному предприятию, а производит необходимые действия, представляя исключительно интересы своего работодателя. К примеру, сотрудник фирмы направляется в служебную поездку для подписания договора или оформления иных документов.

В данном случае обязанность проведения расследования возлагается на его работодателя. При этом в состав комиссии зачастую включаются лица, отвечающие за место, где произошел несчастный случай.

Отдельно необходимо рассмотреть заграничные командировки. Если со страной, в которую был направлен сотрудник, подписано соответствующее соглашение (к примеру, Абхазия, Казахстан, Беларусь), то руководитель принимающей организации обязан провести расследование вне зависимости от обстоятельств ЧС. В других странах проведение проверки может отличаться, а в некоторых случаях для признания травмы производственной может потребоваться решение суда.

При получении сотрудником предприятия травмы повлекшей за собой временную нетрудоспособность, работодатель согласно ст.183 ТК РФ обязан выплатить работнику пособие в порядке, установленном действующим законодательством. При этом величина выплат рассчитывается согласно правилам, установленным в Положении №13-6 «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» от 12.11.84г.

Это интересно:  Схема Понци: описание, принцип работы 2019 год

В тоже время, если и травма была получена в процессе выполнения служащим своих обязанностей, в том числе в командировке, то порядок осуществления выплат, предусмотренных в данном случае, закреплен в п.16 Инструкции №62 от 07.04.1988г.

Необходимо учитывать, что период временной нетрудоспособности не включается в командировку, а по её завершению служащий должен предоставить работодателю больничный лист или иной подтверждающий документ.

Само понятие производственная травма как таковое не используется в действующем законодательстве. В ст.227 ТК РФ закреплен порядок осуществления необходимых действий при несчастном случае и перечень происшествий подлежащих обязательному расследованию. К ним относятся травмы полученные:

  • В течение трудового дня, при нахождении сотрудника на предприятии, в том числе во время перерывов и при выполнении иных действий предусмотренных внутренним трудовым распорядком организации.
  • Во время поездки до места выполнения трудовых обязанностей, в том числе на служебном или личном автотранспорте, а также пешком. Данная норма распространяется и на поездки по распоряжению руководителя предприятия, к которым относится и командировка.
  • При осуществлении трудовой деятельности вахтовым методам, в том числе в период междусменного отдыха и т.п.
  • При выполнении иных действий, не противоречащих законодательству, и совершаемых согласно трудовому договору с работодателем и в его интересах. Норма распространяется, в том числе на работы связанные с недопущением аварий и иных ЧС, а также устранением их последствий.

Ключевым моментом при классификации полученных травм является определение их характера. Зачастую оно производится лечащим врачом и согласно п.2.1 Инструкции Минздрава №206 и Постановления ФСС РФ №21 от 19.10.1994г., отмечается в листке временной нетрудоспособности. Трудящемуся со своей стороны следует своевременно уведомить доктора об обстоятельствах получения повреждений. Если в этот момент работник находился в командировке, это тоже необходимо сообщить.

К примеру, если во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице, как будут классифицированы полученные травмы? Согласно ст.5 ФЗ №125-ФЗ о 24.07.1998г. к страховым случаям относятся ЧС, произошедшие на территории работодателя и за её пределами, в процессе следования к месту выполнения возложенных на сотрудника обязанностей и возвращения обратно. Таким образом, получение таких повреждений во время командировки должно быть классифицировано как производственная травма.

С другой стороны, если временная нетрудоспособность сотрудника была вызвана совершением им противоправных действий или с иными действиями не связанными с выполнением поставленных перед ним трудовых задач, то она признается бытовой. При этом оплата больничного листа производится за счет средств ФСС и в размере – пропорциональном трудовому стажу работника.

Никто не защищен от несчастного случая. Он может произойти как дома, так и на работе или в командировке. Но во время служебной поездки сотрудник может оказаться «один на один» с проблемой, так как действия, необходимые для фиксирования и оформления производственной травмы, должны производиться работодателем. Поэтому важно своевременно уведомить работодателя или руководства организации, где временно трудится служащий о происшествии.

Расследование несчастного случая на производстве осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №73 от 24.10.2002г. Для этого необходимо создать специальную комиссию, состав которой зависит от обстоятельств получения травм. Также учитывается то, где находился сотрудник.

Если работник трудился на территории предприятия-контрагента, то руководство данной фирмы должно организовать проведение расследования за счет собственных средств. Также в данном случае в состав комиссии приглашается и представитель работодателя пострадавшего служащего. Однако его отсутствие не является основанием для отмены или переноса проведения необходимых действий.

В случае если командированный служащий выполнял работу исключительно в интересах своего предприятия, то организация расследования возлагается на работодателя, а в состав комиссии приглашается представитель предприятия, где временно находился трудящийся.

Касательно оформления документов, заполнение которых необходимо при фиксировании и расследовании несчастного случая на производстве, то производится:

  • Совершение записи в Журнале регистрации НС формы №9, в соответствии с ч.1 ст.230.1 ТК РФ;
  • Издание приказа о назначении спец. комиссии для расследования НС;
  • Подготовка и направление письменного уведомления о НС в ФСС;
  • Оформление акта формы №Н-1.

К акту прилагаются доказательства, которые были собраны в процессе расследования, в том числе фото и видео материалы. Копии документов направляются в Трудовую инспекцию и местное отделение ФСС. При необходимости материалы также передаются в прокуратуру в течение 3-х дней с момента завершения расследования. Если НС произошел с командировочным сотрудником, то копии направляются и работодателю данного служащего.

Получить увечье или иное повреждение здоровья работник может не только по месту работы, но и там, куда занесет его нелегкая доля командированного. Всегда ли такое событие будет считаться несчастным случаем на производстве? Нужно ли его расследовать и кто должен это делать? Попробуем разобраться.

В командировке работник выполняет служебное поручение работодател я ст. 166 ТК РФ . Однако это не означает, что любой несчастный случай с командированным работником автоматически будет производственным. Ведь у работника есть и личное время.

По общим правилам травма считается связанной с производством, если она получен а ч. 1, 3 ст. 227 ТК РФ; подп. «а» п. 3 Положения, утв. Постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73 (далее — Положение) :

  • в рабочее время. То есть в часы работы по установленному графику, а также при работе сверхурочно, в выходные и праздники. Рабочим считается также время, необходимое для приведения в порядок приборов, одежды и т. п.;
  • во время служебных поездок при передвижении на любом виде транспорта и пешком, а по дороге на работу и с работы — только на служебном или на личном транспорте (при наличии соглашения с работодателем о его использовании);
  • при следовании к месту командировки и обратно. При этом неважно, как перемещался работник — пешком или на транспорте. Также не имеет значения, какой это был транспорт — личный, служебный или общественный;
  • при иных действиях, обусловленных трудовыми отношениями либо совершаемых в интересах работодателя.

В командировке трудно понять, где кончается работа и начинается личное время

Последний критерий при расследовании «командировочных» травм применяется значительно чаще, чем при расследовании происшествий по месту работы. Это связано с тем, что в служебной поездке работник может работать вечерами или в выходные и совсем не обязательно в офисе или на производстве.

Так, ВАС признал незаконными действия ФСС, отказавшего в выплате страхового возмещения по травме, полученной работником при поездке в магазин в рабочее время. Страховщик считал, что для признания поездки служебной нужны те же документы, которыми обычно подтверждаются «прибыльные» расходы (приказ об использовании личного авто для нужд организации, путевые листы, документы, подтверждающие необходимость приобретения товаров для организации, и т. д.). Таких документов у работодателя не было, все распоряжения были устными. Но ВАС решил, что это не меняет производственного характера поездк и Постановление Президиума ВАС от 28.12.2010 № 11775/10 . Отметим, что в приведенном деле несчастный случай произошел по месту постоянной работы. Однако высказанная позиция может очень пригодиться в случае спора о характере поездки в командировке. Ведь там перечисленные документы чаще всего не оформляются.

1. Расследовать надо любые несчастные случаи, происшедшие с работником в командировке.

2. Для правильной квалификации травмы в командировке важно не столько то, где она произошла и в какие часы, сколько то, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения: своих или работодателя.

Рассмотрим особенности квалификации травм, полученных командированными в различных ситуациях.

Где и когда начинается следование к месту командировки? Если работник утром прибыл на работу, а уже оттуда направился в аэропорт или на поезд — от места постоянной работы. Если же в день выезда в командировку работник на работу уже не выходит, то дорога начинается от дома. Но при этом важно учитывать и время, необходимое для того, чтобы добраться до места отправления соответствующего вида транспорта. Предположим, поезд уходит вечером, а работница вышла из дома уже утром (чтобы пройтись по магазинам или по пути навестить подругу). Понятно, что время, которое она затратила на свои личные дела, никак нельзя считать «следованием в командировку».

Учитывая сказанное, документальное подтверждение того факта, что несчастный случай произошел именно по дороге в командировку, часто вызывает сложности. Так, командировочное удостоверение дает информацию только о дате отбытия в командировку и прибытия в место назначения. В билетах указаны более точные данные (время вылета самолета, отправления поезда или автобуса), но этого не всегда достаточно. Если, к примеру, работник погиб в авиакатастрофе, то это бесспорно несчастный случай на производстве. Нужно лишь установить, что работник зарегистрировался на рейс. А если работник попал в аварию в такси или получил травму в метро, направляясь в аэропорт? Здесь придется сначала установить время выезда (например, свидетельскими показаниями), а потом сопоставить его со временем вылета.

Это интересно:  Перерывы в течение рабочего дня 2019 год

Проблемы с квалификацией травмы могут возникнуть и в том случае, если работник едет в командировку из места, которое не совпадает с местом его жительства. Допустим, работника отозвали из отпуска в связи с необходимостью срочно отправить его в командировку. Для экономии времени работник выехал в командировку прямо из того города, где проводил отпуск, не заезжая домой. Это было согласовано с работодателем. По дороге на вокзал он споткнулся, упал и сломал ногу.

Чтобы определить, является ли травма, полученная в командировке, производственной, нужно установить, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения.

В данном случае работник уже следовал в командировку, поэтому травма является производственной. Но для того, чтобы в ФСС не отказали в выплате страхового возмещения, укажите в приказе о направлении работника в командировку, что работнику разрешается выехать в командировку из места отдыха (напишите конкретный адрес). Таким образом вы подтвердите, что работник выполнял волю работодателя. У организации также должен быть приказ о досрочном отзыве работника из отпуска с указанием даты и причин отзыва. И конечно, расследование комиссии должно подтвердить, что время выхода работника из дома (гостиницы и так далее) соответствовало времени отправления поезда.

Определить, была ли поездка, во время которой произошло несчастье, связана с производством, зачастую можно только исходя из комплексного анализа всех обстоятельств случившегося. Так, работник был командирован в соседний город. Каждый вечер он возвращался домой на автомобиле. В одной из таких поездок работник погиб. Комиссия признала этот случай не связанным с производством, исходя из следующего:

  • работнику было забронировано место в гостинице на период командировки и выделены деньги на проживание в ней;
  • решение о ежедневных поездках домой с работодателем не согласовывалось;
  • в командировочном удостоверении работника были сделаны только отметки о выбытии из родного города в первый день командировки и прибытии в город, где проходила учеба;
  • дополнительных заданий от работодателя в течение командировки, включая день гибели, работник не получал.

Формально на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени тех организаций, куда они командированы. Однако это совсем не значит, что в другое время они не работают. У них может быть свой график, продиктованный целями командировк и п. 8 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 . А уж просчитать график тех работников, которые не прикомандированы к конкретной организации, практически невозможно.

Как же правильно отнести момент получения работником травмы в период командировки к рабочему или личному времени?

СИТУАЦИЯ 1. Работник прикомандирован к другой организации, и его служебное поручение требует постоянного присутствия на работе

В таком случае производственный характер травмы, полученной в рабочие (по графику организации) часы, предполагается.

Важно установить, выполнял ли командированный служебное задание, когда произошел несчастный случай

В другой истории командированные работники утонули в зоне трудовой деятельности геологического отряда. По мнению трудинспектора, место происшествия однозначно свидетельствовало о связи его с производством. Согласились с такой позицией и суды двух инстанций. Однако Верховный суд Республики Карелия отменил вынесенные ими решения. Он указал, что день, в который случилось несчастье, был объявлен выходным из-за проливных дождей. Работники в момент гибели занимались не производственной деятельностью, а рыбалко й Судебная практика по гражданским делам за II полугодие 2008 года Верховного суда Республики Карелия (п. 8 Надзорной практики) .

Его командировка либо вообще не предполагает работу в других организациях, либо предусматривает их периодическое посещение. Например, работник встречается с представителем фирмы-партнера в кафе для целей переговоров. Это предусмотрено его служебным заданием, деньги на представительские расходы выделены. Во время обеда в кафе происходит пожар, и работник получает ожоги. Такой несчастный случай — производственный, поскольку работник выполнял задание работодателя. Но если бы работник пострадал во время обычного ужина в кафе гостиницы, то травма считалась бы бытовой.

Так, вдове работника не удалось признать незаконным акт о расследовании непроизводственного несчастного случая с ее мужем, погибшим во время нахождения в командировке. Судьи (включая ВС) отметили, что несчастный случай произошел в нерабочее время и не при выполнении работ, а во время отдыха в гостинице. Причиной его был бытовой конфликт пострадавшего с другим лицо м Определение КС от 15.11.2007 № 727-О -О .

В некоторых случаях определить границы рабочего времени помогает специфика профессии работника. К примеру, работа водителя заключается в перевозке пассажиров или грузов. Водитель, направленный в командировку для перевозки сотрудников налоговой инспекции, привез их в гостиницу в 19.30 и поставил машину в гараж. Около 23 часов, когда он вместе с налоговиками стоял на крыльце гостиницы, на инспекторов было совершено нападение, в ходе которого погиб водитель. Суд указал, что рабочее время водителя после постановки автомобиля в гараж закончилось, и на этом основании пришел к выводу, что несчастье не является «производственным » Бюллетень суда Еврейской автономной области за II полугодие 2004 г. (раздел 2) .

Решение о том, как квалифицировать травму, принимает комиссия по результатам расследования несчастного случа я ч. 5 ст. 229.2 ТК РФ . Кто должен создавать комиссию, когда несчастный случай произошел с командированным? Это зависит от характера самой командировки.

СИТУАЦИЯ 1. Работник командирован в конкретную организацию для того, чтобы выполнить там определенную работу или иным образом участвовать в ее деятельности

Извещение по форме 1, которое направляется в ФСС, прокуратуру и другим обязательным адресата м утв. Постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73 , должно быть направлено также работодателю командированного работника, если несчастный случа й абз. 5 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ :

  • групповой (два человека и более);
  • тяжелый;
  • со смертельным исходом.

Например, работнику необходимо провести монтажно-сварочные работы. При монтаже высокой конструкции он падает и ломает ногу. Это страховой случай. Все связанные с несчастным случаем обязанности возлагаются на принимающую сторону. Она, в частности, должна:

  • уведомить ФСС и другие органы при необходимост и подп. 6 п. 2 ст. 17 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ ; абз. 5 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ ;
  • создать комиссию и расследовать несчастье с командированным работнико м ч. 5 ст. 229 ТК РФ; ч. 1 п. 10 Положения ;
  • составить акт о несчастном случае, даже если он произошел с прикомандированным работником в нерабочее время, например по дороге из гостиницы на работу.

Специальной формы акта для несчастного случая, не связанного с производством, пока не установлен о ч. 8 ст. 230 ТК РФ . Поэтому обычно вносятся необходимые поправки в форму акта о несчастном случае на производств е форма Н-1, утв. Постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73 .

В состав комиссии по расследованию несчастного случая с работником, направленным в командировку, должен быть включен представитель его работодателя. А значит, нужно незамедлительно известить его о происшедшем. Сделать это можно в любой возможной форме (например, позвонить по телефону).

Комиссия, уже начавшая расследование, может передать дело работодателю командированног о ч. 5 ст. 229.2 ТК РФ .

Но даже если представитель работодателя опоздает или не приедет совсем, откладывать расследование нельзя. В акте, составленном по его результатам, должна быть указана организация, направившая работника в командировку. Кроме того, основному работодателю должны быть направлены копии акта и материалов расследовани я ч. 7 ст. 230 ТК РФ .

СИТУАЦИЯ 2. Работник не прикомандирован к другому работодателю, а действует самостоятельно, например посещает выставку

В этом варианте комиссию и весь последующий процесс расследования организует работодатель, который дал работнику соответствующее поручени е ч. 6 ст. 229 ТК РФ; ч. 2 п. 10 Положения . При необходимости в комиссию включается организация, которая на любом законном праве (собственность, аренда и т. д.) владеет территорией, где случилось происшествие.

Если на территории вашей организации произошел несчастный случай с работником одной из следующих стран: Беларусь, Узбекистан, Армения, Украина, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Кыргызская либо Азербайджанская Республика, то оформление акта (по особой форме Н-1М) — всегда ваша обязанность. Аналогичные правила действуют в отношении ваших работников, командированных в эти стран ы ст. 3 Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (Москва, 9 декабря 1994 года), приложение к Соглашению .

Например, при экстренном торможении он падает с верхней полки поезда. Здесь будет просто работать общее правило — комиссию по расследованию создает работодател ь ч. 1 ст. 229 ТК РФ . Комиссия формируется в соответствии с обычным порядком.

И напоследок напомним, что сроки расследования несчастного случая не должны превышат ь ч. 1 ст. 229.1 ТК РФ :

  • 3 дня — при легких повреждениях здоровья;
  • 15 дней — при тяжелых повреждениях либо гибели работника;
  • 1 месяц — со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила не сразу.
Это интересно:  Обжалование приговора: процедура, сроки 2019 год

Производственная травма – ситуация, с которой достаточно часто сталкиваются как работники, так и работодатели. В законодательстве Российской Федерации установлено, что начальник предприятия или организации несёт ответственность за здоровье своих сотрудников на производстве в том случае, если они соблюдают требования техники безопасности. Но как оформляются случаи, когда работник получил такую травму не на рабочем месте, а, например, по дороге на работу?

Производственная травма – травма, которую рабочий получил во время производственного процесса. Согласно ст. 214 ТК РФ, работник обязан соблюдать правила и инструкции по охране труда на предприятии. Начальник, в свою очередь, обязуется сделать так, чтобы работа на производстве была максимально безопасной, с учетом специфики и вредности этой работы. Тем более в ст. 210 ТК РФ говорится о том, что на данный момент главным приоритетом охраны труда в государстве является сохранение не только жизни, но и здоровья работника.

Определение производственной травмы установлено законодательно в ст. 3 закона №125-ФЗ от 24.07.1998. Несчастным случаем на производстве считается событие, когда застрахованный работник получил травму или какое-нибудь увечье, исполняя требования, которые были установлены в трудовом договоре. Этот случай мог иметь место как на территории страхователя, то есть работодателя, так и за её пределами. То есть не обязательно находиться на производстве, чтобы получить производственную травму, главное в данной ситуации – исполнение трудовых обязанностей работником. Такой травмой может считаться случай, когда сотрудник получил увечье:

  • По дороге домой;
  • По дороге на работу;
  • В командировке.

Во всех описанных выше случаях травма, полученная сотрудником, будет считаться производственной. А значит работодатель понесет за неё ответственность. Он обязан будет предоставить гарантии, что работник не будет уволен, пока находится на лечении, и должен будет выплатить ему компенсацию за это. Обязательно должны быть покрыты

При определении, является ли полученная травма производственной, нужно опираться на главное – получена ли она при выполнении условий трудового договора? Считается ли дорога на работу производственной травмой? Например, являются производственными, а значит работодатель несет за них полную ответственность, такие ситуации, как:

  • Травма, полученная во время обеденного перерыва, который установлен в дневном распорядке предприятия;
  • Производственная травма по дороге на работу на транспорте, который предоставил работодатель;
  • Производственная травма по дороге с работы домой на транспорте, который предоставил работодатель;

Но если на время обеда сотрудник освобождается от обязанностей, прописанных в трудовом договоре, или если он обедает не по распорядку, то признать такую травму производственной будет крайне сложно. Но производственная травма по дороге домой – вполне возможный вариант.

Ещё одним фактором, позволяющим классифицировать травму как производственную, может быть распоряжение работодателя. То есть если сотрудник получил увечье, когда двигался к рабочему месту по распоряжению своего начальника. И при этом абсолютно не важно, на каком именно транспорте сотрудник следовал на своё рабочее место. Даже производственная травма по дороге на работу пешком будет причиной требовать компенсацию.

Также обратите внимание на то, что случаи производственной травмы, и то, кто несет за них ответственность, что должно выплачиваться и другие важные факторы, могут быть изменены только законодательно, правительством Российской Федерации. Работодатель не имеет никакого права диктовать, какие случаи являются производственной травмой, или ограничивать сотрудника в получении каких-нибудь обязательных выплат, гарантий.

Даже если сам работник написал заявление, в котором говорит о том, что он снимает с работодателя любую ответственность за своё здоровье или конкретный случай производственной травмы – это не имеет абсолютно никаких юридических последствий. Работодатель всё равно несёт ответственность за здоровье своих сотрудников и обязан возместить им медицинские расходы. Об этом говорится в ст. 9 и ст. 8 ТК РФ.

Перечень несчастных случаев, которые рассматриваются законодательством и подлежат учету и расследованию, изложен в ст. 227 ТК РФ. Также дополнительные случаи можно увидеть в п. 3 Положения №73 “Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве”, которое установлено и утверждено Министерством Труда Российской Федерации в 24.10.2002.

Отдельным пунктом следует рассмотреть производственные травмы в командировке. Являются ли они производственными увечьями, может ли сотрудник рассчитывать на компенсацию по такому делу?

Самое важное, что стоит установить во время расследования травмы, полученной во время командировки – в чьих интересах действовал сотрудник, когда получил увечье. Он делал что-то в интересах своего прямого работодателя, то есть совершал трудовую деятельность, или действовал в личных целях? И, в зависимости от случившегося, этот факт может устанавливаться и расследоваться абсолютно по-разному.

Если работник получил травму во время следования в командировку (или если возвращался из неё), то работодатель должен организовать специальную комиссию. Она будет заниматься расследованием и, в конце концов, скажет, стоит ли считать этот случай производственной травмой. О том, по каким критериям начальство должно собирать комиссию, говорится в ст. 229 ТК РФ.

Отдельно стоит разобрать ситуацию, когда сотрудник получил увечье, когда был откомандирован начальством организации не в конкретное предприятие, а действовал самостоятельно. Это, например, может быть юрист, получивший травму, когда ему необходимо было подписать бумаги с другой стороной договора и при этом сам он представляет интересы только своей организации. В таком случае комиссию собирает тоже работодатель попавшего в происшествие сотрудника, но при этом он может включить туда лиц от второй стороны договора.

Также стоит разобрать производственную травму, полученную в командировке за границей Российской Федерации. Акт о случившемся происшествии обязана составить та сторона, к которой был направлен сотрудник, если несчастное происшествие случилось в таких странах, как:

  • Кыргызстан;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан;
  • Молдова;

Они должны также зафиксировать сам факт травмы. И это правило работает как в эту, так и в обратную сторону. То есть, если сотрудник одной из этих стран приехал по командировке в Российскую Федерацию и получил здесь травму, то принимающая сторона должна сделать то же самое – составить акт, зафиксировать травму.

А если сотрудник, находящийся в командировке, прикреплен к принимающему его предприятию, то начальство этого производства должно не только составить все нужные акты, но и взять на себя часть обязанностей работодателя травмированного человека. А именно, оно должно организовать комиссию и, что самое важное, провести полное расследование случившегося. Но кроме этого организация, к которой прикреплен откомандированный сотрудник, обязана:

  • Послать уведомление в ту страховую службу, с которой сотрудничает предприятие, где работает травмированный человек;
  • Составить и оформить нужный акт о том, что несчастный случай имел место;
  • Если полученное увечье повлекло серьезные последствия, привело к смерти или если несчастный случай произошел с несколькими сотрудниками, то принимающая сторона обязуется отправить работодателю специальное уведомление об этом.

Разобравшись с тем, какие случаи являются производственной травмой, стоит задаться другим вопросом – каков размер компенсационной выплаты, которая полагается травмированному сотруднику?

  • Работодатель обязан покрыть стоимость больничного листа, который предоставить сотрудник. Это делается из тех средств, которые начальник организации выплачивал на страхование как раз от таких случаев. Но поскольку работодатель уплачивает взносы в ФСС за каждого сотрудника, затраты компенсируются из средств Фонда. И стоит отметить, что стаж работы не имеет никакого влияния на то, в каком размере покрывается больничный лист. Он в любом случае должен быть компенсирован полностью. Для того, чтобы получить такую компенсацию, сотрудник должен оформить специальный акт – лист о нетрудоспособности. Это можно сделать в том медицинском учреждении, где его лечили.
  • Выплата, которая совершается единовременно. Размер подобной выплаты зависит только от того, насколько сильную травму получил сотрудник – этот критерий устанавливается в ФСС.

Также сотрудник имеет право обратиться в суд для того, чтобы ему возместили полученный в связи с травмой материальный и моральный вред.

Стоит отметить, что комиссия устанавливает не только сам факт получения травмы, и является ли она производственной, но и то, насколько сильный вред был причинен здоровью. Если увечье легкое и не понесло за собой никаких серьезных последствий, то ФСС вообще не занимается возмещением средств и компенсацией ущерба. Эта обязанность перекладывается на плечи работодателя.

Статья написана по материалам сайтов: 3zprint-msk.ru, vse-o-trude.ru, glavkniga.ru, delatdelo.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector